В фокусе отраслевых задач
11.08.2023
Транспортная политика
Фото: «Морские вести России»
В Москве 30 июня состоялось совместное заседание коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте, в работе которого принял участие министр транспорта России Виталий Савельев. Начало работы коллегии традиционным ударом рынды открыл руководитель ведомства Захарий Джиоев.
В заседании также приняли участие заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Александр Юрчик, депутат, член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Анна Исаева, представители государственных и общественных организаций, отраслевых предприятий и объединений.
Обращаясь с приветствием, министр транспорта В. Савельев отметил, что, несмотря на попытки санкционной блокады, перевалка грузов в морских портах уже превзошла показатели роста допандемийного периода, превысив по итогам 5 месяцев года на 11% уровень аналогичного периода прошлого года.
– Важно, что в рамках общего позитивного тренда успешно решаются и секторальные проблемы восстановления контейнерного грузопотока и загрузки мощностей портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, – сказал он. – Надеемся, что и в этом году наши речники продолжат достижения предыдущего года, поддержав рост в сегменте морских портов динамичным ростом пассажирских и грузовых перевозок по внутренним водным путям».
Министр подчеркнул, что недавно прошедшее совещание у президента РФ даст мощный импульс развитию водного транспорта. «Сформированные по итогам мероприятия поручения призваны обеспечить комплексное развитие внутреннего водного транспорта на перспективу десятилетий. Для этого необходимо обеспечить ликвидацию лимитирующих участков прежде всего на Нижнем Дону и Средней Волге, строительство Багаевского и реконструкцию Городецкого гидроузлов. Предстоит провести большую работу с регионами по согласованию комплексных решений устранения остающихся лимитирующих участков на Волге и Каме», – подчеркнул глава Минтранса.
С приветственными словами также выступили Александр Юрчик и Виктор Дерябкин, отметившие позитивные результаты отраслевого развития в 2022 году и первом полугодии этого года.
Министр и руководитель Росморречфлота поздравили участников заседания и в их лице всех сотрудников отрасли с наступающим профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота, пожелав им новых успехов в труде на благо нашей страны, флотского здоровья, оптимизма и благополучия!
После традиционной церемонии награждения отличившихся работников отрасли, состоялось заинтересованное обсуждение вопросов повестки дня: реализация проектов по устранению инфраструктурных ограничений в отрасли, а также исполнение концепции транспортного образования на период до 2030 года. Прозвучавшие предложения от представителей отраслевого сообщества было поручено включить в протокол заседания коллегии.
Неотъемлемая часть транспортной системы
Развернутую картину состояния и развития водного транспорта представил замруководителя Росморречфлота Борис Ташимов. Отметив, что морской и внутренний водный транспорт – неотъемлемая часть транспортной системы страны, напомнил, что в настоящее время инфраструктура морского транспорта – 63 морских порта общей мощностью уже около 1,3 млрд тонн. По итогам прошлого года перевалено почти 842 млн тонн с основным объемом перевалки в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах.
В текущем году объем перевалки составил 380 млн тонн. Это рост на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Протяженность ВВП составляет 101,7 тыс. км, из которых 101,3 тыс. км – это водные пути федерального значения, 370 км – водные пути регионального значения. Протяженность Единой глубоководной системы – 6,5 тыс. км. В 2022 году внутренним водным транспортом перевезено 116 млн тонн груза – это на 5% больше показателей 2021 года.
По его словам, сбалансированное развитие объектов внутреннего водного транспорта имеет ключевое значение для реализации Транспортной стратегии РФ. Решение задач по увеличению объема и скорости транзита грузов, развитие мультимодальных логистических технологий, повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий невозможно без качественного развития водного транспорта и устранения инфраструктурных ограничений.
Паромы и переправы
– На чем сфокусировано наше внимание в текущий момент? – задался вопросом замруководителя. Во-первых, увеличение пропускной способности паромных переправ, этого требуют возросшие объемы перевозок с Калининградской областью и фактически заново введённая в конце прошлого года Керченская переправа.
Еще одно направление – создание специализированных портовых мощностей для переориентации грузопотоков из сопредельных государств, а также расширение возможностей экспорта. Кроме того, среди важнейших задач и расширение пропускной способности Волго-Каспийского морского судоходного канала за счет увеличения пропускной осадки судов для полноценного развития транспортного коридора «Север – Юг». Немаловажно также продолжение работы по ликвидации «узких мест» на внутренних водных путях.
Повышение транспортной доступности – одна из задач, обозначенных в Транспортной стратегии. Сейчас она является актуальной как никогда. С июня 2022 года Литовская железная дорога прекратила транзит подсанкционных грузов в Калининградском направлении. До введения санкций традиционно груз в направлении области в основном доставлялся железнодорожным и автомобильным транспортом. Тогда на паромной линии Усть-Луга – Балтийск работало два железнодорожных парома. В настоящее время транспортную доступность региона обеспечивают от 20 до 23 судов 10 операторов. На паромной линии работает шесть судов, из которых 4 – железнодорожно-автомобильные паромы, два – суда для автомобильной техники с возможностью перевозки контейнеров.
За январь-май 2023 года из 1,24 млн тонн грузов в сообщении с Калининградской областью паромами перевезено 890 тыс. тонн. Средняя загрузка паромов в направлении Калининграда составила 95%, в направлении Ленинградской области – 85%.
Спрос на паромные перевозки существенно превышает провозные емкости, что не позволяет обеспечить потребности всех грузовладельцев и перевозчиков. И «здесь работаем по нескольким направлениям», – уточнил Б. Ташимов.
Во-первых, прорабатываются варианты постановки на линию дополнительных паромных судов. Это позволит нарастить провозную способность и создать резерв для замещения выбывающих в ремонт судов.
Во-вторых, совместно с правительством Калининградской области в рамках работы оперативного штаба по обеспечению доступности региона прорабатываются варианты переориентации массовых грузов на специализированный танкерный и балкерный флот. Такие суда в настоящее время задействованы не в полной мере, при этом мощности позволяют существенно нарастить объемы перевозок.
Как уточнил замруководителя, одним из решений вопроса увеличения общей провозной емкости флота на Калининградском направлении стала контейнеризация грузов. За 5 месяцев перевезено 39 тыс. контейнеров, что почти в два раза выше показателя прошлого года. Дефицит провозных мощностей для грузов в контейнерах в настоящий момент отсутствует.
Он сообщил также, что операторы линий готовы в кратчайшие сроки нарастить емкости путем постановки на линию дополнительных судов-контейнеровозов. В рамках расширения возможностей паромной переправы также планируется расширение комплексов в Балтийске с увеличением путей необщего пользования с 220 до 320 вагонов путем строительства трех железнодорожных путей. Это позволит обеспечить заблаговременное размещение более чем одной полной судовой партии с одновременным выполнением маневровой работы. И соответственно, повысить интенсивность погрузки.
Касательно Керченской паромной переправы он заявил, что «события конца 2022 года заставили бросить значительные ресурсы на организацию паромного сообщения с Республикой Крым». И добавил, что к работе на линии сейчас привлечены шесть судов, а за период с октября 2022 года совершено почти 4,5 тыс. рейсов, перевезено более 18 тыс. железнодорожных вагонов и почти 150 тыс. автомобилей. Работа паромной переправы финансируется Росморречфлотом за счет субсидий из средств федбюджета.
А вот для улучшения работы паромной переправы в сообщении с островом Сахалин Минтрансом ведется реконструкция объектов в порту Холмск. Плановый срок завершения – 2024 год. В планах также реконструкция объектов инфраструктуры на стороне Ванино. Объекты реконструируются за счет средств федерального бюджета. Кроме того, добавил, что в целях расширения мощностей паромной переправы построен паром «Александр Деев» дедвейтом 6500 тонн. Судно может перевозить 30 железнодорожных вагонов, 48 грузовых автопоездов, 150 пассажиров. Сейчас осуществляется его передача Сахалинской области.
Порты прибавляют мощности
– Мы также продолжаем работу по расширению инфраструктурных возможностей портов, – продолжил Б. Ташимов. И напомнил: «Основной акцент – создание специализированных мощностей, необходимых для переориентации грузопотоков из портов сопредельных государств». Поскольку в настоящий момент «наблюдаем дефицит мощностей для перевалки минеральных удобрений, аммиака и метанола, за счет чего наращиваем мощности».
– В Северо-Западном бассейне инвесторы реализуют проекты в Большом порту Санкт-Петербург, здесь идет развитие Балтийского балкерного терминала и перепрофилирование мощностей АО «Морской порт Санкт-Петербург», – сказал он. Так, здесь будут переваливаться минеральные удобрения с общим приростом мощности почти 15 млн тонн к концу 2024 года. В порту Усть-Луга продолжается реализация проектов «Еврохим» и «Ультрамар» для наращивания мощностей под минеральные удобрения. Проекты планируется завершить в 2025 году. Общий прирост мощности – 20 млн тонн. Здесь же планируется строительство терминала под жидкие химические грузы, компания «Балтийский метанол» сейчас ведет проектирование. Планируемый срок реализации проекта 2028 год.
В порту Высоцк планируется перепрофилирование терминала РПК «Высоцк-Лукойл» под перевалку метанола. Планируем, что уже в следующем году терминал сможет переваливать до 1 млн тонн метанола.
В порты Азово-Черноморского бассейна будет переориентирована часть грузопотока. В этих целях реализуются проекты в Тамани и Новороссийске. По поручению президента правительством утвержден план мероприятий по строительству перевалочных комплексов аммиака и карбамида в порту Тамань. Компания «Уралхим» активно ведет работы по реализации проекта. К концу этого года планируется начать первые отгрузки, в 2025 году выйти на мощность 5 млн тонн.
В Новороссийске реализуется проект строительства универсального перегрузочного комплекса на территории Новороссийского судоремонтного завода. Правительством издано распоряжение о реализации проекта в рамках концессионного соглашения, в настоящее время ведется согласование его условий с инвестором. Будущий концессионер осуществляет проектирование, планируется поэтапный ввод в эксплуатацию 12 млн тонн в 2025-2026 гг.
– Мы также столкнулись с необходимостью развития паромных терминалов в Черном море, когда характерной особенностью 2022 года стал рост потребностей в стабильном сообщении с Турецкой Республикой, – продолжил Б. Ташимов. В течение прошлого года «велась активная работа по выстраиванию эффективного паромного сообщения между морскими портами Краснодарского края и Турецкой Республикой, развивалась инфраструктура для обработки судов типа ро-ро», – пояснил он.
Так, модернизированы мощности НУТЭП в Новороссийске и ТМТП в Туапсе. Стивидорами во взаимодействии с Минтрансом и государственными контрольными органами дооснащены пункты пропуска, обеспечена возможность приема автомобилей с водителями без необходимости перевалки грузов на терминал. Впервые в работе терминала применены электронные навигационные пломбы. Например, – пояснил он, – автомобили, прибывающие на терминал НУТЭП, проходят таможенное оформление на площадке за пределами порта, куда следуют с установленной электронной навигационной пломбой. В текущем году в Новороссийск зашли 32 парома в сообщении с Турецкой Республикой. Обработано более 1000 автомобилей в обоих направлениях. В Туапсе в текущем году обработано 114 заходов паромов, перевезено более 5 тыс. автопоездов в обоих направлениях.
На Дальнем Востоке продолжается активная работа по наращиванию мощностей для растущего грузооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Из крупных проектов по угольным мощностям – терминалы «ВаниноТрансУголь» и «ДальТрансУголь». Общий прирост составит 28 млн тонн в 2026 году. Во Владивостоке на этот год запланировано завершение строительства угольного терминала в бухте Суходол. Уже введены в эксплуатацию отдельные этапы. Мощность к концу года составит 12 млн тонн. Здесь же планируется дальнейшее развитие с созданием контейнерного терминала мощностью 3 млн тонн. Предварительный плановый срок – 2027 год.
Также замруководителя сообщил, что во Владивостоке ведется проектирование еще двух контейнерных терминалов. «Росатом» и группа FESCO реализуют проект по созданию восточного транспортного логистического узла с завершением в 2025 году. ВМП «Первомайский» расширит контейнерные мощности в 2026 году. Общий прирост контейнерных мощностей по обоим проектам составит 2 млн тонн.
Однако самое пристальное внимание, по словам замруководителя, уделяем развитию транспортного коридора «Север – Юг», в нашей зоне ответственности это расширение пропускной способности Волго-Каспийского морского судоходного канала. В прошлом году к работе на канале было привлечено рекордное количество дноуглубительной техники. Силами 12 земснарядов извлечен грунт в объеме более 5 млн куб. м. С учетом падающего уровня Каспийского моря для выполнения задач по обеспечению прохода канала судов с осадкой 4,5 метра в этом году планируются рекордные объемы дноуглубления. Текущая оценка по результатам промерных работ – порядка 10 млн куб. м.
Он напомнил, что уже сейчас на канале 16 земкараванов, в течение года планируется увеличить до 18. В текущем году будет обеспечена возможность прохода судов с осадкой 4,5 метра с сохранением отдельных участков одностороннего движения. Дальнейшее развитие канала связано с оценкой целесообразности реконструкции. Уже сейчас «Росморпорт» ведет проектирование. В случае принятия решения будут вестись работы по реконструкции с обеспечением двустороннего движения.
Устранение лимитирующих участков
По словам Б. Ташимова, ключевым фактором развития перевозок внутренним водным транспортом на Единой глубоководной системе является устранение лимитирующих участков.
С этой целью ведется реконструкция шлюзов № 15, № 16 Городецкого гидроузла на Волге в районе Нижнего Новгорода и строительство Багаевского гидроузла на Дону.
В отношении реконструкции Городецкого гидроузла он уточнил, что проект реализуется в двух пусковых комплексах. Первый – со строительством камеры шлюза № 15А и реконструкцией шлюзов № 15 и № 16 и проведением дноуглубительных работ на наиболее мелководных участках судоходного канала. Срок реализации – конец 2024 года. Средства на реализацию предусмотрены федбюджетом. За счет первого комплекса пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 млн до 10,8 млн тонн.
Второй пусковой комплекс – с реконструкцией дамбы и выполнением остатка дноуглубительных работ на судовом ходу. Срок реализации в 2026 году с увеличением пропускной способности до 20 млн тонн. Финансирование также в рамках федбюджета.
Касательно Багаевского гидроузла на Дону Б. Ташимов отметил, что его ввод в эксплуатацию также осуществляется в два этапа. На первом, в 2024 году, завершается строительство основных сооружений гидроузла, обеспечивающих гарантированную глубину 4 метра при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках и работе одной камеры Кочетовского гидроузла. Реализация этапа увеличит пропускную способность Нижнего Дона с 8,6 млн до 27,6 млн тонн.
На втором этапе, до конца 2025 года, достраиваются сооружения и проводятся необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов. Средства предусмотрены в федбюджете.
Еще одним «узким местом» на Единой глубоководной системе Б. Ташимов назвал участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 километров с гарантированной глубиной судового хода 3,3 метра. При этом гарантированная глубина на сопряженных участках системы 4 метра. В связи с недостатком глубины потери грузов здесь порядка 4 млн тонн за навигацию. При подъеме уровня воды грузопоток достигнет 8 млн тонн.
– В связи с этим предлагается совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ определиться по мероприятиям и объемам финансирования в целях подъема уровня Нижнекамского водохранилища до отметки 64,4 метра Балтийской системы высот для достижения гарантированной глубины и прохода судов с осадкой 3,6 метра, – заявил замруководителя.
Заключение
Устранение лимитирующих участков на ВВП создаст условия для обеспечения гарантированных глубин на всем протяжении ЕГС. При этом гидротехнические сооружения и судовой ход требуют непрерывных затрат на содержание. Правительством РФ в 2014 году утверждены нормативы финансовых затрат на содержание ВВП по категориям. Также Минфину и Минтрансу было поручено обеспечить к 2018 году поэтапный переход к финансированию содержания ВВП и гидротехнических сооружений по установленным нормативам.
Однако пока содержание водных путей и судоходных ГТС не обеспечивается в полном нормативном финансировании. Б. Ташимов привел цифры: обеспеченность в 2023 году составляет 82,3%, дефицит средств в период 2024-2026 гг. составит 30,9 млрд рублей. При этом он сообщил, что в случае нормативного содержания в полном объеме до 2035 года будет обеспечено устранение лимитирующих участков на более чем 10 300 км, увеличение пропускной способности ВВП почти на 9,4 млн тонн, выдержаны гарантированные глубины, в том числе 4 метра на ЕГС.
– В настоящее время проводим уточнение нормативов по содержанию ВВП по бассейнам с целью приоритизации наиболее востребованных участков, после чего совместно с Минфином будут проработаны возможные источники финансирования, – завершил обзор отраслевых задач Б. Ташимов.
Кадры для флота
– Подготовка кадров для транспортного комплекса – это задача, которая требует отдельного внимания, – сообщил замруководителя Росморречфлота К. Анисимов.
Так, Морской доктриной РФ к стратегическим направлениям развития морской сферы деятельности относится развитие морского и внутреннего водного транспорта, Северного морского пути, рыбопромышленного комплекса, исследования Мирового океана и освоение прибрежного морского шельфа.
Правительство страны в 2021 году утвердило Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Документ направлен на развитие имущественного блока вузов, науки, цифровизации образования, увеличение контингента обучающихся по профильным направлениям подготовки. Отдельное внимание занимает подготовка кадров для морского и внутреннего водного транспорта.
Вузы и филиалы
К. Анисимов напомнил, что в структуре Росморречфлота 6 вузов и 22 филиала, осуществляющих подготовку кадров для всей инфраструктуры водного транспорта: флота, портов, судоремонтных предприятий, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, управляющих структур.
По его информации, на 1 января 2023 года по программам высшего и среднего профобразования обучаются 53 325 человек, из них за счет средств федбюджета – 33 404.
По программам плавсостава обучается 31 413 человек, из них за счет бюджетных средств – 22 428.
В комплексах работают 5966 человек, из них профессорско-преподавательский состав вузов – 2948 человек, в т.ч. 213 докторов наук и 968 кандидатов наук.
В 2022 году было выпущено 9258 человек, из них по уровню высшего образования 5282 человека, среднего профобразования – 3976 человек.
В 2022 году на обучение принято 13 652 человека, в том числе по программам высшего образования 6994, среднего профобразования – 6658.
Вместе с тем активно ведется работа по реализации дополнительных профпрограмм и программ профобучения. Так, по состоянию на 1 января 2023 г. по программам ДПО в вузах проведена 97 151 подготовка, из них 96 464 по программам, предусмотренным Конвенцией ПДНВ.
Каждое учебное заведение в отрасли отвечает за свой бассейн.
МГУ им. адм. Г.И. Невельского с филиалами в Холмске, Благовещенске и Находке отвечает за подготовку кадров для Дальнего Востока и Тихоокеанского региона.
Сибирский государственный университет водного транспорта с филиалами в Омске, Якутске, Красноярске и Усть-Куте отвечает за подготовку кадров для Сибири.
Волжский государственный университет водного транспорта с филиалами в Астрахани, Самаре, Перми, Казани, Рыбинске и Уфе отвечает за Каспийский и поволжские бассейны.
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с филиалами в Архангельске, Петрозаводске, Котласе, Великом Устюге, Воронеже и Печоре отвечает за Балтийский бассейн и Северный морской путь.
ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова с филиалами в Севастополе и Ростове-на-Дону отвечает за подготовку кадров для Черноморского и Азовского бассейнов.
Херсонская государственная морская академия, переданная в ведение Росморречфлота 29 марта 2023 года, отвечает за бассейн реки Днепр и так же, как и ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, готовит кадры для Черноморского и Азовского бассейнов.
Все эти бассейны, вне сомнения, связаны между собой, но имеют свою специфику на каждом участке и требуют знаний и умений для работы на них, особенно это касается ВВП.
Романтика остается с молодыми
Замруководителя отметил: «Несмотря на то что за последнее 10 лет число обучающихся в целом сократилось на 17%, увеличился контингент плавсостава, и особенно по программам СПО». То есть востребованность массовой подготовки специалистов СПО значительно выросла, что особенно актуально для ВВП, – подчеркнул он.
По его мнению, это свидетельствует, что интерес к морским и речным плавательным специальностям на протяжении последних 10 лет рос и будет продолжать расти.
Для подготовки плавсостава судов согласно требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года предусмотрены свои особенности.
Это тренажерная подготовка на имитационном судовом оборудовании. В настоящее время реализуется подход по созданию единых (комплексных) тренажерных центров в вузах.
В 2021 году в рамках Восточного экономического форума президент РФ открыл в МГУ им. адм. Г.И. Невельского береговой УТЦ, в котором собраны все возможные тренажеры, что не только полностью соответствует реальному судовому оборудованию, но и связано между собой в единую сеть.
Ранее такой подход реализован в ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова» и ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова».
По мнению К. Анисимова, такое учебное оборудование позволяет обучаться не только индивидуальным профессиональным навыкам, но и работать в команде, в том числе при отработке задач по борьбе за живучесть судна.
И важнейшая особенность – это прохождение плавательной практики на учебных судах и судах судоходных компаний. Курсанты проходят первичную практику на 4 учебных судах: парусных «Мир», «Надежда», «Херсонес» и одном учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин».
– К сожалению, – напомнил замруководителя, – на парусных судах нельзя отработать все компетенции специалиста, поэтому необходимо иметь несколько учебно-производственных судов.
Программы развития
Для достижения целей концепции вузы в декабре 2022 года утвердили программы развития, которые включают все виды деятельности: образование, науку, модернизацию объектов, строительство учебных корпусов, оснащение тренажерным оборудованием.
Особое внимание при реализации концепции уделяется Дальнему Востоку.
В частности, к концу 2023 года на базе Морского инженерного колледжа МГУ им. адм. Г.И. Невельского будет создана эффективная система профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для судоходных компаний, промышленных предприятий, портовой и береговой инфраструктуры. На это выделено 130 млн рублей.
Также университет стал победителем в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и получил дополнительное грантовое финансирование. В 2022 году размер гранта составил 71 млн рублей, в 2023 году – 316 млн рублей.
Замруководителя акцентировал, что в последние годы в отрасли сформированы основные научные направления вузов.
МГУ им. адм. Г.И. Невельского обладает высоким уровнем компетенций по созданию морских надводных и подводных беспилотных аппаратов.
Сибирский государственный университет водного транспорта добился больших результатов в плазмотермическом напылении материалов.
Волжский государственный университет водного транспорта за последние годы преуспел в создании тренажеров виртуальной и дополненной реальности.
ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова и ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова стали флагманами по развитию и применению компетенций в области автономного судовождения, что является важной частью цифровой трансформации отрасли.
Для реализации этой деятельности вузам нужны современные, отвечающие всем требованиям корпуса, оснащенные учебные лаборатории, общежития для курсантов.
В Новороссийске на базе ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова строится технопарк для инженерной подготовки плавсостава, работников береговой инфраструктуры флота и профобучения. На общей площади 4000 кв. м разместится лабораторное, учебное, информационное и телекоммуникационное оборудование. В технопарке планируют открыть 11 новых лабораторий.
В 2023 году ведутся работы по капремонту 8 объектов вузов и филиалов. И эта работа планируется к продолжению в последующие периоды.
Поручение правительства
Правительством дано поручение Российскому университету транспорта совместно с Росморречфлотом разработать Концепцию образования в области морского и внутреннего водного транспорта до 2035 года.
Одна из задач, которую предстоит решить в рамках концепции, – это вопрос доведения финансирования программ подготовки СПО до нормативного. На данный момент оно составляет 49%.
Другая задача – обновление материально-технической базы образовательных организаций.
По поручению правительства Минтранс разрабатывает федпроект «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» на период 2026-2035 годов.
Росморречфлот подготовил предложения в части оснащения вузов тренажерным и учебно-лабораторным оборудованием, создания научно-технических лабораторий, проектирования и строительства учебно-научных судов, а также строительства и реконструкции, капремонта объектов вузов.
В частности, предлагается построить модульные учебно-тренажерные центры в 15 филиалах вузов для подготовки и отработки действий курсантами в аварийных ситуациях. Проект такого центра разработан и прошел экспертизу, готов к строительству.
Основа подготовки моряков
Плавпрактика является ключевым этапом подготовки моряков. Конвенцией ПДНВ предусмотрено, что в период обучения курсант должен иметь плавательный ценз 12 месяцев. Это является основой подготовки моряков.
В связи с этим необходимо строительство двух учебно-производственных судов с возможностью эксплуатации круглогодично в ледовых условиях.
В 2014 году был разработан технический проект УПС с ледовым классом Arc4 вместимостью до 150 курсантов, дедвейтом 7647 тонн и возможностью эксплуатироваться во всех морских бассейнах.
На борту нового судна должна быть предусмотрена возможность организации плавпрактики на учебном мостике и машинном отделении, а также полноценного учебного процесса с использованием современных цифровых технологий.
Такое судно позволит проводить плавательные семестры, что, несомненно, повысит эффективность организации учебного процесса.
Награждение
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на транспорте Нагрудным знаком «Почетный работник морского флота» награждены:
Зуйков Олег Тихонович – заместитель руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»;
Казаков Павел Валентинович – начальник отдела ФГБУ «Морская спасательная служба»;
Клименко Валерий Дмитриевич – начальник инспекции государственного портового контроля морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря»;
Нурмагомедов Апанди Джахбарович – директор Махачкалинского филиала ФГУП «Росморпорт»;
Фоменко Анна Александровна – директор Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Нагрудным знаком «Почетный работник речного флота» награждены:
Марченко Сергей Олегович – заместитель начальника Чебоксарского района гидротехнических сооружений и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»;
Спиридонов Сергей Станиславович – начальник службы государственной регистрации судов и прав на них ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».
За активное участие в мероприятиях, проводимых Министерством транспорта Российской Федерации, медалью Петра Губонина наградить:
Малиновскую Галину Николаевну – заведующую курсантским и студенческим клубом Центра воспитательной работы Управления внеучебной и воспитательной работы ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова».
За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу на транспорте благодарность министра транспорта Российской Федерации объявить:
Зайко Татьяне Ивановне – ректору ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»;
Куркулину Александру Валерьевичу – заместителю генерального директора – начальнику отдела ФГУП «Морсвязьспутник»;
Остапенко Богдану Григорьевичу – заместителю начальника управления – начальнику отдела Управления судоходства ФГБУ «Морская спасательная служба»;
Урюпину Станиславу Анатольевичу – капитану морского порта Новороссийск ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»;
Юдину Владимиру Ивановичу – заместителю главного инженера ФГБУ «Канал имени Москвы».
Награды вручал министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев.
Приказом Федерального агентства морского и речного транспорта за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Почетной грамотой награжден:
Злобин Игорь Николаевич – заместитель начальника Управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта.
Благодарностью награждена:
Оганесян Каринэ Владимировна – консультант отдела Управления финансирования и проектной деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта.
Благодарственным письмом руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу поощрены:
Богданова Ирина Львовна – педагог-психолог воспитательно-социального отдела колледжа ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова;
Дикевич Олег Васильевич – заместитель начальника отдела транспортной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»;
Конькова Ирина Александровна – начальник юридической службы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»;
Куней Марина Валентиновна – начальник отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»;
Наврузов Байрам Имамович – инспектор государственного портового контроля группы по организации движения, стоянки судов и транспортной безопасности морского порта Астрахань ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря»;
Ордовенко Павел Владимирович – начальник отдела методической поддержки служб капитанов морских портов ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики»;
Птицын Борис Львович – начальник отдела картографии ФБУ «Служба морской безопасности»;
Симанкова Анна Анатольевна – ведущий эксперт коммерческого отдела ФГУП «Морсвязьспутник»;
Федотова Ольга Михайловна – начальник Яхромского района гидротехнических сооружений – филиала ФГБУ «Канал имени Москвы»;
Фурмануа Елена Владимировна – заместитель руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря».
За высокий уровень подготовки и проведения учебно-мобилизационного сбора с руководителями подведомственных организаций Росморречфлота поощрен:
Байкалов Владимир Викторович – руководитель ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей.
Награды вручал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев.
Морские вести России №9 (2023)