Современные навигационные системы повышают производительность труда и безопасность судоходства - Морские вести России

Современные навигационные системы повышают производительность труда и безопасность судоходства

13.07.2022

Речной транспорт

Современные навигационные системы повышают производительность труда и безопасность судоходства

Фото: ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

В стартовавшую на ВВП России навигацию протяженность внутренних водных путей ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» составляет 8375 км. На реках Енисей, Ангара, Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность гарантированных габаритов пути 5440 км. Всего выставлено 6,4 тыс. знаков судоходной навигационной обстановки, в том числе береговых – 4,5 и плавучих – 1,9.К началу навигации в Администрации были утверждены схемы навигационного ограждения на всех обслуживаемых водных путях. На протяжении действующего водного пути обстановочные суда до выставления средств навигационного оборудования произвели сплошное траление.

Водным путям повысили категорию

Владимир Байкалов, руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

В соответствии с категориями средств навигационного оборудования и сроками их работы гарантированными габаритами судовых ходов с 10 мая обеспечен самый верхний участок магистрального водного пути Енисея от Красноярской ГЭС до устья Ангары, а уже затем поэтапно открывалась судоходная обстановка на остальных нижних участках. Последний из них, от Игарки до Дудинки, открыт для безопасного плавания с 15 июня.

На одном из основных притоков Енисея – Ангаре – водный путь с 15 мая оборудован СНО от устья до селения Кокуй, затем с 31 мая от селения Кокуй до Богучанской ГЭС, а с 10 июня от Богучанской ГЭС до Усть-Илимской ГЭС.

В результате соглашения между Росморречфлотом и правительством Республики Тыва на Большом Енисее с 10 мая действует неосвещаемая судоходная обстановка. На основании договора с АО «Норильсктрансгаз» 26 июня планируется содержание средств навигационного оборудования на самом северном притоке Енисея – Большой Хете.

Следует отметить, что в текущей навигации повышена категория внутренних водных путей на участке Ангары от Богучанской ГЭС до устья протяженностью 444 км. Данный участок был переведен с категории водные пути с гарантированными габаритами и неосвещаемой обстановкой в категорию водных путей с гарантированными габаритами и светоотражающей обстановкой. Для этого заблаговременно приобрели необходимое оборудование, пластиковые буи и прочие материалы, которые в дальнейшем были использованы для путевых работ.

Кроме того, планируется выполнить освещение навигационных знаков на Енисее по плесам к установленным срокам:

25 июля на участке от Красноярска до устья Ангары;

1 августа на участке от устья Ангары до порта Дудинка.

Напомню, что в период прохождения ледохода и паводка на водных путях бассейна более 200 береговых знаков были уничтожены или повреждены и в настоящее время завершается их восстановление.

В полном объеме осуществляется диспетчерское регулирование движения судов через контрольные пункты в Казачинском пороге, Мотыгино, Красноярском судоподъемнике и Игарке. Эксплуатационная готовность Красноярского судоподъемника к навигации 2022 года определена с 1 июня.

В настоящее время полностью выполнено задание в отношении содержания СНО на реках Кас, Сым, Подкаменная Тунгуска.

Обновление флота

В текущую навигацию в списочном составе флота Администрации находятся 124 судна – это обстановочный флот, буксиры и буксиры-толкачи, многочерпаковые дноуглубительные земснаряды, штанговый одночерпаковый земснаряд, экологическое судно-сборщик нефтесодержащих подсланевых и сточных вод, грунтоотвозные шаланды и несамоходные плавсредства различного назначения.

В 2022 году планируется пополнение флота судами нового судостроения. Так, в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры (КПМИ) для нас запланирована постройка и сдача трех судов. Из них: один промерный теплоход «Изыскатель-1» проекта 3330, построенный АО «Костромской судомеханический завод», уже доставлен в Красноярск; два обстановочных теплохода «Александр Шароглазов» и «Вальдемар Хан» проекта 3052 находятся в стадии достройки на ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод», что в Томской области.

Также в рамках КПМИ, но уже со сдачей в 2023 году на ООО «Красноярский машиностроительный завод», идет сборка промерного судна «Анатолий Шилов» проекта RDB66.62. В перспективе в рамках реализации комплексного плана предполагается поступление из нового судостроения технического флота различного типа и назначения.

В межнавигационный период в ремонтно-отстойных пунктах (РОП) и ремонтно-механических мастерских (РММ) филиалов Администрации произведен ремонт судов рабочего ядра – корпусов с частичной заменой обшивки и набора, движительно-рулевых комплексов, замена изношенных механизмов и оборудования, ревизия и текущий ремонт электрооборудования, судовых систем, палубного оборудования и рабочих устройств. Работы по ремонту корпусов и движительно-рулевых комплексов судов выполняются с использованием слипа Ладейских РММ в Красноярске.

С целью восстановления эксплуатационных характеристик судов и приведения всех их элементов в соответствие с требованиями действующих норм и правил в период с 2022 по 2024 год планируется капремонт двух барж-площадок и несамоходного многочерпакового земснаряда «Енисейский-204» проекта Р-010.

В начале июня 2022 года в Администрацию поступило новое промерное судно класса РРР проекта №3330 «Изыскатель-1». Судно построено на Костромском судомеханическом заводе под контролем Российского речного регистра и полностью соответствует его требованиям. Базироваться теплоход будет в затоне Красноярского района водных путей и судоходства и эксплуатироваться для проведения полевых работ изыскательской партией.

Судно оборудовано автоматизированным гидрографическим комплексом с многолучевым эхолотом SeaBat IDH T20R с интегрированной инерциальной системой INS20 на ВВП. Данное оборудование позволит более подробно и точно обследовать дно водоемов, что ранее было возможно только при проведении тральных работ.

В настоящее время ведутся работы по монтажу, подключению, настройке и испытанию промерного оборудования. Одновременно проводится семинар для сотрудников Енисейского и Красноярского районов водных путей, службы картографии и русловых изысканий соответствующими специалистами.

По завершении испытаний и обучения изыскательская партия приступит к обследованию затруднительных участков рек, и в первую очередь на Енисее, для достижения гарантированной глубины 300 см на плесе Красноярск – устье Ангары.

Надежная связь

Продолжается эксплуатация нового, полностью автоматизированного передающего центра, оснащенного новейшими передатчиками и антенными системами. И прошлогодняя навигация, и нынешняя проходят с использованием этого передающего центра.

Приемо-передающий центр «Енисейречтранса» в Красноярске обеспечивает устойчивой связью судовладельцев с флотом, находящимся в любой точке нашего бассейна.

Более того, Администрация произвела замену устаревших судовых радиостанций и радиолокаторов технического флота, радиорелейных станций на более современные, а значит, и надежные.

В бассейне продолжают функционировать четыре контрольно-корректирующие станции. Такое количество ККС позволило полностью покрыть гарантированным высокоточным навигационным полем основные судоходные пути Енисея с притоками рек (Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Большой Пит, Касс, Сым, Елогуй, Турухан, Курейка, Большой Енисей, Большая Хета, Тасеева).

Наличие гарантированного высокоточного навигационного поля на судоходных путях позволяет судоводителям использовать электронные карты, что положительно отражается на безопасности транспортного флота, также техфлоту позволяет применять современные судовые обстановочные комплексы (СОК), автоматизированные промерно-изыскательские комплексы (АПИК), системы координированного управления позиционированием земснаряда (СКУП), которые поступают и вводятся в эксплуатацию в бассейне.

Использование современных технических навигационных систем, безусловно, повышает производительность труда и качество работы обстановочных бригад и изыскательских партий, положительно сказывается на безопасности судоходства на водных путях бассейна.

Проверка на судах

Геннадий Сорокин, первый заместитель руководителя – капитан Енисейского бассейна ВВП

В Красноярской и Енисейской квалификационных комиссиях Администрации продолжается дипломирование командного и рядового состава судов внутреннего водного транспорта.

В 2021 году проведено 53 заседания квалификационных комиссий. Продипломировано 794 человека, выдано 426 дипломов, 371 квалификационное свидетельство.

В связи с утверждением Росморречфлотом нового списка вопросов для дипломирования были разработаны новые билеты для квалификационных испытаний по всем флотским должностям. На 1 июня 2022 года проведено 40 заседаний квалификационных комиссий, продипломировано 617 человек, выдан 381 диплом и 232 квалификационных свидетельства.

Проверку соблюдения на судах и плавобъектах требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, а также обеспечения их безопасной эксплуатации, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов выполняют инспекторы Красноярской и Енисейской инспекций портконтроля. В составе инспекции 11 человек, прошедших обучение по программе подготовки лиц, осуществляющих портовый контроль на ВВП. На инспекторов ГПК возложены функции по выдаче свидетельств о минимальном составе экипажей судов, регистрации судовых журналов. Также они входят в комиссии по дипломированию членов экипажей судов.

Кроме того, каждый инспектор обязательно проводит проверку наличия, работоспособности и правильности данных судовых АИС – транспондеров, которые должны быть установлены на самоходных пассажирских, а также перевозящих опасные грузы транспортных судах классов «О» и «М» валовой вместимостью 330 и более в Енисейском бассейне.

Таблица. Результат проверок судов в Енисейском бассейне ВВП на 9 июня 2022 года

Год

Проверок судов

Выданных предписаний

Выявленных нарушений обязательных требований

Задержано судов

2022

362

327

1002

21

Служба регистрации судов

С 2012 года «Енисейречтранс» осуществляет полномочия по регистрации судов внутреннего плавания в судовом реестре и реестре строящихся судов. С 2018 года ведет учет плавобъектов по бассейну.

В настоящее время зарегистрировано в судовом реестре 2441 судно ВВТ, в реестре плавобъектов – 47, одно судно поставлено на учет как бесхозяйное. За период 2020-2021 гг. зарегистрировано 13 построенных судов.

За 2021 год выдано 140 свидетельств о праве собственности, 124 свидетельства о праве плавания под флагом РФ на суда внутреннего и смешанного «река-море» плавания, а также 33 судовых билета на маломерные суда, используемые в коммерческих целях.

Также в прошлом году службой регистрации судов произведено 373 юридически значимых действия в отношении судов внутреннего плавания.

Служба регистрации судов кроме взаимодействия с судовладельцами сотрудничает с ФАУ «Российский речной регистр», подразделениями Федеральной налоговой службы, правоохранительными органами, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, арбитражными управляющими, органами по распоряжению федеральным имуществом и иными организациями. Службой регистрации судов постоянно ведется работа по улучшению качества госуслуг по регистрации судов внутреннего плавания.

Морские вести России №8 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

14.09.2022

Речной транспорт

07.09.2022

Речной транспорт

31.08.2022

Речной транспорт