Порт работает, невзирая на опасность - Морские вести России

Порт работает, невзирая на опасность

25.07.2024

Морские порты

Порт работает, невзирая на опасность

Фото: порт Кавказ/ФГБУ «АМП Азовского моря»

Несмотря на сложную обстановку в районе порта Кавказ, постоянную опасность атаки со стороны ВСУ в результате близости проведения СВО, порт продолжает работать и наращивать грузооборот. Свой вклад в перевозки грузов через порт вносит и паромная переправа Крым – Кавказ как резервное средство доставки грузов и пассажиров на Крымский полуостров и обратно. В настоящее время переправа работает в постоянном режиме. Служба капитана порта не ограничивается контролем безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему, сегодня она в усиленном режиме обеспечивает транспортную безопасность порта.

Евгений Скорченко, и.о. капитана морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»

Обошел по основному показателю

По итогам 2023 года рост грузооборота порта Кавказ составил 28%, достигнув показателя 21,4 млн тонн. Таким образом, по грузообороту он обошел наиболее крупные порты бассейна Азовского моря – Ростов-на-Дону (16,4 млн тонн) и Азов (9,8 млн тонн).

В I квартале 2024 года грузооборот порта еще прибавил 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 8,8 млн тонн. При этом экспорт через порт сократился до 558 тыс. тонн, а экспорт через рейдовый перегрузочный район (РПР) увеличился на 8%, до 3,78 млн тонн. Подросли и объемы перевалки зерновых на 5%.

Между тем номенклатура обрабатываемых грузов в порту не изменилась, здесь по-прежнему обрабатываются грузы всей номенклатуры – наливные, навалочные, насыпные, генеральные грузы. Более того, планируется превысить показатели прошлого года и нарастить объемы грузооборота ориентировочно на 10-20%.

Службой капитана порта в 2023 году было оформлено 7108 заходов судов в порт (в том числе под иностранными флагами — 782) и 7084 отхода судов из порта (в том числе под иностранными флагами – 767).

В текущем году количество судозаходов при росте грузооборота снизилось. За I квартал 2024 года в порт зашло 1321 судно (-19%), из них под иностранными флагами – 133 (-28%), а вышло – 1351 судно (-16%), из них под иностранными флагами – 148 (-15%).

Свое дело в условиях СВО

Инспекция госпортконтроля (ИГПК) Службы капитана порта работает в круглосуточном режиме, обеспечивая безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему, в том числе в районе Крымского моста. Движение судов при помощи СУДС регулируется в соответствии с графиком их движения и расстановки. В условиях СВО оно разрешено только в светлое время суток и только после проверки судов Пограничной службой ФСБ России.

По итогам работы за 4 месяца 2024 года количество осмотров ИГПК российских судов несколько снизилось – примерно на 15-20%, а осмотров иностранных судов, после спада 2022 года, ощутимо выросло – практически на треть.

Общее количество выявленных в ходе осмотров несоответствий как на судах под российским, так и на судах под иностранными флагами почти не изменилось, а вот число отказов в разрешении на выход из порта судам под флагом РФ, к сожалению, выросло на 4%. При этом к несоответствиям технического характера добавились нарушения, связанные с судовыми документами.

Среди многолетних «лидеров» несоответствий – нарушения требований, предъявляемых к спасательным средствам, противопожарному оборудованию, средствам навигации и судовым механизмам. Хотя следует отметить положительную динамику в отношении выявляемых несоответствий судовых систем управления безопаснос-тью на российских судах – их стало меньше. Количество несоответствий требованиям, предъявляемым к условиям труда моряков, практически не изменилось по сравнению с предыдущими годами и составляет около 10%.

По поводу Керченской паромной переправы хотелось бы отметить, что ее работа была возобновлена после теракта, совершенного 8 октября 2022 года на Крымском мосту. Несмотря на продолжительный перерыв, переправа заработала уже на следующий день – 9 октября, и по сегодняшний день работа не прекращается.

В результате второго теракта, произошедшего рано утром 17 июля 2023 года, движение по Крымскому мосту было полностью остановлено. Но уже к 10 часам того же дня Керченская паромная переправа начала работать в усиленном режиме.

Следует отметить, что в условиях постоянной опасности террористических атак со стороны ВСУ Служба капитана порта выполняет ключевую роль в части обеспечения безопаснос-ти мореплавания в порту и оптимизации работы паромной переправы. В конечном счете это способствует увеличению общего количества рейсов и, соответственно, объемов перевозимого на судах груза.

Прежде всего – безопасность

Служба капитана порта в соответствии с требованиями международных и российских нормативных документов осуществляет контроль за деятельнос-тью субъектов и объектов транспортного комплекса в части охраны судов, портовых средств, а также обеспечения транспортной безопасности в акватории порта.

Так, в порту проведена оценка уязвимости акватории, разработан План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, «Акватория морского порта Кавказ». Транспортная безопасность в акватории в соответствии с планом обеспечивается силами структурного подразделения транспортной безопасности (СПТБ) Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт». Круглосуточно ведется наблюдение за надводной обстановкой в акватории порта с помощью инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопаснос-ти (ИТСОТБ), регулярно проводится патрулирование акватории мобильной группой реагирования СПТБ.

Специалистами отдела транспортной безопасности Службы капитана порта ежеквартально проводится мониторинг выполнения требований режима, состояния антитеррористической защищенности и МК ОСПС в порту, а также контроль соответствия прибывающих в порт судов требованиям Международного кодекса охраны судов и портовых средств (МК ОСПС, глава IX конвенции СОЛАС-74).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории морского порта, обеспечивают транспортную безопасность и антитеррористическую защищенность объектов транспортной инфраструктуры с помощью привлекаемых специализированных частных охранных предприятий. Эта деятельность также регулируется утвержденными планами.

В постоянной готовности

Готовность к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов обеспечивается силами и средствами Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», которые аварийно-спасательную готовность несут в постоянном режиме. Для этого заключены договоры с компаниями, ведущими хозяйственную деятельность в порту Кавказ.

Эти подразделения совместно с силами и средствами субъектов хозяйственной деятельности под руководством Службы капитана порта регулярно проводят учения по предотвращению и ликвидации разливов, спасанию людей и судов, устранению последствий ЧС, по отработке координации и связи в экстремальных условиях.

Очень внимательно Служба капитана порта контролирует и соблюдение требований экологической безопасности в порту, в том числе отслеживает сбор мусора и отходов, нефтесодержащих вод на суда-мусоросборщики. В итоге с начала года в порту Кавказ несанкционированных сбросов с судов в акваторию не было зафиксировано.

Морские порты №5 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ