Анапа справилась с бумом морских пассажироперевозок - Морские вести России

Анапа справилась с бумом морских пассажироперевозок

06.02.2024

Морские порты

Анапа справилась с бумом морских пассажироперевозок

Фото: Катер обеспечения портового контроля «Портконтроль-1»/ФГБУ «АМП Черного моря»

Черноморский город Анапа является крупнейшим российским курортом, принимающим в летний период более 3 млн отдыхающих. Морской порт Анапы играет большую роль в функционировании туристической отрасли Краснодарского края и России, обеспечивая перевозки пассажиров морским транспортом, а также в работе рыбохозяйственного комплекса в Азово-Черноморском бассейне. В связи с сезонностью курорта порт специализируется в весенне-летний период на перевозках пассажиров на местных и каботажных линиях, а также на речных круизных линиях при заходе судов в Азовское и Черное моря; в осенне-зимний период – на обслуживании рыбопромысловых судов и ремонте небольших судов. Безопасность мореплавания, транспортная и экологическая безопасность в порту обеспечиваются Службой капитана порта.

Владимир Леви, капитан морского порта Анапа ФГБУ «АМП Черного Моря»

Крымские суда в Анапе

В морском порту осуществляют деятельность компании – операторы морских терминалов: ООО «Черноморские скоростные линии», АЧБФ ФГУП «Росморпорт», ООО «Дельфин» (Большой Утриш), ООО «Аквамарин», ООО «Черноморский осетр». Эксплуатируемые гидротехнические сооружения (причалы): грузо-пассажирский причал «Пирс Насыпной»; пассажирские причалы «Анапка», «Джемете», «Пирс Металлический», «Витязево», «Большой Утриш». Пассажирский причал «Сукко» разрушен и выведен из эксплуатации, а его участок территории и акватории распоряжением правительства исключен из пределов границ морского порта.

Практически все имеющиеся причалы порта расположены в непосредственной близости от пляжей города-курорта. За прошедшие два года произошли определенные улучшения в портовой инфраструктуре, оказании услуг пассажирских перевозок, качестве обслуживания судов и экипажей, обеспечении безопасности мореплавания.

В настоящее время в порту ведется строительство причала на участке яхт-клуба «Анапа-Марина» (причал №20 – ИП Власов). В соответствии с документацией он предназначен для зрителей, наблюдающих за соревнованиями на воднолыжном стадионе «Ски-Риксен Юг». В дальнейшем его планируется использовать для стоянки прогулочных катеров, яхт и маломерных судов. В январе текущего года в районе причала №20 началось строительство еще двух пассажирских причалов длиной 57 и 155 метров для судов местных линий.

В планах развития города-курорта – строительство яхтенной марины с волноломом в районе станицы Благовещенской при реализации проекта «Новая Анапа», а также глубокая реконструкция мест базирования маломерных судов и яхт в Устричной лагуне и лимане Змеиное озеро на Большом Утрише.

С 1 августа этого года ООО «МСПП Комета» приступило к ежедневным перевозкам пассажиров судном на подводных крыльях «Ялта» по маршруту Анапа – Геленджик – Анапа. За оставшихся два месяца сезона (август-сентябрь) компанией было перевезено 9141 человек.

В прошедший весенне-летний период в связи с ограничениями в работе морского транспорта в портах Республики Крым по причине СВО в июне в Анапу пришли и до конца сентября занимались перевозками 6 пассажирских судов и 9 маломерных судов из крымских портов.

Рост спроса на пассажирские перевозки

Вылов рыбы рыболовецкими компаниями Анапы в 2021-2022 годах последовательно снижался, что связано, вероятно, с общим уменьшением запасов хамсы в Черном море. Количество судозаходов рыбопромысловых судов в морской порт существенно не уменьшилось, но сократились объемы перегрузки рыбопродукции: в 2021 году – 4,33 тыс. тонн при 609 судозаходах, в 2022 году – 2,93 тыс. тонн при 407 судозаходах.

В связи с улучшением эпидемиологической обстановки и смягчением ограничений по работе пассажирских судов в 2021-2022 годах удалось достичь хороших результатов по количеству перевезенных пассажиров. Заметную роль в этом сыграли и ограничения до августа 2021 года по выезду отдыхающих на зарубежные курорты. В 2021 году было перевезено 245996 пассажиров, в 2022 году – 262463, за 10 месяцев 2023 года – 345929.

В 2023 году пассажиропоток в порту значительно вырос в первую очередь в связи с возросшим спросом на отечественные курорты, а также с некоторым оттоком отдыхающих с курортов Крыма. Общее количество пассажирских судов, работавших в порту в этот курортный сезон, составило 12 единиц, а маломерных судов, занимающихся коммерческими перевозками пассажиров, – более 50 единиц ежедневно.

По итогам года ожидается, что количество выгруженной рыбы и рыбопродукции вырастет до показателей 2022 года. А количество перевезенных пассажиров практически не изменится, так как в осенне-зимний период пассажирских перевозок в порту нет.

Безопасность всеми средствами

В 2022-2023 годах были достигнуты устойчивые результаты безаварийного и безопасного функционирования портового комплекса Анапы. Служба капитана порта успешно осуществляла функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту. Непосредственно велась работа по обеспечению безаварийного судоходства в акватории порта и безопасной стоянки судов у причалов и на якорной стоянке с использованием СКУДС. Специалисты Службы осуществляли государственный портовый контроль за судами в морском порту, в том числе за буксирами и судами портового флота, контролировали исправность и готовность причалов на участках акватории №1-6 к приему судов, а также исправность работы береговых и плавучих средств навигационного оборудования в акватории порта и на подходах к нему и т.д.

Особое внимание в зоне ответственности Службы уделялось контролю безопасности плавания маломерных судов, используемых в коммерческих целях, путем зрительного наблюдения (с использованием визуальных средств), технического наблюдения (с использованием аппаратуры ИТСОТБ) и несения радиовахты на 16-м и 69-м каналах ОВЧ.

Принимались и дополнительные меры. Всем руководителям баз стоянок, судовладельцам были в очередной раз доведены требования законодательства РФ для лиц, занимающихся коммерческой деятельностью с использованием маломерных судов, а также предписано до 15 июня 2023 года дополнительно проверить судоводителей на знание правил плавания в акватории порта, навигационной обстановки, МППСС-72, мер безопасности при посадке и высадке пассажиров и нахождении их на судне, основные ТТХ своих судов, в том числе допустимую пассажировместимость и ограничения по погодным условиям и району плавания.

Также через своих диспетчеров (дежурных по причалу) были приняты меры к ежедневному обеспечению каждого судоводителя прогнозом погоды и штормовых предупреждений, проинструктированы капитаны по действиям в случае внезапного ухудшения погоды. Службой капитана порта в акватории было организовано круглосуточное дежурство катера обеспечения портового контроля «Портконтроль-1», который мог быть задействован в поиске и спасании людей на море.

За 10 месяцев 2023 года инспекторами госпортконтроля было всего проведено 107 осмотров и контрольных осмотров судов (на 7 осмотров меньше, чем за аналогичный период 2022 года), из них под флагом РФ – 106, под иностранными флагами – 1.

Выявлено 288 несоответствий на судах (за 10 месяцев 2022 г. – 179), из них под флагом РФ – 285, под иностранными флагами – 3. Количество задержаний судов под флагом РФ составило 1 (за 10 месяцев 2022 г. – 1), под иностранными флагами – 0.

Основные замечания, выявленные при задержании судов, в 2023 году – отсутствует большая часть навигационного оборудования, спасательных средств и средств борьбы с пожаром, в 2022 году – отсутствуют спасательные жилеты, судовая роль.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ