ГЕОСТЕП и ГЕОКОРД – лучшие решения для армирования слабых грунтов портовой инфраструктуры - Морские вести России

ГЕОСТЕП и ГЕОКОРД – лучшие решения для армирования слабых грунтов портовой инфраструктуры

08.04.2025

Морские порты

ГЕОСТЕП и ГЕОКОРД – лучшие решения для армирования слабых грунтов портовой инфраструктуры

Фото: Армированная георешетка ГЕОКОРД®

Укрепление береговой линии – важная и не самая простая задача для проектировщиков и строителей портовой инфраструктуры. Поскольку порты – объекты, находящиеся в непосредственной близости от воды, соответственно, такая инфраструктура постоянно сталкивается с рядом проблем.

Неустойчивость грунтов. Береговые линии часто состоят из слабых, насыщенных водой или легко размываемых грунтов. Это усложняет строительство и эксплуатацию портовых сооружений.

Высокие динамические нагрузки. Портовые сооружения подвержены интенсивным вибрациям и нагрузкам от движения судов, подъездного транспорта и грузоподъемной техники.

Эрозионные процессы. Воздействие волн, течений и приливных сил может приводить к разрушению береговых укреплений, снижая их защитные функции.

При этом довольно долго самым надежным решением проблем считались конструкции из бетонных плит. Но около 30 лет назад появилась геосинтетика, которая начала активно вытеснять с рынка материалы предыдущего поколения.

Наглядный пример эффективности геосинтетических материалов – международный проект с участием российской компании «ПРЕСТОРУСЬ» и заказчика из Вьетнама. Перед проектировщиками стояла задача укрепить откосы длиной 300 м и общей площадью 3000 м2 водохранилища озера Ам-Чуа, которое находится в провинции Кханьхоа и имеет ирригационное назначение орошать огромное рисовое поле Грунт в этой части объекта сложный – глинистый. Исходное решение предполагало использование сборных решетчатых бетонных плит (рис. 1) толщиной 17 см, которые заполняются растительным грунтом с посевом многолетних трав.

Рис. 1. Решетчатые бетонные плиты

Однако применение бетонных плит при берегоукреплении имеет ряд существенных недостатков:

• высокие трудозатраты на монтаж укрепления;

• большое количество техники (кран, бортовые автомобили и т.д.);

• высокая стоимость бетонных плит.

В результате инженерных изысканий вьетнамский заказчик изменил конструкцию на ГЕОСТЕП® (рис. 2), заполненный растительным грунтом с посевом многолетних трав.

Рис. 2. ГЕОСТЕП® на этапе монтажа

Инновационная разработка российских инженеров

ГЕОСТЕП® – это не просто объемная георешетка, а инновационная разработка российских инженеров, специально созданная для укрепления откосов. Она выполнена из полимерного листа с продольными разрезами, расположенными в шахматном порядке, и поставляется в рулонах длиной до 25 м и шириной 3,2 м. При растяжении на откосе георешетка формирует ячейки, а длина растянутой секции может достигать 150 м в зависимости от размера ячеек.

Ключевым преимуществом ГЕОСТЕП® является отсутствие потерь при резке, что позволяет укреплять откосы почти любой длины. Производство ГЕОСТЕП® требует меньше исходного сырья — полиэтилена, а также исключает операцию ультразвуковой сварки. Это снижает стоимость материала на 30% по сравнению с традиционными объемными георешетками и в несколько раз в сравнении с бетонными плитами.

Технология берегоукрепления с ГЕОСТЕП® – это качественное и экономичное решение. Заказчик из Вьетнама, несмотря на логистическое плечо, в итоге сэкономил 74% своего бюджета за счет более технологичного строительного материала и снижения затрат при монтаже. ГЕОСТЕП® не нуждается в дополнительном содержании и поправочных работах, экологичен, имеет эстетичный внешний вид и долго служит.

В России геоматериал ГЕОСТЕП® по достоинству оценили уже во многих отраслях: автодорожном, гражданском и нефтегазовом строительстве, в ландшафтном дизайне. Как пример, в 2024 году крупнейший подрядчик ОАО «ДСК «Автобан» наградил производителя «ПРЕСТОРУСЬ» памятной наградой за участие в реализации масштабного проекта «Строительство обхода Тольятти» с мостовым переходом через р. Волгу в составе транспортного маршрута Европа – Западный Китай (рис. 3). На статуэтке написано: «Вместе мы строим дороги будущего!» (рис. 4). Применение 600 тыс. м2 ГЕОСТЕП® на откосах дороги снизило затраты заказчика на 15%, обеспечив надежность и долговечность проекта.

Рис. 3. Укрепление откосов с ГЕОСТЕП® на проекте «Строительство обхода Тольятти»

Рис. 4. Памятная награда от ОАО «ДСК «Автобан»

Вообще, первое успешное применение ГЕОСТЕП® было зафиксировано в далеком уже 2016 году при укреплении откоса нефтеналивного комплекса в порту г. Новороссийска (рис. 5). Тогда перед компанией «ПРЕСТОРУСЬ» стояла задача по защите скального откоса площадью 3400 м2. Заказчик объекта ПАО «Транснефть» в итоге снизил затраты на строительство на 10% (в сравнении с обычной объемной георешеткой), затраты на эксплуатацию – на 50%, и при этом скорость монтажа выросла на 15%.

Рис. 5. Обустройство нефтеналивного комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов с ГЕОСТЕП® в г. Новороссийске

Широкий ассортимент уникальных технологий

У производителя «ПРЕСТОРУСЬ» более 40 уникальных запатентованных технологий. Одними из самых востребованных являются объемные георешетки нового поколения и комплектующие к ним:

• георешетка для укрепления откосов ГЕОСТЕП®;

• армированная георешетка ГЕОКОРД®;

• композитный анкер ГЕОФОРС®;

• крепежный ключ ФАСТ-ЛОК®.

Данные продукты признаны международными сообществами и успешно поставляются в России и еще 34 странах мира.

ГЕОКОРД® отличается от традиционных георешеток тем, что для его изготовления используются полосы, армированные в продольном направлении высокопрочными синтетическими нитями. При меньшей толщине ленты, а значит и меньших затрат на сырье, ГЕОКОРД® имеет повышенные разрывные характеристики в сравнении со стандартными решетками. В портовом строительстве ГЕОКОРД® отлично работает при укреплении площадок под контейнеры, склады и при строительстве автомобильных и железнодорожных дорог для движения большегрузов.

Показательным является успешное применение георешетки ГЕОКОРД® при укреплении основания площадки для склада и подъездных путей на территории ОЭЗ ППТ «Липецк» (рис. 6). Экономия заказчика составила 21%. Конструкция с ГЕОКОРД® позволила заменить привозной щебень на более дешевый местный, уменьшить толщину слоя щебня на 5 см, а слоя асфальтобетона – на 4 см.

Рис. 6. Этапы строительства асфальтированной площадки для склада и подъездных путей с ГЕОКОРД® в ОЭЗ ППТ «Липецк»

Упорство и труд

«ПРЕСТОРУСЬ» – российская инжиниринговая компания, специализирующаяся на разработке, производстве, поставке и применении инновационных геосинтетических материалов для укрепления слабых грунтов. В 1998 году компания первой привезла технологию объемных георешеток в Россию и из импортера иностранной технологии укрепления грунтов за 27 лет упорной работы развилась в лидера отрасли и разработчика собственных инновационных решений.

Завод «ПРЕСТОРУСЬ» располагается на территории Особой экономической зоны ППТ «Липецк» (рис. 7). Площадь производства геоматериалов и комплектующих к ним составляет 8500 м2. Компания обладает производством полного цикла и научным центром, лабораторией и испытательным полигоном.

Рис. 7. Завод «ПРЕСТОРУСЬ» в Липецке

Много лет «ПРЕСТОРУСЬ» является членом Международной ассоциации производителей геосинтетических материалов (IGS).

На сегодняшний день в компании работают 150 высококвалифицированных специалистов (рис. 8). Помимо производства, компания оказывает инжиниринговые услуги, услуги по техническому сопровождению и монтажу материалов.

Рис. 8. Юбилей компании – 25 лет – в 2024 году

Успехи «ПРЕСТОРУСЬ» отмечены на ежегодном конкурсе «Экспортер года» (в 2019, 2021, 2022 годах). В 2023 году компания была награждена Дипломом конкурса «Золотой Меркурий» как лучшее предприятие – экспортер в сфере промышленного предпринимательства.

Постоянными клиентами компании являются:

• ПАО «Газпром»;

• ПАО «НОВАТЭК»;

• ГК «Автодор»;

• ФДА «Росавтодор»;

• ГБУ «Автомобильные дороги»;

• ПАО «Фосагро»;

• ОАО «УГМК»;

• АО «Полиметалл».

Геосинтетические материалы ГЕОСТЕП® и ГЕОКОРД® от компании «ПРЕСТОРУСЬ» показали отличные результаты при реализации проектов в разных отраслях. Многолетний опыт применения и технические характеристики этих продуктов позволяют утверждать, что проблемы со слабыми грунтами портовой инфраструктуры с помощью этих продуктов будут также успешно решены.

Морские порты №2 (2025)

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
china-special.ru
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ