С целью решительных перемен
10.07.2024
Транспортная политика
Госдума впервые в рамках своих полномочий утвердила новый состав Правительства России
Фото: duma.gov.ru
Случилось то, что было многими ожидаемо с волнением и надежами на лучшее – впервые в современной истории России Госдума сформировала состав правительства, и это, по словам ее председателя В. Володина «ознаменовало новый этап совместной работы законодательной и исполнительной власти». Состав нового-старого кабинета известен, так что и оптимисты, и пессимисты остались, что называется, каждый при своих.
А. Иванов
Кадровый пасьянс премьера
Тем не менее фигуры министров на доске кабмина были так расставлены, что, видимо, вследствие особой роли транспорта в преодолении блокады, недостатка собственных транспортных средств, ограничения провозных мощностей транспортного комплекса перемены коснулись весьма существенно. Так, министр транспорта В. Савельев перешел позицию вице-премьера по транспорту, что, скажем прямо, оказалось несколько неожиданным. Минтранс также возглавил достаточно неожиданный кандидат – губернатор Курской области Р. Старовойт, правда, имеющий в биографии опыт руководства Росавтодором, и это значит, что он в отрасли не новичок.
Относительно промышленности и формирования грузов также случились перемены. Неожиданным стало решение отдать портфель министра промышленности и торговли Антону Алиханову, который неплохо проявил себя на посту губернатора блокадной Калининградской области, а Минэнерго поручили возглавить губернатору Кемеровской области, главного угольного бассейна страны, С. Цивилеву. Вероятно, это как-то скажется на противостоянии владельцев угольных шахт с другими сырьевиками за доступ к железнодорожным магистралям Дальневосточного полигона.
Также состоялось очень знаковое обновление функционала ответственных чиновников. Ставший помощником президента Николай Патрушев займется вопросами кораблестроения, и это будет одной из основных сфер его кураторства, а Игорь Левитин в статусе советника президента и спецпредставителя по международному сотрудничеству в области транспорта будет концентрироваться на МТК «Север – Юг» и национальной арктической магистрали «Севморпуть».
Однако в этом кадровом пасьянсе важных фигур, пожалуй, самым непредсказуемым оказалось решение назначить первым вице-премьером правительства Д. Мантурова, который более 10 лет возглавлял Минпромторг и к этому времени уже был заместителем председателя правительства. Он сохранил курируемую сферу, а задачей у него осталось обеспечение того, чего у страны нет уже много лет, но всегда было необходимо как воздух, – технологического лидерства России.
Ошибаться можно, врать – нельзя
Итак, что же было обещано чиновниками с высокой трибуны Госдумы, как они видят свои главные цели, решение каких задач выносят на первое место в долгом шестилетнем марафоне управления порученным делом? Ведь декларируемые планы должны быть безусловно выполнены, а за каждым обещанием должна следовать ответственность за его выполнение. Ведь в стране катастрофически не хватает своего морского коммерческого крупного тоннажа. Впрочем, как и речного грузового флота, который также в большом дефиците.
Например, Д. Мантуров заявил, что российские верфи планируют в 2024 году сдать свыше 110 гражданских судов. «Будем продолжать активно инвестировать в эту отрасль, создавать условия в первую очередь для гражданского судостроения. Только в прошлом году было сдано 108 судов, в этом году будет сдано более 110».
Первый вице-премьер добавил, что на данный момент идет активная фаза модернизации не только судостроительных предприятий ОСК, но и других, частных, компаний, которые создают условия для развития и строительства на основных российских бассейнах. «Если говорить о модернизации, на это нацелена госпрограмма развития оборонно-промышленного комплекса. Сегодня активно идет реализация программы по обновлению основных фондов. Это и современные станки, технологическое оборудование, доковая программа. С учетом того, что доки закупались для верфей еще в 70-е годы, они, конечно же, уже морально устарели», – отметил он.
И пояснил, что до 2030 года на развитие судостроения заложены средства в Фонде национального благосостояния, также предполагается привлечение средств частных предприятий.
По словам В. Савельева, пропускная способность Восточного полигона должна составить 270 млн тонн в 2032 году, а «в этом году собираемся обеспечить пропускную способность Восточного полигона 180 млн тонн, в 2030 году уже будет 210 млн тонн, а в 2032 году – 270 млн тонн», – сказал он.
Он назвал историческим принятое решение о строительстве третьей очереди Восточного полигона.
Напомним, что ранее Правительство РФ утвердило третий этап модернизации БАМа и Транссиба до 2035 года с объемом финансирования более 3,7 трлн рублей. На эти средства планируется построить дополнительные железнодорожные пути, разъезды, тоннели, мосты, в том числе через Амур, а также организовать подходы к морским портам и модернизировать станции, платформы.
В числе курируемых В. Савельевым вопросов создание и функционирование эффективной транспортной системы, в том числе Единой опорной транспортной сети, а также повышение безопасности и устойчивости транспортной системы; доступность качественных услуг на транспорте, а также перспективное планирование эксплуатации дорог и развитие объектов придорожного сервиса.
Кроме того, он отвечает за разработку и реализацию национального проекта «Беспилотные авиационные системы», за исполнение транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, за вопросы стратегии развития ее в части транспорта.
В. Савельев будет координировать и госполитику в области создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через госграницу РФ и мест ее пересечения. В его ответственности регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта, в том числе в части согласования инвестпрограмм.
Также вице-премьер курирует федеральные министерства и ведомства – Минтранс, Росавиацию, Ространснадзор, Росавтодор и Росморречфлот.
По мнению Р. Старовойта, для министерства основными станут новый нацпроект «Эффективная транспортная система», создание высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, цифровая трансформация отрасли на основе отечественных решений и подготовка кадров
– Восточный полигон – задача № 1. Мы развернулись на Восток, там очень сложно, пропускная способность не соответствует потребностям грузоотправителей. Большая работа предстоит, – сказал он.
Также Р. Старовойт считает, что на сегодня не раскрыт потенциал речного судоходства. «Работа начата по созданию надежной инфраструктуры, чтобы часть грузопотоков смогли перебросить с автодорог и железных дорог на речное сообщение».
По словам министра, на все виды транспорта должно распространиться внедрение цифровых технологий, чтобы контролировать переориентирование потоков грузов. «Создание современной морской инфраструктуры, портов в координации с автодорожным, железнодорожным сообщением – на этом будем концентрироваться», – отметил он.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что сегодня перед министерством стоит задача по обеспечению дальнейшего развития Дальнего Востока и Арктики в условиях, когда значение этих геостратегических регионов возросло и одновременно увеличилось противодействие их развитию со стороны наших недругов. Он назвал десять ключевых приоритетов до 2030 года.
Первое – реализовать 38 мастер-планов (22 дальневосточных и 16 в Арктике), построить почти тысячу новых объектов, второе – обеспечить развитие транспортных коридоров (провозную способность СМП 150 млн тонн к 2030 году, Восточный полигон – до 270 млн тонн к 2032 году).
Затем обеспечение развития экономики энергией (строительство новой генерации, чтобы перекрыть дефицит мощности на Дальнем Востоке 1900 мегаватт до 2030 года). Также обеспечение лидерства России в арктической науке и технологиях освоения Севера. Пятое – стимулирование туризма (увеличение турпотока в три раза по отношению к 2023 году), для чего, в частности, готовятся предложения о расширении безвизовых соглашений с соседними странами. Шестым приоритетом стало привлечение инвестиций. Еще одним – цифровизация управления регионами. А вот наращивание торговли и инвестиций с Китаем, Индией и другими государствами АТР стало восьмым приоритетом. Девятым – обеспечение экономики кадрами и десятым – поддержка СВО, в том числе благодаря ТОР «Патриотическая».
А вот министр сельского хозяйства Оксана Лут сообщила, что к 2030 году на отечественных верфях планируется построить 20 судов для перевозки сельхозпродукции. И констатировала, что «у нас нет отечественного флота, сухогрузов, по большим судам работаем только на иностранном флоте». По ее мнению, «это очень плохо, и ситуацию надо менять, совместно с Минпромторгом начинаем этим заниматься».
По ее словам, у министерства уже есть первый проект, заказчиком которого выступил «Росагролизинг». В прошлом году «мы получили этот проект, теперь нужно найти верфь, на которой построить первое судно».
Советнику президента России Игорю Левитину поручено заниматься правовым обеспечением прокладки транспортных коридоров. «Одной из главных моих обязанностей будет совершенствование нормативно-правовой базы международных транспортных коридоров», – поделился И. Левитин.
По словам советника, во взаимодействии с профильным вице-премьером В. Савельевым он займется выстраиванием «отношений с другими странами, для того чтобы <…> это все работало». Он назвал коридор «Север – Юг» и Северный морской путь как два проекта, которые сегодня нам очень нужны, и добавил: «Это будут основные мои усилия».
По его мнению, транспортно-логистическим компаниям необходимо создать единую площадку, где они смогут обсуждать важные вопросы отрасли. И пояснил, зачем «у нефтяников, производителей газа, авиатехники, морского оборудования есть свои международные форумы. У транспортников этого нет. И понимаю почему. Те, кто накладывает санкции, хотят разобщить транспортное сообщество. Поэтому поддерживаю предложение компании DP World о создании такой площадки, где участники могли бы все проблемы обсуждать и дальше выносить их на решение своих правительств», – сказал И. Левитин.
Советник также отметил, что Россия – одна из самых больших стран по грузовой базе. «Рядом с нами Китай, Европа, Юго-Восточная Азия, Индия, поэтому Россия участвует примерно в 10 международных транспортных коридорах. Должна быть выработана единая координация работы всех правительств, которые находятся в этих коридорах. Потому что двусторонние отношения иногда идут в разрез общему значению коридора», – сказал он.
И подчеркнул необходимость уделить внимание цифровизации отрасли. «Сложно себе представить, что на пункт пропуска придет беспилотный автомобиль и искусственный интеллект будет разговаривать с пограничником или с таможенником. <….> А это будет, весь мир идет уже такой технологией. Если не подготовим нормативно-правовую базу, нас будут обходить другие страны, которые будут к этому готовы».
В русле вышеприведенных заявлений министров прозвучала информация от главы «Росатома» Алексея Лихачева, который доложил президенту страны о создании подкомиссии России и КНР по Севморпути. Как оказалось, кроме ядерных технологий есть огромный спектр проектов технологического суверенитета. Но флагманским он назвал Севморпуть и добавил, что «принято решение о создании подкомиссии по СМП: мы с российской стороны, министр транспорта – от КНР».
А. Лихачев уверен в потенциале увеличения до 50 млн тонн китайского транзита к 2030 году по арктической трассе и пояснил, что «привлекаем наших партнеров и в аспекты арктического судостроения, благоустройства портов, логистических центров». По мнению главы госкорпорации, «это действительно будет совместный проект в интересах обеих стран». Вроде бы действительно неплохо в широких планах привлечения иностранцев на СМП не забыть о национальных интересах России, чтобы в будущем не оказаться там в качестве гостей.
Не забыть бы про овраги
Итак, новому правительству остается только пожелать успехов, ведь работа предстоит большая, по сути, речь идет о переформатировании кабинета с целью решительных перемен в выполнении поставленных В. Путиным задач развития страны. Потому и хотелось бы, чтобы за обещанием шло безусловное исполнение, а за словом каждого чиновника – конкретное дело.
Что касается транспортного комплекса, то следует напомнить, что здесь ситуация обострилась с началом СВО, поскольку с рынка ушли иностранные перевозчики и производители техники, а заменить их продукцией отечественного производства не представляется возможным. И причина невероятно проста: все еще недостаточно или вообще не налажено свое производство по всей линейке транспортных средств – автомобилей, самолетов, судов морского и речного флота. Правда, пока выручают «дружественные страны», но есть опасение, что такая рокировка с ушедшими «партнерами» вполне себе может устроить некоторых ответственных товарищей.
Например, по флоту нельзя сказать, что о потребностях в морском тоннаже для обеспечения транспортной независимости страны не знали или не говорили с различных высоких трибун. Только проблема в том, что реальностью были и остаются очень скромные результаты в деле обновления отечественного флота на своих верфях. Хотя в планах, стратегиях, программах все заявлялось как надо.
Так, на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в 2019 году отмечалось, что за предыдущие семь лет было построено более 150 морских транспортных судов и типа «река-море», но из них на российских верфях – 80 судов. Таким образом, делался вывод: морской флот под флагом России вырос на 30%, а потому получается, что составлял он тогда всего 450 судов? И это никого в верхах не настораживало, что столь негусто для страны, живущей экспортом сырья и импортом всего остального. Руководствовались известным, что «нам и так все привезут».
При этом в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года заложено увеличение грузоперевозок по Севморпути до 80 млн тонн грузов. И было понимание, что для достижения цели предварительно потребуется более чем 100 судов ледового класса. В том числе ледоколы, газовозы для перевозки СПГ, танкеры для перевозки сырой нефти и газового конденсата, а также вспомогательный, аварийно-спасательный, навигационно-гидрографический флот.
И еще. Было признано, что России требуется новый морской транспортный флот – контейнерововзы, балкеры для вывоза угля и других сыпучих грузов, морские паромы, пассажирские суда и рефрижераторы. И если бы пусть не все, но хотя бы большая часть этих судов была построена за эти семь лет за границей или в стране, да еще зарегистрирована под российский флаг, то сегодня был бы столь необходимый отечественный тоннаж для перевозки существенной части внешнеторговых грузов. Скажем больше, уже в 2014 году, после возвращения Крыма в родную гавань, было ясно, что дружба с Западом закончилась, на Россию посыпались санкции, зазвучали угрозы. Вот чтобы тогда озаботиться созданием транспортной безопасности страны, использовать ныне украденные 300 млрд валюты на решение тех проблем, о которых хорошо знали?
Что же наблюдается сегодня, когда наступил этап подведения итогов минувших шести лет и принятия решений на предстоящий период. По существу, кроме ССК «Звезда» за 30 лет не построено ни одной новой высокотехнологичной судоверфи, способной, например, удовлетворить запросы Минсельхоза на строительство 20 морских балкеров-зерновозов, угольщикам также нужны углевозы, а газовикам – газовозы и т.д. Правда, было обещано президенту страны пару лет назад на о. Котлин начать возведение верфи для крупнотоннажного судостроения на 300 тыс. тонн металла в год, но дальше слов не дошло.
Однако, после того как В. Путин заявил, что считает необходимым строить дополнительные верфи и развивать судостроение на Дальнем Востоке, исходя из интересов страны, новый первый вице-премьер, бывший глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что ОСК и ВТБ до конца года примут решение о строительстве еще одного (второго) высокотехнологичного судозавода. И это хорошо, разумеется, только давно надо было это делать, и без подсказки президента.
Кстати, в связи с такой неторопливостью хотелось бы напомнить, что морской транспортный крупнотоннажный флот нужен экспортерам отечественного сырья еще вчера как воздух, а также спросить ответственных товарищей в курсе ли они какие потери страна несет на фрахте из-за отсутствия своего флота и, самое главное, когда со стапелей этих двух верфей ожидать спуска на воду первых судов, какой флот на каждой из них будет строиться, по каким проектам и где будет страховаться?
Морские вести России №7 (2024)