Работать на Печоре стало светлее и безопаснее - Морские вести России

Работать на Печоре стало светлее и безопаснее

14.04.2021

Речной транспорт

Работать на Печоре стало светлее и безопаснее

Фото: пресс-служба ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

В целях развития внутренних водных путей бассейна спустя 25 лет на Печоре в минувшую навигацию начала действовать освещаемая судоходная обстановка. Администрация улучшила качественные характеристики на участке реки с гарантированными габаритами пути от Усть-Цильмы до Нарьян-Мара общей протяженностью 332 км, заменив светоотражающую судоходную обстановку на освещаемую. Можно понять радость и даже восхищение судоводителей наступившими переменами, которые перешли на этом участке реки на круглосуточное движение флота.

Водные пути нового качества

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Для создания судоходной обстановки, в полной мере отвечающей требованиям времени, на этом участке Администрация к началу навигации 2020 года приобрела светосигнальное оборудование:

– 114 автономных навигационных фонарей кругового действия и 5 цветопеременных навигационных фонарей кругового действия для установки на плавзнаки судоходной обстановки;

– 324 навигационных фонаря направленного действия и 500 источников питания для береговых знаков судоходной обстановки.

Кроме того, в минувшую навигацию удалось улучшить качественные характеристики водных путей и на другом участке реки: от Вуктыла до Печоры протяженностью 234 км, где категория судоходной обстановки повысилась с третьей на вторую (с гарантированными габаритами и светоотражающей обстановкой).

Таким же образом в лучшую сторону на участке р.Усы от Усинска до устья реки на протяжении 30 км пятая категория судоходной обстановки изменилась на вторую. Флот получил возможность пользоваться гарантированными габаритами судового хода и светоотражающей обстановкой.

Более того, в целях установления в дальнейшем освещаемой обстановки на участке реки Печоры от селения Усть-Цильма до города Печоры Администрацией запланировано приобрести светосигнальное оборудование: 274 автономных фонаря для плавучих средств навигационного оборудования и 432 фонаря направленного действия для береговых знаков судоходной обстановки.

В минувшую навигацию Администрацией была продолжена работа по развитию качества навигационного оборудования. В связи с этим заменили 30 металлических буев на пластиковые (10 буев 3-го типоразмера и 20 буев 4-го типоразмера).

В межнавигационный период идет работа по подготовке береговой обстановки к навигации. Собственными силами ведем ремонт знаков судоходной обстановки путем изготовления щитов разных типоразмеров.

В предстоящую навигацию в Печорском бассейне будет использоваться контрольно-корректирующая станция глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS в п. Щельяюр (далее ККС), введенная в эксплуатацию в конце 2020 года. Установка второй ККС позволила полностью покрыть водные пути на участке с установленными гарантированными габаритами от Вуктыла до Нарьян-Мара высокоточным радионавигационным полем. Таким образом, суда, оснащенные навигационным оборудованием с возможностью приема дифференциальных поправок, смогут повысить безопасность судовождения за счет более высокой точности определения координат при помощи глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS. Все эти меры повышают безопасность судоходства при работе с электронными навигационными картами.

В целях импортозамещения в области программного обеспечения (далее ПО) продолжаем работу по замещению зарубежных операционных систем на отечественные разработки. В результате на отечественное ПО уже переведена работа четырех серверов и 50 рабочих станций. Для ускорения и автоматизации документооборота в начале 2021 года ввели в эксплуатацию систему электронного документооборота.

И хотя в данном направлении еще предстоит много сделать, следует отметить, что внедрение нового ПО и его интеграция с СЭД с полным охватом по всем производственным участкам, вплоть до работы в ней командного состава судов, позволит ускорить, оптимизировать и упорядочить все процессы деятельности Администрации, что непосредственно скажется на повышении производительности труда.

Осенью прошлого года для более качественной передачи путевой и гидрометеорологической информации по коротковолновой связи на суда в бассейне проведено тестирование малогабаритного коротковолнового антенно-фидерного устройства. А в навигацию 2021 года запланировано тестирование данного оборудование в паре с судовым комплектом малогабаритного коротковолнового антенно-фидерного устройства.

Что касается судоремонта 2020-2021 годов, то он начался с тех же проблем, что и в предыдущий период. Та же пандемия. Пришлось отправлять экипажи на самоизоляцию, что обострило проблему отсутствия на ремонте работников плавсостава из-за необходимости использования отпусков и отгулов.

К сожалению, по этим причинам мы потеряли теплую осень 2020 года в части судоремонтных работ. Пришлось работников судокорпусного цеха направлять на ремонт судов второстепенного значения, включенных в план-график ремонта.

В нынешнем году будет произведен средний ремонт с переборкой механизмов, систем и заменой обшивки корпусов на 9 судах: земснаряде «Печорская-220», пр. 92-035; теплоходах «Буревестник», пр. 391Б; «Ястреб», «Павлин», пр. 391А; «Створ», «Сигнал», пр. 81240; «Мотозавозня-29», «Мотозавозня-33», пр. 946Б; барже «НТ-15», пр. Т-77.

На 46 судах рабочего ядра запланирован текущий ремонт. При этом до нового года уже был выполнен большой задел на теплоходе «Буревестник», по ремонту корпуса и движительно-рулевого комплекса, смене обшивки корпусов нефтеналивной баржи «НТ-15» и баржи «Т-7.

Особенностью наступившего года по всей стране стали крепкие морозы и обильные снегопады. И наш северный регион в полной мере испытывает аномальные холода, которые не позволяют в полном объеме развернуть судоремонт, особенно это касается судокорпусных и сварочных работ. Специалисты судокорпусного цеха заняты ремонтом черпаков земснарядов, рабочих устройств землесосов, средств навигационного оборудования. Экипажи судов ремонтируют предусмотрительно доставленные с осени механизмы и оборудование в цехе саморемонта. В механическом цехе идет дефектация и ремонт гребных валов, баллеров, изготавливается новый гребной вал на теплоход «Чибис», пр. 391.

В числе обязательных работ в межнавигационный период и подготовка необходимой к предстоящей навигации документации, без которой ни одно судно не может выйти на линию. Для слаженной и бесперебойной работы в период навигации заранее приобретаем необходимые материалы и товары, в том числе дизельное топливо, бензин, расходные материалы, различный инвентарь, вехи, столбы, пиломатериалы с целью восстановления и ремонта береговых знаков судоходной обстановки.

Однако, поскольку сохраняется неутешительный прогноз по жестким отрицательным температурам, можно ожидать более сложного хода судоремонта.

Нормативы – по климатическим условиям

Среди основных задач инспекторов в межнавигационный период – изучение новых нормативно-правовых актов, касающихся деятельности портового контроля на внутренних водных путях, вступивших в силу с
1 января 2021 года. Проведен анализ работы портконтроля за прошедший навигационный период.

Строятся и планы работы службы на предстоящую навигацию. Однако в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. приказа Минтранса России от 27 ноября 2020 г. № 521 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок» возможность выполнения этих планов вызывает сомнения.

Дело в том, что 86% судов стандартного риска, эксплуатировавшихся в нашем бассейне в навигацию 2020 года, переходят в малую категорию риска, 13% судов категории высокого риска перейдут в стандартную категорию риска. Проверить соблюдение на этих судах требований, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, в начальный период навигации 2021 г. не представляется возможным. Из малой категории риска 43% судов попадает под проверки в завершающий период навигации либо после ее окончания, а это вторая половина октября – начало ноября. При этом сроки навигации в бассейне ограничены климатическими условиями и, соответственно, не все указанные суда будут эксплуатироваться на дату проверки. Невольно возникает вопрос: о какой безопасной эксплуатации флота, да и в целом о безопасности судоходства на водных путях бассейна в этом случае может идти речь?

И еще один немаловажный вопрос – это исполнение госзадания по осуществлению портового контроля в бассейне. Даже при установлении допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей объема работ выполнить государственное задание невозможно. Что делать в сложившейся ситуации? На непредвзятый взгляд, необходимо внести изменения в информационную систему портового контроля (ИСГПК) по датам проверок тех судов, что перешли из стандартного риска в малую категорию риска, из высокого риска в стандартную категорию риска. Другими словами, с вводом этих судов в эксплуатацию – провести проверку по датам старых, по непонятным причинам отмененных нормативов.

Дипломирование и аттестация

Несмотря на ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, службы дипломирования и государственной регистрации судов работают в штатном режиме.

Службой дипломирования в 2021 году выдано 6 дипломов, 1 квалификационное свидетельство. В связи с вступлением в силу приказа Минтранса России № 465 от 6 ноября 2020 года «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов» непонятно, кто сейчас будет заниматься аттестацией ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, т.к. ранее эта норма была закреплена за Администрациями бассейнов ВВП.

Государственная регистрация судов

В 2021 году службой государственной регистрации проведено 10 регистраций: выдано 12 свидетельств о праве собственности и праве плавания под флагом РФ. В судовой реестр внесено 3 изменения, зарегистрирован 1 договор аренды судов без экипажа. Подготовлено и направлено в суды различных инстанций, а также по линии ИФНС 57 ответов, выдана 21 выписка из судового реестра РФ.

Морские вести России №3 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ