Как «ЛСР. Базовые» намывает территории в Северной столице - Морские вести России

Как «ЛСР. Базовые» намывает территории в Северной столице

13.09.2024

Морские порты

Как «ЛСР. Базовые» намывает территории в Северной столице

АО «ЛСР. Базовые» появилось в составе крупнейшего на Северо-Западе строительного холдинга «Группа ЛСР» в 2011 году. Компания занимается добычей и производством базовых материалов – щебня и песка, а также имеет собственный флот, оказывая услуги по перевозке грузов водным транспортом, их перевалке с помощью плавкрана и буксировке судов. Но самое главное, «ЛСР. Базовые» – единственный эксперт в регионе в области гидронамыва и создания искусственных территорий, что подтверждает накопленный опыт. Комплекс защитных сооружений Петербурга, масштабный проект «Морской фасад», в том числе пассажирский терминал, Шкиперская развязка Западного скоростного диаметра (ЗСД) – все это было реализовано или продолжает развиваться благодаря компании.

Базовые ресурсы

Флот «ЛСР. Базовые» состоит из 2 землесосов типа «Ленинградский», 18 самоходных барж типа «Невский», 6 гидроперегружателей, 3 плавкранов грузоподъемностью по 16 тонн, 2 речных буксиров типа «Шлюзовой» и другой техники.

Теплоход типа «Невский» (проектов Р-32, Р-32А, Р-32БУ и Р-32.З), входящий в состав флота компании, – это двухвинтовой однопалубный теплоход-шаланда, имеющий открытый трюм-бункер, с двойными бортами, двойным дном и наклонными внутренними бортами, надстройкой (в зависимости от модификации) в кормовой или в кормовой и носовой части, оснащенной подъемно-опускной рубкой.

Суда проекта Р-32А имеют открытый трюм-бункер и более высокую надстройку (по сравнению с первыми теплоходами) в кормовой части. Модифицированные суда проекта Р-32БУ имеют увеличенную мощность машин, большую длину корпуса и грузоподъемность, ледовые подкрепления корпуса. Суда строились в двух вариантах: с высокой надстройкой в кормовой части или с утопленной рубкой в носовой части. Несколько судов получили трюм с люковыми закрытиями. Суда проекта Р-32.З.2 оборудованы подъемно-опускной рубкой в носовой части.

Всего с 1973 по 1994 год судов типа «Невский» на Невском ССЗ в Шлиссельбурге было построено 40 единиц.

Землесосный снаряд «Ленинградский» – это уникальное судно, спроектированное специально для добычи морского песка на глубине более 30 метров. Оно может использоваться при дноуглубительных работах, класс М-СП(лед)А. При размерениях (ДхШхВ) 98х16х16 метров водоизмещение судна составляет 3861 тонну, осадка – 3,51 метра. Судно имеет 4 дизеля 12V22HF мощностью по 1765 кВт каждый, работающих на 4 генераторах (максимальная мощность всех генераторов электростанции 7240 кВт). Два движителя – рулевые колонки, привод каждой от электродвигателя на 1100 кВт. Земснаряд способен погрузить более 2,3 тыс. м3 песка в час, а конструкция землесоса позволяет вести добычу песка как традиционным «атакующим» способом, так и при движении судна.

В середине 1980-х годов для работы в устьях больших сибирских рек было построено несколько судов похожего типа – «Ямал» и «Анабар». Они имели большую длину корпуса (112,1 м), традиционные винты и были оборудованы поворотной стрелой с подвесным пульпопроводом. Однако таких как «Ленинградский» в России больше нет.


Самоходный землесос «Ленинградский-1»: L – 98 м, B – 16 м, T – 3,5 м, W – 2500 м3/ч , Ne – 9600 л.с.


Судно типа «Невский»: L – 110,7 м, B – 15 м, T – 2,94 м, DWT – 3300 т, Ne – 1540 л.с.


Плавкран грузоподъемностью 16 тонн


Буксир «Шлюзовой-140»: Ne – 640 л.с.

Технология намыва

Существует два основных метода формирования искусственных территорий: так называемая пионерная отсыпка, когда строительный материал привозят с карьеров, и гидромеханизированный способ, при котором используется морской песок (он лучше по качеству из-за меньшего количества посторонних примесей).

За годы работы на крупных проектах компания «ЛСР. Базовые» досконально отработала и применяет следующий метод гидронамыва искусственных территорий. Морской песок, добываемый землесосом типа «Ленинградский», с подводного месторождения в Финском заливе (всего у компании их четыре: «Остров Сескар», «Сестрорецкое», «Стирсудденские банки» и «Стирсудден-Кюренниеми») отгружается и перевозится с использованием самоходных барж типа «Невский» грузоподъемностью от 2700 до 3900 тонн.

Суда доставляют морской песок до пункта назначения и разгружаются с помощью гидроперегружателей проектов Р-68А и Р-166 номинальной производительностью по пульпе 6000 м3/час. Принцип работы гидроперегружателей такой же, как у землесоса: размыв грунта в трюме и откачивание пульпы по пульпопроводу на карту намыва.

Транспортировка пульпы к берегу осуществляется с помощью плавучих резинотканевых волноустойчивых пульпопроводов, укомплектованных переходным понтонным оборудованием типа «вода – берег», далее от берега к карте намыва – по металлическим быстроразборным пульпопроводам. Лишняя вода по канавам уходит обратно в залив, а мокрый песок остается на суше. Его тут же растаскивают в разные стороны экскаваторы и бульдозеры. Они разравнивают холмы, меняя рисунок дюн, а катки уплотняют территорию, делая ее идеально гладкой. За два-три часа судно разгружается полностью и отправляется за новой партией песка.

Добывать морской песок можно лишь несколько месяцев в году, пока разрешена навигация и не наступил нерестовый период у рыб – с начала лета до поздней осени.

Максимально возможное количество перевозимого в период навигации песка достигает 6 млн м3.

Крупнейший в Европе

В сентябре 2004 года Администрация Санкт-Петербурга объявила о планах намыть искусственные территории в западной части Васильевского острова под строительство пассажирского терминала «Морской фасад» для приема судов морского класса. В 2005 году началась отсыпка, а еще спустя год проект масштабировали – помимо порта, было решено сформировать участки под жилую и общественно-деловую застройку. Площадь увеличилась до 476 га.

Так, «Морской фасад» получил статус грандиозного градостроительного и девелоперского проекта, крупнейшего в Европе по образованию и комплексному развитию территории. На сегодняшний день специалистами сформировано уже 315 га, в том числе:

• пассажирского порта в центральной части западной оконечности Васильевского острова (2005-2011 гг.);

• южного участка Васильевского острова (2017-2018 гг.);

• площадки под Шкиперскую развязку ЗСД (2021 г.);

• северного участка Васильевского острова (2022-2026 гг.).

Для создания территорий «Морского фасада» было использовано 20 млн м3 песка, в том числе с месторождений «ЛСР. Базовые» – 11 млн м3. Компания стала генеральным поставщиком для всего проекта, а также выступила в качестве подрядчика по формированию 87 га территории в южной части. Весь комплекс работ там был завершен в декабре 2018 года, они длились чуть больше года и закончились с опережением графика на 6 месяцев. А в ноябре 2021 года «ЛСР. Базовые» намыли участок рядом для последующего строительства Шкиперской развязки ЗСД.

Сейчас подходит к концу процесс поднятия высотных отметок и улучшения характеристик земельных участков в северной части Васильевского острова. Компания «ЛСР. Базовые» завершила возведение защитной дамбы из морского песка, строительного камня, щебня и геотекстильного полотна. Ее длина – 4418 метров, а высота над уровнем моря – 3,4 метра. Это очень важный этап, предусмотренный проектной документацией. Сооружение способствует ликвидации угроз подтопления берегов, а также защищает акваторию от мелких песчаных взвесей. Площадь новой территории составляет 162 га, для ее намыва в общей сложности использовано 11,6 млн м3 песка.

Намывные территории Петербурга в цифрах:

Дамба, южный намыв – 2538 метров.

Дамба, северный намыв – 4418 метров.

Сформировано территории – 139,6 га из 161 га

Все под контролем

Важно, что весь процесс гидронамыва территории идет под четким многоуровневым контролем. На этапе входного контроля песок пропекают в печи, просушивают, а потом просеивают. Так вычисляют модуль крупности. Песок не должен быть мелким и легким, иначе ветер будет смещать грунт. Далее в высушенный песок добавляют воду и наносят 40 ударов специальной колотушкой. Этим способом проверяют фильтрацию, то есть способность песка пропускать воду. Если она недостаточная, то новые участки после каждого дождя будут превращаться в болото.

Компания «ЛСР. Базовые» следит за качеством уплотнения уже отсыпанных территорий, дополнительно контролирует несущую способность грунтов, чтобы понимать, насколько качественно уложен материал и можно ли на нем возводить фундаменты домов. При отклонении от нормативов свойства грунтов можно улучшить методом инъекций спецрастворами. На этапе приемочного контроля намывные территории проходят еще и дополнительные испытания.

Работы в северной части Васильевского острова планируется завершить к 2026 году. Затем на сформированных участках начнется строительство жилого квартала со всей сопутствующей инфраструктурой и благоустройством. И все это станет возможным благодаря «ЛСР. Базовые», которые всегда открыты к новым интересным проектам и рады работать на благо людей и развития инфраструктуры Санкт-Петербурга. Компания имеет большой опыт выполнения ремонтных дноуглубительных работ, строительства ГТС, перевозки и перевалки инженерно-строительных материалов, удобрений и других грузов.

199155, г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 19, литера А
тел.: (812) 777-77-45
info@lsrbase.ru
www.lsrbase.ru

Морские порты №6 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ