Двинско-Печорский бассейн в новом измерении - Морские вести России

Двинско-Печорский бассейн в новом измерении

26.06.2024

Речной транспорт

Двинско-Печорский бассейн в новом измерении

Фото Новый земснаряд «Лотос-3»/ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна»

Реорганизация ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна ВВП» завершилась 24 ноября 2022 года путем присоединения ФБУ «Администрация Печорского бассейна ВВП». В результате из состава был выделен Котласский филиал, куда вошел Сыктывкарский ремонтно-эксплуатационный участок. По итогам трансформации образовано ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна внутренних водных путей».

В новом формате Администрации водные пути проходят по Архангельской, Вологодской и частично Кировской областей, а также Республики Коми. Основной транзит составляют участки свободных, нерегулируемых рек: Северной Двины, Вычегды, Сухоны, Сысолы, Печоры, а также Северо-Двинской шлюзованной системы. Таким образом, общая протяженность обслуживаемых водных путей бассейна достигла 7535,5 км, из них СДШС – 127 км. В стартовавшей навигации обслуживаются 4155,5 км водных путей с судоходной навигационной обстановкой, в том числе с гарантированными габаритами – 4107,5 км. Для содержания водных путей проводится комплекс путевых работ: расстановка СНО, дноуглубление, изыскания, траление, дноочищение, навигационно-гидрографическое обеспечение флота и безопасности гидротехнических сооружений.

Обменялись опытом, выработали рекомендации

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна»

Напомню, что в период навигации 2023 года у нас проходила активная передача опыта Печорскому филиалу с целью обеспечить безопасность судоходства на участках водных путей Республики Коми. Тогда в меженный период на этих участках наблюдались уровни на 97-122 см ниже проектных значений, что было значительно ниже уровней предыдущего года.

Путейцы сказали слово

Тем не менее, путейцы смогли обеспечить габариты судовых ходов, достаточные для беспрепятственного движения транспортных судов. Для этого пришлось превысить объем дноуглубления на водных путях Республики до 620 тысяч кубометров грунта.

В границах ответственности Печорского филиала внедрили новые методы организации и выполнения путевых работ. Благодаря применению современного оборудования и программного обеспечения на русловых изысканиях был обеспечен оперативный и достоверный контроль состояния участков ВВП.

Применение судовых обстановочных комплексов на судах позволило без задержек корректировать расстановку береговых и плавучих знаков судоходной обстановки. Особенно актуально применение таких комплексов при значительных колебаниях уровня воды и интенсивных русловых переформированиях.

Благодаря внедрению программно-аппаратных комплексов на дноуглубительном флоте, были организованы землечерпательные работы, в том числе на перекатах с тяжелыми грунтами. В итоге значительно повысились точность и качество дноуглубления.

Использование электронной картографии с оплавыванием и регулярным обновлением обеспечило безопасность судоходства на подконтрольных участках ВВП. По всем направлениям путевого хозяйства был введен в работу электронный документооборот с использованием доступных средств связи.

В результате принятых мер в навигацию 2023 года на водных путях Республики не прекращались перевозки грузов и пассажиров практически весь навигационный период, несмотря на критически низкие уровни воды.

В навигацию 2024 года Администрация продолжает использование всех нововведений с возможным дальнейшим развитием.

Особенности организации производства

Важным событием для речников стало прошедшее 17-18 апреля на базе нашей Администрации отраслевое собрание по обмену опытом, где были рассмотрены методы организации производственно-экономической деятельности.

В работе собрания приняли участие представитель Росморечфлота руководящий состав администраций речных бассейнов, начальники структурных подразделений. В рамках мероприятия организовано посещение производственных участков Котласского филиала. Результаты отражены в итоговом акте в виде рекомендаций.

Например, участники отметили эффективность проведения смотра-конкурса «Лучший экипаж» в ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна» и возможность разработки подобных Положений для других Администраций.

Также одним из предложений было названо разработка и утверждение к изданию новых нормативных документов:

• отраслевого стандарта;

• единого отраслевого унифицированного документа – Положения о выдаче Администрациями технических условий, согласований и согласий на использование акваторий и береговой полосы в границах территориальной деятельности на ВВП с учетом специфики работы каждой конкретной Администрации и имеющегося опыта некоторых из них;

• стандарта организации «Ремонт судов технического флота Администраций бассейнов ВВП» взамен утративших силу документов;

• единого реестра проектов ремонта судов Администрацией, изготовления и ремонта средств навигационного оборудования на базе Росморречфлота.

Также был рекомендован для освоения опыт в производственно-технической деятельности:

• использование механизированного способа перекладки якорей при проведении дноуглубительных работ;

• выполнение капитального ремонта судовых дизелей собственными силами;

• проведение калибровки и проверки работоспособности систем контроля расхода топлива (СКРТ) собственными силами;

• использования специализированного программного обеспечения для учета грузо– и пассажиропотоков.

В качестве рекомендации для повышения контроля расхода денежных средств, сокращения времени проведения конкурентных процедур и минимизации ошибок было предложено Администрациям бассейнов рассмотреть возможность:

• оптимизации штатной численности бухгалтерий и финансово-экономических служб филиалов за счет устранения дублирующих функций внутреннего бухгалтерского и финансового документооборота, исходя из реальных объемов работ;

• централизации финансовых потоков в Администрации;

• увеличения производства собственных хозяйственных работ (своими силами) с целью сокращения объема закупок и увеличения занятости персонала, особенно в межнавигационный период;

• применения специализированных программных продуктов в сфере организации путевых работ и организации торгов и закупок;

• организации проверки и испытаний собственными силами огнетушителей и спасательных средств;

• применения комплектов УКВ радиосвязи на водных путях, использующих спутниковый канал связи для диспетчерского регулирования на отдаленных участках.

Участники мероприятия обменялись опытом и перспективами улучшения в производственно-экономической деятельности Администраций.

Первые рейсы навигации 2024 года

Сразу после очищения рек от ледового покрова для обеспечения эффективной и безопасной работы вышедшего в рейсы флота теплоходы начали ввод СНО и обслуживание закрепленных за ними участков пути. Средства навигационного оборудования были введены на программных участках водных путей в соответствии с госзаданием на плановой протяженности участков. На основании договоров, заключённых с заинтересованными организациями, обслуживаются 24,5 км водных путей, не входящих в Перечень ВВП.

Успех развития судоходства, его безопасность зависят от состояния водных путей и качества их обслуживания. Непосредственно для содержания знаков навигационного оборудования работают 38 обстановочных бригад. Траление с целью обследования судового хода на наличие подводных препятствий проводится силами двух специализированных тральных бригад и обстановочных бригад с применением специализированных тральных понтонов.

Судоходные условия на водных путях бассейна со сложным гидрологическим режимом и интенсивными русловыми переформированиями можно обеспечить преимущественно в результате систематического проведения дноуглубления. В навигацию 2024 года запланировано извлечь 2,8 млн. кубометров грунта.

Для обеспечения гарантированных габаритов пути при снижении уровней воды в конце мая начали работу два земснаряда: «Северо-Двинский-733» и «Цимлянский-1». В бассейне запланировано проведение дноуглубления рабочим ядром из 5 судов. Основное проводится на реках Северная Двина, Вычегда, Печора, Сысола.

Для оценки динамики рельефа речного русла, оптимизации объемов эксплуатационного землечерпания, получения информации о правильности расстановки береговых и плавучих СНО используется плановый материал русловых съёмок.

Русловые изыскания поручены 7 отрядам оснащенным современными аппаратно-программными комплексами. Они продолжают выполнять гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт.

Эффективное управление и контроль за движением флота требует использования различных программно-технических средств. Диспетчерские службы администрации и филиалов в период навигации осуществляют сбор, обработку, подготовку и передачу путевой информации в виде путевых листов в адрес судовладельца или его приписного флота на основании заключенных в межнавигационный период договоров. Осуществляется информационно-отраслевой мониторинг грузопассажирских перевозок в бассейне.

В настоящее время сложившиеся гидрологические условия и проведение дноуглубительных работ позволяют поддерживать габариты судовых ходов, достаточные для перевозок с практически полной загрузкой транспортного флота.

Цифровой акцент картографии

Картографические работы ведутся в двух направлениях – это цифровая картография и работа с традиционными бумажными картами. Акцент делается на работу с электронными картами, так, как бумажные при нынешнем уровне цифровизации по сути являются производным продуктом цифровой картографии.

В оперативном управлении Администрации находятся 594 ячейки ЭНК, при этом ежегодно выполняется комплекс работ по обновлению и переизданию. В прошлом году это коснулось 232 ячеек, покрывающих 2770 километров водных путей.

Для поддержания ЭНК на актуальном уровне разработана и успешно функционирует система оперативного обновления, позволяющая безотлагательно отражать все изменения ситуации на водных путях, как в части морфологии русла, так и по составу и местоположению навигационных знаков. Данные для корректуры ЭНК поступают от русловых изыскательских отрядов и обстановочных судов. Обратная связь бассейнового картографического центра с обстановочными судами, изыскательскими отрядами и партиями осуществляется централизованно, через сервер.

Такой подход, в перспективе массового использования ЭНК, позволит судоводителям в течение навигации оперативно и главное своевременно получать корректуру для карт гарантирующую безопасные условия плавания. Это особенно актуально на водных путях с интенсивными русловыми переформированиями, неустойчивым положением судового хода и частыми корректировками СНО.

При этом не прекращается и даже совершенствуется работа с традиционными бумажными навигационными картами. За последние годы, на векторной платформе были созданы и по технологии «Печать по требованию», переизданы практически все навигационные карты бассейна издания 80 – 90-гг прошлого столетия.

«Цимлянский 1» углубляется без замечаний

Надо сказать, что Администрация приветствует введение инновационных технологий и регулярно проводит модернизацию техфлота, что позволяет существенно увеличить производительность труда и повысить качество выполнения путевых работ.

Так, осенью 2023 года в Котласском филиале введен в работу новый несамоходный дизельный земснаряд «Цимлянский-1» проекта Ц490ДА Цимлянского судомеханического завода производительностью 500 м3 с гидравлическим разрыхлителем. За прототип был взят свайный фрезерный земснаряд проекта Ц485, который уже эксплуатировался Азово-Донской Администрацией. Земснаряд выполнял дноуглубление в Сыктывкарском районном эксплуатационном участке филиала.

При эксплуатации земснаряд показал себя с лучшей стороны. Оборудование работало исправно, процесс дноуглубления выполнялся без замечаний. Сочетание небольшой осадки земснаряда (80 см) и довольно высокой производительности (500 м3 /час) выгодно отличает его от других моделей и проектов (например, от проекта 4395). Суточный расход топлива не более 2 тонн. Земснаряд имеет удобную компоновку. Все оборудование: двигатели, насосы, лебедки, крановые установки соответствуют необходимым требованиям. Земснаряд оснащен современным оборудованием.

Более того, в текущую навигацию планируются к использованию еще два новых земснаряда, в том числе самоходный проекта 93.159.1 с фрезерным рыхлителем монопонтонного типа производительностью 900 куб. м/час «Лотос-3».

Не менее активно используется новый промерный катер проекта 3330. Это многофункциональное судно оборудовано гидроакустической системой – многолучевым эхолотом с сонаром и картографической системой. Используется оно для обследования дна и поиска подводных препятствий, в том числе камней и каменистых гряд.

СДШС

Эксплуатация гидротехнических сооружений и оборудования системы ведётся в соответствии с требованиями действующего нормативного законодательства, сооружения выполняют функции по пропуску судов, а также поддержания требуемого подпорного уровня воды.

По результатам проведённого в 2022 году регулярного обследования гидроузла №3 в составе: шлюзов №5 и №6, плотин №5 и №6, подтвердившей отсутствие критических дефектов, была разработана и утверждена 20 апреля 2023 года в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Декларация безопасности Гидроузла №3. На ее основании выдано разрешение на эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений гидроузла до 20 апреля 2028 года.

Следует отметить, что постоянные контрольные наблюдения необходимы, поскольку позволяют оценивать состояние сооружений и выявлять дефекты и повреждения, влияющие на безопасность, а так же вовремя планировать ремонтные работы. Поддержание сооружений в безопасном и работоспособном состоянии и текущий ремонт осуществляется за счёт собственных сил и средств Администрации. С 2020 по 2023 гг таким образом отремонтировано 15 конструктивных элементов гидротехнических сооружений.

Перспективы развития

Касательно перспектив у нас одни путь – дальнейшее развитие обслуживаемых водных путей, модернизация и создание высокопроизводительных рабочих мест, освоение цифровых технологий, поддержание параметров ВВП бассейна с целью обеспечения безопасных судоходных условий для перевозок грузов и пассажиров, и, как конечная цель, – увеличение пропускной способности водных путей региона.

Правоту инспектора поддержала Судебная коллегия

Владимир Есенеев, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Двинско-Печорского бассейна ВВП

В навигацию 2023 года инспекцией портового контроля проведено 453 проверки судов и плавсредств.

За нарушение обязательных постановлений задержано 29 судов и плавсооружений, из них 8 пассажирских. По статьям КоАП РФ выявлен и составлен 61 материал по административным правонарушениям. В МТУ Ространснадзора направлено 40 материалов дел по административным правонарушениям и 8 в Транспортную прокуратуру.

Решением Печорского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2023 года по делу № 2 а – 1617/2023 удовлетворен административный иск ООО «Газпром трансгаз Ухта» к старшему инспектору порт контроля ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна ВВП» о признании незаконным (недействительным) пункт 1 предписания от 06.07.2023 № 519/23 в части предъявления судового санитарного свидетельства.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 08.02.2024 по делу № 33а-1021/2024 (№ 2а -1617/2023) решение Печорского городского суда Республики Коми от 8 декабря 2023 года отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, а пункт предписания в части предъявления судового санитарного свидетельства признан законным и вынесенным в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность портового контроля.

Следует уточнить, что на 08 мая 2024 года Инспекцией портового контроля проведены 15 проверок судов и плавобъектов. Задержаний за нарушение обязательных постановлений не было

При этом инспекция обеспечена всем необходимым транспортом для проведения проверок судов в бассейне.

Дипломирование. На 08 мая 2024 года выдано 175 дипломов командного состава речных судов, 281 квалификационное свидетельство рядового состава. За неудовлетворительные результаты испытаний в 15 случаях отказано в выдаче квалификационных документов.

Регистрация судов. На 01.05.2024г. в судовом реестре зарегистрировано 1958 судов, из них 320 маломерных, на учете в реестре 75 плавобъектов.

С 01.01.2023 по 01.05.2024 годы совершено: 82 регистрационных действия по переходу права собственности и других вещных прав на суда; 240 по внесению изменений в судовой реестр РФ, зарегистрировано 27 договоров аренды судов без экипажа, 24 допсоглашения к договору аренды судов без экипажа; 2 договора ипотеки судов; поставлено на учет 16 плавобъектов; выдано 272 свидетельства о праве собственности на судно и о праве плавания под флагом РФ, 37 судовых билетов; исключено из судового реестра 64 судна.

Морские вести России №7 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ