«Пригородное» станет зеленым - Морские вести России

«Пригородное» станет зеленым

01.04.2022

Морской транспорт

«Пригородное» станет зеленым

Фото: ПАО «Совкомфлот»

Климатическая повестка выходит на первый план для добывающих и транспортных компаний мира – многие уже предпринимают активные шаги по сокращению углеродного следа. В их числе «Сахалин Энерджи» и «Совкомфлот», которые в рамках энергетического форума «Нефть и газ Сахалина – 2021» представили совместный доклад о перспективах СПГ-бункеровки нефтеналивных танкеров.

По материалам «Вестника СКФ»

Роман Покромкин, начальник управления технической политики и обновления флота ПАО «Совкомфлот»

– Ключевым фактором развития как мирового судоходства, так и мировой энергетики в обозримом будущем станет переход на новые виды топлива с низким углеродным следом. Этот процесс стимулируют международные регуляторные органы, которые последовательно ужесточают нормы в области защиты окружающей среды. Например, дорожная карта Международной морской организации (ИМО) ставит цель к 2030 году сократить выбросы CO2 с судов на 40% по сравнению с 2008 годом.

Дорожная карта ИМО была принята в 2018 году, однако мы начали готовиться к ужесточению норм заблаговременно. Рассматривали различные решения. В итоге пришли к выводу, что оптимальным является внедрение СПГ как экологически наиболее чистого вида судового топлива из доступных на рынке.

Работу над внедрением СПГ «Совкомфлот» начал в 2015 году совместно с Shell, и к 2018 году мы уже приняли в эксплуатацию первые в мире танкеры класса «Афрамакс» (дедвейт 114 тыс. тонн) на СПГ-топливе. Сейчас в составе нашего флота шесть таких «зеленых» танкеров, еще пять строятся. В обозримом будущем СКФ планирует заказывать преимущественно суда на СПГ-топливе. За прошедшие три года заметное число судоходных компаний по всему миру последовали нашему примеру и начали использовать СПГ в качестве основного топлива для танкеров.

По сравнению с традиционными видами топлива сжиженный природный газ позволяет существенно снизить не только выбросы CO2, но и оксидов азота, а также полностью устранить выбросы мелкодисперсных частиц (сажи) и оксидов серы. Кроме того, использование СПГ сокращает общий расход топлива на 10 12%, что повышает энергоэффективность танкеров.

СПГ-топливо также отличается удобством в эксплуатации. В частности, при его сжигании не образуется топливный шлам и соответственно не требуются дополнительные энергозатраты для утилизации шлама, что тоже снижает объем выбросов. Всего с 2018 по 2021 год «Совкомфлот» провел свыше 170 СПГ-бункеровок своих танкеров зеленой серии.

Одновременно компания помогает развивать инфраструктуру для таких бункеровок – например, в 2021 году СКФ и Shell положили им начало в Северной Америке (порт Канаверал, США) и в Средиземном море (порт Гибралтар). Идет работа в этом направлении и в портах России, в том числе в порту Пригородное.

Большинство точек СПГ-бункеровки в мире используют метод ship-to-ship (с судна на судно, с применением судна-бункеровщика). Сейчас Пригородное – первая в мире точка СПГ-бункеровки, где предполагается заправка судов непосредственно с отгрузочного терминала.

Антон Скикевич, технический менеджер по управлению качеством и рисками «Сахалин Энерджи»

– В 2024 году компания «Сахалин Энерджи» получит в долгосрочный фрахт два нефтеналивных танкера СКФ: «Проспект Королева» и «Проспект Вернадского». Суда будут использовать в качестве основного топлива сжиженный природный газ проекта «Сахалин-2».

Идея поставить нефтеналивной танкер к СПГ-причалу производственного комплекса «Пригородное» родилась у нас давно. На протяжении долгого времени мы всесторонне анализировали перспективы этого решения, и в 2016 2017 годах, когда в судоходной отрасли широко обсуждалась возможность строительства танкеров класса «Афрамакс» на СПГ, начали детально изучать возможность бункеровки таких судов напрямую с причала отгрузки СПГ производственного комплекса «Пригородное».

Для «Сахалин Энерджи» преимущества были налицо: как с коммерческой точки зрения (использование сжиженного природного газа, который сами производим), так и с экологической (сокращение углеродного следа). Однако были и сложности. Во-первых, причал отгрузки СПГ спроектирован исключительно для газовозов, построенных по стандартам SIGTTO. Они в корне отличаются от стандартов SGMF, используемых при строительстве судов на СПГ-топливе. Кроме того, были и другие ограничения – отсутствие свободных временных окон для модернизации причала и крайне высокая ее стоимость, недостаток места для нового оборудования и, конечно, наши обязательства по крупнотоннажным поставкам. Мы рассмотрели множество вариантов, однако практически все они были связаны либо с колоссальными затратами, либо с выводом причала из эксплуатации, что по понятным причинам мы себе позволить не можем. Поэтому в определенный момент времени у нас сложилось ясное понимание того, что все требуемые модификации необходимо перенести на нефтеналивной танкер. Никто в мире до нас этого не делал!

И здесь я хотел бы сказать огромное спасибо компании «Совкомфлот» – за совместную проектную работу, которая позволила реализовать такое техническое решение. Оно подразумевает установку дополнительного приемного устройства на нефтеналивной танкер, благодаря чему судно будет способно принимать топливо СПГ с причала, предназначенного исключительно для крупнотоннажных отгрузок. Кроме того, универсальный подход дает возможность осуществлять заправку не только с причала в порту Пригородное, а потенциально с любого СПГ-причала в мире. При этом приемное устройство может быть применимо не только к нефтеналивным танкерам, но и к другим судам, которые, используя его, теоретически могли бы принимать газомоторное топливо с СПГ-причалов. В настоящее время проект устройства и его установки разработан, согласован с проектной организацией, классификационным обществом судна и сейчас находится в стадии реализации.

Хотелось бы добавить, что незначительную часть модификаций на СПГ-причале в «Пригородном» мы все же осуществили. Это модернизация систем связи «судно – берег» и аварийной остановки, в том числе дополнительной пневматической системы аварийной остановки погрузки, за что выражаю огромную признательность нашим коллегам с ПК «Пригородное».

Морские вести России №3 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты