Канал имени Москвы: Первое звено - Морские вести России

Канал имени Москвы: Первое звено

15.06.2014

Речной транспорт

История создания канала имени Москвы берет свое начало с 30-х годов ХХ века, когда столица испытывала серьезный недостаток питьевой воды. Согласно генеральному плану развития Москвы водопотребление должно было увеличиться в несколько раз, а также предусматривалось увеличение доли водного транспорта в грузообороте Москвы.

Москва – порт пяти морей

Анатолий Сокуренко,  генеральный директор ФГУП «Канал имени Москвы»

В настоящее время ФГУП «Канал имени Москвы» представляет собой крупное воднотранспортное хозяйство Центрального региона России. В его состав входят 10 филиалов. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей, образующих единый технологический комплекс на территории 12 субъектов РФ.

В ведении предприятия находятся 20 шлюзов, 5 насосных станций, 28 плотин.

Водные пути

Содержание внутренних водных путей является одной из основных задач ФГУП «Канал имени Москвы». В навигацию 2012 г. предприятие обслуживало 3842 км федеральных внутренних водных путей, в том числе 2051 км с гарантированными габаритами судовых ходов, из которых:

- с освещаемой обстановкой – 964,3 км;

- с отражающей обстановкой – 717,7 км;

- с неосвещаемой обстановкой – 369 км.

Кроме того, обслуживалось 3648 ед. навигационных знаков, в том числе 1493 ед. береговых и 2155 ед. плавучих.

Для обслуживания и выполнения комплекса путевых работ на внутренних водных путях Московского бассейна используется 206 единиц технического флота, в том числе земснарядов 13 единиц (мощностью 7851 л.с., суммарной производительностью 5370 мЗ/час).

Программа категорий средств навигационного оборудования и сроков работы гарантированных габаритов судовых ходов выполняется в полном объеме, с производством всех необходимых путевых работ, что позволяет в целом обеспечить безопасные условия для движения пассажирского и транспортного флота.

Навигационная обстановка на путях Московского бассейна полностью обеспечила безопасность судоходства.

Результаты текущей навигации демонстрируют уверенную динамику в сторону увеличения объема пассажиропотока, но в то же время и некоторый спад грузоперевозок по внутренним водным путям ФГУП «Канал имени Москвы» по отношению к 2011 г. 

За навигацию 2012 г. количество перевезенных пассажиров увеличилось по сравнению с 2011 г. на 23,5% (на 250,5 тыс. чел.).

Объем перевезенных грузов за навигацию 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшился на 0,9% (на 254 тыс. тонн).

Основу общего грузопотока в навигацию 2012 г. составили нерудные строительные материалы – 63,3% от всего объема грузопотока. Второе место по объему перевозок занимают нефтяные виды грузов – 20,3% от общего объема грузопотока.

Анализируя диаграмму эксплуатационной деятельности шлюзов, можно заметить незначительный спад в 2012 г. по отношению к 2011 г.

Количество пропущенных судов за навигацию 2012 г. уменьшилось на 5,9% (на 7,6 тыс. ед.), а количество шлюзований – на 3,9% (на 2,3 тыс. ед.).

Энергетическая составляющая

ФГУП «Канал имени Москвы» имеет на балансе 7 гидроэлектростанций, вырабатывающих 180-220 млн кВт*ч в год. В водохранилища водораздела вода поднимается пятью насосными станциями общей мощностью 100 МВт. Среднегодовое потребление энергии насосными станциями составляет 250 млн. кВт*ч. 

В состав энергетических сооружений предприятия кроме насосных станций и ГЭС входят 7 подстанций, 167 км воздушных линий электропередач, 1,5 тыс. км кабельных линий. Оперативное управление водноэнергетическим комплексом канала, включающим гидростанции, насосные станции, крупные подстанции, линии электропередач 35 и 110 кВ осуществляется из единого энергодиспетчерского пункта.

Объем электроэнергии, передаваемой по собственным сетям другим сетевым абонентам, за навигацию 2012 г. составил 377,0 млн кВт*ч, что на 0,9% больше, чем в 2011 г. Выработка активной электроэнергии ГЭС за навигацию 2012 года – 218,47 млн кВт*ч.

Капитальный ремонт

Для подготовки СГТС к навигации 2013 г. выполнены следующие основные работы:

Подрядным способом:

– Капитальный ремонт приводов с заменой пластинчатых цепей на следующих шлюзах: Рыбинском, № 1,  Яхромского РГС, № 7 и № 8.

– Текущий ремонт электроприводов паромной переправы № 3 Волжского РГС.

– Текущий ремонт металлической облицовки правой водопроводной галереи средней головы шлюза № 8 в количестве 10 м2 с откачкой галереи.

– Текущий ремонт правого откоса верхнего подходного канала шлюза Андреевка с восстановлением ливневого лотка.

– Текущий ремонт плотины Фаустово с заменой горизонтальных ферм Шварцера в количестве 20 шт.

– Текущий ремонт вкладышей надпятников двустворчатых ворот шлюзов Белоомут и Кузьминск.

Хозяйственным способом:

– Капитальный ремонт бетона левой стороны секции № 3 шлюза № 1 (25 м3), порога аварийного затвора Угличского шлюза (48 м3).

– Текущий ремонт нижних двустворчатых ворот шлюза № 3 с откачкой камеры.

– Капитальный ремонт по замене питающих кабелей на лебёдки подъёма тяжёлых шандор галерей опорожнения и наполнения Угличского шлюза.

– Капитальный ремонт уплотнений сегментного затвора шлюзов № 2, № 6, № 10, затворов водопроводных галерей шлюза № 4, ферм Томаса, шлюза № 5.

– Капитальный ремонт ферм Пуаре плотины Софьино в количестве 5 штук.

– Ремонт затворов и приводного электромеханического оборудования.

– Капитальный ремонт отбойных рам камер шлюзов Белоомут и Кузьминск.

– Капитальный ремонт щитов Буле разборчатых плотин.

С учетом выполненных работ СГТС канала будут введены в работу в установленные программой сроки.

Ремонт флота в межнавигационный период 2012-2013 гг. проводится как на собственных отстойно-ремонтных пунктах филиалов, так и на специализированных ремонтных предприятиях. В настоящее время завершается слиповый ремонт 10 плав. единиц, в том числе на ОАО «Белогородская судоверфь» – 6 единиц, на ООО «Окская судоверфь» – 3 единицы, в порту Тураево – шаланда «Ш-18» Серпуховского РВП. С целью выполнения требований Российского речного регистра (РРР) заканчиваются ремонтные работы на паромных переправах № 1 и № 3 в Волжском РГС, которые подняты на берег с помощью самоходного плавкрана «КПЛ-351». Также в доке камеры шлюза № 11 проводится ремонт самоходной шаланды «ШС-10».

Путевые работы

На навигацию 2013 года ВВП Московского бассейна установлена 3842 км. Из них с гарантированными габаритами – 2073 км (что на 22 км больше, чем в навигацию 2012 года), в том числе с освещаемой обстановкой – 974,3 км (что на 10 км больше, чем в навигацию 2012 г.), отражательной обстановкой – 717,7 км, неосвещаемой обстановкой – 381 км (что на 12 км больше, чем в навигацию 2012 года). В разряд освещаемой обстановки переведен участок г. Осташков – пр. Городомля протяженностью 10 км. Увеличена гарантированная глубина на 64-м судовом ходу Рыбинского водохранилища с 200 до 270 см по просьбе администраций Тверской и Ярославской областей.

Для поддержания установленных габаритов судовых ходов запланирован комплекс путевых работ в том числе проведение транзитных дноуглубительных работ в объеме 4775 тыс. м3, тральных работ в объеме 532 кв. км, для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ будет задействовано 13 единиц судов с планируемым объемом удаления 5000,0 т препятствий. На обслуживании водных путей будет задействовано 28 обстановочных бригад. Для обеспечения путевых работ по плановым материалам – 6 русловых изыскательских партий (РИП).

Для обеспечения безопасного судоходства будет задействовано 3570 знаков навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных знаков – 2068 единиц и 1502 единицы береговых навигационных знаков.

Для анализа состояния водного пути р. Оки планируется проведение НИОКР «Разработка научно обоснованных рекомендаций обеспечения гарантированных глубин судового хода от д. Тарбушево р. Ока до г/у Белоомут р. Ока с проведением гидрологических изысканий при поднятии уровня г/у Белоомут до отметки 101,2 м в балтийской системе».

Отдел диспетчерского регулирования ФГУП «Канал имени Москвы» осуществляет диспетчерское регулирование движения и стоянки флота в границах водных путей Московского бассейна с целью обеспечения безопасности судоходства. На р. Москве в черте города осуществляется контроль прохождения только транзитных судов, движущихся вниз по реке из шлюза № 9 и вверх из шлюза № 10, а также от грузовых и пассажирских причалов Южного речного вокзала.

Транспортная безопасность

В 2012 году завершены работы по оснащению инженерно-техническими средствами транспортной безопасности Иваньковского и Угличского гидроузлов Волжского РГС, гидроузла № 8, ГЭС-193 и Пироговского гидроузла Тушинского РГС, гидроузлов Трудкоммуна, Северка, Фаустово, Софьино, Андреевка Московского РГС, гидроузлов № 2, № 4, № 5, № 6 и Кухоловских дамб Яхромского РГС, а также Шлинской плотины, Шлинской земляной дамбы, напорных сооружений Вышневолоцкого водохранилища и Вышневолоцкого гидроузла Тверского РГС, причалов Северного речного вокзала, комплекса причалов Южного речного вокзала и причальных стенок Западного порта, включающих в себя инженерные заграждения, системы охранной и пожарной сигнализации, телевизионного видеонаблюдения, контроля управления доступом, что существенно повысило уровень защищенности объектов.

 

Бассейн особого внимания

Владимир Штурмин, капитан Московского бассейна ВВП 

Общая протяженность водных путей Московского бассейна составляет 3842 км (канал имени Москвы; р. Волга от г. Ржева до пристани Колхозник (н.п. Хопылево); р. Москва; р. Ока от г. Калуги до входа в канал Сейма; р. Клязьма от г. Владимира до устья; Рыбинское водохранилище от Рыбинского гидроузла до н.п. Торово; озеро Селигер).

Плавание по каналу имени Москвы, р. Москве, р. Оке всегда сопряжено с повышенной опасностью, связанной с наличием большого количества гидротехнических сооружений, узкостей и извилистости судового хода, обилия навигационных опасностей. Это, в свою очередь, требует от экипажей судов особого внимания к управлению судном, обеспечению безотказной работы судовых механизмов, главных двигателей в условиях частого изменения режимов хода и реверсов, нагрузок на винторулевую группу ввиду активного маневрирования.

Регистрация судов

С 25 мая 2012 года ФКУ «Речная администрация Московского бассейна» осуществляет функцию по государственной регистрации судов внутреннего плавания и прав на них в Государственном судовом реестре РФ.

По состоянию на 01.04.2013:

– зарегистрированы вещные права на 153 судна внутреннего водного транспорта, на 3 спортивных парусных судна;

– внесено 225 изменений в Государственный судовой реестр РФ;

– 81 судно снято с регистрационного учета (в том числе 67 в связи с переходом в реестр маломерных судов);

– исключено из реестра 6 судов в связи со списанием;

– зарегистрировано 23 договора ипотеки;

– зарегистрировано 18 допсоглашений к договорам ипотеки;

– выдано 259 свидетельств о праве собственности на суда; выдано 258 свидетельств о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации;

– предоставлено 278 выписок из Государственного судового реестра РФ;

– направлено 40 ответов на запросы налоговых, судебных, правоохранительных органов по зарегистрированным судам, наложен арест (запрет на совершение регистрационных действий) на 3 судна.

Дипломирование и аттестация

В I квартале 2013 года проведено 27 заседаний квалификационной и аттестационной комиссий ФКУ «РАМБ», в том числе:

– 1 заседание по аттестации специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства;

– 16 заседаний по дипломированию лиц командного состава экипажей;

– 10 заседаний по дипломированию членов судовой команды судов внутреннего плавания. Квалификационные испытания прошел 271 человек, из них членам экипажей судов было выдано 43 квалификационных свидетельства, 151 диплом и 182 подтверждения к дипломам.

В рамках реализации приказа Минтранса России от 29.12.2012 № 459 «Об утверждении правил разработки и применения СУБ» проведена работа по организации аттестации ответственных по СУБ, в том числе:

– разработаны и утверждены перечень и формы документов, предоставляемых для проведения аттестации, форма удостоверения ответственного по СУБ (приказ ФКУ «РАМБ» от 19.03.2013 № 66);

– утвержден состав аттестационной комиссии (приказ ФКУ «РАМБ» от 21.03.2013 № 70).

Инспектор в деле

В структуру инспекции ГПК в Московском бассейне входят 7 территориальных инспекций: Рыбинская, Тверская, Муромская, Рязанская, Серпуховская, Тушинская и Московская. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность движения флота на участках движения по внутренним водным путям бассейна, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов для выполнения их осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов.

Штатная численность инспекции составляет 36 человек. Начали навигацию 2013 года 15 инспекторов. Все прошли обучение на курсах в ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова», а также дополнительную стажировку в ФГУ «АМП «Большой порт Санкт-Петербург». Кадровый дефицит наблюдается в двух инспекциях – Тушинской и Московской.

Сотрудники инспекции государственного портового контроля размещены в зданиях филиалов ФГУП «Канал имени Москвы» в Рыбинске, Рязани и Серпухове, а также портов Твери и Мурома, обеспечены всем необходимым для работы (ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет, мобильный телефон, фотоаппарат, радиостанция, спецодежда).

Периодичность проверок плавучего объекта устанавливается на основании оценок рисков нарушения обязательных требований. Оценки рисков автоматически рассчитываются информационной системой государственного портового контроля. Доступ к ней реализован по сети Интернет. Каждый инспектор ГПК для доступа в систему имеет персональный логин и пароль.

Указанная электронная система содержит всю информацию о флоте, подготовленную на базе данных Российского речного регистра, о результатах проверок судов органами портового контроля, о замечаниях, задержаниях судов и т.д. На основании имеющейся информации капитан бассейна издает приказ о назначении проверки. Инспектор производит внешний осмотр судна, проверяет наличие на судне судовых документов, дипломов и квалификационных свидетельств, устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки судна, производит проверку судовых журналов. Если в результате проверки судна будут выявлены нарушения обязательных требований, инспектор должен провести проверку применения системы управления безопасностью судов, исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, систем радиосвязи и навигационного оборудования, главных и вспомогательных механизмов и т.д. При выявлении в ходе проверки судна нарушений обязательных требований инспектор имеет право временно задержать судно до устранения нарушений.

С начала 2013 года и по состоянию на 17 мая 2013 года инспекцией ГПК Московского бассейна проведен 131 осмотр судна, выявлено 522 замечания, задержано 7 судов (из них осмотрено пассажирских судов – 41, замечаний – 131, задержано 1 судно (т/х «ОМ-370», владелец МУП «Благоустройство», г. Павлово).

СУБ – объективная необходимость

Анализ результатов проверок судов в Московском бассейне позволяет говорить о том, что основанием для 90% случаев задержания судов является отсутствие судовых документов или непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования. Это является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ. Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призваны повысить уровень безопасности судоходства на ВВП. Судовладельцы будут вынуждены уделять больше внимания безопасной эксплуатации своих судов, т.к. невыполнение требований ст. 34.1 КВВТ приведет к внеочередному освидетельствованию судна компании и вызовет дополнительные расходы.

На очередном собрании судовладельцев Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота большинство участников выразило понимание и заинтересованность во внедрении СУБ. Был поднят вопрос, кто должен разработать СУБ? Высказывались предложения о разработке некоего стандартного СУБ, но так как главное –  взаимодействие судна и берегового персонала, это однозначно означает, что каждая компания сама для себя должна разработать СУБ.

Кроме проведения осмотров судов в функции инспекции ГПК входит также выдача свидетельств о минимальном составе экипажа судна, реестров судовых журналов, а также регистрация судовых журналов. Выдано 100 свидетельств о минимальной численности экипажей судов и 24 реестра судовых журналов.


Морские вести России, №7, 2013 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт
Продажа лайнера Князь Владимир
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ