Опоздавший не догонит - Морские вести России

Опоздавший не догонит

18.01.2022

Морской транспорт

Цифровая прозрачность и ее значение для современных судов

Современное судно оснащается целой экосистемой IoT-устройств. Большое количество датчиков, сенсоров и видеокамер ежесекундно передают данные, отражающие параметры работы машин и механизмов, погодные изменения или условия работы экипажа. Большой поток сырых данных с этих устройств сам по себе не несет высокой ценности. Чтобы получить полезную информацию, сначала необходимо полученные данные проанализировать. Только после этого можно принимать решения о техническом обслуживании судна и его операционной деятельности.

Алексей Афонин, руководитель направления по развитию бизнеса в области cудоходства Orange Business Services в России и СНГ

В настоящее время вся работа по анализу и выявлению полезной информации в основном ложится на плечи сотрудников судоходной компании. Но возможности для использования собранного потока сырых данных гораздо шире.

В век информации

Предиктивная (или прогнозная) аналитика данных, полученных с судовых механизмов и систем, способна выявлять технические проблемы раньше, чем они возникают в реальности. Для этого применяют алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ), которые на основании большого количества ретроспективных данных способны точно спрогнозировать характер и время возникновения неисправности, а также заранее предложить наиболее оптимальный способ ее устранения.

Например, постепенное увеличение вибрации на приводном валу судна может говорить о том, что подшипник выйдет из строя в течение ближайших двух месяцев. Система предиктивной аналитики же предложит замену одной детали заранее, чтобы предотвратить более дорогостоящий ремонт в будущем. Таким образом, предиктивный анализ не только дает судовладельцу и экипажу информацию о неисправностях, но и помогает быстрее и точнее принимать необходимые решения для их устранения.

После конвертации сырых данных в полезную информацию можно принимать обоснованное решение о дальнейших действиях: останавливать ли двигатель немедленно и начинать ремонтировать его прямо в море или достаточно снизить обороты, чтобы дойти до ближайшего порта. Возможно, что после внепланового ремонта имеет смысл скорректировать график дальнейшего техобслуживания и тем самым сократить последующие расходы. Такой подход в управлении называют data-driven, то есть «основанный на данных», «управляемый данными». Он позволяет снизить риски и оптимизировать ряд бизнес-процессов.

Анализ данных с судна позволяет решать не только технические проблемы. Например, можно снизить расходы на топливо, которые зачастую составляют более 50% всех операционных затрат на обслуживание судна. Технические способы контроля параметров горючего помогают судовладельцу отслеживать недобросовестное поведение бункеровщика, а также и нецелевое использование топлива экипажем. На бизнес-процессы влияют и другие возможности, связанные с человеческим фактором: дистанционный мониторинг условий труда, состояние здоровья экипажа. Такие решения также представляют собой отдельный и важный пласт направлений, связанный с цифровизацией.

Цифровой берег

Отрасль судоходства – это не только судно в море. Информация, получаемая в ходе анализа данных с борта, может быть применена для инициирования самых разных активностей на берегу. На основе понимания происходящего на борту можно запускать или корректировать бизнес-процессы, причем как в самой компании, так и у ее контрагентов.

Например, если изменен график планового ремонта судна, то это может привести к коррекции графика отпусков экипажа, изменению планов в схеме рейсов. Соответственные изменения происходят и в финансах. Если плановый ремонт нужно производить раньше, придется изыскивать для этого финансы, если позже, то освободившиеся средства не должны лежать мертвым грузом, их нужно направлять на решение других задач.

Важно, что данные, полученные с плавсредства и конвертированные в бизнес-значимую информацию, приводят к изменениям в системах планирования как у самого судовладельца, так и находят свое отражение в аналогичных процессах и системах у его партнеров, подрядчиков и контрагентов. Возникает так называемая связанная партнерская экосистема. Если судовладельцу нужно менять планы по ремонту, то это влияет и на судоремонтный завод, где также происходят процессы по корректировке загрузки рабочих мощностей, бюджетирования, графика поставок запчастей.

Такие процессы взаимодействия должны быть автоматизированы, что позволит их упростить и ускорить, а также добавить им надежности – уменьшить человеческий фактор. Ведь система не может «забыть» или перепутать.

Обязательная трансформация

Автоматизация штатных процессов становится еще важнее при взаимодействии судна и порта. С одной стороны, в ней остро заинтересован бизнес, управляющий флотом, с другой – бизнес, управляющий портами, а также различные транспортные и логистические компании.

Современные порты также выступают в роли data-driven – их можно рассматривать как огромные IoT-экосистемы, процессы в которых оцифровывают и на основании этих данных получают бизнес-значимую информацию. Системы позволяют заглядывать в будущее, причем связанное не только с техническим обслуживанием портового хозяйства, но и с текущей операционной деятельностью.

Например, IBM создали специальное решение для порта Роттердам, которое помогает подготовить причал, когда судно находится в 24 милях от порта. Разумеется, это позволит уменьшить время нахождения судна у причала, ускорить погрузочно-разгрузочные работы и технические работы, связанные с самим судном.

Происходит важное изменение: цифровое судно перестает быть независимым элементом, создающим ценности. Он естественным образом оказывается включен в разные цепочки, также обеспечивающие создание ценностей, каждая на своем уровне.

X   X   X

В ближайшие 10-15 лет смарт-технологии радикально изменят морскую индустрию, считают эксперты Clide & Co. Важно, что это будет не просто оптимизация, а цифровая трансформация: слияние ИТ и операционной деятельности. Это радикально поменяет бизнес-процессы и позволит поднять эффективность на новый уровень, который окажется недоступен конкурентам, пропустившим трансформацию.

Морские вести России №16 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт