Флот широкого диапазона - Морские вести России

Флот широкого диапазона

10.03.2022

Морской транспорт

Порт Новороссийск существенно усилил средства борьбы с загрязнением морских акваторий

*

Фото: НМС-2/ Азово-Черноморский филиал ФГБУ «Морспасслужба»

Это судно в Новороссийском морском порту в середине декабря прошлого года ждали с нетерпением и встречали с волнением. И было отчего – на грузовой палубе специализированного для перевозки крупногабаритных грузов New Courage красовались два катамарана – новенькие нефтемусоросборщики НМС-1 и НМС-2. Не каждый день портовый флот пополняется новыми судами, а уж такими уникальными, можно сказать, эксклюзивными, тем более.

А.Сидоров

Катамараны были быстро выгружены и поставлены к причалу Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы России.

Следует пояснить, что суда катамаранной конструкции были спроектированы и построены в Китае, имеют прибрежный район плавания, отличаются высоким уровнем автоматизации управления механизмами, а до отправки в Новороссийск успешно прошли заводские испытания. В экипаже 5 человек с подключением двух спасателей для выполнения операций с бонами. Размеры корпуса: длина 34,5 м, ширина 11 м.

Особенности устройства

Суда предназначены для сбора нефти и нефтепродуктов с поверхности воды в широком диапазоне вязкостей, снабжены танками для накопления нефтеводяной смеси, нефтеперекачивающим оборудованием – два насоса производительностью по 200 куб. метров в час, краном-манипулятором грузоподъемностью 10 т.

На палубе размещена шлюпка, на кормовой площадке – две вьюшки с бонами постоянной плавучести. Существенными элементами палубы являются стойки-конструкции для выполнения манипуляций с нефтесборным устройством для сбора нефтепродуктов и мусора, опускаемые в пространство между корпусами катамарана. Судно снабжено системой водяной завесы. Заявленная производительность нефтесборной системы до 100 куб. метров в час.

Таким образом, по своим характеристикам катамаран рассчитан на автономный сбор значительных объемов нефти и нефтепродуктов с поверхности воды и, что особенно важно, возможностью передачи нефтеводяной смеси на суда-сборщики без выхода из режима сбора.

В конце января суда были приняты в эксплуатацию, а в начале февраля с их участием в Новороссийском порту были проведены полномасштабные учения с проверкой работы всех видов оборудования, постановкой боновых заграждений и запуском нефтемусоросборной установки. Все этапы учений были выполнены в полном объеме, а экипажи показали отличную подготовку.

В настоящее время принято решение о передаче НМС-2 в состав аварийно-спасательных сил и средств Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», а оператором НМС-1 стала компания «Экспресс Сервис».

Широкие возможности маневра

Как пояснил гендиректор компании Юрий Русскин, новороссийское ООО «Экспресс Сервис» – это профессиональное аварийно-спасательное формирование, которое и обеспечило в декабре прошлого года доставку в порт двух новейших экологических судов НМС-1 и НМС-2.

– Суда построены в 2021 году, удовлетворяют всем требованиям международных конвенций: по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (OPRC-1990), по поиску и спасанию на море (SAR-1979), по охране человеческой жизни на море (SOLAS-1974) и Международному кодексу по управлению безопасностью (ISMCODE-1993), – говорит он, характеризуя новоприобретения.

Ю. Русскин акцентирует, что «по своим функциональным возможностям и оборудованию данные суда являются новой вехой в обеспечении экологической безопасности, борьбе с загрязнением акваторий».

Он считает, что крупнейший морской порт России Новороссийск, основную долю грузооборота которого составляют сырая нефть и нефтепродукты, «с принятием в эксплуатацию данных судов существенно повысил уровень экологической безопасности акваторий».

Следует отметить, что НМС-1 и НМС-2 – это новейшие уникальные экологические суда катамаранного типа. Большой район плавания (20 миль от берега и 6 часов хода от порта-убежища), запас хода 500 миль позволяют судам работать на всей акватории Черного и Азовского морей.

Аналогов по размерам такого типа судов и с такими характеристиками на сегодняшний день нет ни в одном порту РФ. По своей сути, они являются большими самоходными скиммерами производительностью 100 м3 в час и могут самостоятельно вести борьбу с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов в любом районе Черного и Азовского морей.

Преимущества перед другими судами такого типа заключаются в том, что новые НМС – многофункциональны, могут одновременно собирать (убирать) несколько видов мусора (с последующей их сепарацией) и разлитые на поверхности воды нефтепродукты.

Проект обладает двумя изолированными (герметичными) емкостями для сухого мусора по 29,5 м3 и двумя танками по 39 м3 для жидких отходов.

Дополнительно с помощью установленных на борту плавающих боновых заграждений высотой 680 мм (две нитки по 250 метров) судно самостоятельно может локализовать (оградить) определенный район акватории от дальнейшего распространения нефтепродуктов с последующей ликвидацией.

Нефтемусоросборщики традиционной конструкции, которые в настоящее время несут экологическую вахту практически в каждом порту, выполнить ту же работу способны только с участием других специализированных судов – бонопостановщиков. Это значительно увеличивает время производства операции, требует координации совместного маневрирования.

Кроме того, такие суда, как правило, небольших размеров, и это существенно ограничивает мореходность и возможность работы в плохих погодных условиях.

Дополнительно на борту может быть установлена нефтеперекачивающая система производительностью 200 м3 для перекачки нефтепродуктов с аварийного судна на судно-накопитель.

С помощью судового крана-манипулятора можно самостоятельно грузить и выгружать дополнительное аварийное оборудование, также имеется площадка для размещения 20-футового контейнера с аварийным или научным оборудованием, что в чрезвычайной ситуации сокращает время выполнения спасательных операций.

Благодаря конструктивным и маневровым возможностям суда типа НМС-1 могут работать в стесненной акватории на глубинах от 2,5 метра и в случае необходимости заменить несколько судов такого типа одновременно. Полная автономность судна – 5 суток.

Событие особой значимости

Капитан морского порта Новороссийск Станислав Урюпин, под руководством которого проводились аттестация аварийно-спасатель-ного формирования и испытания новых судов в ходе полномасштабных учений, подчеркнул, что «появление такого специализированного экологического флота можно считать новой вехой обеспечения экологической безопасности в Новороссийском порту». И уточнил, «что до 80% грузооборота порта составляют сырая нефть и нефтепродукты».

Особенности акваторий морских портов в том, что они относятся к внутренним морским водам и являются федеральной собственностью. Распоряжение такими акваториями осуществляется в соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Функциями по распоряжению акваториями законодатель наделяет то ведомство, в компетенцию которого входит в том числе администрирование условий всех видов водопользования.

До 1 января 2007 года специальное или особое водопользование, согласно Водному кодексу РФ, осуществлялось на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами. Процедура получения лицензии и заключения договора на водопользование определялась постановлением правительства «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» и предусматривала для лицензиатов разработку и осуществление мер природоохранных мероприятий.

– На этом основании в Новороссийском морском порту за счет операторов причальных комплексов была выстроена система очистки судоходной части акватории от заносов плавающих загрязнений, – говорит капитан порта. По его информации, только за период 2021 года судами-нефтемусоросборщиками извлечено из воды и размещено на утилизацию около 47 тонн твердых отходов и плавающих загрязнений.

С. Урюпин пояснил: «Если говорить о характере и видах этих загрязнений, то могу сказать, что акватория Новороссийского порта является водоемом коллективного водопользования, по береговой черте которого располагаются устья множества малых рек, водовыпуски ливневой канализации, сточные воды от коммунальных и локальных очистных сооружений, а также заносы плавающих загрязнений со стороны открытой части моря, которые носят особенно интенсивный характер после ливневых и паводковых явлений по фронту Маркотхского хребта».

По его словам, с 1 января 2007 года процедура лицензирования была отменена и заменена нормой права пользования поверхностными водными объектами на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Постановлением правительства «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» установлен порядок выдачи документов на виды водопользования, которые сохранили ответственность для операторов причалов за несение затрат на уборку акваторий зон водопользования.

Однако Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 208-ФЗ в отношении 19 разнородных видов водопользования, включая судоходство, внесены поправки в части приобретения права пользования водными объектами без оформления договоров и решений. Это обстоятельство создало обстановку нормативной неопределенности для операторов причалов по несению затрат на очистку акваторий зон водопользования от загрязнений, не являющихся отходами их производственной деятельности.

– Несмотря на это, большинство операторов причальных сооружений Новороссийского портового комплекса продолжают поддерживать договоры на проведение регулярной уборки своих зон водопользования, – констатирует капитан порта.

В совокупности сложившейся ситуации возникли проблемы исполнения капитанами морских портов вмененной ответственности за организацию предупреждения и ликвидации загрязнений в акваториях морских портов для случаев заносов плавающих загрязнений из так называемых неустановленных источников, в отношении которых соответствующих нормативных инструментов для администрирования законодатель не предусматривает.

Весьма остро также стоит вопрос выполнения работ по регулярной уборке судоходных зон акваторий морских портов от плавающих загрязнений, так как эксплуатирующиеся в настоящее время в портах России нефтемусоросборщики постройки 1980-х и начала 1990-х годов имеют значительный износ, а строительство флота аналогичного класса в стране пока не просматривается.

– В этой связи приобретение двух новейших морских нефтемусоросборщиков НМС-1 и НМС-2 и прибытие их в морской порт Новороссийск в составе профессионального аварийно-спасательного формирования стало событием, которое имеет особую значимость, – уверен капитан морского порта Новороссийск.

Описание экологического судна НМС-1

Год постройки

2021

Флаг/Порт приписки

Россия/Новороссийск

Классификационное общество

RINA

Длина

34,5 м

Ширина

11,0 м

Высота борта

3,5 м

Осадка в грузу

2,1 м

Дедвейт

58,2 т

Брутто тоннаж

276 т

Нетто тоннаж

82 т

Водоизмещение

299,151 т

Чистый вес судна

265,3 т

Район плавания

прибрежный

Установка для сбора нефтепродуктов и мусора

CFS30, 100 м3

Экипаж

6 человек

Спасательные средства

12 человек

Шлюпка разъездная

6 человек

Морские вести России №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты