Окружающая среда: налоговые аспекты судоходного бизнеса - Морские вести России

Окружающая среда: налоговые аспекты судоходного бизнеса

03.07.2023

Морской транспорт

Окружающая среда: налоговые аспекты судоходного бизнеса

Фото: Транспортная группа FESCO

Экологическая безопасность окружающей среды является задачей государственного уровня. Так, в национальной экологической доктрине отмечено, что «устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды».

Елена Лаврентьева, д.э.н., профессор, проректор по развитию образовательного комплекса и взаимодействию с учебно-методическими объединениями, завкафедрой организационно-экономического обеспечения деятельности транспортных организаций ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Елена Караваева, к.т.н., доцент кафедры

Это определяет снижение выбросов, сбросов и отходов, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг. Необходимо внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии, модернизировать и развивать экологически безопасные виды транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного.

Деятельность транспорта, в том числе и водного, объективно связана с проблемами обеспечения экологической безопасности окружающей среды в первую очередь за счет реализации мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду и человека. Такие меры можно сгруппировать по основным направлениям2: экологичные конструкции транспортных средств; экологические требования к размещению и строительству объектов транспорта; экозащитные техника и технологии на транспорте; экологические требования к эксплуатации транспорта.

Судно как источник опасности

Например, судно представляет собой серьезный источник опасности в достаточно широкой сфере окружающей среды. Для прибрежных вод эксплуатация судов проявляется в возможном загрязнении тяжелыми металлами, которые вводятся в состав специальных красок покрытия подводной части корпуса для снижения обрастания простейшими водными организмами и растениями.

Разливы нефтепродуктов опасны как при аварийных ситуациях танкерного флота, так и при бункеровочных судовых операциях. Жидкие и твердые отходы также относятся к источникам загрязнения окружающей среды. Влияние морского транспорта на процесс атмосферных загрязнителей может показаться незначительным. Вредные дымовые выбросы в открытом море быстро рассеиваются в воздушной среде, даже в районах интенсивного судоходства. Ощутимых величин такие выбросы могут достигать в портах – местах скопления судов.

На международном уровне экологической безопасности уделяется большое внимание. Консолидированная работа в этом направлении проводится Международной морской организацией (IМО), где на уровне флота поставлены задачи снижения по сравнению с 2008 годом: углеродоемкости на 40% к 2030 г. и на 70% к 2050 г.; а общие годовые выбросы парниковых газов к 2050 г. не менее чем на 50%.

В нормативных документах IМО установлены требования к судоходству по снижению рисков загрязнения моря нефтью, нефтепродуктами, опасными и вредными веществами, радиоактивными веществами, отходами промышленных и бытовых сточных вод, выносами химических удобрений. Это распространяется на огромные территории, и одному государству решить такую проблему невозможно. Требуется принятие коллективных мер, в результате которых разработаны и действуют соответствующие международные документы.

При этом главным в морском экологическом законотворчестве является универсальная Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ-73/78. В этом документе охвачены все технические стороны загрязнения с судов, включая суда на воздушной подушке и подводных крыльях, плавучие аппараты и производственные платформы, эксплуатируемые в морских условиях, и т.д.

Выделены особые районы плавания, где полностью запрещается сброс за борт нефти и других вредных веществ: Средиземное, Черное, Балтийское и Красное моря, а также Малаккский пролив и Персидский залив, Северное и Внутреннее Японское моря. Конкретизированы правила обращения с отходами и загрязнениями, возникающими при эксплуатации судов.

На национальном уровне требования к экологическому судоходству определены в документах, которые синхронизированы с международными. При этом организация обеспечения экологической безопасности водного транспорта включает комплекс мероприятий по созданию, обеспечению и эффективному использованиaю на судах природоохранных технических средств.

Для выполнения международных и национальных требований в новом судостроении и при эксплуатации существующих судов предусматривается установка соответствующего оборудования, позволяющего снизить риски загрязнения окружающей среды.

Постоянно возрастающие экологические нормы формируют новые тренды в мировом судостроении. Наиболее перспективным является создание судов на принципах электродвижения или использующих в качестве топлива альтернативные источники энергии: ветер, водород, аммиак, биотопливо, природный газ.

Применение водородного топлива, когда сжигается водород в сочетании с дизельным топливом, перспективно, так как в таком процессе не выделяется диоксид углерода, а сажевый фильтр в сочетании с катализатором позволит сократить до минимума выбросы окислов азота и твердых частиц. Процессам декарбонизации, т.е. снижению углеродоемкости, уделяется большое внимание как в теоретическом, так и практическом плане.

Определяющие цели

В Стратегии национальной безопасности РФ к определяющим целям отнесено сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности. Условия благополучного существования тесно связаны с концепцией устойчивого развития, базирующейся на системе социальных, экологических и экономических факторов.

Экономическое регулирование охраны окружающей среды предполагает использование таких инструментов, как налогообложение, нормирование, финансовое регулирование. На практике чаще используют экологические платежи и субсидии, квоты на загрязнение.

Выдача квот на загрязнение с возможностью их дальнейшей перепродажи, как коммерчески реализуемые разрешения, является методом экономического стимулирования природоохранной деятельности во многих странах. Остаток квоты организация, уменьшившая количество загрязняющих выбросов, может на выгодных условиях перепродать компаниям, которым не удалось остаться в пределах выделенных государством квот.

Экологические субсидии – это поощрения за реализацию природоохранных мероприятий. Их виды достаточно разнообразны: ссуды с низкой процентной ставкой, льготные тарифы, гранты и др. В России в рамках госпрограммы предполагается для ликвидации накопленного вреда окружающей среде и обращения с отходами поддержка субъектов РФ посредством распределения субсидий федерального бюджета.

Налоговые инструменты. Во многих странах налоги, обязательные платежи и сборы являются эффективным инструментом экологической политики. Перечень налоговых инструментов регулирования состояния окружающей среды широкий:

• налоги на загрязнение (их принято относить к административным мерам экологического регулирования);

• косвенные налоги (различные ставки НДС, акцизов могут использоваться как альтернатива прямому налогообложению измеряемого загрязнения: возник экологический ущерб – применяется повышенная ставка);

налоги, предназначенные для покрытия расходов по защите окружающей среды.

Целью экологических платежей является не столько пополнение бюджета, сколько возложение на «загрязнителей» дополнительных расходов, стимулируя сокращение такого негативного влияния. При этом слишком высокие ставки платежей могут привести к снижению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. В России уровень защиты окружающей среды невысок.

Налоговые льготы

Налоговое регулирование может проводиться посредством применения налоговых льгот. Это одна из форм господдержки деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Экологически ориентированные налоговые льготы в странах – членах ОЭСР рассматриваются как экологические субсидии, т.к. их применение влечет сокращение подлежащих уплате налогов и оценивается как косвенное получение средств из бюджета.

Наиболее часто применяются льготы: освобождение от НДС товаров, сокращающих негативное воздействие на окружающую среду; единовременный вычет затрат на природоохранное имущество; индексирование затрат; ускоренная амортизация имущества природоохранного назначения; освобождение от налогообложения прибыли международных финансовых организаций, финансирующих экологические проекты.

Реализация экологических требований для судоходных компаний является весьма затратным комплексом мероприятий как с позиций финансирования, так и налоговых последствий. Налоговое законодательство предполагает определенные налоговые послабления для мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, для развития национального судостроения определены налоговые преференции, которые проявляются при строительстве новых судов опосредованно. Новое судостроение предусматривает выполнение всех конвенционных экологических требований, поэтому налоговые преимущества охватывают весь комплекс по строительству судна, куда входят работы и мероприятия по обеспечению экологической безопасности окружающей среды. В таблице представлены основные налоговые преимущества по этим двум направлениям.

Природоохранное оборудование

Установка природоохранного оборудования на судах – весьма дорогостоящее мероприятие. Станция по очистке подсланевых вод, станция по очистке фекальных вод, инсинератор для сжигания сухого мусора требуют значительных средств на их приобретение и обслуживание, что существенно влияет на финансовый результат деятельности судоходной компании. Судовладельцы несут значительные дополнительные расходы, но они неизбежны при выполнении обязательных международных и национальных требований.

Показателем эффективности деятельности государственных экологических надзорных органов должен быть не рост собираемости платежей за загрязнение окружающей среды, а рост доли частных инвестиций природоохранного назначения в общей сумме частных затрат, связанных с загрязнением, т.е. обязательные платежи плюс инвестиции.

Применяемые инструменты экологической госполитики пока не стимулируют бизнес, в т.ч. и водного транспорта, к реализации дорогостоящих природоохранных мероприятий.

Регулирование экономических и особенно налоговых стимулов для внедрения мер по охране окружающей среды требует существенной корректировки с учетом накопленного зарубежного и отечественного опыта.

Таблица. Налоговые послабления для мероприятий по охране окружающей среды для судоходного бизнеса

1. Общие мероприятия по охране окружающей среды для организаций водного транспорта

1.1. Налог на добавленную стоимость

Освобождение от налогообложения НДС (ст. 149 НК РФ):

– обслуживание в портах водного транспорта (морских судов, судов смешанного и внутреннего плавания) во время стоянки. К таким работам относятся санитарная обработка судов, работы водоохранного характера, вывоз мусора и т.д.;

– услуги по техническому управлению морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания, зарегистрированными в судовых реестрах иностранных государств, оказываемые иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах РФ;

– услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые соответствующими региональными операторами;

– портовые работы, оказываемые резидентами особых экономических зон, предполагающие комплексное обслуживание транспортного флота в течение всего времени пребывания судна в зоне порта, в т.ч. прием бытовых и производственных отходов.

1.2. Налог на прибыль организаций

Инвестиционный налоговый вычет на прибыль (по решению субъекта РФ), позволяющий уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа) в региональный бюджет до 90% расходов на инвестиции в основные средства, в т.ч. и природоохранного характера.

Применение повышающего коэффициента (не выше 2) к норме амортизации, применяемый в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий (ст. 259.3 НК РФ), в т.ч. для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, обезвреживания твердых и пастообразных замасленных отходов, сортировки отходов, прессования отходов перед размещением и пр.

Применение повышающего коэффициента 1,5 к затратам на НИОКР при исчислении налога на прибыль (ст. 262 НК РФ)

2. Национальное судостроение

Налог на добавленную стоимость

Налоговая ставка 0% при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (РМРС), а также в 2022 г. судов, принадлежащих на праве собственности российской лизинговой компании и зарегистрированных в РМРС, при условии представления в налоговые органы документов.

Налог на прибыль организаций

При исчислении налоговой базы судовладельцам не нужно учитывать (пп. 33, 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ):

– доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем;

– доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС;

– доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 01.01.2010 и зарегистрированных в РМРС.

Морские вести России №6 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ