Тяжелый год прошли достойно - Морские вести России

Тяжелый год прошли достойно

28.02.2023

Транспортная политика

Тяжелый год прошли достойно

Фото: «Морские вести России»

В конце минувшего года в Москве на Петровке, 3/6 состоялось совместное заседание коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте.

В работе коллегии приняли участие заместитель начальника Управления Администрации Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Анна Исаева.

Среди участников по ВКС – заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Виктор Дерябкин, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев.

Вел работу коллегии руководитель Росморречфлота Захарий Джиоев.

А. Иванов

Открывая заседание, А. Пошивай отметил, что «2022 год, пожалуй, самый тяжелый за всю историю транспортной отрасли». И пояснил: «Год заканчивается, мы прошли его достойно. Наш главный показатель – количество грузов, переваленных в портах, в прошлом году было 835 млн тонн, в этом году даже чуть больше, мы ожидаем 837».

Поручение президента выполним

А. Пошивай отметил, что «относительно вызовов, которые мы получили, считаю, что на них ответили очень достойно». И так проиллюстрировал свою оценку: «Уже в марте в Минтрансе была создана оперативная группа по транспортно-логистическим вопросам, которую возглавил министр. Мы изначально собирались каждый день, потом стали собираться два раза в неделю, а сейчас эта группа уже не собирается в силу того, что необходимость отпала».

Таким образом, «все вопросы форс-мажора были разрешены, дальше выстраивалась система», – сообщил замминистра. И, по его мнению, «она показала, что тот эффект, на который рассчитывали наши недруги, не оправдался». Напротив, «у нас произошла большая и в тоже время не очень комфортная, но успешная перестройка грузопотоков». Он акцентировал, что «больше всего пострадал Балтийский регион, там у нас с контейнерами проблема. Это, пожалуй, единственный бассейн, где идет существенное снижение грузооборота, на сегодня 6% общее снижение».

Относительно Дальнего Востока он сообщил, что здесь, «наоборот, приросло, поскольку та переориентация, которую мы организовали, обернулась тем, что у нас на 18% вырос контейнерооборот портов Дальнего Востока, но при этом возникла другая проблема – повышенная нагрузка на железную дорогу, и мы это решаем на площадке Минтранса.

А. Пошивай заметил, «если 10 лет в Росморречфлоте для меня главным был флот морской и речной, то, что касается Минтранса,– приходится более тесно взаимодействовать с коллегами, в рамках выстраивания транспортно-логистических коридоров вопросы взаимодействия с сопредельными видами транспорта решаем сообща». Он также уверен, что «сейчас у нас есть понимание, что те тенденции, что мы выстроили, продолжатся в следующем году, мы успешно отреагируем на вызовы, что получили».

По его словам, в перестраивании транспортно-логистических направлений большой упор делается на коридор «Север – Юг». В части, касающейся отрасли,– это направление порт Астрахань – северные порты Ирана и так далее. Здесь ключевым моментом является дноуглубление Волго-Каспийского морского судоходного канала.

– Эта задача поставлена президентом страны, и она будет выполнена, – заявил замминистра и добавил: «В 2022 году показатели, которые были намечены, достигнуты». «В следующем году, не сомневаюсь, цели также будут достигнуты, мы наш юг будем наполнять новым содержанием»,- подчеркнул он.

Замминистра подтвердил, что «все проекты, которые реализуются в рамках Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, остаются все в силе». И уточнил: «Некоторые переносятся «вправо» в силу объективных причин – это прежде всего из-за отказа наших недругов в поставках оборудования, поэтому часть проектов требует изменений, замены оборудования, но ни один инвестор не отказался».

– Также строим флот и те вызовы, что имелись до всех событий, связанных с началом специальной военной операции, остаются, развитие нашего судостроительного комплекса по плану сейчас ускорилось, – отметил он. И продолжил: «На заседании Морской коллегии при Правительстве РФ под руководством Д. Мантурова (первый вице-премьер Правительства РФ, министр промышленности и торговли. – Ред.) первым вопросом было судостроение». По его мнению, «те предложения, что были высказаны Минпромторгом и ОСК, вселяют уверенность, что планы, поставленные в прежнюю пятилетку, будут выполнены». Да, пояснил он, «это будут суда не такой, может быть, степени комфортности, но это будут суда, способные выполнять поставленные задачи».

– Для нас в рамках того, что приходится замещать выбывший флот под управлением недружественных стран, это момент серьезный, – заявил А. Пошивай.

По плану и в полном объеме

С сообщением о предварительных итогах навигации 2022 года и планах на предстоящий год выступил замруководителя Росморречфлота Константин Анисимов.

Он обратил внимание участников коллегии, что в текущую навигацию (несмотря на нормативное финансовое обеспечение на уровне 93,1%) содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по установленным параметрам выполнено в полном объеме. Росморречфлот обеспечил запланированное улучшение качественных параметров путей на отдельных лимитирующих участках.

Так, протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов была увеличена на 240,7 км, оборудованных средствами навигационной обстановки – на 697,6 км, с круглосуточным движением судов – на 1063,6 км.

Он отметил, что «открытие навигации происходило в установленные сроки, а на определенных участках, учитывая благоприятные гидрометеорологические условия и обращения судоходных компаний, даже ранее установленных сроков» (Азов-Дон, Волго-Дон, Волга).

Закрытие навигации, в основном, также шло в установленные сроки, однако, «учитывая благоприятные гидрометеорологические условия, она была продлена более чем на 3,5 тыс. километров в Беломорско-Онежском, Волжском, Камском, Московском, Азово-Донском и Волго-Донском бассейнах», – добавил замруководителя.

Безопасность как ключевое условие. Выполненные в навигацию 2022 г. объемы путевых и навигационно-гидрографических работ позволили обеспечить безопасное судоходство. Объем дноуглубительных работ выполнен на 100% и составил 22,90 млн м3. Дноуглубительные работы проводились 97 земснарядами на 622 участках общей протяженностью более 1000 км.

Как уточнил К. Анисимов, сегодня на ВВП расположено 741 судоходное гидротехническое сооружение, и каждое из них имеет комплексное назначение (обеспечение напорного фронта водохранилищ, удовлетворение потребности водоснабжения, гидроэнергетики, судоходства, рыбного хозяйства, санитарного обводнения рек, рекреации, потребности обороны страны).

В состав СГТС входят 108 судоходных шлюзов, Красноярский судоподъемник, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, напорные дамбы и плотины, судоходные каналы и другие сооружения.

В отчетном году капремонт проведен на 31 объекте инфраструктуры ВВП и 104 судах техфлота.

Гидрологические условия. В то же время на эффективную работу грузового и пассажирского флота в навигацию 2022 г. в значительной степени повлияла маловодность. В результате ограничения по осадке судов вследствие снижения уровней воды меньше проектных отметок вводились на 82 участках на протяжении 6691,3 км, что составило 14% от ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов.

Особенно засушливое лето выдалось в Двинско-Печорском и Енисейском бассейнах, где уровень воды опускался ниже проектного более чем на 80 см.

Во второй половине навигации маловодность ощутимо сказалась также в Волжском и Камском бассейнах.

– Однако благодаря дноуглубительным работами предлагаемым Росморречфлотом режимам работы гидроузлов Волжско-Камского каскада водохранилищ и Цимлянского гидроузла удалось избежать больших потерь провозной способности флота,– сказал замруководителя.

Касаясь эксплуатации СГТС, К. Анисимов уточнил, что«в соответствии с утвержденными декларациями безопасности в результате реконструкции и капремонта на 11 сооружениях был повышен уровень безопасности до нормального».И хотя одно сооружение (ФБУ «Администрация «Беломорканал» плотина № 23 гидроузла № 11) все еще остается с опасным уровнем безопасности, в 2022 году заключен контракт на реконструкцию со сроком ее окончания в 2024 году.

Перевозки грузов и пассажиров. По предварительной оценке, в навигацию 2022 г.будет перевезено 117,2 млн тонн грузов (увеличение на 6,4% к 2021 г.).

По его словам, анализ грузопотоков показывает, что в этом году значительно выросли объемы угля, зерна, комбикорма и строительных материалов. В тоже время снизились объемы перевозки нефтепродуктов, металлов, серы, удобрения и лесных грузов в судах. Значительное снижение объемов перевозок связано с введенными санкциями.

В Амурском бассейне отмечается резкое падение перевозок грузов, которое связано с введением в этом году запрета на вывоз необработанного леса, уменьшением перевозок нерудных строительных материалов в связи с окончанием строительства мостового перехода в КНР и прилегающих дорог.

Перевозки грузов в районы Крайнего Севера. В навигацию отчетного периода объемы отправки грузов на Крайний Север составили 17,6 млн тонн, что представляет увеличение 4,1% к уровню 2021 года, в том числе каменного угля на 6,8%, нефтепродуктов на 5,8%.

Перевозки жизненно важных грузов в навигацию 2022 года по заданиям субъектов РФ осуществлялись по ВВП Обь-Иртышского, Енисейского, Ленского, Амурского бассейнов.

К. Анисимов сообщил, что «запланированный объем северного завоза жизненно важных грузов по госзаказу с учетом корректировки субъектов РФ составлял1538,4 тыс. тонн». Фактически потребителям доставлено 1543,6 тыс. тонн грузов (100,3% от плана).

Динамика грузооборота. Прогнозируемый грузооборот по сравнению с 2021 годом снизится на 2,8% и составит 68,6 млрд т-км. «Вызванные снижения связаны с изменением логистических маршрутов ввиду санкционной политики недружественных стран», – уточнил он

Пассажирские перевозки. В этом секторе по сравнению с прошлым годом рост составил 5,3% (9,06 млн чел.).

По мнению замруководителя, «увеличение объема туристских пассажирских перевозок на 36% связано с применением туристического кешбэка, что позволило увеличить загрузку круизных судов». Также наблюдается рост на 33,6% экскурсионно-прогулочных маршрутов в связи с введенными санкциями для выездного туризма и благоприятными метеорологическими условиями, которые позволили привлечь отдыхающих на речные прогулки.

В дальнейшем прогнозируется увеличение пассажиропотоков на данных маршрутах в связи с повышенным интересом к внутреннему туризму.

Основные направления. Начиная с 2023 г. «перед внутренним водным транспортом поставлены новые задачи по реализации Транспортной стратегии до 2030 г., в которой определены конкретные мероприятия и сроки их выполнения, а также целевые показатели», – сказал К. Анисимов и добавил: «Объем перевозок грузов определен в 118,8 млн тонн, пассажиров – 10,9 млн человек». Кроме того, предусмотрено увеличение пропускной способности опорной сети ВВП на 10 млн тонн нарастающим итогом.

Для реализации данных показателей предстоит увеличить протяженность ВВП:

– с гарантированными габаритами судовых ходов на 343 км;

– оборудованных СНО на 926 км;

– с круглосуточным движением судов на 761 км.

По его мнению, «данные меры позволят повысить эффективность работы транспортного флота за счет сокращения рейсооборота, а на отдельных участках нарастить загрузку судов, обеспечить безопасные подходы к портам и причалам общего пользования».

В 2023 г. с целью оптимизации средств федбюджета, а также наиболее полного удовлетворения в потребности перевозок пассажиров и грузов, повышения безопасности судоходства предусматриваются изменения в составе ВВП:

– в Минтранс России направлены предложения по исключению из Перечня ВВП федерального значения 61 участка общей протяженностью 1499 км, по которым в последние годы не осуществляется судоходство и перевозка водным транспортом не прогнозируется (в основном эти пути содержались по 7-й категории: без гарантированных габаритов судовых ходов и без средств навигационной обстановки);

– направлены предложения по включению судоходных участков рек Анадырь и Канчалан Чукотского автономного округа протяженностью 717 км;

– подготовлены предложения в Минтранс РФ по включению в Перечень ВВП федерального значения 26 участков общей протяженностью 466,5 км, по которым в настоящее время осуществляется перевозка пассажиров на социально значимых маршрутах, а также на участках, востребованных для перевозки грузов.

К. Анисимов акцентировал, что «в 2023 г. продолжится действующая практика софинансирования 7 субъектами РФ содержания отдельных участков ВВП, наиболее значимых для регионов, протяженностью более 3000 км».

Кроме того, «с целью обеспечения безопасной работы гидротехнических сооружений предусматривается более 20% финансовых средств на содержание СГТС направить на проведение капремонта», – сказал он. И уточнил: «В 2023 году запланировано проведение капремонта на 38 объектах инфраструктуры ВВП, а также на 65 судах техфлота».

Реорганизация ФБУ. Учитывая производственно-экономические показатели деятельности администраций бассейнов ВВП, сложившиеся грузо- и пассажиропотоки, а также географическое положение бассейнов, Минтрансом России в 2022 году принято решение о реорганизации ФБУ «Администрация «Севводпуть» путем присоединения к нему ФБУ «Администрация «Печораводпуть», реорганизации ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» путем присоединения к нему ФБУ «Администрация Обского БВП».

Данная реорганизация позволит оптимизировать расходы и повысить качество содержания инфраструктуры ВВП, более эффективно использовать производственные силы и суда техфлота (возможность перестановки, замены земснарядов и обслуживающего флота по приоритетным направлениям), а также реализовывать иные цели и задачи для обеспечения безопасности судоходства. 24 ноября после реорганизации зарегистрировано ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна».

Таким образом, в 2022 году количество администраций бассейнов ВВП сократилось с прежних 15 до 14.

В условиях новых вызовов

Планы роста. В ходе коллегии замруководителя Росморречфлота Борис Ташимов доложил о реализации в 2022 году проектов транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ).

Он напомнил, что агентство принимает активное участие в развитии портовой инфраструктуры в рамках федпроекта «Развитие морских портов» и в развитии инфраструктуры обеспечения безопасности мореплавания в акватории Севморпути в рамках федпроекта «Развитие Северного морского пути».

По первому проекту запланировано 51 мероприятие. Среди них:41 проект строительства и реконструкции инфраструктуры, 9 мероприятий по строительству обеспечивающего флота – будет построено 16 судов. До 2024 года будет завершено 24 проекта развития портовых мощностей (7 проектов уже завершено на текущий момент), прогнозное значение прироста производственной мощности морских портов – основной показатель федпроекта в 2024 году – составит почти 213 млн тонн накопленным итогом, в 2030 году планируется выход на показатель более 365 млн тонн.

Замруководителя пояснил, что объем финансирования мероприятий по строительству портовой инфраструктуры и флота за 2022-2024 годы составит более 430 млрд рублей, в том числе почти 60 млрд рублей – средства федбюджета, остальное – средства частных инвесторов. Таким образом, в период до 2024 года на один рубль федбюджета будет привлечено порядка 6 рублей из внебюджетных источников. С 2022 по 2030 год общий объем финансирования за счет всех источников превысит 740 млрд рублей.

Ключевые показатели. Говоря о прогнозируемых показателях по итогам 2022 года, Б. Ташимов заявил: «Разумеется, беспрецедентное санкционное давление в текущем году оказало влияние на отрасль в целом и на работу по развитию инфраструктуры в частности». Несмотря на это, по итогам года ключевые показатели работы морских портов стабильны. Так, если объемы перевалки в прошлом году составили 835 млн тонн, то в 2022 году планируется несколько превысить этот показатель.

В части инфраструктурного развития, по его словам, несмотря на явные сложности, удалось продолжить реализацию всех ключевых запланированных мероприятий. Естественно, произошли определенные сдвиги по срокам, но заморозку проектов удалось предотвратить. По итогам года прирост портовых мощностей составит более 88 млн тонн накопленным итогом при запланированном ранее показателе 116 млн тонн.

Б. Ташимов перечислил завершенные на текущий момент проекты. Так, введен в эксплуатацию перегрузочный комплекс в районе мыса Открытый в Приморском крае – прирост мощностей составил 4,5 млн тонн. Завершены мероприятия по вводу в эксплуатацию терминала в районе компрессорной станции «Портовая» в порту Высоцк – прирост мощностей 1,66 млн тонн. Также введен в полноценную эксплуатацию Таманский терминал навалочных грузов в порту Тамань – прирост мощностей 25 млн тонн.

До конца 2022 года ожидается ввод в эксплуатацию производственных мощностей в объеме еще более 5 млн тонн в рамках проекта строительства морского перегрузочного комплекса СПГ в бухте Бечевинской в Камчатском крае. Здесь уже завершено строительство подходного канала, а инвестором проекта ПАО «НОВАТЭК» ведутся работы по обустройству якорных стоянок, где будет производиться перевалка СПГ по схеме «борт-в-борт». В 2023 году инвестор планирует обеспечить дополнительное наращивание мощностей по этому проекту в размере около 11 млн тонн за счет установки плавучего хранилища газа.

Кроме того, в 2023 году будут введены в эксплуатацию с небольшой задержкой по срокам СПГ-терминал в Мурманской области мощностью 10,4 млн тонн, угольный терминал «Суходол» в Приморском крае на 12 млн тонн, универсальный терминал в Усть-Луге на 8 млн тонн и другие объекты портовой инфраструктуры.

В отношении финансирования замруководителя уточнил, что «инвесторами обеспечивается ритмичное привлечение средств, отклонения от показателей связаны только с корректировками в графике реализации мероприятий». По его словам, общий объем финансирования из внебюджетных источников в 2022 году составит 77,5 млрд рублей.

В 2022 году для финансирования привлекались также средства инвестиционного портового сбора. В части финансирования за счет средств федбюджета объем выделенных Росморречфлотом бюджетных ассигнований в 2022 году составит 3,5 млрд рублей. На сегодня освоение достигло 100%.

СМП. Минтранс и Росморречфлот являются ответственными исполнителями по мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности мореплавания в рамках федпроекта «Развитие Северного морского пути». До 2024 года планируется реализовать 10 мероприятий: 6 проектов строительства аварийно-спасательных судов (всего 14 судов), 2 проекта строительства гидрографических и лоцмейстерских судов (всего 4 судна), а также мероприятия по строительству объектов ГМССБ на трассе СМП и по реконструкции базы техобслуживания флота Северного филиала ФГБУ «Морспасслужба». Общий объем финансирования по линии Минтранса и Росморречфлота по данному проекту до 2030 года составит 111 млрд рублей.

По итогам 2022 года по данному федпроекту завершено строительство и передано в оперативное управление ФГУП «Гидрографическое предприятие» 2 специализированных лоцмейстерских судна ледового класса Ice3 и головной гидрографический катер проекта E35G. В 2022 году также осуществлена закладка киля многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 7 МВт.

Замруководителя сообщил, что в части обеспечения инфраструктуры безопасности мореплавания завершены проектные работы по строительству объектов Глобальной морской системы связи при бедствиях на трассе СМП – береговая станция «Певек» службы «Навтекс». Объем бюджетного финансирования мероприятий Росморречфлота по федпроекту в 2022 году составил почти 8 млн рублей. По итогам года планируется 100%-ное освоение.

Итоги 2020 года. Касаясь общих итогов года, Б.Ташимов сказал: «Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что показатели морских портов по итогам 2022 года стабильны. Сохранен объем перевалки в морских портах РФ на уровне 2021 года, продолжена реализация всех значимых проектов развития портовой инфраструктуры. Несмотря на существенное давление санкционных ограничений на отрасль и сбои в поставках оборудования, проекты не заморожены».

Кроме того, в условиях существующих вызовов обеспечено усиление на наиболее критичных направлениях, например морского сообщения с Калининградской областью, оптимизирована схема работы в портах с паромами из Турецкой Республики в Черноморском бассейне.

– В условиях новых вызовов слаженная работа государства и бизнеса будет иметь первостепенное значение в следующем году. Достигнутые успехи в части синхронной работы в рамках федеральных проектов КПМИ позволяют масштабировать их для решения новых возникающих вызовов в 2023 году», – подчеркнул заместитель руководителя агентства.

В завершение Б. Ташимов напомнил: «Из основного нам предстоит активная работа по перепрофилированию существующих портовых мощностей для оперативного реагирования на меняющиеся условия международной логистики – ждем от бизнеса активных действий по выстраиванию работы с широкой номенклатурой грузов, зачастую новой для данных терминалов. Кроме того, при активном участии государства и бизнеса будет вестись развитие международных транспортных коридоров. Ситуация показала значимость инфраструктурного развития, особенно по направлению «Север – Юг». Считаем, что системное, конструктивное взаимодействие государства и бизнеса позволит справиться с этой работой».

Заключение. Подводя итоги коллегии и Общественного совета при Росморречфлоте, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев прокомментировал предварительные результаты работы отрасли в уходящем году, а также обратил внимание на необходимость доработки ряда правовых механизмов уже реализующихся проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в связи с последними новациями федерального законодательства.

Награждение

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу нагрудным знаком «Почетный работник морского флота» награжден

• Юрий Корнилов, директор Севастопольского филиала ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Благодарность министра транспорта России объявлена:

• Светлане Алексеевой, заместителю начальника отдела ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова;

• Андрею Березкину, директору Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей Макаровки;

• Михаилу Зенкину, заместителю директора Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей Макаровки;

• Павлу Данилову, капитану теплохода «Перевал» Бельского РВПиС Администрации «Камводпуть»;

• Андрею Пономареву, заместителю главного инженера Нижне-Камского РГиС Администрации «Камводпуть»;

• Екатерине Слизковой, заместителю руководителя ФГУ «Сайменский канал» – представителю Уполномоченного РФ по Сайменскому каналу в г. Москве.

Награды вручил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.

Благодарственным письмом руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта поощрены:

• Елена Алехина, руководитель направления технического отдела ФГУП «Морсвязьспутник»;

• Андрей Андросов, главный инженер ФГБУ «Канал имени Москвы»;

• Дарья Заседателева, начальник отдела кадров ФГБУ «Морспасслужба»;

• Тамара Орехова, главный специалист отдела ФКУ «Речводпуть»;

• Виктория Сахокия, начальник отдела кадров ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта»;

• Владимир Шаров, ведущий специалист отдела ФБУ «Служба морской безопасности»;

• Светлана Шкатуло, заместитель гендиректора ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».

Награды вручил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев.

Морские вести России №1 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика