Требования энергосбережения в применении к водному транспорту
17.03.2014
Морской транспорт
Следствием повышения энергоэффективности российской экономики является рост конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Это представляется особенно важным в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО.
Александр Медников, адвокат, заместитель управляющего партнера АБ «Юринфлот»
Амбициозная задача
Вопросу повышения энергоэффективности был посвящен ряд важных документов, принятых в последние годы. В частности, это Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утверждённая распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р.
Указ и программа поставили весьма амбициозные задачи – снижение энергоёмкости российского ВВП к 2020 г. на 40% (в том числе на 13,5% посредством реализации мероприятий, предусмотренных программой), а закон заложил основы правового и организационного стимулирования мер, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в различных секторах экономики.
Следует отметить, что вышеперечисленные документы уделяют сравнительно немного внимания непосредственно отрасли морского и речного транспорта, и основные меры по стимулированию энергосбережения направлены на иные отрасли экономики. Возможно, одной из причин этого является то обстоятельство, что водный транспорт в целом является относительно энергоэкономной отраслью, и проблемы сбережения энергии стоят в других отраслях экономики значительно острее. Однако ряд требований законодательства по вопросу об энергоэффективности все же касается организаций водного транспорта.
Законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен ряд обязанностей в части энергосбережения, которые должны исполняться юридическими и физическими лицами в случае наличия определённых условий, например осуществления определённых видов деятельности, владения определёнными видами имущества и т.п. Исходя из положений закона, на коммерческие организации могут распространяться следующие обязанности:
1) обеспечивать соответствие зданий и сооружений установленным требованиям энергоэффективности;
2) обеспечивать учёт используемых энергоресурсов;
3) проводить обязательные энергетические обследования;
4) утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и энергетической эффективности.
Первые два вида обязанностей несут любые лица, являющиеся собственниками соответствующих объектов, поэтому в настоящей статье мы не будем их подробно рассматривать. На наш взгляд, для организаций водного транспорта большее значение имеют два требования: обязанность проводить энергетические обследования, а также утверждать программы в области энергосбережения.
Энергетические обследования
Основными целями энергетического обследования являются получение данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергоэффективности и потенциала энергосбережения, а также разработка перечня мероприятий по повышению энергоэффективности. Энергетические обследования могут проводиться в отношении продукции (товаров, работ, услуг), технологического процесса, а также в отношении собственно юридического лица или индивидуального предпринимателя. Обследования могут осуществляться как в добровольном, так и в обязательном порядке, причём в обязательном порядке не реже одного раза каждые пять лет. Такие обследования закон обязывает проводить:
- органы государственной власти и местного самоуправления, наделённые правами юридических лиц;
- организации с государственным или муниципальным участием (включая организации, в которых РФ, субъект Федерации, муниципальное образование владеют прямо или косвенно более чем 50% долей или голосов, приходящихся на акции, унитарные предприятия, учреждения, государственные компании и корпорации, а также организации, имуществом которых более чем на 50% или более чем 50% долей в капитале или голосов, приходящихся на акции, владеют государственные корпорации);
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в том числе субъекты естественных монополий);
- организации, осуществляющие транспортировку нефти и/или нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление топлива или энергии составляют более 10 млн рублей за календарный год.
Исходя из вышеперечисленных критериев, значительная часть организаций водного транспорта, в первую очередь органы государственной власти, судоходные организации, а также организации, оказывающие услуги по использованию инфраструктуры портов и внутренних водных путей, относятся к типам субъектов, для которых проведение энергетических обследований является обязательным. Обследования уполномочены осуществлять только специализированные организации, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (их список можно найти на сайте www.minenergo.gov.ru). По результатам обследования организация, его проводящая, составляет энергетический паспорт объекта в соответствии с требованиями, установленными Министерством энергетики РФ. Оригиналы паспортов передаются заказчикам обследования, а их копии – в саморегулируемую организацию, которая обязана один раз в три месяца передавать копии энергетических паспортов, выданных ее членами, в Минэнерго.
Утверждение программ по энергосбережению
Что касается обязанности по утверждению и реализации программ в области энергосбережения, то она вменена законом двум типам организаций:
- организациям с государственным или муниципальным участием;
- организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (в том числе организациям, оказывающим в качестве субъектов естественной монополии услуги по использованию объектов инфраструктуры портов и внутренних водных путей).
Такие программы должны содержать:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации соответствующих программ;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности и ожидаемый от них результат, включая экономический эффект от таких мероприятий;
- показатели энергетической эффективности объектов, которые предполагается создать или модернизировать (для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности).
Разработка программ в области энергосбережения может осуществляться как собственными силами организаций, так и с привлечением сторонних специалистов. При этом в случае, если организация осуществляет регулируемый вид деятельности, программы должны соответствовать требованиям, установленным Федеральной службой по тарифам (30 марта 2012 г. приказами ФСТ были утверждены требования к программам в области энергосбережения для различных типов организаций, в том числе для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в транспортных терминалах и портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей).
Морской флот №5 (2013)