Происхождение круизного флота России - Морские вести России

Происхождение круизного флота России

20.11.2024

Речной транспорт

Становление и развитие речного туристического флота СССР как основы круизного флота современной России

Фото: Теплоход «Кронштадт» (ранее «Александр Ульянов») проекта 301 второй серии/АО «Инженерный центр судостроения»

С начала 1950-х годов в АО «Инженерный центр судостроения» (АО «ИЦС»), или, как оно называлось ранее – Центральное технико-конструкторское бюро (ЦТКБ) Министерства речного флота РСФСР, был разработан ряд проектов пассажирских судов, не только составивших основу туристического пассажирского флота Советского Союза тех лет, но и до сих пор после модернизации остающихся ядром современного круизного флота страны.

Сергей Величко, председатель совета директоров АО «Инженерный центр судостроения»

Игорь Плакущий, замгендиректора, руководитель проектов, капитан дальнего плавания

Геннадий Евдокимов, ведущий инженер морской и речной техники, к.т.н.

Иван Костылев, завкафедрой ГУМРФ им. С.О. Макарова, д.т.н., профессор

В первую очередь это относится к проекту 588 крупнотоннажного пассажирского теплохода, по которому в Германской Демократической Республике была построена серия судов, а также к проекту 26-37, созданному совместно с чешским КБ «Навика», по которому суда того же типа были построены в Чехословацкой Социалистической Республике. В это же десятилетие в ГДР были построены пассажирские суда по проекту 646, а в СССР начали строиться суда по проекту 860 и в Венгерской Народной Республике по проекту 305.

«Колесник» «Иосиф Сталин»

Строительство туристического пассажирского флота СССР после Великой Отечественной войны началось с колесных двухпалубных грузопассажирских пароходов класса «Р» проекта 737, разработанного отечественными конструкторами; проект был утвержден в 1949 году. Первые пять судов были построены в СССР на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница». Головное судно, вошедшее в строй в 1951 году, называлось «Иосиф Сталин», затем было переименовано в «И.П. Котляревский».

Илл. Боковой вид парохода типа «Иосиф Сталин» проекта 737

С 1952 года суда строились уже в ВНР в Будапеште на верфи Obuda Hajogyar по проекту 737/205 (они отличались венгерским оборудованием) – первое судно «Максим Горький», а с 1955 года по проекту 737А – первое судно «А. Гайдар» (суда имели уже класс «О» и большие на 3 м длину и ширину). Всего по 1959 год были построены 76 единиц. Эта была самая многочисленная серия грузопассажирских судов.

Суда предназначались для перевозки пассажиров, багажа и грузов на скорых пассажирских и грузопассажирских речных транзитных линиях. Пассажировместимость составляла 360 человек, для которых были предусмотрены 82 мягких спальных места, 78 жестких и 200 комбинированных (в трюме). Суда имели одно-, двух-, четырех- и восьмиместные каюты, в том числе с умывальниками, два ресторана, два салона, два общих пассажирских помещения. В процессе эксплуатации каюты большой вместимости переоборудовались. Помимо пассажиров суда могли принять на борт 20 т багажа (груза) в грузовой трюм объемом 84,6 м3.

Судно постройки завода «Ленинская кузница» имело габаритные размерения: длина – 71,4 м, ширина – 15,2 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 10,5 м, размеры корпуса расчетные: длина – 68,4 м, ширина – 8 м, высота борта – 2,7 м. Водоизмещение с полными запасами 518 т, при этом средняя осадка – 1,26 м. Доковый вес – 444 т.

Корпус судна был изготовлен из стали марки Ст3 со смешанной системой набора и имел ледовые подкрепления для движения в тонком битом льду. Силовая установка включала паровую машину ПМ-6 мощностью 450 л.с. с водотрубным паровым котлом КВ-5 производительностью 5 т пара в час, который в качестве топлива использовал мазут, расход его составлял 400 кг в час.

В качестве движителей было установлено два бортовых гребных колеса с поворотными лопастями. Также установлен трапециевидный обтекаемый руль и пароручная рулевая машина. Электростанция включала два пародинамо, каждое состоящее из двигателя – одноцилиндровой паровой машины мощностью 30 л.с., генератора GRC-166/МП543-2/4 мощностью 15 кВт и аварийного дизель-генератора мощностью 4 кВт.

Радиооборудование включало радиостанцию ПАРКС-0,08, радиотрансляционную установку ТУ-100, автоматическую телефонную станцию на 10 номеров АТС-10К, 2 аппарата связи с берегом ТАК-47 и авральную сигнализацию КЛФ-24. На борту были установлены 2 спасательные шлюпки вместимостью по 15 человек.

Работали суда на реках Волге, Москве, Каме, Оке, Белой, Дон, Днепр, Лене, Оби. Большинство было выведено из эксплуатации к середине 1980-х, при этом они обычно не утилизировались, а передавались туристическим базам и домам отдыха для использования в качестве плавгостиниц. Дольше всех из проекта прослужил «Красноярск» – до 2004 года судно обслуживало линию Осетрово – Якутск. В 2014 г. оно было отремонтировано и некоторое время эксплуатировалось. На начало 2024 г. сохранились вне эксплуатации четыре судна проекта 737. Флот этого проекта завершил собой эпоху речных пассажирских пароходов, начатую отечественными судостроителями и судовладельцами во времена императорской России в XIX веке.

В контексте информации о судьбе «колесников» уместно отметить, что до настоящего времени находится в эксплуатации пароход «Н.В. Гоголь», построенный в 1911 г. в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово». В 1957-1959 гг. пароход был переведен с дров на мазут. В 1972 году ветеран ретросудостроения был приобретен машиностроительным предприятием «Звездочка».

Попав в заботливые руки этого коллектива, «дедушка» колесных пароходов и сегодня совершает круизные выходы по Северной Двине. В 1994 году судно было переоборудовано под круизный вариант. А туристско-экскурсионная компания «Помор-Тур» вот уже 20 лет в сотрудничестве с АО «ЦС «Звездочка» организует круизы и прогулочные рейсы по Северной Двине на уникальном пароходе «Н.В. Гоголь».

Фото: Колесный пароход «Н.В. Гоголь» постройки 1911 года в наши дни/компания «Помор-Тур»

В настоящее время пароход «Н.В. Гоголь» имеет класс «Р», длину габаритную 71,58 м, ширину габаритную 14,22 м и конструктивную 7,95 м, высоту борта 2,250 м, осадку 1,502 м, водоизмещение 665,40 т, грузоподъемность 56,12 т.

Дизель-электроход «Россия»

Осенью 1952 года в Москву прибыл головной двухпалубный грузопассажирский дизель-электроход «Россия» проекта 785, построенный в Чехословакии в Комарно на верфи Národný Podnik Škoda Komárno . Судно имело класс «О», пассажировместимость 259 человек, для которых было предусмотрено: мест I класса – 21, II класса – 42, III – 92, IV – 104. Пассажиры размещались в одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместных каютах без удобств: туалеты, умывальники и душ располагались вне пассажирских кают. Часть кают имела умывальники. На борту два ресторана на 40 и 32 места и два салона на 33 и 20 мест. Помимо пассажиров судно могло принять 40 т груза в грузовой трюм объемом 109,3 м3; грузовое устройство – две электрические кошки, передвигавшиеся по выдвижным балкам. Скорость хода 20,5 км/ч. Таких судов по 1958 год было построено 36 единиц. Они строились в трех сериях.

Илл. Боковой вид дизель-электрохода типа «Россия» проекта 785

Судно имело габаритные размерения: длина – 80,22 м, ширина – 12,5 м (у судов 3-й серии 14 м), высота от основной линии до крыши рубки – 11,4 м, размеры корпуса расчетные: длина – 76 м, длина по грузовую ватерлинию – 77,613 м, ширина по грузовую ватерлинию – 9,6 м, высота борта – 3,15 м. Водоизмещение расчетное – 1003 т, при этом осадка носом и кормой – 1,9 м. Доковый вес – 779 т (судов 3-й серии 814 т).

Корпус был изготовлен из стали Ст3 с поперечной системой набора. Корпус 1-й и 2-й серий ледовых подкреплений не имел, 3-й серии ледовые подкрепления позволяли движение в битом льду. Надстройка судов изготавливалась из стали ВМСт3сп. Силовая установка включала два главных двигателя 6L275 мощностью по 400 л.с. при частоте вращения 550 об/мин, два главных генератора LM-8029-10 мощностью по 273 кВт, два гребных электродвигателя LM-8052-10 мощностью по 250 кВт, приводящие два гребных винта диаметром по 1,6 м. Установлены два полубалансирных руля. Электростанция включала два дизель-генератора, каждый из дизеля 4S160 мощностью 120 л.с. и генератора A12b-6-0G3 мощностью 100 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 6,7 кВт. Система отопления – водяная, включала два водогрейных котла теплопроизводительностью по 152 000 ккал/ч и два утилизационных котла теплопроизводительностью по 50 000 ккал/ч. Была применена комплексная автоматизация управления судном с ЦПУ в МО и частичная из рулевой рубки.

Навигационное оборудование включало механический лаг «Аскания», эхолот «Атлас-А», главный магнитный компас Peil T-200 мм и навигационный компас Т-75 мм с лупой. Радиооборудование включало судовой передатчик на средних и коротких волнах, судовой приемник, радиоузел и автоматическую телефонную станцию на 25 номеров. На судне были установлены 4 спасательные шлюпки вместимостью по 30 чел. и одна рабочая шлюпка.

После постройки суда проекта 785 передавались в Волжское объединенное речное пароходство, Камское, Донское (Украина), Обь-Иртышское, Енисейское. В настоящее время все суда выведены из эксплуатации, большинство утилизировано.

Теплоход «Байкал»

В 1953 году в ГДР в Варнемюнде на верфи VEB Warnowwerft был построен двухпалубный грузопассажирский теплоход «Байкал» проекта 646, разработанного ЦТКБ совместно с КБ верфи-строителя; проект был утвержден в 1952 году. Всего по 1956 год были построены 15 судов проекта. Судно предназначалось для перевозки груза и пассажиров в период летней навигации, а также весной и осенью в битом льду. Класс «М», район плавания, принятый при проектировании и постройке, – Финский залив на линии Ленинград – Выборг, Енисейский залив до о. Диксон при силе ветра до 6 баллов.

Илл. Боковой вид теплохода типа «Байкал» проекта 646

Пассажировместимость 197 человек, для которых предусмотрены мягкие места – 2 в одноместных каютах, 36 в двухместных и 92 жестких места с двухъярусными койками в четырех-, шести- и восьмиместных каютах, а также 67 жестких мест с двухъярусными койками в общих помещениях в трюме. Пассажировместимость при комбинированном использовании жестких мест составляла 355 человек.

На борту два ресторана – отдельно для пассажиров мягких мест и жестких мест на 19 и 28 мест и два салона на 11 и 28 мест. Судно могло принять 30 т груза в грузовой трюм объемом 70 м3. Были установлены 2 грузовых лифта грузоподъемностью по 1 т. Скорость хода 22 км/ч.

Судно имело габаритные размерения: длина – 65,2 м, ширина – 12 м, ширина по палубе – 10 м, высота от основной линии до крыши рубки – 13,02 м, размеры корпуса расчетные: длина – 62 м, ширина по КВЛ при осадке 1,9 м – 9,4 м, высота борта – 3,7 м. Водоизмещение расчетное – 723 т, при этом осадка носом – 1,89 м и кормой – 2,28 м. Доковый вес – 604 т (теплоход «Мамин-Сибиряк»).

Корпус из стали со смешанной системой набора и с ледовыми подкреплениями для плавания в битом льду. Надстройка из алюминиево-магниевого сплава. Главные двигатели – 2 дизеля 6NVD48 мощностью по 400 л.с. с дистанционным механическим управлением. Движители – 2 бронзовых гребных винта диаметром 1,46 м. Для управления были установлены 2 балансирных руля. Электростанция включала 2 дизель-генератора, каждый состоящий из дизеля 4DV224 мощностью 100 л.с. и генератора DGB-17/8 мощностью 64 кВт, дизель-генератор, состоящий из дизеля 4NVD14 мощностью 40 л.с. и генератора DGB-30/4 мощностью 25 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 12 кВт.

Установлена паровая система отопления, включающая паровой котел производительностью 600 кг пара в час и два утилизационных котла производительностью по 120 кг пара в час.

Навигационное оборудование – радиопеленгатор РЕ31-I, лаг «Аскания», компас и эхолот. Радиооборудование – радиостанция (на первых судах), передатчик средних волн, передатчик коротких волн, всеволновый приемник, аварийный передатчик, аварийный приемник, трансляционный узел, автоматическая телефонная станция на 24 абонента, телефонный аппарат для связи с береговой телефонной сетью. Были установлены 4 спасательные шлюпки вместимостью по 16 человек.

Флот поступал в Камское, Северо-Западное, Енисейское, Ленское объединенное, Иртышское речные пароходства. В настоящее время в эксплуатации остались 3 судна проекта, средний возраст – 69 лет.

«Родина» – гордость ЦТКБ

Особую гордость ЦТКБ, а в настоящее время Инженерного центра судостроения, вызывают теплоходы типа «Родина» проекта 588. Они предопределили принципиальный облик пассажирского судна на десятилетия вперед и имели повышенную комфортабельность пассажирских помещений. Они являлись наиболее многочисленными и самыми успешными туристскими судами СССР.

Илл. Боковой вид теплохода типа «Родина» проекта 588

Проект был разработан ЦТКБ совместно с верфью-строителем в ГДР и утвержден в 1952 году, а в 1954-м на верфи им. Матиаса Тезене в Висмаре было построено головное судно «В. Чкалов». Тип судна получил название пятого судна серии – «Родина».

Судно предназначалось для перевозки транзитных пассажиров, багажа и грузов на скорых линиях и представляло собой трехпалубный грузопассажирский теплоход класса «О». Вместимость составила 364 пассажира, для которых были предусмотрены 72 места I класса и люкс, 64 места II класса и 228 мест III класса. Пассажиры размещались в одно-, двух- и четырехместных каютах, часть из которых имела умывальники. Каюты люкс имели санузлы.

Начиная с 12-го судна серии вместимость составляла 339 пассажиров, в том числе: 63 – I класса и люкс, 128 мест II класса и 148 мест III класса и жестких; при комбинированном использовании жестких мест вместимость достигала 400 человек, в том числе 203 места IV класса при отсутствии мест III класса.

Вместимость при массовых перевозках на короткие расстояния, в том числе и в бассейнах разряда «М», составляла 1000 человек. На судах были предусмотрены для пассажиров I и II классов ресторан на 55 мест, читальный и музыкальный салоны на 15 и 18 мест соответственно; для пассажиров II и III классов – столовая на 50 мест и читальный салон на 30 мест. На всех уровнях выше трюмного имелись открытые прогулочные палубы-веранды. Суда могли принять 100 т груза в два грузовых трюма объемом 175 м3, а начиная с 17-го судна серии – 145 т в трюмы объемом 330 м3. Был предусмотрен грузовой лифт грузоподъемностью 2 т. Скорость достигала 23,7 км/ч.

Судно проекта 588 имело габаритные размерения: длина – 95,8 м, ширина – 14,3 м, высота от основной линии (без мачты) – 16,7 м, размеры корпуса расчетные: длина – 90 м, ширина – 12 м, высота борта – 4,3 м. Водоизмещение расчетное 2-й серии – 1492 т, при этом осадка носом и кормой – 2,4 м. Доковый вес – 1228 т.

Корпус судна был изготовлен из стали со смешанной системой набора и с ледовыми подкреплениями для движения в битом льду. Надстройка также изготавливалась из стали. Главные двигатели – 3 дизеля 6NVD48 мощностью по 400 л.с. с дистанционным автоматическим управлением. Движители – 3 латунных гребных винта диаметром 1,6 м. Для управления судном были установлены 3 полубалансирных руля. Электростанция судна включала 4 дизель-генератора, каждый состоящий из дизеля 4DV228 мощностью 100 л.с., генератора DGB-17/8 мощностью 72 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 21 кВт. Для отопления в пассажирских помещениях была установлена система водяного отопления, а в кубриках экипажа – парового. Устанавливался паровой котел производительностью 750 кг пара в час и три утилизационных котла производительностью по 120 кг пара в час.

Навигационное оборудование включало радиолокатор «Донец-2», радиопеленгатор фирмы R.F.T. с вращающейся рамкой, эхолот «Атлас», лаг и 2 магнитных компаса. Радиооборудование – радиостанция средних волн и радиостанция коротких волн, всеволновый приемник, аварийный радиопередатчик (все поименованное – фирмы R.F.T.), а также трансляционная установка, автоматическая телефонная станция и штепсельная розетка связи с береговой телефонной сетью. На борту установлены 3 гребные спасательные шлюпки вместимостью по 16 человек, моторная спасательная шлюпка вместимостью 9 человек и рабочая шлюпка.

Всего по 1961 год было построено 49 судов проекта 588. Первые два судна «В. Чкалов» и «А. Матросов» поступили в Енисейское речное пароходство, последующие принимали в Волжском объединенном речном пароходстве, Московском речном пароходстве, Камском, Северо-Западном, Беломорско-Онежском.

Фото: Пассажирский теплоход «В. Чкалов» на Енисее после постройки/АО «ПассажирРечТранс»

В 1990 годах часть судов была выведена из эксплуатации, некоторые списаны и утилизированы. В 2000-х оставшиеся в эксплуатации были модернизированы, существенно повышена комфортабельность и при этом уменьшена пассажировместимость. Обзор современного круизного флота России показывает, что эксплуатируемые суда проекта 588 типа «Родина» после модернизации и в середине 2020-х годов остаются самыми многочисленными. А первые построенные суда проекта «В. Чкалов» и «А. Матросов», оперируемые в настоящее время сформированным на базе филиала ОАО «Енисейское речное пароходство» АО «ПассажирРечТранс» (г. Красноярск), и поныне возят пассажиров по Енисею на линии Красноярск – Дудинка. Средний возраст эксплуатируемых в настоящее время судов проекта 588 достиг 65,7 года.

За судами проекта 588 последовала серия конструктивно практически идентичных туристических судов проекта 26-37. Пассажировместимость судов нового проекта составляла 400 человек, для которых были предусмотрены в том числе 74 места IV класса для сидения на палубе. Вместимость судов на экскурсионных линиях составляла 312 человек, для которых были предусмотрены 80 мест I класса, 132 места II класса и 100 мест III класса.

При близких главных размерениях с судами предыдущего проекта на судах проекта 26-37 была примерно на 30% увеличена мощность главных двигателей и дизель-генераторов, скорость хода возросла до 25 км/ч. Теплоходы строились в ЧССР в Комарно на верфи Národný Podnik Škoda Komárno с 1957 по 1962 год – головное судно «Октябрьская революция». Всего было построено 14 судов, из которых 11 после проведенной модернизации эксплуатируются до сих пор. Средний возраст – 63,6 года.

Дизель-электроход «Ленин»

В 1958 г. заводом «Красное Сормово» было построено крупнейшее советское речное судно – трехпалубный грузопассажирский дизель-электроход «Ленин» класса «О», предназначавшийся для выполнения транзитных экспрессных пассажирских перевозок и туристических рейсов. Проект был разработан отделом гл. конструктора завода-строителя и утвержден еще в 1952 году. За первым судном в 1959 г. было построено второе и оно же последнее проекта 20 «Советский Союз».

Илл. Изображение дизель-электрохода «Ленин» на почтовой марке

Судно вмещало 439 пассажиров, для которых были предусмотрены мягкие спальные места в каютах люкс – 4 места, I класса в одноместных – 16, двухместных – 50 и трехместных – 36, II класса в двухместных двухъярусных – 36 и четырехместных двухъярусных – 300 мест. А также 2 ресторана на 96 и 56 мест, 3 салона на 23, 30 и 13 мест, кинозал на 102 места. Салоны и каюты были оформлены инкрустациями из ценных пород дерева. Для экипажа предусмотрено 96 мест.

Кроме пассажиров судно могло принять 60 т груза в грузовой трюм объемом 134 м3, который обслуживали 2 грузовых лифта грузоподъемностью по 1 т и 2 выдвижных грузовых балки грузоподъемностью по 500 кг. Скорость судна достигала 26 км/ч. Запасы обеспечивали дальность плавания до 3500 км.

Судно имело габаритные размерения: длина – 121,4 м, ширина – 16,8 м, высота от основной линии до крыши рулевой рубки – 15,1 м, размеры корпуса судна расчетные: длина – 116,7 м, ширина – 12,6 м, высота борта – 5 м. Ширина корпуса – 13,6 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 2385 т, при этом осадка носом и кормой – 2,44 м. Доковый вес – 2037 т.

Корпус был изготовлен из стали СХЛ-1, неответственные конструкции – из стали Ст3. Система набора – смешанная. Ледовые подкрепления обеспечивали движение в битом льду. Силовая установка располагалась в машинно-котельном и машинном отделениях и включала 3 главных дизель-генератора, состоящих из дизелей Д50 мощностью по 900 л.с. и главных генераторов МПГ-84-39 мощностью по 605 кВт, работающих на 3 гребных электродвигателя ПГК-120/27 мощностью по 546 кВт при частоте вращения 357 об/мин. Было применено электрическое дистанционное автоматическое управление из рулевой рубки и со щита управления гребной установки.

Движители – 3 стальных гребных винта диаметром 1,68 м. Были установлены 3 балансирных руля, носовое и кормовое подруливающие устройства. Электростанция включала 2 дизель-генератора ДГ-300, состоящих из дизелей 8Ч23/30 мощностью по 450 л.с. и генераторов МС-375/280-750 мощностью по 375 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 12 кВт. Отопление жилых помещений, салонов, ресторанов и кинозала осуществлялось посредством системы кондиционирования воздуха. Был установлен вспомогательный паровой котел КВВ-1/5 паропроизводительностью 900 кг/ч и 3 утилизационных паровых котла по 180 кг/ч. Предусмотрена частичная автоматизация управления судном из ходовой рубки и комплексная автоматизация управления механизмами с пульта управления в МО.

Навигационное оборудование включало радиолокатор «Нептун», эхолот «Река», главный компас магнитный с пеленгатором и путевой компас магнитный с лупой. Радиооборудование – радиостанция, радиоприемник, аварийный передатчик, радиотрансляционная установка, телефонная станция, штепсели для подключения к береговой телефонной сети, коммутатор телефонной группы управления, телефонные аппараты. На борту установлены 3 спасательные шлюпки вместимостью по 25 человек и спасательная шлюпка на 16 человек.

После постройки дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз» поступили в Волжское объединенное речное пароходство. В 1984 г. д/эх «Ленин» сгорел. Был разработан проект восстановления, однако дальше дело не пошло, и в 1993-1994 гг. судно было утилизировано. В 1997 г. д/эх «Советский Союз» был выведен из эксплуатации, в 2001 г. продан Камскому речному пароходству и с тех пор находится в отстое.

Теплоход «Ерофей Хабаров»

Очень успешным оказался проект 860 (305) двухпалубного грузопассажирского теплохода пассажировместимостью около 300 человек класса «О», разработанный ЦТКБ и утвержденный в 1956 году. Они строились под номером проекта 860 в СССР, а под номером 305 в Венгрии.

Илл. Теплоход типа «Ерофей Хабаров» проекта 860

В 1959 году был построен двухпалубный грузопассажирский теплоход «Ерофей Хабаров», головной проекта 860. Судно предназначалось для транзитных перевозок пассажиров и генеральных грузов, имело класс «О» и район плавания по рекам Сибири и Дальнего Востока – Амуру, Оби, Иртышу, Лене.

На борту помещалось 304 пассажира, для которых предусмотрены спальные мягкие места I класса – 21 и II класса – 58, спальные жесткие места – 131. Судно имело одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные каюты, в том числе оборудованные умывальниками; во время эксплуатации каюты большой вместимости ликвидировали и вместо них оборудовали бары и другие помещения. Также было предусмотрено 2 ресторана на 60 и 36 мест. Помимо пассажиров судно могло принять 80 т груза в грузовой трюм объемом 275 м3, обслуживаемый 2 грузовыми лифтами грузоподъемностью по 1 т. Число мест для экипажа – 54. Скорость составляла 20,2 км/ч.

Теплоход имел габаритные размерения: длина – 77 м, ширина – 15,2 м, высота со склоненной мачтой от основной линии – 13,65 м, размеры корпуса расчетные: длина – 74,6 м, ширина – 10,5 м, высота борта – 3,4 м. Ширина корпуса – 13,6 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 830 т, при этом осадка носом – 1,35 м и кормой – 1,43 м. Водоизмещение порожнем – 668,5 т.

Корпус и надстройка были изготовлены из стали ВМСт3сп. Система набора – смешанная. Было установлено 2 главных двигателя – дизели R8DV135 мощностью по 400 л.с. с электрогидравлическим дистанционным управлением из рулевой рубки. Движители – 2 стальных гребных винта диаметром 1,1 м. Было установлено 2 подвесных полубалансирных руля. Электростанция включала 2 дизель-генератора ДГ50-1-II-1, состоящие из дизелей 6Ч12/14 мощностью по 80 л.с. и генераторов МС-92-4 мощностью по 50 кВт, дизель-генератор ДК-25/1-2, состоящий из дизеля 4Ч10,5/13-2 мощностью 40 л.с. и генератора МСА-73/4 мощностью 25 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 12 кВт.

Система отопления включала паровой котел КВВ-4/5 паропроизводительностью 1000 кг/ч и 2 утилизационных паровых котла по 100 кг/ч. Была предусмотрена комплексная автоматизация управления судном: дистанционное управление, контроль параметров главных двигателей и частично – механизмов судовых систем и палубных механизмов.

Навигационное оборудование включало радиолокатор «Створ», гидромеханический лаг, эхолот «Река». Радиооборудование – радиостанция, командно-вещательная установка, радиоприемник, аварийный радиопередатчик, аварийный радиоприемник, телефонная станция. Установлены 2 спасательные шлюпки вместимостью по 16 человек, рабочая шлюпка, 8 спасательных плотов вместимостью по 10 человек. Кроме того, на судне было 12 спасательных кругов и 262 спасательных нагрудника.

Суда по этому проекту строились в СССР на заводах Киева, Сретенска, Тюмени, Усть-Кута. С 1959 по 1963 год было построено 14 судов. После постройки они поступали в Амурское, Обь-Иртышское и Ленское речные пароходства. Два судна затонуло, одно сгорело, большинство утилизировано, оставшиеся не эксплуатируются, одно используется как стоечное.

В 1959 году в ВНР на верфи Obuda Hajogyar Budapest был построен однотипный с вышеописанным теплоход «Дунай», головной проекта 305. Район плавания – внутренние водные магистрали и водохранилища.

На борту могли разместиться 311 пассажиров, для которых было предусмотрено 79 спальных мягких мест и 139 спальных жестких мест, 96 мест для сидения. Судно имело одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные каюты, в том числе оборудованные умывальниками; во время эксплуатации каюты большой вместимости ликвидировались и вместо них оборудовались бары и другие помещения. На борту были предусмотрены 2 ресторана на 58 и 36 мест. Помимо пассажиров судно могло принять 80 т груза в грузовой трюм объемом 300 м3 , обслуживаемый 2 грузовыми лифтами грузоподъемностью по 1 т. Мест для экипажа – 55. Скорость составляла 20 км/ч.

Габаритные размерения: длина – 77,9 м, ширина – 15,2 м, высота от основной линии без мачты – 12,25 м, размеры корпуса расчетные: длина – 74,6 м, ширина – 10,5 м, высота борта – 3,4 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 800,3 т, при этом осадка носом – 1,33 м и кормой – 1,39 м. Доковый вес – 620 т.

Корпус и надстройки судна изготовлены из стали Ст3, для неответственных конструкций была применена сталь по венгерским стандартам. Система набора – смешанная. Установлено 2 главных двигателя – дизели 8NVD36 мощностью по 400 л.с. с гидравлическим дистанционным управлением. Движители – 2 стальных гребных винта диаметром 1,1 м. Установлено 2 подвесных полубалансирных руля. Электростанция включала 2 дизель-генератора, состоящие из дизелей 4DV224 мощностью по 100 л.с. и генераторов DGB-17/8 мощностью по 72 кВт, и 2 аварийных дизель-генератора по 26,4 кВт. Система отопления включала паровой котел паропроизводительностью 600 кг/ч и 2 утилизационных паровых котла по 120 кг/ч. Предусмотрена частичная автоматизация управления судном.

Навигационное оборудование включало радиолокатор и эхолот «Река». Радиооборудование – радиостанция «Океан», командно-вещательная установка и телефонные аппараты для связи с берегом в вестибюле на главной палубе и в каюте капитана. Установлено 2 спасательные шлюпки вместимостью по 16 человек, рабочая шлюпка, 8 спасательных плотов вместимостью по 10 человек, 12 спасательных кругов и 366 спасательных нагрудников.

С 1959 по 1967 год были построены 47 судов проекта – это была одна из самых успешных многочисленных серий пассажирских судов, третья по численности. После постройки суда поступали в Волжское, Камское, Московское, Бельское, Волго-Донское, Северное и Западно-Сибирское речные пароходства.

Большинство из них уже выведено из эксплуатации, 18 списаны и утилизированы, одно затонуло, на одном был пожар, 14 остаются в эксплуатации. Средний возраст – 62,2 года.

Благодаря выполняемым работам, полученному опыту и богатому архиву ЦТКБ стало головной организацией Министерства речного флота РСФСР по проектированию и разработке рабочей документации судов речного флота, судовых механизмов, приборов и оборудования. Бюро проводило испытания головных судов, осуществляло совместно с пароходствами отработку паспортных характеристик серийных судов.

Сотрудничество с зарубежными странами в создании туристических судов речного флота, начавшееся в 1950-е годы, особенно интенсивно стало развиваться с 1970-х годов. С самого начала при заказах судов за рубежом ЦТКБ обязательно привлекалось к рассмотрению разрабатываемой проектной документации, и дальнейшая работа по созданию судов проводилась в тесном сотрудничестве бюро с верфями-строителями.

С середины 1970-х годов речной флот начал пополняться новыми современными туристическими судами, построенными в Австрии, ЧССР и ГДР и предназначенными для многодневных круизных рейсов по ВВП. Созданию каждого из них предшествовал широкий комплекс научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, выполняемых ЦТКБ с целью определения класса и оптимального архитектурно-конструктивного типа заказываемого судна, его главных размерений, вместимости, планировки, состава оборудования, комплектации энергетической установки и радио- и навигационного оборудования. Проектирование этих судов судостроительными верфями велось при обязательном участии специалистов бюро.

Писатель и поэт

В 1974 году в Австрии в Корнойбурге на судоверфи Osterreichische Schiffswerften AG Linz-Korneuburg (OSWAG) было построено два четырехпалубных озерно-речных пассажирских теплохода по проекту Q040 «Максим Горький» и «Александр Пушкин» класса «О» Речного регистра, предназначавшиеся для перевозки туристов и пассажиров. Тогда это были самые комфортабельные советские пассажирские теплоходы. Оба судна поступили в Волжское объединенное речное пароходство.

Фото: Пассажирский теплоход «Максим Горький» проекта Q040/АО «Инженерный центр судостроения»

Каждое вмещало 216 пассажиров, для которых имелось 6 мест в одноместных каютах, 132 – в двухместных и 78 – в трехместных. Для экипажа предусмотрено 66 мест. Скорость составляла 22 км/ч.

Судно имело габаритные размерения: длина – 110,1 м, ширина – 14,5 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 15,1 м, размеры корпуса расчетные: длина – 102,875 м, ширина по конструктивную ватерлинию – 12,800 м, высота борта – 4,298 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 2099 т, при этом осадка средняя – 2,2 м.

Материал корпуса и надстройки – сталь ВСт3сп2 и ВСт3сп4. Главные двигатели – два дизеля 6ЧРН36/45 (Г60) мощностью по 900 л.с. при 375 об/мин. Движители – 2 гребных винта из марганцево-бронзового сплава диаметром 1,75 м. Установлено 2 подвесных балансирных руля и подруливающее устройство. Электростанция включала 3 дизель-генератора ДГР300/750, состоящие из дизелей 8Ч23/30 мощностью по 450 л.с. и генераторов МС-375/280-750 мощностью по 300 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 40 кВт. Установлено 2 водогрейных котла теплопроизводительностью по 500 000 ккал/ч и 2 утилизационных водогрейных котла по 150 000 ккал/ч.

Навигационное оборудование – радиолокатор РР348, эхолот «Кубань», компас УПК-3М. Радиооборудование – радиостанция МСТА-М, «Волна-К», служебная и пассажирская радиотелефонные станции «Кама-С», командно-вещательная установка, телефонная станция, имеющая связь с береговой телефонной сетью. На борту также моторная спасательная шлюпка вместимостью 18 человек, весельная вместимостью 18 человек, рабочая вместимостью 5 человек, 2 спасательных плота вместимостью по 18 человек.

В настоящее время теплоходы «Максим Горький» и «Александр Пушкин» принадлежат ООО «ВодоходЪ», крупнейшей судоходной компании и туристическому оператору России. В 2019-2020 гг. «Максим Горький» прошел капитальную модернизацию до уровня 5* по международным стандартам и с 2020 года совершает экспедиционные круизы по Енисею, а «Александр Пушкин» класса премиум с 2020 года ходит на Соловецкие острова и способен швартоваться там непосредственно у причала. Возраст этих судов 50 лет.

Два художника

В 1975 году теплоходы проекта Q040А «Василий Суриков» и «Илья Репин» поступили в Московское речное пароходство. В отличие от первых двух проекта Q040 новые теплоходы не были оборудованы индивидуальными санузлами в каютах – душ и туалеты были общими на палубах. Дело в том, что первые суда предназначались для работы с иностранными туристами, а вторые – с советскими пассажирами. Во второй половине 1990-х годов теплоходы проекта Q040A прошли модернизацию, каюты были оборудованы индивидуальными санузлами. Сегодня теплоходы принадлежат ПАО «Московское речное пароходство», являющемуся собственником круизных и прогулочных теплоходов и под брендом «Мостурфлот» – крупным оператором на речном круизном рынке. Теплоходы «Василий Суриков» и «Илья Репин» относятся к классу премиум и совершают круизы по Волге. Возраст – 49 лет.

Предшественником серии судов проекта (Q040/Q040A) являлись суда проекта Q031 «Волга» и «Днепр», построенные в Австрии на той же верфи в 1970 году для работы на Дунае и переданные в Советское Дунайское пароходство Минморфлота СССР. Здесь, как и другие (проекта Q003 «Амур» и «Дунай» постройки 1960 года и проекта Q053 «Украина» и «Молдавия» постройки 1979 года), построенные для СССР и переданные Украинской ССР, не рассматриваются. Отметим лишь, что все эти суда были спроектированы и построены при участии ЦТКБ.

Два писателя

В 1978 и 1979 годах в Австрии на той же судоверфи OSWAG было построено два четырехпалубных пассажирских теплохода по проекту Q056 «Антон Чехов» и «Лев Толстой» класса «М», предназначавшихся для отдыха туристов.

Фото: Теплоход «Антон Чехов» проекта Q056/АО «Инженерный центр судостроения»

Каждое судно имело пассажировместимость 250 чел., которые размещались: 10 чел. в одноместных каютах, 176 – в двухместных, 60 – в трехместных и 4 – в двухместных люксах. Все каюты были оборудованы санблоками. На борту устроены ресторан, бар, салоны, кинозал, закрытый бассейн, сауна, парикмахерская, фотолаборатория, гладильная. Для экипажа предусмотрено 75 мест. Скорость составляла 25,5 км/ч.

Судно имело габаритные размерения: длина – 110,1 м, ширина – 14,5 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 15,1 м, размеры корпуса расчетные: длина – 102,875 м, ширина по конструктивную ватерлинию – 12,800 м, высота борта – 4,298 м. Водоизмещение с пассажирами, экипажем и расчетными запасами – 2920 т, при этом осадка – 2,8 м. Доковая масса – 2650 т.

Корпус судна был изготовлен из судостроительной стали. Главные двигатели – три дизеля 6ЧРН36/45 (ЭГ60) мощностью по 662,4 кВт при 375 об/мин. Движители – 3 гребных винта из специальной марганцевой бронзы диаметром 1,75 м. Установлено 3 руля, подруливающее устройство. Электростанция включает 3 дизель-генератора, состоящие из дизелей 6VD26/20AL мощностью по 463,7 кВт и генераторов SSEE568-B мощностью по 420 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 124 кВт. Установлено 2 водогрейных котла теплопроизводительностью по 840 000 ккал/ч и 3 утилизационных водогрейных котла по 220 000 ккал/ч. На судне оборудованы вакуумная система туалетов, установки очистки и обеззараживания сточных вод и для сжигания отходов (инсинератор), система кондиционирования воздуха, вентиляции и отопления.

Навигационное оборудование включало радиолокатор, авторулевой, радиопеленгатор, эхолот, лаг, гирокомпас, магнитный компас. Радиооборудование – передатчик средних и коротких волн «Барк», приемник средних и коротких волн «Шторм», радиостанции УКВ «Рейд», «Кама-С» для судовождения и для пассажиров, УКВ «Акация», аварийный передатчик сигналов «Сирена-1А», аварийный приемник сигналов АПМ-3, радиостанция спассредств «Плот-М», электронный ключ Морзе ЭКМ-3А, магнитофон «Тембр-2С», автоматическая телефонная станция «Катс-Р40». На борту также установлено 2 моторных спасательных катера вместимостью по 3 человека, моторная рабочая шлюпка на 5 человек, 6 спасательных плотов вместимостью по 20 человек.

После постройки «Антон Чехов» поступил в Енисейское речное пароходство, а «Лев Толстой» – в Волжское объединенное.

В настоящее время «Антон Чехов» принадлежит АО «Донинтурфлот», а «Лев Толстой» – ООО «ВодоходЪ». Суда прошли капитальную модернизацию, принадлежат к классу премиум и совершают круизы между Москвой и Санкт-Петербургом, по Ладожскому и Онежскому озерам, по Волге. Средний возраст судов 45,5 лет.

Большевики-ленинцы

В 1976-1983 годах в ЧССР в Комарно на судоверфи Slovenske Lodenice строились озерно-речные четырехпалубные пассажирские теплоходы туристского назначения класса «О» Речного Регистра проекта 92-016 – головное судно «Валериан Куйбышев».

Фото: Теплоход «Валериан Куйбышев» проекта 92-016/АО «Инженерный центр судостроения»

Судно пассажировместимостью 400 человек, для которых было предусмотрено 29 мест в одноместных каютах, 272 – в двухместных и 99 – в трехместных. Рестораны были рассчитаны на одновременный прием 220 гостей, кинозал на 200 человек. Для экипажа предусмотрено 93 места. Скорость судна 26,1 км/ч.

Теплоход имел габаритные размерения: длина – 110,1 м, ширина – 14,5 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 15,1 м, размеры корпуса расчетные: длина – 102,875 м, ширина по конструктивную ватерлинию – 12,800 м, высота борта – 4,298 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 3935,4 т, при этом осадка носом и кормой – 2,83 м. Водоизмещение порожнем – 3348,4 т, при этом осадка носом – 2,04 м, кормой – 2,70 м.

Материал корпуса судов и надстройки – судостроительная сталь. Главные двигатели – три дизеля 6ЧРН36/45 (ЭГ70-5) мощностью по 1000 л.с. при 350 об/мин с автоматизированным пневматическим дистанционным управлением из рулевой рубки. Движители – 3 гребных винта из нержавеющей стали диаметром 1,9 м. Установлено 3 полубалансирных руля, установлено подруливающее устройство. Электростанция включает 3 дизель-генератора мощностью по 504 кВт и аварийный дизель-генератор мощностью 50 кВт. Установлено 2 водогрейных котла паропроизводительностью по 1000 кг/ч и 3 утилизационных водогрейных котла по 200 кг/ч, а также система кондиционирования воздуха.

Навигационное оборудование включает радиолокатор РР-538 фирмы «Тесла», эхолот «Кубань», гирокомпас «Амур-М», лаг ЛГ-2. Радиооборудование – судовой комбинированный радиопередатчик «МСТА-М/1», радиоприемник «Волга-К», радиостанция Р-609М, две УКВ-радиостанции «Кама-С», электронный ключ ЭКМ-2, магнитофон «Тембр-2», трансляционная установка, командно-вещательная установка, телефонная станция ОКАТС-50 на 50 линий, безбатарейное телефонное оборудование, переговорное устройство. На судне установлены 3 шлюпки вместимостью по 22 человек, шлюпка вместимостью 20 человек и рабочий катер.

Всего было построено 9 судов, и они поступили в Волжское объединенное речное пароходство. 2 судна утилизированы в 2018-2022 гг., а 7 остаются в эксплуатации и принадлежат ООО «ВодоходЪ». Средний возраст – 43,7 года.

С 1975 по 1983 год в ГДР в Бойценбурге на судостроительной верфи VEB Elbewerfen Boizenburg по проекту 301 строились четырехпалубные пассажирские теплоходы, предназначенные для перевозки пассажиров и туристов по внутренним водным путям, класса «О» – головное судно «Владимир Ильич».

Каждое вместимостью 360 пассажиров, для которых предусмотрено 14 мест в одноместных каютах, 200 – в двухместных каютах, 86 – в двухместных каютах с двухъярусными койками и 60 – в трехместных. Рестораны были рассчитаны на одновременный прием 194 гостей, кинозал на 200 человек. Для экипажа предусмотрено 84 места. Скорость составляла 26,2 км/ч.

Судно имело габаритные размерения: длина – 125,00 м, ширина – 16,70 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 15,96 м, размеры корпуса расчетные: длина – 118,00 м, ширина по грузовую ватерлинию – 16,00 м, высота борта – 4,50 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 3570 т, при этом осадка – 2,76 м.

Материал корпуса судов и надстройки – сталь. Главные двигатели – три дизеля 6ЧРН36/45 (ЭГ70-5) мощностью по 1000 л.с. при 350 об/мин с автоматизированным пневматическим дистанционным управлением из рулевой рубки и с местных постов в МО.

Движители – 3 гребных винта диаметром 1,8 м. Установлено 5 подвесных балансирных руля и подруливающее устройство. Электростанция включала 4 дизель-генератора, состоящие каждый из дизеля 6NVD26/20AL-1 мощностью по 720 кВт и генератора SSEE568-6V мощностью 432 кВт, аварийный дизель-генератор мощностью 76 кВт. Установлены паровой котел паропроизводительностью 1600 кг/ч, 3 утилизационных водогрейных котла по 350 кг/ч и система кондиционирования воздуха.

Навигационное оборудование – радиолокатор «Донец-2», эхолот «Кубань», гирокомпас «Амур-М». Радиооборудование – радиостанция с приемником с «МСТА-М1» и приемником «Волга-К», радиотелефонная станция КАТС-Р40, связь с береговой телефонной сетью «Кама-С». На борту установлено 3 спасательных весельных шлюпки вместимостью по 20 человек, моторная спасательная шлюпка на 16 человек, рабочая шлюпка, 8 спасательных плотов на 20 человек, предусмотрено 460 спасательных воротников и 24 спасательных круга.

Всего построено 22 судна проекта, из которых впоследствии 2 проданы за границу и там утилизированы, одно передано Украине и в настоящее время не эксплуатируется, одно находится в отстое и 18 остаются в эксплуатации. Эксплуатируемые суда находятся в составе флота ведущих российских судоходных компаний и туроператоров ООО «ВодоходЪ», круизной компании «Мостурфлот», АО «Донинтурфлот», круизной компании «Созвездие» и других. Средний возраст – 44,3 года.

А с 1983 по 1990 год в ГДР на той же верфи по улучшенному проекту 302 строились теплоходы уже класса «М» (лед.) – головное судно «Дмитрий Фурманов».

Фото: Теплоход «Дмитрий Фурманов» проекта 302/АО «Инженерный центр судостроения»

Судно вместимостью 332 пассажира, для которых предусмотрено 10 мест в одноместных каютах, 4 – в двухместных люксах, 262 – в двухместных каютах и 56 – в четырехместных с двухъярусными койками. Были оборудованы: ресторан на одновременный прием 180 человек, кафе-бар с танцплощадкой на 80 человек, музыкальный салон – 63 человека, салон отдыха – 28 человек, кинозал – 100 человек. Для экипажа предусмотрено 94 места и четырехместная каюта для практикантов. Скорость судна – 25,5 км/ч.

Судно имело габаритные размерения: длина – 129,10 м, ширина – 16,70 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 15,93 м, размеры корпуса расчетные: длина по КВЛ – 124,45 м, между перпендикулярами – 122,50, ширина по мидель-шпангоуту – 12,60 м, высота борта – 4,50 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 3852 т, при этом осадка – 2,94 м.

Материал корпуса судов и надстройки – сталь. Главные двигатели – три дизеля 6ЧРН36/45 (ЭГ70-5) мощностью по 736 кВт при 350 об/мин с пневматическим дистанционным управлением из рулевой рубки.

Движители – 3 гребных винта диаметром 1,8 м. Установлено 5 подвесных балансирных руля. Установлено носовое подруливающее устройство. Электростанция – 4 дизель-генератора, состоящие каждый из дизеля 6NVD26/20AL-1 мощностью по 530 кВт и генератора SSEE568-6 мощностью 432 кВт, аварийный дизель-генератор мощностью 76 кВт. Установлены вспомогательный котел паропроизводительностью 2500 кг/ч и 2 утилизационных котла по 500 кг/ч. Смонтированы установка для сжигания отходов (инсинератор), установки для очистки подсланевых вод и для очистки и обеззараживания сточных вод. Установлены системы кондиционирования воздуха и вентиляции.

Навигационное оборудование – радиолокаторы «Миус» и 722-2, эхолот «Кубань», гирокомпас «Амур-М» и лаг ИЭЛ-2М. Радиооборудование – радиопередатчики «Корвет» и «Муссон», радиоприемники «Шторм-3» и «Шторм-2», радиотелефонные станции «Кама-С» и «Акация», аварийная радиотелеграфная установка «Сирена», магнитофон «Тембр-2С», радиостанция для спасательных шлюпок «Призыв», командно-вещательная установка С-400, телефонная станция КАТС-Р40. На борту установлены 3 спасательных весельных шлюпки вместимостью по 20 человек, моторная спасательная шлюпка на 16 человек, рабочая шлюпка, 8 спасательных плотов по 20 человек, предусмотрено 455 спасательных воротников и 24 спасательных круга.

Всего было построено 21 судно, из которых 4 не эксплуатируются и 17 остаются в эксплуатации в составе флота ООО «ВодоходЪ», круизной компании «Мостурфлот», АО «Донинтурфлот», круизной компании «Созвездие». Средний возраст судов – 37,6 года.

Развитие водного туризма в районах, расположенных в отдалении от основных водных магистралей, но богатых историческими памятниками и привлекательными ландшафтами, обусловило необходимость создания современного туристического судна для эксплуатации на реках с ограниченными габаритами судового хода. Суда этого типа должны были прийти на смену морально и физически устаревшим пароходам проекта 737 и теплоходам проектов 785, 860 и 305. Их созданию предшествовала большая исследовательская и проектная работа, выполненная в ЦТКБ. Сложность задачи заключалась в необходимости создания современного высококомфортного туристического судна с приемлемыми технико-эксплуатационными характеристиками в пределах жестких габаритных ограничений, накладываемых условиями плавания.

В процессе разработки в ЦТКБ техзадания на проектирование такого судна особое внимание уделялось удовлетворению требований, связанных с круизным характером работы и улучшением условий для труда и жизни экипажа и обслуживающего персонала.

Теплоход «Сергей Есенин»

И вот в 1984 году в Австрии в Корнойсбурге на судоверфи OSWAG был построен головной трехпалубный пассажирский теплоход по проекту Q065 – «Сергей Есенин», предназначенный для перевозки туристов с ограниченными габаритами судового хода с районом плавания в водных бассейнах разряда «О». Пассажировместимость – 180 человек, в том числе в одноместных каютах – 6, в двухместных – 82, в четырехместных – 88, в двухместных люксах – 4. Мест для экипажа – 55, в том числе 4 – для практикантов в четырехместной каюте. Телевизионная установка на судне обеспечивает подключение телевизоров во всех каютах. Скорость судна – 22,6 км/ч.

Фото: Теплоход «Сергей Есенин» проекта Q065./АО «Инженерный центр судостроения»

Судно имеет габаритные размерения: длина – 90,4 м, ширина – 15 м, высота от основной линии до верхней кромки несъемных частей – 12,6 м, размеры корпуса расчетные: длина – 83 м, ширина – 13,5 м, высота борта – 4 м. Водоизмещение с пассажирами, грузом и полными запасами – 1345 т, при этом осадка – 1,63 м.

Материал корпуса и надстройки на главной палубе и в носовой части надстроек на шлюпочной и солнечной палубах – сталь ВСт3сп4, материал кормовой части надстроек на шлюпочной и солнечной палубах – алюминиево-магниевый сплав АМг3. Главные двигатели – 3 быстроходных дизеля 6VD18/AL-1 мощностью по 329 кВт при частоте вращения 1500 об/мин, работающие через реверс-редукторы. Движители – 3 бронзовых гребных винта диаметром 1,25 м. Установлены 3 руля Беккера и подруливающее устройство.

Электростанция включает 3 дизель-генератора, каждый состоящий из дизеля 6VD18/AL-1 мощностью по 329 кВт при частоте вращения 1500 об/мин и генератора МСС375/280-750 мощностью 300 кВт, и аварийный дизель-генератор мощностью 50 кВт. Система отопления включает 2 котла теплопроизводительностью по 1407 МДж/ч и 3 утилизационных паровых котла. Установлена система кондиционирования воздуха.

Навигационное оборудование – радиолокатор, эхолот, компас. Радиооборудование – радиоприемник «Шторм-2», радиопередатчик «Корвет», УКВ-радиостанция «Кама-С», командно-вещательная установка и телефонная станция. Установлены 2 спасательные шлюпки вместимостью по 12 человек, рабочая шлюпка на 5 человек, 4 спасательных плота по 10 человек.

Строительство судов проекта Q065 велось по 1986 год. Всего построено 5 теплоходов проекта. Они были поставлены Московскому, Обь-Иртышскому и Ленскому речным пароходствам. Теплоход из Обь-Иртышского пароходства позднее перешел в Ленский бассейн. В настоящее время в эксплуатации находится 4 теплохода, двумя из которых оперирует круизная компания «Мостурфлот»: «Александр Грин» относится к классу люкс, а «Сергей Есенин» – к классу премиум. Два теплохода – «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов»» принадлежат ООО «Ленатурфлот», дочерней компании ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», и совершают круизы по Лене. Средний возраст судов – 39,5 года.

В 1990 году по дальнейшему модифицированному проекту 302М в ГДР было построено 2 теплохода – «Глеб Кржижановский» и «Максим Литвинов» на 350 пассажиров, для которых было предусмотрено 10 одноместных кают, 280 – двухместных, 4 – двухместных люкса и 56 – четырехместных с двухъярусными койками. Для пассажиров были устроены: ресторан на 180 мест, кафе-бар с танцплощадкой на 79 мест, музыкальный салон на 66 мест, салон отдыха на 28 мест, кинозал на 102 места, солярий с шезлонгами на 100 мест.

В 1991-1992 годах еще 5 теплоходов уже по проекту 302МК со значительно уменьшенной вместимостью – 259 человек, для которых было предусмотрено 10 одноместных кают, 228 – двухместных и 20 – двухместных люксов; были устроены: ресторан на 180 мест, ресторан на 80 мест, музыкальный салон с баром на 75 мест, салон отдыха на 28 мест, бар на 75 мест, солярий с шезлонгами на 100 мест.

Кроме того, на теплоходах обеих модификаций были устроены: парикмахерская, киоск сувениров, библиотека, сауна, буфет, гладильная, телефонная будка, амбулатория с изолятором, администраторская. В дополнение на теплоходах второй модификации были устроены спортивный и массажный салоны. Число мест для экипажа теплоходов первой модификации было предусмотрено 98, а второй модификации – 130.

Суда проекта 302М эксплуатируются: одно – компанией «Мостурфлот», второе – АО «Донинтурфлот», а суда проекта 302МК: одно – АО «Донинтурфлот», одно находится в Нидерландах и приписано к порту Амстердам, два в Китае и не эксплуатируются, одно – на Филиппинах, которое в 2019 г. было выброшено на берег. Средний возраст эксплуатируемых в России судов проектов 302М и 302МК составляет 33,3 года.

Выводы

Выполненный в настоящей статье обзор пассажирского флота СССР, в том числе доставшийся в наследство России по состоянию на середину 2024 года, позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Подавляющее большинство эксплуатируемых в середине 2024 года круизных судов России (свыше 95 %) было построено по 1991 год. Практически все они были спроектированы ЦТКБ или при его участии. Строительство, приемка и испытание головных судов также осуществлялись при участии ЦТКБ. Бюро совместно с пароходствами-операторами осуществляло и отработку паспортных характеристик серийных судов.

2. Эти суда четко разделяются на две примерно равные группы, отличающиеся годами постройки, качеством изготовления корпуса, механизмов, оборудования, топливопотреблением и уровнем комфорта пассажиров, экипажа и обслуживающего персонала: суда постройки 1954-1964 гг. и постройки 1974-1991 гг.

3. Суда постройки 1954-1964 гг., среди которых самыми многочисленными являются суда типа «Родина» проекта 588 (30 судов остаются в эксплуатации, возраст 63-70 лет, средний – 65,7 года), типа «Октябрьская революция» проекта 26-37 (11 судов, возраст 62-65 лет, средний – 63,6 года) и типа «Дунай» проекта 305 (14 судов, возраст 60-65 лет, средний – 62,2 года), в большинстве будут списаны в ближайшие 5-10 лет. Остающимся в эксплуатации судам должно уделяться повышенное внимание Регистра и технического персонала судовладельца.

4. Суда постройки 1954-1964 гг. различаются по числу палуб: двухпалубные типов «Россия» пр. 785, «Байкал» пр. 646, «Ерофей Хабаров» пр. 860 и «Дунай» пр. 305 (пассажировместимостью 197-311 человек, длиной 65-80 м с осадкой 1,39-1,9 м при классе «О» и 2,28 м при классе «М») и трехпалубные «Родина» пр. 588, «Октябрьская революция» пр. 26-37 и «Ленин» пр. 20 (пассажировместимостью 364-439 человек, длиной 95,8-121,4 м с осадкой 2,41-2,44 м при классе «О»).

5. Суда постройки 1974-1992 гг. практически все четырехпалубные и лишь суда типа «Сергей Есенин» проекта Q065 самые комфортабельные и совершенные, но трехпалубные. Суда постройки Австрии существенно более комфортабельные и дорогие в постройке, чем постройки ГДР и ЧССР.

Развитие судов сначала шло с увеличением пассажировместимости, но на судах последних модификаций с резким уменьшением пассажировместимости, например, суда проектов Q040/Q040A, Q056, Q065 и суда проектов 302, 302M и 302MK. Пассажиры на всех судах размещались преимущественно в двухместных каютах. Кроме того, на судах достаточная численность трехместных кают у судов серий, которые начинали строиться до 1980 года, и вместо них четырехместных кают у судов серий, которые строились после 1980 года.

6. Богатый архив АО «ИЦС», опыт и квалификация его сотрудников позволяют выполнять технико-экономические обоснования и разрабатывать концептуальные проекты новых круизных судов, проводить квалифицированную экспертизу проектов судов, разработанных сторонними организациями.

7. Специализация и квалификация профессорско-преподавательского состава ГУМРФ им. С.О. Макарова показывает целесообразность его участия в экспертизе проектов новых судов, в том числе по комплектации судовых механизмов и их энергоэффективности, радио- и навигационного оборудования, спасательных устройств, приспособленности к проведению практики курсантов морских учебных заведений.

Кроме того, с учетом возникающих в последние годы сложностей организации плавательной практики курсантов речных и морских учебных заведений круизные (пассажирские) суда целесообразно ориентировать и на использование их в качестве учебных баз, предусматривая по возможности на отдельных сериях специальные кабинеты, ученические посты вахтенной службы.

В статье были использованы материалы архива АО «Инженерный центр судостроения»/ЦТКБ и книга «Водным магистралям страны», под ред. Ю. Н. Горбачева. – Л.: Судостроение, 1985

Морские вести России №13-14 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ