«Совкомфлот» – итоги года крупным форматом - Морские вести России

«Совкомфлот» – итоги года крупным форматом

19.04.2021

Морской транспорт

«Совкомфлот» – итоги года крупным форматом

Фото: ПАО «Совкомфлот»

В очень непростых условиях работы в 2020 году крупнейшая отечественная судоходная компания «Совкомфлот» по большинству производственных и финансовых показателей превзошла уровень 2019 года. Компания продолжила последовательно реализовывать стратегию своего развития, пополнять флот новыми судами, вести успешную работу в области повышения экологической безопасности и энергоэффективности флота, внедрения новых технологий и передовых инженерных решений, а также проделала огромную работу по развитию транзитного потенциала Северного морского пути.

По итогам 2020 года выручка группы СКФ в тайм-чартерном эквиваленте (ТЧЭ) выросла на 6,7% по сравнению с предыдущим годом и составила $1350,6 млн. Чистая прибыль выросла на 18,4% и составила $266,9 млн. Положительная динамика производственных и финансовых показателей обусловлена последовательным устойчивым ростом индустриального сегмента бизнеса СКФ, а также высокими результатами работы конвенционального танкерного флота в первой половине 2020 года.

Пополнение портфеля долгосрочных индустриальных контрактов – одно из приоритетных направлений в работе СКФ. Как считают в компании, это гарантирует постоянную занятость флота компании, стабильную работу для моряков и обеспечивает надежный источник средств вне зависимости от конъюнктурных колебаний фрахтового рынка, который в 2020 году был особенно нестабилен.

Фрахтовый рынок и акционирование

В 2020 году «Совкомфлот» увеличил портфель долгосрочных контрактов более чем вдвое. В течение года группа СКФ самостоятельно и в партнерстве отфрахтовала оператору проекта «Арктик СПГ 2» 17 новых арктических газовозов, срок тайм-чартерных контрактов по каждому из которых составляет 30 лет. Эта сделка стала крупнейшей в истории «Совкомфлота».Таким образом, объем законтрактованной будущей выручки группы СКФ составил $24 млрд.

Также в 2020 году было принято окончательное решение о докапитализации компании. Для реализации программы развития и строительства судов нового поколения, работающих на газомоторном топливе, предприятию требуется доступ к новым источникам рыночного финансирования. Именно поэтому принято решение укрепить ее финансовое положение путем акционирования.

В октябре 2020 года группа СКФ провела первичное публичное размещение акций на Московской бирже, объем размещения составил 408 296 691 обыкновенных акций нового выпуска номинальной стоимостью 1 рубль каждая, по цене 105 руб. за обыкновенную акцию.

Суммарный объем привлеченных в ходе IPO средств после вычета расходов, а также затрат на выкуп акций в рамках процедуры стабилизации составил 38 млрд руб. При этом Российская Федерация сохранила полный контроль над компанией (82,8% уставного капитала). То есть доля акций СКФ в свободном обращении составляет 15,6%.

Привлеченные средства пошли не только на судостроительные проекты, но и снижение долговой нагрузки. В октябре группа СКФ досрочно погасила банковские кредиты в размере $137,7 млн, срок погашения которых был менее двенадцати месяцев с 30 сентября 2020 года.

В ноябре 2020 года группа СКФ рефинансировала предстоявшие к погашению кредиты в размере $67,3 млн с действующими кредиторами и дополнительно привлекла $155 млн на срок до 8 лет в рамках проектного финансирования совместного предприятия СКФ с NYK и Samudera по оперированию двумя газовозами СПГ.

Больше газовозов

В 2020 году в строй «Совкомфлота» вступили два современных газовоза, которые отвечают самым высоким требованиям экологической безопасности и энергоэффективности – «СКФ Лаперуз» и «СКФ Баренц». Эти суда уже работают по долгосрочным контрактам с Total и Shell.

В августе 2020 года совместное предприятие «Совкомфлота» и «НОВАТЭКа» – ООО «Современный морской арктический транспорт СПГ» (СМАРТ СПГ) заключило с группой ВЭБ.РФ и СК «Звезда» пакет соглашений на строительство десяти арктических газовозов ледового класса Arc7. Одновременно с этим судоходная компания договорилась о долгосрочном тайм-чартере на эксплуатацию этих судов в рамках проекта «Арктик СПГ 2».

На сегодняшний день у СКФ и компании «СМАРТ СПГ» готовы документы на строительство, финансирование с передачей в лизинг и последующую эксплуатацию 15 арктических газовозов для обслуживания проекта «Арктик СПГ 2». Все 15 газовозов серии будут зарегистрированы под флагом Российской Федерации. Ввод в строй всех судов обеспечит более 850 новых рабочих мест.

Ввод в эксплуатацию серии арктических газовозов нового поколения не только позволит впервые в истории обеспечить круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики, но также изменит имеющиеся представления о возможностях плавания по Севморпути.

Вместе с тем в 2020 году СКФ запустил масштабную программу подготовки кадров плавсостава для растущего газового флота. При формировании экипажей для новых газовозов «Совкомфлот» в первую очередь делает ставку на собственные кадры и дает морякам возможность для роста и развития внутри компании.

Эксперименты на Севморпути

В 2020 году «Совкомфлот» сделал еще один важный шаг в этом направлении: уникальный транзитный рейс газовоза «Кристоф де Маржери» в мае доказал, что окно навигации в восточном секторе СМП может быть существенно расширено.

В середине февраля 2021 года тот же «Кристоф де Маржери» завершил экспериментальный круговой рейс по маршруту Сабетта – Цзянсу (КНР) – Сабетта по высокоширотной трассе Северного морского пути. Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно осуществило транзитный переход по восточному сектору Арктики в феврале. Обратный переход по СМП от мыса Дежнева до Сабетты танкер шел под проводкой атомного ледокола «50 лет Победы».

И как обещают в компании, в 2021 году программа экспериментальных рейсов будет продолжена.

Заслуженные награды

В соответствии со стратегией развития группа компаний «Совкомфлот» продолжила последовательно внедрять передовые технологии на флоте, что позволяет ежегодно повышать эффективность морских перевозок, оказывая самое высокое качество услуг, предоставляемых клиентам компании. Усилия СКФ по внедрению инновационных технологий и инженерных решений, повышению экологической безопасности и энергоэффективности флота были отмечены международным судоходным сообществом престижной отраслевой премией Seatrade Maritime Awards International 2020 в номинации «Судоходная компания года».

Эта награда закрепляет положение компании как одного из лидеров мировой судоходной отрасли, задающего высокие стандарты в области устойчивого развития, операционной эффективности и внедрения инноваций.

В начале февраля 2021 года еще одну награду вручили председателю совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергею Франку, который стал лауреатом XV Национальной премии «Директор года» в номинации «Председатель Совета директоров: вклад в развитие корпоративного управления».

Выступая на церемонии награждения победителей в Москве Сергей Франк сказал:

«Активная роль совета директоров ПАО «Совкомфлот» в формировании стратегического курса развития компании в значительной степени обеспечила успешную работу предприятия на высококонкурентном глобальном рынке морской транспортировки энергоносителей, во многом способствовала последовательному внедрению компанией в практику перевозки грузов современных инженерных решений. В совокупности это позволило ПАО «Совкомфлот» стать одним из мировых лидеров в области использования экологически чистых технологий».

По словам Игоря Тонковидова, генерального директора – председателя Правления ПАО «Совкомфлот», 2020 год стал годом серьезных испытаний для мировой танкерной индустрии в условиях введения серьезных ограничений, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции. Несмотря на постоянно ужесточавшиеся санитарные нормы, а также ограничения на передвижение членов экипажей судов вследствие закрытия государственных границ, СКФ удалось сохранить на высоком уровне операционную эффективность в работе флота, в полном объеме выполнить контрактные обязательства перед своими клиентами. Группа «Совкомфлот» продемонстрировала устойчивость своей бизнес-модели, в полной мере использовала высокую фазу рынка и даже в условиях исключительной рыночной волатильности добилась роста ключевых производственных и финансовых показателей, при том, что наибольший прирост достигнут в сегментах бизнеса с высокой добавленной стоимостью. В отчетном периоде «Совокмфлот» продолжил реализацию стратегии СКФ-2025, используя, в том числе новый источник финансирования – акционерный капитал. Компания в полном объеме реализовала мероприятия в области повышения экологической безопасности и энергоэффективности флота, предусмотренные «Зеленой хартией», успешно внедряла в практику судоходства новые технологии и передовые инженерные решения.

Морские вести России №3 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

17.04.2024

Морской транспорт

03.04.2024

Морской транспорт

07.02.2024

Морской транспорт