Зимняя работа – задел на навигацию - Морские вести России

Зимняя работа – задел на навигацию

15.06.2021

Речной транспорт

Зимняя работа – задел на навигацию

Фото: ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Речная магистраль Обь-Иртышского бассейна простирается от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России. В составе одного из крупнейших бассейнов страны – 14 627 км водных путей, из которых навигационными знаками в сезон 2020 года обслуживалось более 8700 км, а на 6192 км с гарантированными габаритами судовых ходов установлены СНО 1-3-й категории. Мониторинг состояния водных путей со средствами навигационного оборудования в минувшую навигацию вели 62 обстановочные бригады, обслуживаемых знаков выставлено более 11 тысяч.

Безопасность – на первом месте

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Одна из главных задач речников в межнавигационный период – не допустить никакой чрезвычайной ситуации в затонах предприятий. Особое внимание уделяется правилам противопожарной безопасности и расстановке флота – соблюдению необходимого расстояния между судами. Для этого организуется четкая профилактическая работа, проведение которой строго контролируется специалистами Администрации во всех пяти филиалах. Они следят за наличием на судах и состоянием первичных средств пожаротушения: огнетушителей, пожарных рукавов, топоров, лопат, ведер с песком. Для тренировки экипажей судов и других сотрудников с периодичностью раз в месяц проводятся практические занятия по отработке действий при возникновении пожара на борту.

Судоремонт

Для того чтобы во время навигации обеспечить безопасные условия судоходства, необходимо за зиму подготовить к летней эффективной и безотказной работе дноуглубительную технику земкараванов – землесосы и земснаряды, шаланды и мотозавозни, дноочистительную технику – карчекраны, а также обстановочный, буксировочный, обслуживающий и нефтеналивной флот.

В межнавигационный период отремонтировано 132 единицы флота, 35 из них находились на среднем ремонте. На судах выполнялись работы по замене дефектных участков обшивок и набора корпусов и привального бруса, ремонту деталей движительно-рулевого комплекса, текущему ремонту ДВС и другого судового оборудования. К чести наших судоремонтников, надо отметить, что судоремонт почти ежемесячно выполнялся с опережением графика.

Уже можно констатировать: судоремонтные работы ведутся согласно графику и выполнены в полном объеме: уже в апреле первые обстановочные суда самого южного филиала – Омского РВПиС – вышли на выставление навигационной обстановки. Первым судном, вооруженным в навигацию 2021 года, стал теплоход «65 лет Победы» проекта 378. По традиции он открыл «малую» навигацию, начав с освобождения от ледяного покрова затона Иртыша.

Заготовка обстановочного инвентаря

Путейцы пяти филиалов ждали предстоящую навигацию, не только ремонтируя свой флот, но и занимались изготовлением обстановочного инвентаря, производили ремонт плавучей навигационной обстановки, готовили цепи, якоря и грузы. Одних только щитов к началу нынешней навигации должно быть заготовлено 1176 штук, и эта цифра в полтора раза превышает план 2020 года, когда было сделано 750 щитов.

Помимо щитов к навигации 2021 года планируется заготовить 170 знаков в сборе, 282 бакена, 700 плотиков для бакенов, 3165 метров цепей для буев и 1912 якорей. Работы по заготовке и ремонту обстановочного инвентаря должны быть завершены к 1 июня. Однако те районы водных путей, где навигация стартует уже в весенние месяцы, например в Омском РВПиС (28.04) и Тобольском РВПиС (30.04), инвентарь подготовили раньше.

Корректура навигационных карт

Еще одна из важнейших работ межнавигационного периода – это корректура бумажных навигационных карт. К началу навигации откорректированные карты в соответствии с протоколами расстановки навигационных ограждений судовых ходов (НОСХ) передаются на суда Администрации. Корректурой бумажных навигационных карт занимаются сотрудники филиалов, которые входят в состав корректорских групп и имеют соответствующий опыт, так как работа эта очень ответственная и кропотливая.

Первыми корректируются эталоны службы пути и филиалов, которые проходят проверку на наличие неточностей. В среднем по учреждению в течение года корректируется более 600 штук. Так, в межнавигационный период 2019-2020 гг. была откорректирована 691 карта, из которых 368 – для нужд филиалов и 393 – в рамках выполнения договоров подряда со сторонними организациями.

Также стоит отметить, что в нынешний межнавигационный период велась работа по подготовке к передаче двух коллекций актуальных бумажных лоцманских карт в Федеральное агентство морского и речного транспорта. Карты эти в том числе нужны для дальнейшего использования и решения оперативных задач, связанных с подготовкой паспорта национального проекта «Внутренний водный транспорт». Нацпроект даст новый импульс к увеличению объемов перевозок грузов и пассажиров по внутренним водным путям. Напомню, что по водным путям в границах действия Обь-Иртышского бассейна всего было перевезено 8 000 028,4 тонны различных грузов.

Подготовка спасательных средств

Говоря о важнейших аспектах подготовки к навигации-2021, нельзя не упомянуть о работе станции по переукладке спасательных плотов и испытанию спасательных жилетов, которая была открыта в Омском РВПиС в конце 90-х годов прошлого века. Да, именно тогда появились новые требования, предписывающие оснастить все суда класса «МО» плотами, а не шлюпками. Станция – единственная на весь Обь-Иртышский бассейн, и поэтому все судовладельцы, имеющие теплоходы, оснащенные спасательными плотами, – будь это крупные компании или мелкие, обращаются именно сюда.

Мало того, для проверки, технического обслуживания и переосвидетельствования спасательных и защитных средств с Администрацией заключают договоры судовладельцы из других регионов, например Новосибирской области и Алтайского края.

На станции ежегодно проверяют, технически обслуживают, испытывают, переукладывают и переосвидетельствуют порядка 150 надувных спасательных плотов – как речных, так и морских. И конечно же, основная работа по подготовке спасательных средств проводится в межнавигационный период.

Среди наших постоянных клиентов самыми крупными заказчиками являются АО «Омсктранснефтепродукт», СибГУВТ, ПАО «Иртышское пароходство», Новосибирский речной колледж, СК «Фрахт» из Уренгоя, ПАО «Северное речное пароходство», Нижневартовский, Салехардский, Нефтеюганский, Новосибирский речные порты, около 10 плотов привозят с Телецкого озера.

х х х

Подводя итоги выполненных в межнавигационный период работ, можно сказать, что все сделанное вкупе с эффективным использованием имеющихся ресурсов позволит обеспечить условия для безопасного движения грузовых и пассажирских судов по водным путям бассейна.

Выдали предписания и проследили за исполнением

Игорь Суслов, заместитель руководителя – капитан Обь-Иртышского бассейна ВВП

В минувшем году инспекцией госпортконтроля было осмотрено 2380 судов, что составило 101,3% к плану. Но в сравнении с 2019 годом количес тво осмотров уменьшилось на 3,6%.

В частности, в связи с карантином и неясной эпидемиологической обстановкой сотрудники инспекции не с самого начала навигации приступили к осмотрам судов (всего – 2411, из них самоходных – 1170, несамоходных – 1241). Задержано до устранения обязательных требований – 397 судов.

В составе госпортконтроля бассейна 16 инспекторов, и в межнавигационный период каждый из них занят важным делом. Так, в пяти филиалах они провели большую работу с судовладельцами, выдав предписания за допущенные нарушения в навигацию 2020 года и проследив за исполнением. В Тобольском и Сургутском РВПиС ежегодно в межнавигационный период привлекаются инспекторы для корректуры лоцманских карт, с чем справляются на отлично.

В связи с изменениями в законодательстве для инспекторского бассейна был организован семинар, который провели в середине марта в Омском институте водного транспорта. В рамках семинара проанализировали результаты работы инспекций ГПК в прошедшую навигацию и разработали стратегию на навигацию 2021 года по обеспечению безопасного судоходства. Была проведена встреча с директором Обь-Иртышского филиала Российского речного регистра по вопросам нарушения технических требований и новых требований системы управления безопасностью судоходства. Кроме того, прошло совместное совещание с и.о. начальника Обь-Иртышского УГМРН по взаимодействию в осуществлении надзорной деятельности.

Одна из госуслуг службы дипломирования и паспортно-визового режима Администрации – организация и проведение квалификационных испытаний членов экипажей судов внутреннего плавания, с последующим оформлением по результатам документов – дипломов и квалификационных свидетельств. Всего в течение года запланировано около 50 заседаний комиссии по дипломированию членов экипажей судов. Двенадцать из них прошли за первые три месяца года. Членами квалификационной комиссии рассмотрено более трех сотен дел. Заседания проводятся в еженедельном режиме.

Следует уточнить, что на заседаниях комиссии рассматриваются все дела, поступающие от членов экипажей для получения дипломов и квалификационных свидетельств.

Также нужно отметить, что в конце прошлого года приказом № 396 Минтранса России от 25.09.2020 в Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта внесены изменения. Одно из них – в перечень должностей для выдачи квалификационного свидетельства внесена должность шкипера. В настоящее время тест для шкипера разработан и включен в проведение квалификационных испытаний.

В прошлом году госзадание службой дипломирования было исполнено по всем должностям и в целом выполнено на 112%.

Среди причины снижения количества судов в реестре следует отметить исключение из ГСР списанных утилизированных судов (старение флота); маломерных некоммерческих судов для последующей регистрации в ГИМС; утративших понятие «судно» в связи с изменившимся законодательством (плавучих объектов) для последующей постановки на учет, что не всегда совпадает по времени; смену места регистрации судов (продажа в другие речные бассейны).

Морские вести России №6 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ