Уникальные возможности водного транспорта - Морские вести России

Уникальные возможности водного транспорта

22.11.2024

Речной транспорт

Речные паромы-катамараны и мультимодальные перевозки на внутренних водных путях с использованием горизонтальной технологии грузовых операций

Фото: Incat Crowther

Как известно, водный транспорт является наиболее экономичным по сравнению с наземными видами транспорта, так как не требует значительных инвестиций в создание наземных магистралей и позволяет достигать низкой себестоимости перевозок прежде всего за счет формирования крупных грузовых модулей от нескольких тысяч тонн на реках до сотен тысяч тонн на океанских маршрутах при существенно более низких затратах энергоресурсов на единицу тонно-мильной/тонно-километровой продукции.

Виталий Збаращенко, заместитель министра морского флота СССР в 1982-1986 гг.

Вместе с тем уже длительное время речной транспорт остается экономически привлекательным только для определенной номенклатуры грузов с низкой себестоимостью и большой производительностью грузовых работ – это наливные и навалочные грузы, в небольших объемах контейнеры. Одна из основных причин – необходимость двух дополнительных перевалок грузов в портах, кроме тех случаев, когда товар производится или потребляется непосредственно на причалах порта и в определенной степени – сравнительно длительные сроки окупаемости капиталовложений, что связано с ограниченными сроками навигации на ВВП РФ.

Без перевалки в портах

Использование на определенных участках внутренних водных путей быстроходных судов-катамаранов, приспособленных для реализации накатной (без использования дорогостоящих портальных кранов) технологии грузовых операций и работающих строго по расписанию, позволяет несколько иначе оценивать возможности национальных речных магистралей и в полной мере пользоваться как преимуществами дешевого водного транспорта, так и удобного для грузовладельцев автомобильного, обеспечивающего доставку грузов «от двери до двери». В зимнее время катамараны-паромы могут использоваться в крупных городах – речных портах в качестве платных автостоянок, что в определенной степени создаст предпосылки для ускорения окупаемости капвложений.

Такая система достаточно успешно уже в течение четверти века функционирует на Дунае между портом Пассау (Германия) и портом Видин (Болгария), расстояние между которыми составляет 1440 км. При этом навигационные условия на Дунае по сравнению с многими участками отечественных ВВП являются более жесткими для достижения приемлемых конечных экономических результатов транспортной системы.

Вместимость каждого из двух работающих на линии Пассау – Видин паромов-катамаранов 49 трейлеров, длина 114 м, ширина 22,8 м, осадка 1,65 м, дедвейт 1530 т, скорость 10 узлов, круговой рейс 10 суток. Себестоимость перевозки трейлера в один конец около 1000 USD (70 USD/пoгонный метр или 0,09 USD/погонный метр милю). Оперирует паромами совместная немецко-болгарская компания, учредителями которой являются немецкая автотранспортная/экспедиторская компания Betz и такая же болгарская компания Somat.

Напомню, что и в Советском Союзе в 70-е годы прошлого века на Волго-Донском участке ВВП РФ работали небольшие суда-катамараны дедвейтом 1000 т и скоростью 40 км/ч (21,6 узла).

Таким образом, практика нашего прошлого и настоящее европейцев доказывает, что внедрение в жизнь речных перевозок быстроходных автомобильных паромов-катамаранов на определенных участках ВВП представляет несомненный интерес как для транспортных структур и грузовладельцев, так и для государства в целом. И прежде всего потому, что позволяет решить очень важную проблему – снизить нагрузку на автомобильные дороги и, соответственно, расходы на их ремонт.

В настоящее время, когда бюджет страны в условиях небывалых всевозможных санкций против России и, по сути, военного времени несет расходы, выделяя значительные средства на строительство и ремонт дорожного хозяйства регионов Федерации, внедрение автопаромных перевозок может рассматриваться как важная часть решения актуальнейшей задачи – возвращения на реку ушедших за многие годы миллионов тонн различных грузов. В то же время ничто не мешает считать внедрение автопаромных перевозок аналогом новых платных автомагистралей, действующих параллельно с уже существующими дорогами.

Мультимодальная система

В качестве примера предлагается для рассмотрения проект логистической мультимодальной транспортно-технологической системы автомобильного паромного сообщения на базе быстроходных судов-катамаранов на маршруте Астрахань – Нижний Новгород – Астрахань.

Итак, при расстоянии между указанными портами около 1670 км, скорости парома 13,3 узла, или 590 км в сутки, и должным образом организованном шлюзовании транзитное время в один конец составит около трех суток, что соизмеримо со средней скоростью продвижения грузов на автомобильном транспорте для рассматриваемого направления. Соответственно, круговой рейс составит 7-8 суток. Для обеспечения ежесуточного отхода из портов этой линии потребуется держать в эксплуатации 7-8 паромов, и при должном уровне кооперации автомобильных предприятий или создании совместных компаний появляется возможность на паромных перевозках использовать только грузовые прицепы без моторных модулей (тягачей) и без водителей.

Указанные выше параметры паромной линии рассчитаны на основе эскизного проекта катамарана, предложенного ростовским ЦКБ «Стапель». Вероятно, что есть другие технические решения с возможностью увеличения скорости без существенного роста расхода бункера и развития волны при прохождении вдоль стоянок других плавсредств. Это позволит сократить транзитное время перевозок и создать более привлекательную систему перевозок по сравнению с обычными автомобильными перевозками. В то же время вместимость парома должна быть достаточно большой – от 50 до 90 грузовых автомобилей.

Не исключен также вариант перевозки на паромах железнодорожных вагонов, что позволит ускорить решение по реализации проекта железнодорожного сообщения на Якутск. В ожидании железной дороги от Нерюнгри до Якутска предлагаемая ТТС от порта Осетрово до Якутска по Лене могла бы начать перевозки хотя бы в летние месяцы.

Автопаромные системы на Северной Двине от Котласа до Архангельска, на Енисее от Красноярска до Дудинки и на Оби и Лене могут существенно снизить нагрузки на автодороги, а значит, сократить расходы на их ремонт и ремонт подвижного состава и обеспечить без перевалок доставку грузов «от двери до двери».

Хорошие предпосылки для внедрения предлагаемой мультимодальной ТТС создают также проекты быстроходных судов на воздушной каверне.

Представляет определенный интерес использование быстроходных паромов-катамаранов на перевозках сельскохозяйственной продукции из Астраханской области в Москву с использованием дорожных прицепов (без моторного отсека и без водителей) в рамках совместного предприятия с участием, например, Московского речного пароходства и автотранспортных предприятий Москвы и Астрахани. В этом случае возможно с использованием накатной технологии грузовых работ доставлять по реке Москве овощи на прицепах непосредственно в районы овощных баз, что приведет к снижению нагрузок на городские автомагистрали. Безусловно, что для накатной технологии грузовых работ должны быть соответствующим образом оборудованы городские набережные в местах окончательной доставки товаров.

В зимнее время весь тоннаж катамаранов может быть использован в пределах Москвы в качестве платных и охраняемых автостоянок, что позволит частично решить проблему парковки автотранспорта в черте центральных районов города и создаст определенные предпосылки для получения дополнительных доходов речного транспорта в межнавигационный период.

Морские вести России №14 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ