«Арктик СПГ-2»: в поисках выхода из транспортного тупика - Морские вести России

«Арктик СПГ-2»: в поисках выхода из транспортного тупика

14.03.2024

Транспортная политика

«Арктик СПГ-2»: в поисках выхода из транспортного тупика

Фото: sskzvezda.ru

Впечатления от долгожданного известия о начале добычи газа на новом проекте ПАО «НОВАТЭК» существенно омрачают сомнения в том, удастся ли вовремя построить необходимое количество СПГ-танкеров. Дело в том, что ответственные товарищи за многие годы так и не удосужились обеспечить в стране независимое крупнотоннажное судостроение полного цикла по всей линейке. Более того, даже когда Крым и Севастополь «вернулись в родную гавань» и на страну посыпались все более жесткие экономические и политические санкции, это тоже не стало сигналом взяться за возрождение отрасли, засучив рукава. И вот закономерность – бизнесу приходится искать ответ на вопрос: на что рассчитывать и кто может оказать реальную помощь в решении проблемы строительства флота газовозов для проекта?

А. Сидоров

Последние дни ушедшего года были ознаменованы громкими событиями в отечественном энергетическом секторе – столь же знаковыми, сколь и неоднозначными. 27 декабря вице-премьер правительства страны Александр Новак заявил о фактическом начале работы первой технологической линии по выпуску сжиженного природного газа на «Арктик СПГ-2». Он также подтвердил актуальность ранее обнародованных планов ПАО «НОВАТЭК» об ожиданиях начала отгрузок стартовых партий СПГ танкерами в первом квартале 2024 года.

Таким образом, Россия достаточно ярко ответила на очередной комплекс инициатив по «удушению» этого перспективного проекта, который был выдвинут Минфином США в начале ноября 2023-го – теперь остается только дождаться сообщений о фактической отправке сжиженного голубого топлива с месторождения «Утреннее», что на Гыданском полуострове в Карском море.

Стоит напомнить, что речь пока идет о начале эксплуатации только первой из шести линий производительностью по 6,6 млн тонн СПГ в год каждая. По предварительным данным, вторая и третья очереди проекта должны стартовать соответственно в начале 2025-го и в 2026 году, однако соблюдение этого графика безусловно зависит от степени успешности запуска всей технологической цепочки первой линии: от начала собственно добычи и сжижения природного газа до его доставки потребителям, что практически возможно осуществить только посредством СПГ-танкеров, причем исключительно ледового класса.

К сожалению, тут-то и начинаются сложности.

Форс-мажор заказывали?

Как известно, мажоритарным владельцем активов «Арктик СПГ-2» является российское ПАО «НОВАТЭК», однако собственными долями в проекте располагают также крупные французские, китайские и японские инвесторы (табл. 1).

Таблица 1. Участники проекта «Арктик СПГ-2»

Название компании

Страна

Доля в проекте

ПАО «НОВАТЭК»

Россия

60%

TotalEnergies

Франция

10%

CNPC

Китай

10%

CNOOC

Китай

10%

Jogmec + Mitsui

Япония

10%

Тем более резонансным стало известие о том, что российский оператор объявил форс-мажор на поставки газа с месторождений «Арктик СПГ-2» в адрес «некоторых» покупателей, обосновав свое решение введением санкций в отношении проекта со стороны США. Кстати, известно об этом стало 21 декабря, то есть почти за неделю до сообщения А. Новака о начале практической работы первой линии.

Список «некоторых» покупателей, рискующих остаться без российского газа из-за американских санкций, определился довольно быстро: уже к 25 декабря все иностранные участники без исключения объявили о собственных форс-мажорах по участию в проекте (от финансирования его развития до off-take закупок СПГ).

Причем если китайские и японские компании все же сообщили о своих планах добиваться вывода поставок газа с «Арктик СПГ-2» из-под санкций, то французская TotalEnergies чуть позже однозначно заявила, что не будет получать голубое топливо с этого проекта по крайней мере в течение 2024 года.

На фоне подобных заявлений зарубежные, да и некоторые отечественные отраслевые аналитики в один голос заговорили о возможном дефолте по внешнему финансированию на $9,5 млрд и возрастающих рисках фактического замораживания «Арктик СПГ-2» в целом – то есть исполнения заветной мечты наших американских «недрузей».

При этом гораздо меньшее внимание было уделено целому ряду немаловажных обстоятельств.

Во-первых, объявить форс-мажор отнюдь не означает в действительности похоронить проект. В наблюдаемых международных реалиях это скорее вполне эффективный способ застраховать свой бизнес от штрафов за невыполнение ранее заключенных контрактов по никак не зависящим от российской стороны обстоятельствам.

Во-вторых, как это выяснилось всего неделю спустя после объявления стартового форс-мажора, добыча газа и его отгрузка в сжиженном виде на СПГ-танкеры все же будет начата в декларированные ранее сроки. Вопрос только в том, кто и сколько газа теперь получит.

Это приводит к естественному в-третьих: ни о каких 11,88 млн тонн в год для России и по 1,98 млн тонн СПГ для каждого из иностранных участников проекта речи пока не идет. На очереди лишь запуск первой линии годовой производительностью 6,6 млн тонн – и то при своевременном выходе на 100%-ные плановые показатели. А теперь стоит несколько подробнее рассмотреть, что же стоит за этими цифрами.

Занимательная газовая арифметика

Согласно исходным положениям по разделу продукции, выпуск подобного количества сжиженного голубого топлива означает почти 3,96 млн тонн СПГ в год собственно на долю России в лице ПАО «НОВАТЭК», а также по 660 тыс. тонн для каждого из его зарубежных партнеров-инвесторов. При естественном и вполне логичном на основании форс-мажорных обстоятельств ограничении поставок участникам проекта из условно недружественных России стран – Франции и Японии – остаются китайские CNPC и CNOOC.

Правда, эти компании с суммарной долей 1,32 млн тонн СПГ в год также успели объявить о форс-мажоре, однако это представляется скорее своеобразной страховкой от задержки старта и/или темпов роста производства СПГ по условиям договоров с потребителями в самой Поднебесной. К слову, практически одновременно с заявлениями о форс-мажоре появились сообщения, что руководство обеих компаний активно ищет «новые формы и схемы» участия по совместной разработке газовых месторождений в Российской Арктике.

С учетом же рекордной активизации укрепления российско-китайских экономических и политических связей все же представляется крайне сомнительным, что CNPC и CNOOC не получат причитающейся им доли продукции первой технологической линии «Арктик СПГ-2» – пусть даже за счет их более «принципиальных» японских и французских коллег, если необходимые объемы производства газа из-за санкций США так и не удастся достичь в плановые сроки.

Кстати, совокупная доля ПАО «НОВАТЭК», CNPC и CNOOC составит порядка 5,3 млн тонн СПГ в год, то есть чуть больше половины всего СПГ, вывезенного из России в Поднебесную по итогам прошлого года, по данным Главного таможенного управления КНР. Таким образом, вопрос с покупателем продукции первой очереди с «Арктик СПГ-2» отпадает по определению, а Россия как минимум не проиграет, если без ее арктического газа останутся потребители Японии и Франции – китайский рынок без труда переварит подобную экспортную добавку.

Однако, чтобы это произошло, газ предварительно нужно добыть, преобразовать в сжиженное состояние и доставить получателям на специализированных танкерах. Тут-то и возникают сложности: если для двух начальных этапов особых проблем пока не предвидится, то перспективы реализации третьего к настоящему времени выглядят весьма неопределенными.

Иными словами, успешность реализации проекта «Арктик СПГ-2» в целом буквально упирается в решение вопроса со своевременным его обеспечением нужным количеством газовозов ледового класса.

СПГ-танкеры: от планов к реальности

Итак, требуемое число судов-газовозов, которое, согласно оценкам руководства ПАО «НОВАТЭК» (Леонид Михельсон), определяется простой формулой: один миллион тонн сжиженного газа – один танкер. Исходя из плановых показателей производительности проекта «Арктик СПГ-2» в целом (три линии по производству СПГ по 6,6 млн тонн в год каждая, плюс порядка 1,4-1,6 млн тонн в год нефтегазового конденсата), для обеспечения вывоза продукции было признано необходимым построить флотилию из 21 СПГ-танкера ледового класса Arc7.

При этом заказ на сооружение 15 таких судов был размещен на отечественном ССК «Звезда», а еще шести, по три для российской компании «Совкомфлот» и японской Mitsui O.S.K. Lines (MOL), на верфи Окпо, принадлежащей южнокорейской корпорации Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

Как редакция уже отмечала в предыдущих публикациях, сроки сдачи СПГ-танкеров на ССК «Звезда» были официально сдвинуты «вправо» еще в конце 2022-го. Заметим, что эта пролонгация как минимум на год коснулась даже первых пяти судов серии, для которых в основном были своевременно поставлены необходимое импортное оборудование и комплектующие.

К концу 2023 года на воду были спущены только три судна и еще на двух ведутся работы по сборке корпусов. По предварительным данным, передачу заказчику головного СПГ-танкера серии «Алексей Косыгин» можно ожидать к началу весны текущего года, то есть почти на год позже изначальных плановых сроков (март 2023 г.). Конечно, хотелось бы, чтобы хоть так, но было.

Таким образом, чрезмерно оптимистичные надежды руководства НОВАТЭКа (Евгений Амбросов) получить до конца прошедшего года целых два газовоза Arc7 и, соответственно, начать отгрузку газа с «Арктик СПГ-2» уже в январе 2024-го пока не оправдались. Столь же призрачными выглядят и планы на получение еще девяти СПГ-танкеров от ССК «Звезда» к началу 2025 года, когда в эксплуатацию предполагается ввести вторую производственную линию проекта.

Судьба же оставшегося десятка газовозов выглядит еще более печальной. Это связано с необходимостью замены ряда ключевых узлов, агрегатов и систем от главных двигателей до мембранных покрытий газовых танков на продукцию отечественной разработки или т.н. параллельного импорта при условии, что подобные поставки вообще удастся организовать в нужных объемах.

Очередной подножкой в планы достройки СПГ-танкеров на ССК «Звезда» стало заявление южнокорейской Samsung Heavy Industries (SHI) от 26.12.2023 о прекращении поставок судовых блоков и оборудования как раз для десяти оставшихся судов серии. И хотя сам контракт пока не расторгнут, подобное решение ставит под сомнение саму возможность продолжения успешной «крупноотверточной» сборки газовозов на российском предприятии из готовых блоков, созданных южнокорейскими коллегами на принадлежащей Samsung верфи Геойе.

Что же касается шести однотипных СПГ-танкеров, строительство которых до последнего времени достаточно активно велось на верфи Daewoo Shipbuilding, то и на них в ближнесрочной перспективе заказчику рассчитывать не приходится. Помимо уже названных проблем с официальным разрывом контрактов по трем «русским» заказам и частично вследствие этого рискованного шага сама DSME оказалась в столь сложном финансовом положении, что была вынуждена передать свои активы другой крупной южнокорейской корпорации Hanwha Ocean Group.

На фоне общей перегруженности контрактными обязательствами и сохраняющемся риске забастовок рабочих ни Daewoo Shipbuilding, ни ее новый инвестор вряд ли будут настроены ударными темпами достраивать высокотехнологичные и дорогие суда, оставшиеся фактически без заказчика.

Столь же маловероятным представляется и оперативная достройка тройки газовозов для японской Mitsui O.S.K. Lines (MOL) – особенно после того, как концерн Jogmec + Mitsui & Co объявил о форс-мажоре по своим обязательствам в рамках «Арктик СПГ-2». Таким образом, сооружение всех шести СПГ-танкеров Arc7 на верфи Окпо рискует оказаться замороженным на неопределенный срок, не говоря уже о реальной возможности их последующего использования для вывоза газа из Российской Арктики, пусть даже под чужим флагом.

Между тем для обеспечения только первой из производственных линий проекта «Арктик СПГ-2» согласно формуле от НОВАТЭКа уже в текущем году требуется шесть-семь подобных судов, построить которые в столь сжатые сроки исключительно на российских верфях сегодня представляется нереальным, а получить почти готовые из-за границы – невозможным.

Судя по наблюдаемой динамике производственного процесса на ССК «Звезда» и дальнейшему ужесточению санкционных ограничений на поставки комплектующих, до конца текущего года в лучшем случае можно рассчитывать на ввод в эксплуатацию не более трех СПГ-танкеров Arc7. Таким образом, отечественным тоннажем будет обеспечен вывоз едва половины газа с первой производственной линии «Арктик СПГ-2» в том случае, конечно, если ее действительно удастся вывести на полную проектную мощность в назначенные ранее сроки.

И все-таки даже столь мрачноватая по сравнению с планами реальность не означает, что газовозы для «Арктик СПГ-2» не смогут быть построены, пусть даже с ощутимым дальнейшим сдвигом сроков «вправо». Вопрос только в том, кто России в этом действительно может и стопроцентно захочет помочь. Ответ прост, хотя, возможно, на первый взгляд и не вполне очевиден...

Ну конечно же, Китай

Когда на рубеже 2000-х судостроители Поднебесной активизировали усилия по освоению технологий и опыта сооружения СПГ-танкеров, их японские и особенно южнокорейские коллеги достаточно легкомысленно предполагали, что первый газовоз Китаю удастся построить не ранее чем через двадцать лет.

Между тем уже в 2008 году со стапелей шанхайской верфи компании Hudong-Zhonghua («дочки» Китайской государственной судостроительной корпорации – CSSC) сошел танкер LNG Dapeng Sun дедвейтом 83 тыс. тонн, рассчитанный на прием до 147 200 кубометров сжиженного газа. И хотя после чуть более года эксплуатации судно пришлось поставить в длительный ремонт для исправления многочисленных неполадок, оно оказалось достаточно удачной первой ласточкой, которая исправно перевозит голубое топливо и до сих пор.

Более того, полученный опыт и отлаженное в соответствии с его уроками производство позволили китайским верфям в кратчайшие сроки не только наладить динамичные поставки газовозов для нужд национальных операторов, но и уверенно выйти с их предложением на внешние рынки.

В результате по итогам 2022-го верфям Поднебесной удалось заключить контракты на сооружение 55 СПГ-танкеров и 49 из них оказались в портфеле новостроя CSSC – то есть почти трети всех судов подобного типа, заказанных на мировом рынке. Таким образом, Китай начал не спеша, но уверенно осваивать одну из наиболее технологичных ниш транспортного судостроения, которая еще до недавнего времени считалась монопольным владением Южной Кореи и Японии.

Правда, прошедший 2023 год оказался менее удачным: китайским специалистам достались заказы на строительство всего 17 СПГ-танкеров, однако подобная же динамика наблюдалась и по всей отрасли в целом. В частности, верфям Южной Кореи в прошлом году был заказан только 51 газовоз, в то время как в 2022-м их число достигало 119 судов.

С начала же 2024 года ситуация явно стала меняться в пользу судостроителей Поднебесной, причем довольно быстрыми темпами. Уже 12 января были официально обнародованы детали нового контракта, в соответствии с которым китайская компания Hudong-Zhonghua получила заказ на сооружение сразу восьми СПГ-танкеров для катарской корпорации QatarEnergy. По предварительным данным, общая цена контракта составляет порядка $2,5 млрд, при этом суда вместимостью до 271 тыс. кубометров сжиженного газа каждое предполагается передать заказчику в 2028-2029 гг.

О поступательном смещении центра тяжести газовозного новостроя в Китай дополнительно свидетельствует и соответствующая активность мировых лидеров по производству ключевых комплектующих для СПГ-танкеров. Так, в декабре прошлого года стало известно о заключении соглашения о стратегическом сотрудничестве лидера китайского судостроения – корпорации CSSC с французской компанией Gaztransport & Technigaz (GTT). Стоит особо отметить, что GTT специализируется на выпуске криогенных систем и специального мембранного покрытия для газовых танков.

В соответствии с условиями достигнутого соглашения основными направлениями взаимодействия станут оптимизация проектов и конструкций танкеров, особенно в диапазоне грузовместимости от 175 тыс. до 270 тыс. кубометров СПГ, а также особо крупных судов типа VLEC для транспортировки этана. При этом особо отмечается, что двенадцать дочерних предприятий CSSC смогут официально использовать на своем производстве технологии ее стратегического французского партнера.

Напомним, что с 8 января 2023 года как раз компания GTT прекратила экспорт комплектующих и оборудования для СПГ-танкеров на ССК «Звезда», ограничив свое сотрудничество с российским предприятием обеспечением работ лишь на двух первых судах серии. Теперь же столь жизненно важные для российского производителя поставки получают реальные шансы на реанимацию – пусть даже через третью страну и, возможно, с применением какой-либо из многочисленных схем, позволяющих лицензиару на относительно законных основаниях закрывать глаза на особенности бизнес-активности своего особо перспективного лицензиата.

Х    Х    Х

Итак, Китай – наш великий восточный сосед и по совместительству «старый друг» – на сегодняшний день располагает как производственными мощностями, так и всеми необходимыми компетенциями для строительства современных СПГ-танкеров, а также мощной технико-технологической поддержкой этого производства с возможностью полной локализации выпуска необходимых для него комплектующих. К тому же в отличие от Южной Кореи Поднебесная не испытывает дефицита квалифицированных кадров, ее верфям не грозят забастовки, более того, отрасли в целом обеспечена самая широкая государственная поддержка.

В дополнение к этому официальный Пекин попросту игнорирует антироссийские санкции и готов совместно с Москвой искать наиболее эффективные пути минимизации их негативных последствий к взаимной выгоде двусторонних экономических отношений.

А еще, как уже было сказано выше, два крупных китайских оператора в сумме могут рассчитывать на 20%-ную долю продукции «Арктик СПГ-2», то есть на 1,32 млн тонн в год только с первой очереди и почти на 4 млн тонн в год при запуске всех трех линий проекта.

Уравнение успеха складывается само собой, так что остается только не затягивать его решение, причем совместными усилиями.

Когда верстался номер

Японская MOL не станет поставлять газовозы для «Арктик СПГ-2» из-за санкций

Антироссийские санкции США препятствуют использованию трех арктических судов-газовозов японской компании Mitsui OSK Lines (MOL) для доставки топлива, производимого на линиях проекта «Арктик СПГ-2» компании «НОВАТЭК», сообщил Bloomberg.

Агентство отмечает, что в ходе реализации проекта предполагалось использовать три газовоза производства MOL для транспортировки топлива с российского предприятия. Как заявил президент компании Такэси Хасимото, из-за санкций США она не может предоставить в пользование «Арктик СПГ-2» суда в соответствии с достигнутыми договоренностями.

«Наши контрактные обязательства состоят в том, что, если мы не можем оказывать [транспортные] услуги в рамках проекта, мы должны продать наши суда «Арктик СПГ-2». Однако есть ограничения [США], в соответствии с которыми нам не следует реализовывать эту сделку. Есть определенные трудности», – сказал в интервью агентству президент японской компании Такэси Хасимото. Он отметил, что его компания «работает с правительствами США и Японии, чтобы найти решение проблемы».

По оценке Bloomberg, без судов японской компании «будет сложно вывести завод на полную проектную мощность».

Вице-премьер России Александр Новак заявил 25 января, что НОВАТЭК может начать отгрузку первой партии сжиженного природного газа (СПГ) с первой линии «Арктик СПГ-2» уже в феврале этого года.

Участники проекта: «НОВАТЭК» (60%), французская TotalEnergies (10%), китайские CNPC (10%) и CNOOC (10%) и имеющий 10% японский консорциум Japan Arctic LNG, в котором 25% принадлежит Mitsui и 75% – JOGMEC.

Запуск первой и второй линий планируется в 2024 году, третьей – в 2026 г.

Морские вести России №2 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика