За чистоту акваторий - Морские вести России

За чистоту акваторий

10.02.2022

Морской транспорт

Поможет ли присоединение России к Найробийской конвенции решить проблему затонувших судов?

По всему миру, в том числе и на территории нашей страны, лежит много затонувшего имущества. Это потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег. Зачастую затонувшие суда становятся центром притяжения туристов, как, например, сухогруз «РИО», севший на мель в конце 2018 года в Краснодарском крае недалеко от Геленджика, однако в то же время они могут представлять опасность для мореплавания и угрозу для экологической безопасности.

Дарья Зажигаева, юрист морской практики GRATA International Ростов-на-Дону

Регулируя правоотношения

В 2007 году, понимая необходимость урегулирования данного вопроса на мировом уровне, на Международной конференции ООН в Найроби международным сообществом была принята Найробийская конвенция об удалении затонувших судов. Положения данной конвенции регулируют правоотношения в рамках удаления затонувших судов из территориальных вод (исключительной экономической зоны) стран-участниц, обеспечивая безопасность судоходства и защиту окружающей среды.

Конвенция предусматривает выплату компенсации за понесенные расходы и устанавливает материальные последствия для судовладельцев (обязательные страховые выплаты по полисам страхования ответственности судовладельцев, за счет которых в случае затопления судно будет поднято).

Несмотря на присоединение к конвенции более 50 стран, вопрос ратификации международного соглашения РФ стал наиболее активно обсуждаться после визита председателя правительства Михаила Мишустина в августе 2020 года на Дальний Восток. В результате 9 июля 2021 года было принято постановление Правительства РФ № 1151 «О присоединении РФ к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года».

В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект №1212908-7 «О присоединении РФ к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года» (с определенными оговорками и заявлениями) и законопроект №1219892-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», регламентирующий механизм действия конвенции на территории нашей страны.

Следует отметить, что действующая редакция Кодекса торгового мореплавания РФ, в частности главы VII «Затонувшее имущество», содержит регламентацию подъема, удаления и уничтожения имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод, территориального моря РФ и акватории Северного морского пути. Однако такие действия осуществляются собственником судна либо по своему желанию, либо в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим).

Таким образом, законодательство в сфере торгового мореплавания на сегодняшний день не содержит прямого запрета на сознательное оставление затонувших судов в каких-либо местах и не устанавливает обязательств собственника по их безусловному удалению. Кроме того, отсутствует и какая-либо административная ответственность за подобные действия и (или) бездействие.

В то же время чаще всего расходы на удаление затонувшего судна значительно превышают его стоимость, что нивелирует экономический интерес судовладельца к выполнению работ по судоподъему, а полномочия органов власти в лице администраций морских портов – самостоятельно осуществить операции по подъему затопленного имущества – ограничиваются случаями, когда создается серьезная и непосредственная угроза безопасности мореплавания или непосредственная угроза причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо возникает значительное препятствие осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем гидротехническим и другим работам.

Более того, бремя несения расходов возлагается на государственный орган, так как зачастую получить какую-либо компенсацию от судовладельца не представляется возможным по разным причинам (из-за отсутствия его идентификации, иностранной принадлежности или банкротства).

Поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ, обусловленные присоединением России к Найробийской конвенции, призваны обеспечить ответственность судовладельца в связи с удалением затонувших судов. Так, для собственника судна вместимостью 300 и более установлено требование об осуществлении страхования или предоставлении иного финансового обеспечения ответственности.

Кроме того, предусматривается дополнительное финансирование мероприятий по удалению затонувшего имущества – выделение субсидий за счет средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Федерации по удалению и утилизации затонувшего имущества (ее размер будет покрывать разницу между затратами на удаление судна и доходами от его реализации).

Также устанавливается законодательный запрет на затопление судов, регламентируется процедура уведомления о затонувшем имуществе, раскрываются требования к документации по его удалению, определяются последствия просрочки представления собственником документации по удалению либо просрочки удаления такого затонувшего имущества в виде утраты права собственности на него и последующего исключения судна из соответствующего реестра судов.

Не оставлено без внимания и разрешение вопроса удаления уже затонувших судов, перечень которых должен быть утвержден, согласован и отработан (то есть затонувшие суда должны быть удалены) до 1 января 2031 года.

Существенное положение

На наш взгляд, присоединение к Найробийской конвенции должно оказать положительное влияние на разрешение проблемы затонувших судов. Существенным положением конвенции является обязанность договаривающихся государств требовать страхования ответственности не только от собственников судов под флагом стран-участниц, но и от всех прочих судов, заходящих в порты или на рейды этих государств. Таким образом, неучастие России в конвенции лишает ее преимущества, которое получает государство – участник конвенции, при этом российские суда, совершающие международные рейсы, обязаны выполнять положения конвенции при заходе в воды стран – участниц соглашения.

Немаловажным является мнение экспертов, что обязанность иметь сертификат о страховании ответственности по Найробийской конвенции не повлечет увеличения финансового бремени морских судовладельцев, так как обычно такие расходы покрываются в рамках страхования ответственности.

Обеспечить соблюдение собственниками судов вышеупомянутых нововведений, по мнению законодателя, сможет возможность привлечь их к административной ответственности за соответствующие правонарушения (в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается законопроект №1219896-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях»).

Так, несоблюдение требований об обязательном страховании или ином финансовом обеспечении ответственности в связи с удалением затонувшего судна может повлечь наложение штрафа до 20 тыс. рублей; несоблюдение собственником затонувшего судна сроков направления капитану морского порта сообщения о затонувшем имуществе, предоставления сведений и документации, необходимых для удаления затонувшего судна, – до 500 тыс. рублей, а сроков начала удаления затонувшего имущества – до 5 млн. рублей; за умышленное затопление судна юридическому лицу грозит штраф до 20 млн рублей.

Третьи лица

Несмотря на положительную оценку движения России в сторону приведения национального законодательства в соответствие с международным регулированием проблемы удаления затонувшего имущества, на наш взгляд, более детальной проработки требует субъектный состав лиц, правомочных осуществлять подобные операции. Поправки предусматривают удаление затонувшего имущества его собственником либо администрацией морских портов или органом исполнительной власти субъекта Федерации. В то же время в правовом поле остается пробел в области сотрудничества государства и третьих лиц по поднятию затонувших судов.

Предполагается, что предоставление третьим лицам возможности по собственной инициативе осуществлять судоподъемные работы и возмещать понесенные затраты за счет реализации затонувшего имущества с условием оставления себе коммерческой выгоды (при наличии таковой) способствовало бы увеличению темпов очистки акваторий от затонувших судов.

Морские вести России №17 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт