Волго-Дон – мощный комплекс гидротехнических сооружений
13.06.2024
Речной транспорт
Фото: Танкер в шлюзе №5/из архива ВДСК
Приоритетная задача коллектива путейцев остается неизменной – безусловное обеспечение безопасного судоходства на водных путях и надежной работы гидротехнических сооружений.
Из 2187,5 км водных путей, расположенных в шести субъектах РФ – Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея, – 311 – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км. В учреждении эксплуатируется 132 гидротехнических сооружения, межшлюзовая ГЭС, 104 судна технического флота и более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.
Своевременная и качественная подготовка обеспечила открытие навигации
Александр Глущенко, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон»
Волго-Донской судоходный канал соединил две великие русские реки, а создание такого мощного комплекса гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, выполненная всего за 3,5 года – с 1948 по 1952 год.
Всенародная стройка
И сегодня канал функционирует на том, что построили тогда на всенародной стройке – это водная трасса канала протяженностью 101 километр, 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.
Одновременно сооружался и Цимлянский гидроузел на Дону в составе 14-го и 15-го шлюзов, двух дамб, 13-километровой плотины и гидроэлектростанции мощностью 160 тыс. киловатт.
На строительстве испытывали новую отечественную технику. Бетонные работы были механизированы на 100%, земляные – на 98%, не в пример каналу имени Москвы, где только на 45%.
Так, на строительстве канала впервые работал гигантский землеройный агрегат – шагающий экскаватор ЭШ-14/65, изготовленный на Уральском машиностроительном заводе. Емкость ковша 14 м3, куда мог свободно поместиться средний грузовик. Длина стрелы была 65 м, он мог разрабатывать грунт на глубину 45 м и отбрасывать его в сторону на 110 м. Такой экскаватор обслуживал экипаж из 17 человек. Для борьбы с грунтовыми водами впервые были использованы иглофильтровые установки. И это не единственные примеры того, что люди самых разных профессий вложили свой труд и знания в Волго-Дон.
Но и результат этих великих народных трудов было не переоценить – создание канала завершило создание Единой глубоководной системы европейской части России, а Москва стала портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.
Уникальность ВДСК состоит и в том, что канал полностью накачной и питание водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно-расположенных насосных станций, каждая производительностью 45 м3/с, подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. В 2023 году станции перекачали 705,8 млн м3 воды. Проектная пропускная способность ВДСК составляет 10,9 млн тонн грузов при продолжительности навигации 200 суток.
В 2023 году при фактической длительности навигации 259 суток по водным путям Волго-Донского бассейна прошло 8246 судов и перевезено 10 469 тыс. тонн грузов, выполнено 57 274 шлюзования, в том числе по каналу прошло 3492 теплохода, перевезена 4931 тыс. тонн грузов, выполнено 40 169 шлюзований.
Ежегодно по водным путям бассейна проходят суда примерно 200 компаний, крупнейшие из которых – АО «СК «Волжское пароходство» и ООО «Прайм Шиппинг». Более чем 70-летний опыт эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов Дона и увеличения сроков навигации. В последние годы при грузопотоке 6:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет увеличения количества крупнотоннажных судов, увеличения сроков работы гидросооружений и слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна.
Реконструкция
В рамках реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы» на Волго-Донском судоходном канале в МНП 2023-2024 гг. выполнялись работы по реконструкции рабочих ворот НГ и ВГ Николаевского шлюза, закладных частей рабочих ворот нижней головы шлюза №13.
В навигацию 2024 года планируется ввести данные объекты в эксплуатацию.
Эксплуатация и ремонт гидросооружений
В границах Администрации находятся 132 судоходных и несудоходных гидротехнических сооружения в составе 21 гидроузла. В том числе 22 шлюза, из них 1 шлюз для скоростных судов, 3 насосные станции, 1 межшлюзовая ГЭС, 6 земляных и 3 бетонные водосбросные плотины, 1 судоходная плотина, 15 напорных дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, 8 водосбросов, 26 судоходных каналов, 2 нерестово-рыбоходных канала и прочие объекты внутреннего водного транспорта.
Техническая готовность шлюзов и насосных станций, исполнение графиков подготовки судоходных гидросооружений в МНП 2023-2024 гг. к эксплуатации в навигацию 2024 года были обеспечены в установленные сроки.
Для повышения надежности и безопасности эксплуатации гидросооружений Волжского РГСиС выполнен ремонт антикоррозионного покрытия металлоконструкций ПОВ гидроузла №7.
На гидросооружениях Донского склона выполнен ремонт по устранению фильтрации воды в осушенной камере шлюза №10, ж/б конструкций в осушенной камере шлюза №11, локальных участков путей и опорно-ходовых частей подъемно-опускных ворот шлюза №12, бетона балки гашения ВГ шлюза №13, (восстановление) штрабного бетона и верхнего облицовочного кольца шахты водовода насосного агрегата №3 НС-33.
На гидросооружениях Цимлянского РГСиС выполнен ремонт металлической облицовки обрамления углов шкафной части РДВ НГ (правая сторона), двух металлических лестниц и инъектирование шпонок днищевой части камеры шлюза №15, по обследованию состояния грунтов основания шлюза №15.
Для улучшения технического состояния гидросооружений и повышения уровня безопасности выполнялись работы по капитальному ремонту:
– рабочих, ремонтных затворов и их закладных частей в шахтах затворов водопроводных галерей шлюзов №30 и №31;
– противонавальных устройств шлюзов №5 и №6.
Выполнены работы по проведению строительного контроля на объектах капитального ремонта.
На гидротехнических сооружениях выполнены плановые мероприятия по текущему ремонту гидросооружений.
Также проведен ремонт гальсбантного устройства левой и правой створок РДВ ВГ шлюза №31 Волгоградского РГСиС. Продолжается текущий ремонт железобетонных конструкций верхней камеры шлюза № 30 и средней головы шлюза № 30 Волгоградского РГСиС.
Межшлюзовая ГЭС в 2023 году выработала 120,991 млн кВт∙ч электроэнергии, из них на нужды ФБУ «Администрация «Волго-Дон» потреблено 48, 234 млн кВт∙ч.
Своевременное и качественное проведение ремонта позволило повысить надежность и безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений.
Навигационное обеспечение
В межнавигационный период из 446 плавучих навигационных знаков отремонтировано 260. Всего же на водных путях бассейна эксплуатируется 941 навигационный знак, из них 398 береговых и 543 плавучих, из которых 570 – освещаемые.
Флот и тральные бригады подготовлены и ведут системный мониторинг глубин и обеспечения чистоты судовых ходов.
Произведена корректировка и актуализация навигационных пособий. По итогам навигации 2023 года проанализированы навигационные условия, собраны и обобщены изменения, которые внесены в бумажные и электронные навигационные карты.
Словом, экипажи судов будут обеспечены бумажными навигационными пособиями и электронными картами своевременно в течение всей навигации.
Восстановление флота
Из 104 судов технического флота в годном к эксплуатации состоянии находятся 98 судов, что равно 94% от общего количества, в том числе 6 земснарядов, 4 дноочистительных снаряда, 5 плавучих кранов и 7 мотозавозен.
Ремонт и техническое обслуживание судов выполняется своими силами в ремонтно-механических мастерских филиалов Администрации – Донского РГСиС, Верхне-Донского и Кубанского РВПиС. В межнавигационный период 2023-2024 гг. отремонтировано 53 судна, из них 6 в объеме среднего ремонта. Остается добавить, что суда техфлота, планируемые к работам по обслуживанию водного пути, сданы в техническую эксплуатацию до открытия навигации.
И еще следует отметить, что в Верхнедонском районе специализированной подрядной организацией при помощи пневматических ролл-мешков был поднят на берег плавучий док №1851 доковым весом 335 тонн. Уже производится замена наружной обшивки корпуса.
В навигацию 2024 года планируется работа нашего дноуглубительного флота на Волго-Каспийском и на Азово-Донском морских судоходных каналах.
Транспортная безопасность
Выполнена работа по ремонту техсредств обеспечения транспортной безопасности на КСГС «Береславский гидроузел», в том числе оснащение современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
На пяти объектах проведены сертификационные испытания оборудования и техсредств систем обеспечения транспортной безопасности. Поставлены комплектующие для ремонта инженерно-технических систем объектов и проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
В Администрации создано собственное подразделение транспортной безопасности для защиты объектов. В 2023 году на объектах и транспортных средствах не допущено ни одного акта незаконного вмешательства.
Мы забыли о внутреннем водном транспорте!
Александр Раков, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Волго-Донского бассейна ВВП
Глубокое понимание единой задачи в бассейне уже давно стало отличительной чертой в подходе к организации безопасности судоходства на Волго-Доне.
Но вот что волнует. Как правило, в отраслевых СМИ трудно найти заметку, касающуюся внутреннего водного транспорта. К сожалению, такое отношение к ВВТ нередко наблюдается везде и во всем, начиная с выпуска нормативно-правовых актов и заканчивая подготовкой кадров.
Где они – кадры?
Кстати, подготовкой кадров занимаются почти два десятка отраслевых вузов, а где они – КАДРЫ? Некомплект экипажей судов внутреннего плавания составляет 30%. И маленькие зарплаты это не основная причина отсутствия специалистов на флоте. Просто забыли мы о внутреннем водном транспорте! А отсюда и отношение компаний к организации безопасности судоходства на реке такое, с прохладцей, как и отсутствие на флоте трудовых династий в последнее время.
В этом году исполнилось 20 лет Росморречфлоту и 12 лет, как вступил в силу Федеральный закон от 28 июля 2012 г. №131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно закону, функция госконтроля за судами на внутренних водных путях возложена на администрации бассейнов внутренних водных путей, при которых созданы инспекции государственного портового контроля (ИГПК).
Капитаны бассейнов и инспекторы в очередной раз прошли обучение и повысили квалификацию. Рассмотрим на примере нашей Администрации положительные и негативные моменты, что накопились за 2023 год в сравнении с 2022-м.
Итак, в 2023 году (2022-м) в бассейне было запланировано 130 (130) инспекций судов и плавобъектов. Инспекторами портконтроля проведено 154 (157) инспекции судов и плавучих объектов, в том числе 13 (15) проверок пассажирских и грузопассажирских судов. Выявлено 420 (473) нарушений, что послужило основанием для временного задержания 19 (33) судов, в том числе 4 (15) пассажирских.
Основные причины – отсутствие на борту документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ. По результатам проверок капитаном бассейна составлено 7 (4+15 материалов направлено в транспортную прокуратуру и Ространснадзор) протоколов об административных правонарушениях.
Из приведенных данных видно, что при одном и том же количестве проверенных судов число замечаний и задержаний уменьшилось, и значительно. Это говорит об ответственном отношении судовладельцев к выполнению ранее выданных предписаний и устранению замечаний.
Кроме того, отношение к работе инспекторов ГПК также изменилось, несмотря на то что они стали строже следить и требовать соблюдения законодательства. Следует пояснить, что основное количество задержаний приходится на суда небольших компаний, которые не всегда способны содержать флот на должном уровне.
Из недостатков и неудобств в организации работы инспекции надо отметить отсутствие закрепленных за ней судов для доставки на рейды, к местам работы земснарядов и добывающего флота. Бывает так, что, пока планируешь проверку и ждешь выделения катера, суда уходят в рейс неосмотренными. С автотранспортом для доставки инспекторов проблем нет.
С 1 марта 2024 года вступил в силу приказ Минтранса России от 19 мая 2023 года № 179 «Об утверждении правил государственной регистрации судов». Как его применять – никто не знает. За все время ни разу не проводилось обучение для повышения квалификации специалистов, занимающихся регистрацией судов и дипломированием. Люди работают так, как сами понимают требования документов. Сейчас ждем выхода нового положения о дипломировании, в котором, надеемся, учтут наши предложения.
Диспетчеры регулируют
Основная цель диспетчерского регулирования в Волго-Донском бассейне – это обеспечение безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, перехода через Цимлянское водохранилище, пропуска негабаритных баржебуксирных составов, которых с каждым годом становится все больше.
В плюсах то, что налажено взаимодействие по информационному обмену и регулированию движения судов между диспетчерскими службами Волго-Донского, Волжского и Азово-Донского бассейнов, капитанами морских портов Астрахань, Азов и Ростов-на-Дону. Благодаря этому временно задержанные суда и суда, которым выставлены коды «до выхода в рейс», без информации инспекторов об устранении замечаний не получают разрешение диспетчера на продолжение рейса.
Считаю необходимым также возобновить обучения лоцманов, диспетчеров и начальников вахт шлюзов с последующей аттестацией их в бассейновых аттестационных комиссиях с периодичностью один раз в пять лет.
В заключение позвольте поздравить с 20-летним юбилеем Росморречфлота! Всем доброго здоровья, трудовых успехов на благо России и развития отрасли, хорошей безаварийной навигации!
Морские вести России №6 (2024)