Метрологи – флоту - Морские вести России

Метрологи – флоту

21.06.2021

Морской транспорт

ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева обеспечил флот РФ аналитическими данными, необходимыми для соблюдения новых международных экологических требований

Фото: ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»

Комитетом по защите морской среды Международной федерации транспортников (МЕРС) с 1 января 2021 года в обязательном порядке введена экологическая сертификация судов. Около 600 образцов полимерных материалов, из которых изготовлены различные элементы конструкций и деталей судов, в срочном порядке были проверены в научно-исследовательском отделе государственных эталонов в области органического и неорганического анализа (химико-аналитический центр «Арбитраж») ВНИИМ им. Д.И. Менделеева на наличие полихлорированных бифенилов (ПХБ) – химических соединений, сведения о содержании которых требуются для оформления экологического паспорта судна.

Сергей Князев, редактор службы маркетинговых коммуникаций ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева»

ПХБ относятся к классу стойких органических загрязнителей окружающей среды. Они применяются в промышленности в качестве жидкостей для теплообмена, в электрических трансформаторах и конденсаторах, в качестве добавок к краскам, не содержащей углерода копировальной бумаге, уплотнительным материалам и пластмассам. В настоящее время их производство во всем мире запрещено, а использование – запрещено или ограничено.

Как обнаруживают стойкие органические загрязнители

Руководитель центра Анатолий Крылов отметил нестандартность проделанной работы: ВНИИМ им. Д.И. Менделеева оказался практически единственной организацией в России, обладающей как необходимой научно-технической базой для таких исследований, так и имеющей соответствующую аккредитацию, признаваемую в международной системе ILAC. Особенностью данного типа работ является то, что в России официально зарегистрированы аттестованные методики определения ПХБ только для объектов окружающей среды (воды, почвы, донных отложений, воздуха) и пищевых продуктов. Для выявления и получения достоверных результатов измерений данного типа веществ в пластике, красках и других корабельных материалах необходимо было адаптировать имеющиеся методические разработки, провести их предварительную адаптацию к исследуемым объектам.

Всего по заказу трех организаций, две из которых – ООО «КИМЕК» и «РусБалт-Тест» – дали согласие на раскрытие информации об исследованиях, сотрудникам химико-аналитического центра «Арбитраж» было предоставлено на анализ более 700 проб более чем со 100 судов.

– Когда мы столкнулись с проблемой анализа проб частей конструкций и иных материалов водного транспорта (теплоходы, танкеры, рыболовные суда и проч.), стало понятно, что объектами анализа могут быть самые разнообразные матрицы, включая краски, полимерные покрытия, резинотехнические изделия, компоненты электрооборудования и т.д., – говорит руководитель лаборатории ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» Ирина Максакова. И сотрудникам центра пришлось в короткие сроки адаптировать имеющиеся методики измерений применительно к новым объектам. Такая адаптация, тем более в сжатые сроки, могла быть выполнена только при наличии высококвалифицированного персонала и высокотехнологичного современного оборудования. Ситуация осложнялась тем, что измерения ПХБ необходимо было выполнять на очень низком уровне концентраций (согласно требованиям Резолюции МЕРС 68/21/Add.1, пороговая величина допущенного содержания 50 мг/кг (50 000 мкг/кг).

По ее словам, специалисты ВНИИМ им. Д.И. Менделеева показали высокий уровень квалификации и справились с поставленной задачей. Для выполнения измерений был использован метод газовой хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием как наиболее достоверный и точный метод, принятый мировым метрологическим сообществом и рекомендованный Международным бюро мер и весов.

В результате проведенных исследований было установлено, что большая часть изученных материалов не содержит ПХБ или же они обнаружены в следовых количествах. Лишь в незначительной части проб ПХБ были обнаружены в концентрациях, превышающих пороговую величину допущенного содержания. В основном это пробы, являющиеся частями электрооборудования, уплотнительных изделий и т.п., наличие в них ПХБ объясняется тем, что долгие годы ПХБ использовались в качестве диэлектриков в конденсаторах.

Центр экзотических исследований

Специалисты отмечают, что ХАЦ «Арбитраж» представляет собой не типовую лабораторию, каких довольно много в нашей стране, а организацию, готовую делать измерения, которые мало кто делает или не делает вообще никто: можно сказать, что специализация центра – экзотические, редкие исследования (хотя, разумеется, ими дело не ограничивается).

Одним из наиболее резонансных исследований, проведенных центром «Арбитраж» в последние годы, стали работы, выполненные по заказу GREENPEACE сразу после экологической катастрофы осенью 2020 года на Камчатке, сопровождавшейся массовой гибелью морских животных. Именно результаты исследований специалистов центра стали определяющими при объяснении предполагаемых причин катастрофы. Если говорить о политически значимых исследованиях международного масштаба, то в первую очередь это экологическое сопровождение работ по прокладке трубопровода в рамках проекта «Северный поток-2».

– Заказчиков полностью удовлетворила наша работа, и они дали разрешение опубликовать результаты исследований, – с удовлетворением отмечают в центре.

Говоря о тематике исследований, имеющей непосредственное отношение к флоту, стоит выделить работы, связанные с мониторингом загрязнения морской среды оловоорганическими соединениями, которые долгое время использовались во всем мире в составе противообрастательных красок для судов, а затем были запрещены из-за их выявленной высокой токсичности для морских организмов. В 2008 году вступила в силу Международная конвенция по контролю за вредными противообрастательными системами на судах (AFS-конвенция). Конвенция запрещает использование вредных оловоорганических соединений в составе красок и регулирует механизм предотвращения в будущем потенциального использования других вредных веществ в противообрастательных системах.

Россия подписала AFS-конвенцию 9 августа 2012 года. Когда российское правительство приняло решение о том, что перечень вредных веществ, который должен на регулярной основе контролироваться в водных акваториях (прежде всего имеется в виду акватория северных морей и Балтики), включает и оловоорганические соединения, к этому оказались готовы не все.

– Если измерения тяжелых металлов, например, в донных отложениях выполняют многие лаборатории, то хлорорганических соединений – немногие, да и то определением оловоорганических соединений, как оказалось на момент принятия решения, никто в нашей стране не занимается, кроме нас. За год с небольшим центр проанализировал около трех тысяч проб по просьбе заказчиков, в основном представляющих наши северные порты, – сообщил Анатолий Крылов.

ХАЦ «Арбитраж» был основан более 20 лет назад и за эти годы превратился в серьезную научную структуру с современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом.

Сегодня в область аккредитации ХАЦ «Арбитраж» включены более ста методик и методов измерений, пригодных в том числе для выполнения измерений и контроля в сфере государственного регулирования.

Объектами анализа, в частности, являются выбросы предприятий и транспортных средств, атмосферный воздух, воздух рабочей зоны и замкнутых помещений; газовые выделения природных и искусственных объектов, промышленные и бытовые отходы и т.д.

По словам руководителя центра, столь широкую область аккредитации сохранять сегодня непросто как по причинам организационным, так и прежде всего финансовым: необходимо поддерживать в рабочем состоянии приборный парк, наличие стандартных образцов и т.д. Но благодаря высокому статусу ведущего метрологического учреждения страны ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, чьим функциональным подразделением является «Арбитраж», центр сохраняет такую уникальную позицию аккредитации, как «анализ пробы неизвестного состава». И когда возникают критически сложные ситуации, когда никто не может официально провести соответствующие исследования, вплоть до всяких судебных дел, то обращаются к нам, – констатирует Анатолий Крылов.

Морские вести России №6 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России