Пассажирские перевозки: новый импульс развития - Морские вести России

Пассажирские перевозки: новый импульс развития

29.01.2024

Транспортная политика

Пассажирские перевозки: новый импульс развития

Фото: «Морские вести России»

В рамках форума и выставки «Транспорт России» Федеральное агентство морского и речного транспорта 16 ноября провело традиционную отраслевую конференцию «Пассажирские перевозки по речным магистралям России: новый импульс развития», на которой представители федеральных органов власти, регионов, судоходного сообщества и эксперты обсудили актуальные задачи и перспективы развития пассажирских речных перевозок.

А. Сидоров

В ходе конференции участникам была предложена анкета из нескольких вопросов, смысл которой был выяснить, что в первую очередь мешает развитию речных перевозок. Ответ не удивил – нехватка флота и причалов. То есть ни дороговизна топлива, ни кадровый голод, ни бюрократические барьеры, а элементарное – возить по реке особо нечем и пристать некуда.

Что же может и должно делать в этих условиях ведомство, ответственное в двух словах за обеспечение гарантированных глубин и безопасность судоходства?

Что сделано

Как напомнил Александр Пошивай, заместитель министра транспорта РФ, внутренний водный транспорт является неотъемлемой частью транспортной системы страны и определен и описан в Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Общая протяженность водных путей 102 тыс. км, при этом водные пути европейской части образуют ЕГС (6500 км), которая связывает Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Она является самой грузо- и пассажиронапряженной частью системы.

Замминистра привел цифры. На ВВП эксплуатируется 2728 пассажирских судов. За 9 месяцев года объем перевозок пассажиров составил 9,4 млн человек, что на 18% больше аналогичного периода прошлого года.

Ключевым фактором развития перевозок на ЕГС является устранение существующих узких мест. С этой целью министерством ведется реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла на Волге в районе Нижнего Новгорода, строительство Багаевского гидроузла на Дону.

Городецкий гидроузел планируется реализовать в два этапа. Первый: строительство дополнительной камеры шлюза 15А и проведение дноуглубительных работ на нижнем подходном канале. За счет первого этапа пропускная способность гидроузла вырастет на 10,8 млн тонн. Срок реализации – 2025 год. Второй этап: реконструкция дамбы и выполнение дноуглубительных работ на протяжении 40 км судового хода от Городца до Нижнего Новгорода. Планируемый срок реализации – 2026 год. Пропускная способность гидроузла будет увеличена до 20 млн тонн. Одновременно с этим снимается проблема прохода круизными судами этого участка вместе с попуском воды с Рыбинского водохранилища. Также значительно увеличится доступность городов Средней Волги для путешественников из Москвы и Санкт-Петербурга и для жителей столиц Нижней Волги и Камы.

Багаевский гидроузел. Ввод в эксплуатацию осуществляется также в два этапа. На первом в 2025 году завершается строительство основных сооружений, обеспечивающих необходимую глубину для судов осадкой 3,6 м при организации одностороннего движения на отдельных участках. Реализация этапа гарантированно обеспечит круизные перевозки до Ростова-на-Дону и Таганрога, где в текущем году открылся новый пассажирский причал для приема круизных теплоходов. На втором этапе, до конца 2026 года, достраиваются защитные сооружения и необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов.

Еще одним узким местом на ЕГС является участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 км с гарантированной глубиной судового хода 3,3 м. При этом гарантированная глубина на сопряженных участках ЕГС 4 м. При увеличении гарантированной глубины до 4 м грузопоток составит 8 млн тонн. При этом будет обеспечена возможность круизным судам дойти до городов Пермского края и Удмуртии.

А. Пошивай сообщил, что в 2022 году перевезено 9,1 млн человек. Из них более 77% транспортные перевозки, которые, как правило, относятся к социально значимым, 19% – экскурсионно-прогулочные и 4% – чисто туристические.

При этом Транспортной стратегией предусмотрен рост объема перевозок пассажиров до 19 млн человек к 2030 году. Из них 65,8% составят транспортные перевозки, 31% – экскурсионно-прогулочные и 3% – туристические. Он добавил, что «для выполнения задачи, исходя из запросов субъектов Федерации, необходимо построить 360 новых судов пассажирского флота».

Поручения президента

Замминистра акцентировал, что президентом страны обозначен ряд приоритетных задач по развитию речных пассажирских перевозок и формированию условий для создания межрегиональных операторов. 27 октября Минтрансом создана комиссия по развитию скоростных пассажирских перевозок и уже 14 ноября на площадке «Транспортной недели» состоялось первое заседание.

В комиссии принимают участие представители Минтранса, Минэкономразвития, Росморречфлота, субъектов Федерации, ГТЛК, Единой транспортной дирекции, отраслевых образовательных учреждений, судоходных компаний и судостроительных предприятий.

– Мы постарались собрать всех, кто компетентен в этой области, проект планируется реализовать поэтапно, – продолжил замминистра. Так, рамках первого этапа будет обеспечено развитие пассажирских перевозок в трех субъектах, имеющих судоходные компании, которые активно развиваются в сегменте скоростных перевозок. Это Нижегородская область, Республика Татарстан и Чувашская Республика. Доставка скоростными судами в этих регионах по времени сопоставима с другими видами транспорта, а по некоторым направлениям ее скорость превышает перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом.

В 2023 году, по данным судоходных операторов, более 75% пассажиров путешествовали по Волге на межрегиональных маршрутах с туристическими целями. Поэтому на речных магистралях приоритет будет отдан развитию перевозок туристов. Развитие маршрутных сетей уже в 2024 году позволит достичь пассажиропоток в Нижегородской области – 150 тыс. человек, в Республике Татарстан – 180 тыс. человек, в Чувашской Республике – 24 тыс. человек. И по мере отработки она может быть расширена.

Первый этап проекта охватывает обеспечение скоростным пассажирским сообщением населенных пунктов от Городца до Ульяновска. А. Пошивай уточнил, что это крайние точки, а то, что находится внутри, будет нарезано на более короткие маршруты, которые также будут покрываться сквозными маршрутами. Первоочередной задачей, решаемой на данном этапе проекта, является развитие новых туристических направлений, мультимодальных пассажирских перевозок и разгрузка автомобильных и железных дорог в часы пик, выходные и праздничные дни.

В представленных в регионе компаниях ООО «Водолет», АО «Флот Республики Татарстан» и АО «Чебоксарский речной порт» сейчас эксплуатируется 11 судов скоростного пассажирского флота. Еще два будут представлены в навигацию 2024 года. Дополнительная потребность на сегодня 18 судов. Строительство флота планируется на двух верфях. Это ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева в Нижегородской области и Зеленодольский завод им. Горького в Республике Татарстан.

По его мнению, за два года здесь способны построить 18 скоростных пассажирских судов. Также требуется 10 мобильных причалов для скоростного флота. Производственные мощности для строительства этих причалов имеются.

А. Пошивай также затронул тему работы скоростных судов на сибирских реках. В настоящее время здесь работают 89 пассажирских судов на 53 маршрутах. В 2022 году они перевезли 393 тыс. пассажиров. Отличительной особенностью региона является значительная протяженность пути следования в районах, где отсутствует развитая дорожная инфраструктура, а также наличие малых рек с небольшими глубинами. Перевозки пассажиров на сибирских реках обеспечивают транспортную доступность населения, и в основном на тех маршрутах, где нет возможности добраться другими видами транспорта.

В регионе также идет обновление флота. С 2019 по 2022 год АО «Северречфлот» по договорам льготного лизинга получило 2 скоростных судна типа «Валдай», 2 теплохода «Метеор-120Р» и 1 метеор «2020». В Якутии сейчас работают два «Валдая» и планируется к приобретению «Метеор-120Р».

Кроме того, в России наблюдается увеличение спроса на пассажирские суда на принципах электродвижения. Электросуда являются наиболее эффективным и экологичным видом городского пассажирского экскурсионного прогулочного транспорта.

20 июня президентом РФ был открыт первый круглогодичный речной маршрут на Москве-реке. 9 июня в Красноярске также открылась навигация первого прогулочного электросудна серии «Экокрузер» на регулярном маршруте Красноярск – Дивногорск. Он заметил, что электросуда могут строиться под различные цели эксплуатации. Это и городской пассажирский транспорт, прогулочный флот, круизные теплоходы. По его словам, потребность в новых круизных судах и обновление российского пассажирского флота актуальна и включена в концепцию развития круизной отрасли России.

В круиз по реке

Замминистра отметил, что в последнее время растет популярность круизов по внутренним водным путям. И напомнил, что перевозки пассажиров по туристским маршрутам могут осуществлять порядка 100 судов круизного флота. В навигации текущего года в работе 85 судов. Это 2-, 3-, 4-палубные теплоходы различной пассажировместимости от 90 до 330 человек. Средний возраст круизного флота 45 лет. Половина флота возрастом более 60 лет. Поэтому тема его обновления сейчас находится в приоритете. Основная часть судов работает более чем на 80 маршрутах в европейской части страны. Основные пункты отправления – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Пермь и Казань. Это те опорные точки, на которые планируется и будет планироваться маршрутная сеть.

– Важно отметить, – считает А. Пошивай, – что благодаря программе льготного лизинга началось строительство нового флота. В 2020 году введен в эксплуатацию теплоход «Мустай Карим». В 2023 году – круизный речной колесный дизельно-электрический теплоход «Золотое кольцо». В следующем году планируется ввод пассажирского теплохода «Петр Великий» и одного судна проекта «Золотое кольцо».

На судостроительной площадке Восточно-Сибирского речного пароходства заложили круизное судно проекта PV-8714. Оно станет первым из двух судов этого типа, которые будут построены в рамках обновления Байкальской флотилии. Новый пассажирский лайнер станет крупнейшим на Байкале. Также еще три судна типа «Карелия» находятся в постройке со сроком сдачи в 2025-2026 гг.

Известно, что президентом России уделяется особое внимание развитию перевозок пассажиров водным транспортом, и это нашло отражение в перечне поручений по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства 20 июня текущего года.

По словам замминистра, здесь можно выделить поручения: при участии высших должностных лиц заинтересованных субъектов Федерации разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по ВВП ЕГС европейской части страны на период до 2035 года, определив основные пункты для посадки/высадки пассажиров, ежегодные объемы таких перевозок, необходимое количество и типы судов; принять решения, направленные на обеспечение поддержки строительства пассажирских судов, в том числе электросудов; обеспечить принятие мер по развитию объектов инфраструктуры речных портов, в том числе объектов зарядной инфраструктуры для электросудов; подготовить программу пассажирского судоходства на озере Байкал.

– Разумеется, все поставленные задачи будут выполнены, что будет способствовать всестороннему развитию внутреннего водного транспорта для обеспечения туристических и пассажирских перевозок на водных путях, – заявил А. Пошивай.

Вернулись в прошлое

Как пояснил Сергей Морозов, заместитель губернатора Нижегородской области, город Нижний Новгород находится на слиянии двух великих рек – Оки и Волги, а два основных транспортных маршрута «Север – Юг» и «Запад – Восток» проходят через область, поэтому «мы вынуждены были вернуться к прошлому и заняться возрождением скоростных речных пассажирских перевозок».

По его словам, уже пять лет, как создан специализированный региональный оператор ООО «Водолет», который планирует и осуществляет все процессы от финансовых до производственных в части пассажирских перевозок. За это время флотилия выросла с одного СПК «Валдай» в 2019 году до пяти «Валдаев» и трех «Метеоров». В этом году уже перевезли скоростными судами 81 500 пассажиров. Создан и стоечный флот: это 14 дебаркадеров и причалов. Он пояснил, что специальные причалы от Чкаловской судоверфи на сегодня в несколько раз дешевле, чем на рынке, и полностью подходят под потребности в части комфорта и удобства для пассажиров.

– Мы охватили 6 регионов и 22 города своими перевозками, – продолжил замгубернатора. – И по большому счету сегодня уверенно можно сказать, что скоростные перевозки на судах на подводных крыльях самые быстрые и самые комфортные, но и самые экономичные. Планируем увеличить перевозки до 150 тыс. пассажиров и охватить дополнительные территории даже, можно сказать, от Ульяновска. В перспективе волжские города Ярославль, Рыбинск, Кострома.

И привел в пример старинный город Юрьевец, что в Ивановской области, где средний пассажиропоток с учетом остановок составил 130% загрузки судна. Так что есть спрос, есть куда развиваться. В перспективе пассажиропоток может составить и 420 тыс. человек в год. Соответственно, общая потребность на данных маршрутах составляет 18 «Валдаев-45Р» и 6 «Метеоров».

Замгубернатора отметил, что в строительстве флота колоссальную поддержку оказала программа Минпромторга, реализуемая через ГТЛК. Таким образом, стало возможно воссоздание судов на подводных крыльях. Современный «Метеор» – это полностью новое судно, включая конструкцию крыла, технико-экономические характеристики, в том числе и по расходу топлива. По скорости достигли 70 км/ч.

Но есть и сложности. На сегодняшний день субсидируем речные перевозки. Ведь тариф хоть и рыночный, но полностью не покрывает затрат на перевозку пассажиров примерно в 2 раза. Надо отметить, что начиная с 2019 года на 15% сократился и размер субсидий. То есть при увеличении флота растет и экономическая составляющая работы регионального оператора.

Отвечая на вопрос, что же больше всего мешает, пояснил – «недостаток наличия флота». И добавил, что важно обеспечить равномерную загрузку предприятиям, для чего нужно непрерывное финансирование льготных программ ГТЛК. Тогда суда будут доступнее по цене и эксплуатирующие организации будут заинтересованы в их приобретении. Соответственно, и операционные затраты будет проще покрывать.

С акцентом на механизм восстановления речных перевозок выступил и Фарит Ханифов, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан: «Потому что все эти речные перевозки существовали и в какой-то части сегодня сохранились», – считает он.

И сообщил, что в республике поставили задачу в 2025 году перевезти 500 тыс. пассажиров, сегодня просматриваются 365 тыс. В эксплуатации 13 судов, 11 дебаркадеров и 7 причальных стенок. Задача: взять всю причальную инфраструктуру на ремонт и реконструкцию.

В планах на 2024 год назвал ремонт флота, «до которого долгое время руки не доходили, по 5 судов ежегодно включать в работу». Касательно обновления скоростного флота: «2 «Метеора-2020» приобрели, 2 судна ждем в 2024 году и 2 в 2025-м, ремонт дебаркадеров также до 2030 года расписан».

Особое внимание – ремонту причальной инфраструктуры. В Чистополе в навигацию 2024 года запускается новый причал, стенка уже собрана. Удлиняется причальная стенка в туристически привлекательном городе Булгаре, «потому что суда стоят в 2-3 ряда». Строительство причальной стенки в Набережных Челнах запланировано в 2024-2025 гг.

Республиканский министр привел расчеты времени движения на маршрутах и себестоимость. В частности, перевозки Казань – Ульяновск выиграли по времени у железнодорожников при сопоставимой стоимости билетов. Чебоксары – Казань – это уже сложившийся маршрут, здесь три «Валдая» ходят «под завязку». Можно ставить дополнительные суда. По Каме планируется возрождать туристические и социальные перевозки. Это Нижнекамск, Елабуга, Набережные Челны.

Привел пример, когда в этом году пришли в Сарапул, полгорода вышло на набережную. На маршруте более 20 лет не было скоростных судов. Время в пути составило чуть более 3 часов. Нижний Новгород – Казань, коллеги из Нижнего предложили маршрут. С удовольствием подключаемся. Обратил внимание: количество времени в пути (это почти 10 часов) требует, чтобы где-то останавливались, и здесь, кстати, можно запускать и встречные маршруты.

Ульяновск – Самара находится во втором этапе. Отрабатывается Набережные Челны – Сарапул – Пермь. Скоростные «Метеоры» до Перми ходили, маршрут будет восстановлен. Время в пути более 12 часов, поэтому система будет челночная. Город Уфа – «наши соседи по реке Белой, на сегодня этот путь еще не пройден, на следующий год попробуем сходить, посмотрим, что получится». Тоже очень интересный маршрут. Время в пути также 12 часов.

Отметил и проблему – кадры, комплектацию капитанами, помощниками капитанов, мотористами и т.д. Здесь «как раз ВГУВТ предложил новый подход, который позволит сократить сроки подготовки специалистов на год с лишним», – сообщил он.

Лизинг судостроению голова

Владимир Добровольский, заместитель генерального директора АО «Государственная транспортная лизинговая компания», рассказал, что компания держит где-то 75% рынка судостроения. Уже законтрактовано 286 судов, из них 56 пассажирских. С начала 2023 года реализуется новая программа ФНБ, которая подразумевает строительство 260 судов, из них 73 пассажирских. Сдача флота начинается в 2025-2027 гг. Уже законтрактовано 82 судна у производителей при плане на 2023 год 47, то есть опережающие темпы налицо. Проавансировано техники более чем на 20 млрд рублей (судоверфи уже получили).

Он отметил большой спрос на пассажирский флот, поэтому «стараемся контрактовать те суда, что были у нас в плане на 2024-2025 гг.». Так, недавно объявлен конкурс на 19 скоростных судов: 4 «Метеора-2020» под Зеленодольский завод, «Метеоры-120» и «Валдаи» под ЦКБ Алексеева. И уточнил: «В общей сложности стараемся заказать форсированно 39 пассажирских судов в течение ближайших двух месяцев».

По словам В. Добровольского, на текущий момент по заказам ГТЛК строится и частично спущено на воду 44 пассажирских судна, из них 30 будут спущены в 2024 году. «Считаем, что сейчас судостроительная отрасль на переломе… Даже не побоюсь сказать, что 50 или 60% всего судостроительного пакета было импортное оборудование. Ускоренными темпами судостроители стараются менять прежде всего силовые установки и все, что с ними связано (электронику), и переходить на российские аналоги», – заявил он

По его мнению, «очень хороший пример виден в развитии электродвижения, поэтому планируем активно инвестировать в это дело, ведь экологичные суда имеют серьезную нишу в больших городах».

Кроме того, ГТЛК активно инвестирует в круизный флот благодаря господдержке. В этом году заказаны три «Карелии» на заводе в Нижнем Новгороде. Планирует развивать судостроение и круизный флот на Байкале. И добавил: «Мы участвуем в разработке новой программы. Это около 200 пассажирских судов с заказом, начиная с 2025 года».

Нужны прорывные меры

Сангаджи Тарбаев, председатель Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, отметил, что красной линией через все наши встречи и разговоры проходит одно – нет судов, нет условий для того, чтобы резко масштабировать строительство флота.

– На мой взгляд, это проблема не основная, а первая, с которой должны справиться, – заявил он. – Недавно проводили в рамках комитета круглый стол с коллегами из Минпромторга, Минтранса, Минстроя. И выяснилось, что каждое ведомство проблематику развития речного транспорта и вообще развития судоходности рек видит по-своему, потому что у каждого есть свой угол зрения. И я уловил одно: сегодня нет единого подхода в развитии именно этой части транспорта.

У нас в комитете депутаты разделились на две группы: пессимистов и оптимистов. Пессимисты говорят, что те же самые разговоры проходили еще 10 лет назад, но результатов существенных они не наблюдают. Я отношусь к группе оптимистов, потому что в Госдуме всего второй год, но думаю, что все то, о чем мы сегодня говорим, и та проблематика, которой мы все вместе делимся, все-таки должна стать почвой и основой для каких-то действий. Причем действий не косметического характера, а решительных прорывных мер.

Помимо судов у нас есть еще проблемы, о чем говорят коллеги: это причалы, укрепление берегов, углубление рек. «Вишенка на торте» – это, конечно, тарифы по перевозке. Мы говорили о субсидировании тарифов межрегиональных перевозок именно на судах. Даже была небольшая полемика с коллегами из Минтранса. Но все в один голос говорят, что надо делать. Причем есть предложения дельные, много интересных экспертных мнений на эту тему. Но, к сожалению (по крайней мере, в комитете Думы по туризму), пока не видим четкой общей дорожной карты, по которой вместе с вами пойдем.

Если говорить о Великом Волжском пути, то в рамках проекта уже несколько раз побывали на Зеленодольском судостроительном заводе. Были и в Чувашии. Недавно председатель Госдумы посетил Нижний Новгород. Что видим, верфи не загружены. Они строят в год, по-моему, по 4 судна… Имеется в виду «Комета». Хотя в советское время строили в месяц по одному.

На мой взгляд, наша главная задача сегодня – обменяться не только мнениями, но и проблематикой, выработать четкие решения и этим решениям соответствовать.

И еще про Великий Волжский путь. Два года назад было заключено соглашение между регионами (Татарстан, Марий Эл, Чувашия и Самара, если не ошибаюсь). С того момента тоже не могу сказать, что видим большие прорывы. Регионы этого хотят, но на федеральном уровне вопрос пробуксовывает. Мы со своей стороны, что касаемо нормативно-правовой базы, готовы полностью содействовать коллегам из исполнительной власти, готовы слышать бизнес, общаться с общественными организациями на эту тему.

В части инициатив законодателей отметил, что рассматривается введение 0% ставки НДС для круизного туризма, потому что как такового в масштабе всей страны, наверное, нельзя говорить, что он активно развит.

– Еще раз повторю: давайте уже договоримся о том, как будем развивать туризм, речной туризм, круизный туризм и не только туризм, а как в целом будем развивать наши реки, чтобы это все в стране задышало, – заявил депутат Госдумы.

Бизнес заявляет позицию

Принявшие участие в конференции представители отраслевого бизнеса рассказали об итогах работы компаний и поделились планами развития. Так, Ришат Багаутдинов, генеральный директор ООО «ВодоходЪ», заявил, что в этом году на круизных судах перевезено в общей сложности 148 тыс. пассажиров. Это больше чем даже в допандемийные годы с учетом порядка 40% иностранцев. На прогулочном экскурсионном флоте перевезено 680 тыс. человек, в этой цифре и пассажирский флот в Москве.

В 2023 году в маршрутной сетке компании появилось 4 новых пункта. В Уфу было 3 захода. Теплоход «Мустай Карим» в этом году начал заходить в порт Выборг. Важным событием был ввод в эксплуатацию пассажирского причала в Таганроге. И еще «причал в Юрьевце – это такой очень аутентичный, очень уютный русский городок во Владимирской области», – добавил он.

За счет средств льготного финансирования при господдержке с заводом «Красная Сормово» подписан контракт на строительство трех судов проекта «Карелия». Первый будет введен в эксплуатацию в 2025 году. А два оставшихся – в навигации 2026 года.

Назвав проект под условным названием «Проект «Байкал», пояснил, что это гибридное судно. Большую часть времени оно будет эксплуатироваться за счет энергии аккумуляторных батарей. К строительству и подписанию судостроительного контракта и договору лизинга подойдут в 2024 году. Предполагается, что круговые рейсы будут захватывать как иркутскую, так и бурятскую стороны Байкала и возвращаться обратно в Иркутск. Но нужны причалы плюс зарядка.

В Нижнем Новгороде ввели в коммерческую эксплуатацию два электрокатамарана. В общей сложности перевезено 48 500 человек. В 2024 году еще один электрокатамаран придет в Пермь. Причальная и зарядная инфраструктура там уже готова.

В октябре спущен на воду электрокатамаран на верфи «Паритет» в Ярославле. 130 человек пассажировместимость и автономность хода на ночной зарядке порядка 8-10 часов в зависимости от режима эксплуатации. С начала навигации 2024 года он будет работать в акватории Ярославля, это прогулочные и экскурсионные рейсы. Возможно строительство еще трех аналогичных судов.

И еще назвал проект, условно «Москва 2.0». От этого известного советского проекта взяли все оптимальное. Строить планируется двумя этапами – 15 и 10 судов. Финансирование от ГТЛК также по льготной схеме.. Твердый интерес к проекту уже выразили Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь и Башкирия, где готовы под эти суда за свой счет обеспечить зарядные мощности. Р. Багаутдинов выразил надежду, что и другие регионы к этому проекту тоже проявят интерес и дальше можно будет мультиплицировать.

В свою очередь Айрат Чумарин, гендиректор АО «Северречфлот», напомнил, что акционерное общество уже 25 лет является крупнейшим перевозчиком в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, используя крылатый флот т/х «Валдай» и «Метеор-120».

Ежегодно совершая до 9000 рейсов, компания перевозит 370 тыс. пассажиров на 40 маршрутах. Протяженность маршрутной сети достигает 4000 км, т.е. практически всю Западную Сибирь охватывает. Речной флот здесь единственный способ доставки пассажиров, и это делает его социально значимым.

– Наш флот работает в Обской губе, на реках Обь, Иртыш и на малых боковых речках, в том числе еще работаем в межнавигационный период на судах на воздушной подушке, – пояснил гендиректор.

Коснувшись проблемы развития флота, он отметил важность государственных мер поддержки. Они у нас представлены субсидиями перевозчика на возмещение недополученных доходов, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки в рамках государственных и муниципальных программ.

Как и все судоходные компании, АО «Северречфлот» сталкивается с серьезными вызовами, связанными, во-первых, с нехваткой квалифицированных кадров. На сегодняшний день в компании дефицит кадров составляет порядка 30%. «Хотелось бы еще раз остановиться на том, что судоходным компаниям желательно бы сделать 0% ставку НДС. Это позволило бы уменьшить кассовые разрывы и работать эффективнее, свободно вздохнуть в межнавигационный период проведения судоремонта».

По его мнению, для успешного развития водного транспорта необходимы и какие-то решения в направлении импортозамещения, «поскольку на сегодня «Северречфлот» закупает импортных запчастей на сумму до 100 млн рублей».

Также А. Чумарин отметил проблему в льготных ставках лизинга, выразив надежду, что «коллеги из ГТЛК, может, прислушаются к нам – льготный лизинг для нас нужен».

Напомнил, что, поскольку развитие водного транспорта, в том числе в Арктической зоне, имеет большой потенциал, здесь необходимо создать условия для привлечения инвестиций, модернизировать флот, инфраструктуру, а также обеспечить доступность комплектующих.

Задачи комплексны и многогранны

Выступая в завершение конференции и таким образом в определенной мере подводя итоги дискуссии, Борис Ташимов, и.о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, прокомментировал голосование аудитории: «Судя по всему, наиболее злободневный вопрос сейчас – недостаточное количество новых пассажирских судов». И заметил, что «на самом деле, сложно определить какой-то один из самых важных вопросов».

Более того, по его мнению, это неполный перечень того, что можно было бы обозначать. Дискуссия подтверждает, что задача развития перевозок по внутренним водным путям комплексна и многогранна. И только такой подход позволит достичь ощутимых результатов, реализуясь под руководством Минтранса в рамках проекта «Речные магистрали».

Он напомнил, что «это тот проект, для которого создана специальная комиссия по вопросам развития скоростных пассажирских перевозок по внутренним водным путям и именно на этой площадке во взаимодействии Минэкономразвития, Минтранса, Росморречфлота, регионов, бизнес-сообщества будут целенаправленно решаться оперативные вопросы развития скоростных пассажирских перевозок».

Собственно, именно об этом говорили участники дискуссии, что нужны оперативные меры, четкие дорожные карты, достижение видимых результатов.

Касаясь пополнения флота, и.о. руководителя сообщил, что вопрос решается в рамках программы льготного лизинга. На первом этапе в рамках проекта определена потребность в 31 судне. Это 11 уже эксплуатирующихся судов плюс 2 дополнительных «Метеора», которые будут построены до конца следующего года. Предстоит построить еще 18 судов, и верфи готовы к этому. В пилотном проекте участвуют три региона. Кроме того, в рамках проекта предусмотрено строительство как минимум 10 мобильных причалов для скоростного флота.

Также важным вопросом, который предстоит решать, становится себестоимость перевозок, в том числе и топливо. Понятна потребность в субсидировании, в господдержке, в том числе из средств федерального бюджета. Одной из основных задач этой комиссии будет выработка взвешенного подхода к государственной поддержке.

– У нас есть механизмы, осталось выработать грамотный подход для того, чтобы придать стимул развитию, чтобы пассажирские перевозки, скоростные пассажирские перевозки вышли на коммерческую эффективность, – сказал Б. Ташимов.

По его словам, активно продолжается работа по снятию инфраструктурных ограничений. Это и ликвидация лимитирующих участков и строительство причалов. Продолжается реконструкция объектов Городецкого гидроузла на Волге и строительство Багаевского гидроузла на Дону.

Как острый вызов времени и.о. руководителя назвал кадровый вопрос: «На мой взгляд, наиболее важной и даже не проблемой, а вызовом является развитие все-таки кадрового потенциала». Он напомнил, что на пленарной дискуссии председатель правительства говорил о том, что инфраструктурный задел сейчас является основным шагом для того, чтобы динамично и беспрепятственно развиваться в будущем. «Мне кажется, что кадровый задел такой же инерционный, также требует текущих действий для того, чтобы в будущем создать себе инерцию движения», – сказал он.

Б. Ташимов напомнил, что сегодня Росморречфлот – это 6 вузов с 21 филиалом и 1 колледж. Причем в пяти из этих вузов осуществляется подготовка специалистов для внутренних водных путей. Подготовка кадров идет для всей инфраструктуры: это и флот, и порты, и судоремонтные предприятия, и учебные заведения, и научно-исследовательские институты, и управляющие структуры.

По его словам, на 1 октября 2023 года среднегодовой контингент по программам высшего и среднего образования составлял более 55 тыс. человек, из них по программам обучения плавсостава занимались более 32 тыс. студентов. С интересом отметил, что за последние 10 лет контингент обучающихся в целом сократился на 17%. При этом на 5% выросло направление плавсостава и на 23% число занимающихся по программам специального среднего образования. Именно эти специалисты наиболее востребованы как раз для работы на внутренних водных путях.

Для комплексного решения задач подготовки кадров Минтрансом формируется федеральный проект развития кадрового потенциала транспортной отрасли. В проекте предусмотрены основные задачи и направления движения для того, чтобы расширить кадровый потенциал. Это и мероприятия по ремонту учебно-лабораторных корпусов и общежитий вузов, и строительство модульных учебно-тренажерных центров, и оснащение учебно-лабораторным оборудованием.

Сославшись на утвержденную в августе текущего года министром транспорта РФ концепцию развития образования для морского и внутреннего водного транспорта до 2035 года, акцентировал внимание участников конференции, что в ней определены основные задачи развития системы подготовки кадров.

– Коллеги несколько раз отмечали, что есть ряд наболевших проблем в области кадров. Мы рассчитываем, что в рамках этого проектного подхода проблемы будут решены, – сказал он.

И добавил, что имеется в виду разработка системы признания речных образовательных организаций, подготовка мер стимулирования молодых кадров, работающих в должностях преподавательского и профессорско-преподавательского состава, ряд других назревших вопросов. Сейчас идет разработка дорожной карты, по которой эта концепция будет реализовываться.

Также, по его словам, уже сейчас Минтранс РФ с Росморречфлотом совместно с Минпросвещения работают над решением ключевых задач развития отраслевого образования. Например, в текущем году подписано соглашение между Минтрансом и Минпросвещения по вопросам развития дополнительного образования детей в сфере морской и речной деятельности и, что особенно важно, в сфере патриотического воспитания. Все эти направления позволят качественно нарастить кадровый потенциал.

И.о. руководителя Росморречфлота еще раз подчеркнул, что «на наш взгляд, это одно из основных действий, которое нужно предпринять сейчас для того, чтобы беспрепятственно развиваться в будущем».

Морские вести России №18 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ