Транспортный баланс обретает реальность - Морские вести России

Транспортный баланс обретает реальность

06.06.2024

Транспортная политика

В нацпроект «Развитие транспортной инфраструктуры» войдут 10 федпроектов

Фото: Морской порт Высоцк/ФГБУ «АМП Балтийского моря»

На площадке Координационного центра правительства первый заместитель председателя кабмина Андрей Белоусов и руководитель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов провели совместное заседание президиума Правительственной комиссии по транспорту и комиссии Госсовета по направлению «Транспорт».

Участники рассмотрели результаты работы отраслевых межведомственных рабочих групп по подготовке нацпроекта «Развитие транспортной инфраструктуры». Министр транспорта Виталий Савельев в презентации представил предложения по структуре, показателям, общественно значимым результатам и финансированию проекта.

Будет единая модель управления

Как отметил министр, новый национальный проект станет преемником Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также ряда ранее реализованных инфраструктурных проектов – его структура и целеполагание основываются на необходимости создания единой модели управления развитием транспортной отрасли и всех видов транспорта. Он уточнил, что в основе предложений механизмы отбора и приоритизации проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, на базе единой опорной транспортной сети и механизмов транспортно-экономического баланса, впервые закрепленных в Транспортной стратегии, одобренной в 2021 году президентом страны.

Какие же ключевые цели преследует нацпроект? Одной из них предлагается определить рост мощности единой опорной транспортной сети. Также реализация нацпроекта направлена на рост пропускной и провозной способности транспортной инфраструктуры для российских грузов, увеличение ее мощности для пассажирского сообщения и повышение удовлетворенности инфраструктурой.

В целом структура нацпроекта предусматривает 10 федпроектов, направленных на развитие инфраструктуры единой опорной транспортной сети. Федпроекты, входящие в нацпроект, включают развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла, высокоскоростных железнодорожных магистралей, пунктов пропуска через границу, опорных сетей аэродромов и аэропортов, железных дорог, морских портов, внутренних водных путей, автодорог. Плюс предусмотрена цифровизация транспортного комплекса и развитие кадрового потенциала.

В рамках работы над структурой, показателями, общественно значимыми результатами и финансированием проекта на базе Минтранса создано шесть межведомственных рабочих групп, возглавляемых заместителями министра, курирующими соответствующие направления деятельности. В состав рабочих групп вошли представители Администрации президента, комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», Госдумы, Федерации, Минэкономразвития, Минфина, а также бизнеса, отраслевых ассоциаций и экспертного сообщества.

Заместители министра транспорта Валентин Иванов, Владимир Потешкин, Александр Пошивай, Андрей Костюк, Дмитрий Баканов и директор административного департамента Константин Пашков детально представили предложения по каждому из 10 проектов. Кроме того, в ходе дискуссии участниками был внесен ряд предложений, корректировок и дополнений в обсуждаемый документ.

Участники совместного заседания в целом одобрили предложения и высоко оценили проделанную министерством работу.

По итогам заседания первый вице-премьер Андрей Белоусов дал ряд поручений и отметил, что следующий этап работы – это общественное обсуждение предложений по нацпроекту. В частности, представленные Минтрансом предложения должны быть направлены на рассмотрение широкому кругу заинтересованных лиц, в том числе бизнес-объединениям, в первую очередь в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия». Также необходимо обеспечить синхронизацию и координацию мероприятий нацпроекта с другими ведомствами, в частности с Минфином, Минэнерго, Минпромторгом.

«Основной смысл нового нацпроекта – завершение многоуровневой работы и выстраивание новой системы, в основе которой – единая опорная транспортная сеть, генеральная схема. Второй этап – это транспортно-экономический баланс, который должен показать самые узкие, напряженные места транспортной системы. И третий – это оптимизация транспортной инфраструктуры с учетом выявленных узких мест таким образом, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее оптимальными способами», – резюмировал Андрей Белоусов.

Предварительный бюджет – 10,2 трлн рублей

Предварительно общий объем финансирования проекта оценивается в 10,2 трлн рублей на период 2025-2030 гг.

Новый документ призван решить задачи «изменения транспортных грузопотоков, связанных с санкциями, и обеспечить быстрорастущий объем пассажирских перевозок по стране. При этом должен измениться принцип работы: если раньше «шли по пути экстенсивного развития (что привело к росту капиталоемкости, а также к ущербу поддержания состояния уже действующей инфраструктуры), то теперь в основе будет транспортно-экономический баланс единой опорной транспортной сети.

Предполагается, что из 10,2 трлн рублей из федбюджета будет выделено 3,46 трлн рублей, остальное планируется привлечь из внебюджетных источников. На текущий момент отраслевыми документами уже предусмотрено 2,97 трлн рублей бюджетных средств, дополнительно необходимо будет изыскать еще 488,5 млрд рублей, следует из материалов.

Весь нацпроект разделен на восемь инфраструктурных федеральных проектов, отдельными блоками пойдут мероприятия по цифровизации отрасли и подготовке кадров, а также блок «процессных мероприятий» (информационное сопровождение и системы мониторинга). Финансирование последних потребует еще 2,5 млрд рублей (дополнительно к 10 трлн рублей).

На ж/д инфраструктуру необходимо более 4,3 трлн рублей за шесть лет, причем 4,27 трлн рублей планируется обеспечить за счет внебюджетных источников. Автодорожные проекты оценены в 2,8 трлн рублей, из которых 2,7 трлн должно быть профинансировано из бюджета.

Третьим по объему финансирования – 1,7 трлн рублей – станет проект развития высокоскоростных ж/д магистралей. Отдельно выделен блок по развитию железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле (345 млрд рублей), на реконструкцию аэродромов и аэровокзалов направят 347,6 млрд рублей, на морские порты – 332,8 млрд рублей. Также предусмотрены мероприятия по развитию опорной сети внутренних водных путей и пунктов пропуска через госграницу.

Как указали источники РБК, параметры нацпроекта еще не окончательные. Критике на заседании рабочей группы подверглось, например, отсутствие раздела по развитию общественного транспорта.

Большая часть финансирования будет направлена на модернизацию опорной сети железных дорог – Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, а также инфраструктуру в границах международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» (всего включает три маршрута: Западный – через Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, Транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в порты Ирана и Туркмении, Восточный – через Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом).

Напомним, что в марте глава РЖД Олег Белозеров заявил о планах холдинга модернизировать подходы к портам северо-запада, благодаря чему провозная мощность должна возрасти до 220 млн тонн с исходных 74,4 млн тонн. Планируется также обновление инфраструктуры на южном и дальневосточном направлениях – до 152 млн тонн (+27 млн тонн) и 210 млн тонн (+37 млн тонн) соответственно. В итоге среднегодовые темпы роста объема грузоперевозок составят более 2%, контейнерные перевозки увеличатся на треть, до 10 млн TEU, прогнозируют в РЖД.

На эти цели нацпроектом заложено 886 млрд рублей для северо-западного направления и 639,9 млрд рублей – южного. На развитие Восточного полигона направят почти 2,8 трлн рублей.

На развитие опорной сети морских портов России по нацпроекту будет направлено 332,8 млрд рублей, из которых основную часть (291,7 млрд рублей) должны обеспечить внебюджетные источники финансирования. В 2024 году в портовую инфраструктуру будет вложено 124,7 млрд рублей, из которых федбюджет обеспечит только 1,2 млрд рублей инвестиций. Со следующего года ожидается снижение объемов инвестирования. Планируемые объемы капиталовложений на 2025 год составят 100,6 млрд рублей (3,9 млрд рублей которых из федбюджета), на 2026 год – 94,1 млрд рублей (5,3 млрд рублей – из федбюджета), на 2027 год – 68,6 млрд рублей (7,2 млрд рублей – федбюджет). При этом суммы, которые планируется направить на порты из федбюджета, не зарезервированы, но поддержаны Минэкономразвития, говорится в презентации.

К ключевым проектам Минтранс отнес строительство угольного терминала «Порт Эльга» в районе мыса Манорский, универсального перегрузочного комплекса «Новороссийский судоремонтный завод» и многофункционального грузового района в морском порту Корсаков (Поронайск) на Сахалине.

На модернизацию инфраструктуры внутренних водных путей предлагается выделить 121,1 млрд рублей, все они должны быть направлены из федбюджета. При этом на данный момент базово на федпроект должно быть выделено 97 млрд рублей. Финансирование дополнительных 24,1 млрд рублей одобрено Минэкономразвития. Ключевые мероприятия – строительство Багаевского гидроузла на Дону, реконструкция объектов канала им. Москвы, гидротехнических сооружений на Волге, судоходных шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла в Нижегородской области.

В заседании приняли участие глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров, генеральный директор АО «УК «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Курушин, председатель совета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» Андрей Северилов, представители Государственной Думы, Минэкономразвития, Минфина, Минстроя, Минпромторга, ФАС, ФТС, администраций субъектов Федерации, бизнес-сообщества, научные эксперты.

Морские вести России №6 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

10.07.2024

Транспортная политика

06.06.2024

Транспортная политика