Экология в портах черного моря под надежной защитой - Морские вести России

Экология в портах черного моря под надежной защитой

01.02.2024

Морские порты

Экология в портах черного моря под надежной защитой

Фото: Конференция «Обеспечение экологической безопасности в морских портах Черноморского бассейна»

Ежегодно в последний день октября в Новороссийске отмечается Международный день Черного моря. Этот праздник появился в экологическом календаре после того, как природоохранные министры шести прибрежных стран – России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии – подписали Стратегический план действий по защите и восстановлению природных ресурсов Черного моря 31 октября 1996 года.

Шестой год подряд в преддверии очередной годовщины знаменательного дня ФГБУ «АМП Черного моря» выступает инициатором проведения обширного комплекса мероприятий, призванных оценить современное состояние морской среды и объединить усилия всех заинтересованных сторон на стабилизацию экологической безопасности в морских портах.

Анна Корчагина, Новороссийск

Фото: Роман Путинцев, Артур Папян

В начале сентября приказом руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» был создан оргкомитет по организации празднования Международного дня Черного моря, утвержден план мероприятий и дан старт творческим конкурсам рисунков и фотографий среди учащихся учебных заведений.

Традиционно главным мероприятием стало проведение 27 октября конференции «Обеспечение экологичес-кой безопасности в морских портах Черноморского бассейна», в которой, наряду с сотрудниками АМП, очно и по видео-конференц-связи приняли участие представители региональных надзорных органов, общественных и научных организаций, курсанты ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

На повестке экологическая безопасность

Об обеспечении экологической безопасности в морском порту Сочи рассказал капитан порта Вячеслав Румянцев. Прежде всего он отметил уникальность Черного моря и необходимость его беречь. С этой целью в порту ежегодно проводятся плановые и внеплановые учения и тренировки по отработке взаимодействия с субъектами транспортной инфраструктуры, судовладельцами, хозяйствующими субъектами, контролирующими органами, а также органами исполнительной власти муниципальных образований и субъектами взаимодействия при ликвидации аварий, разливов нефти и нефтепродуктов в акватории порта и на подходах к нему.

В порту также осуществляется ежедневный мониторинг акватории на предмет выявления загрязнений окружающей среды с использованием катера КОПК «Арктур». Это позволяет оперативно принимать все необходимые меры в случае обнаружения загрязнения.

Службой капитана порта налажено эффективное взаимодействие с Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в г.Сочи: при поступлении сообщений о чрезвычайных ситуациях, разливах нефтепродуктов и загрязнении акватории порта осуществляется выезд сотрудников; при обнаружении пятен в случае необходимости проведения проверки на загрязняющие вещества привлекается аккредитованная лаборатория для отбора проб морской воды; также проводятся плановые выездные проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства.

Порт Туапсе исторически оказался в городской черте, и это накладывает особую ответственность на Службу капитана порта в части контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства, сообщил капитана порта Георгий Ромадинов. Сегодня Туапсе – это многоцелевой порт, открытый для навигации круглый год, круглосуточно обеспечивающий операции с грузами (в том числе опасными), перевалку нефтепродуктов, навалочных, генеральных грузов и сельхозпродукции.

Именно поэтому Служба капитана порта на постоянной основе ведет контроль за состоянием аварийно-спасательных формирований, несущих аварийно-спасательную готовность (АСГ) по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), их оснащением, обучением и аттестацией; контроль сдачи судовых отходов, смены судовых балластных вод при прибытии судна из порта другого географического бассейна; ежедневный мониторинг окружающей среды и экологического состояния акватории порта; недопущение пыления при погрузке минеральных удобрений, угля и зерна и т.д.

В порту имеется группировка сил с достаточным количеством личного состава, специализированного флота, средств ЛРН, для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регионального уровня, включающая в себя профессиональные и нештатные аварийно-спасательные формирования. В 2023 году фактов сброса с судов льяльных вод, мусора, иных загрязняющих веществ в акваторию порта, в том числе в районе якорных стоянок №417 и №418, не зафиксировано.

Порт Геленджик с января 2019 года закрыт на реконструкцию, но, как доложил капитан порта Виталий Китаев, работники Службы капитана порта в рамках своей компетенции продолжают осуществлять экологический контроль за организацией и проведением работ в акватории порта в соответствии с проектом реконструкции, а также согласование проведения иных работ в порту.

В настоящий момент в курортном Геленджике реализуется федеральный экологический проект «Чистая бухта», в рамках которого проходит масштабная модернизация системы бытовой канализации, осуществляется строительство очистных сооружений на мысе Тонкий (завершение работ – 2024 год), завершено проектирование строительства централизованной системы ливневой канализации города, что в значительной степени улучшит экологическое состояние акватории морского порта.

В целях обеспечения экологической безопасности в порту с мая 2023 года специалистами Службы капитана порта в соответствии с утвержденным графиком осуществляется осмотр акватории на маломерном судне «Порт-Контроль-2», производится обход причалов порта, ежеквартально отбираются пробы морской воды в Геленджикской бухте для проведения специализированной организацией научных исследований.

О системном подходе к обеспечению экологической безопасности в порту Новороссийск и на подходах к нему рассказал главный специалист инспекции государственного портового контроля Службы капитана порта Сергей Грецкий. Уже много лет эта работа ежедневно ведется в порту в том числе с использованием космических технологий. И Служба является одним из центров активности по ряду направлений: обеспечению готовности в случае загрязнения моря нефтью; контролю нелегальных сбросов с судов с использованием средств дистанционного зондирования земли по программе «Космоснимки»; контролю сброса балластных вод; управлению приемными сооружениями для отходов с судов.

В настоящее время на предприятиях Новороссийского портового комплекса сосредоточены мощности специальных технических средств для ликвидации разливов нефти в расчете на ликвидацию порядка 15 тыс. тонн сырой нефти. Работоспособность органов управления и технических средств аварийно-спасательных формирований регулярно подтверждается практикой проводимых учений в рамках объектовых планов аварийного реагирования. Оценкой эффективности действия системы по предупреждению аварийных разливов нефти является статистика аварийных случаев, которая на протяжении последних лет остается на уровне единичных происшествий.

Как отметил С. Грецкий, за последние два года основной вклад в загрязнение Новороссийской бухты нефтепродуктами внесли техногенные аварии, такие как, например, разрушение компенсатора при погрузке танкера на ВПУ-1 морского терминала КТК-Р в 2021 году (тогда было собрано около 200 кубометров нефтеводяной смеси); авария судна Seamark в районе якорных стоянок №415 в феврале 2023 года (при загрязнении акватории площадью около 600 кв. метров было применено 1860 кг биоразлагаемого сорбента).

Докладчик привел и другие случаи загрязнения моря и отметил, что реализация программы спутникового контроля нелегальных сбросов дает положительный эффект, ставший результатом расследования эпизодов причастности судов к загрязнению на подходах к портам Новороссийск, Туапсе, Тамань, уведомления об инцидентах судовладельцев и администраций государств флага, а также опубликования результатов расследований в средствах массовой информации.

Данные о причастности судов к несанкционированным сбросам в зонах ответственности сопредельных стран передавались в морские администрации Турции, Болгарии, Грузии, а также в секретариат Черноморской комиссии по сотрудничеству. Портовые власти Черноморского и Средиземноморского бассейнов регулярно обращаются в АМП Черного моря с просьбами о целевом досмотре судов, подозреваемых в незаконном сбросе нефтесодержащих вод на основе данных космической съемки в их зонах ответственности. По каждому обращению проводились углубленные проверки судов с предоставлением результатов стороне, направившей запрос.

Капитан порта Тамань Сергей Лебедев проинформировал участников конференции о том, как хозяйствующие субъекты и операторы терминалов в порту организуют свою производственную деятельность, чтобы не причинять вреда окружающей среде и обеспечивать высокий уровень экологической безопасности.

Так, перегрузка нефтепродуктов на терминале АО «Таманьнефтегаз», который является на сегодня самым современным в Азово-Черноморском бассейне, производится полностью герметичным способом с применением высокотехнологичных стендеров; для исключения разлива нефтепродуктов в случае их попадания в воду используются боновые заграждения, выставляемые вокруг судна сразу после его швартовки к причалу, до начала грузовых операций.

Таманским терминалом навалочных грузов (ТТНГ) группы компаний «ОТЭКО» – крупнейшим специализированным терминалом на юге России – при осуществлении своей деятельности учтены не только все обязательные стандарты в области охраны окружающей среды, но и выполняются дополнительные мероприятия, снижающие негативное воздействие на экологию:

– по периметру угольных складов установлен пылезащитный ветроподавляющий экран, обеспечивающий защиту на 95% от распространения угольной пыли (высота стенки – до 25 м, общая площадь – 130 тыс. кв. м);

– на складах угля установлены водяные пушки, создающие водяной туман над поверхностью штабелей со складируемым продуктом (на четырех складах предусмотрено 72 пушки орошения);

– система пылеподавления предус-мотрена на стреле каждой судопогрузочной машины, используемой при перегрузке угля в трюм судна.

На предприятии ООО «Зерновой терминальный комплекс «Тамань» с целью снижения пыления при погрузке зерна на суда предусмотрена аспирация транспортного и технологического оборудования, применение метода аппликации (замасливания зерна растительным маслом, распыленным через форсунки): проходя через «масляный туман», зерно равномерно покрывается тонкой масляной пленкой, которая обеспечивает связь органической пыли с поверхностью зерна и исключает попадание ее в атмосферу в местах транспортировки и погрузки.

ООО «Морской терминал «Тамань» – крупнейшая компания Юга России по перевалке пищевой продукции наливом – обеспечивает экологическую безопасность при перегрузке грузов за счет герметичного перемещения сырья по трубопроводам с беспрерывным автоматическим контролем; реализации Плана локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) и ликвидации возможных аварий на терминале; проведения на постоянной основе тренировок и учений по ликвидации аварийных разливов.

Служба капитана порта ведет ежедневный мониторинг грузовых терминалов и акватории порта, контролируя соблюдение требований экологической безопасности в порту и выполнение мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения акватории.

Об обеспечении экологической безопасности в своих портах также рассказали представители морских портов Крымского полуострова: капитан порта Керчь Сергей Селезнёв, капитан порта Феодосия Михаил Омельченко, ведущий специалист по экологии Службы капитана порта Севастополь Оксана Микитенко.

Они отметили, что во всех портах, подведомственных ФГБУ «АМП Черного моря», имеются Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (Планы ЛРН), а также договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на оказание услуг по несению АСГ, готовности к ЛРН и обеспечению ЛРН в морских портах и на подходах к ним; ежегодно проводятся учения по отработке Планов ЛРН.

К сожалению, проблемным вопросом в черноморских портах продолжает оставаться бункеровка маломерных судов. На этом акцентировали внимание капитан порта Анапа Владимир Леви и заместитель капитана порта Ялта Дмитрий Костин. Из-за отсутствия стационарных береговых заправочных станций владельцы маломерных судов, используемых как для личного отдыха на воде, так и для коммерческих перевозок пассажиров, вынуждены заправлять суда вручную при помощи канистр, что ведет к рискам загрязнения акваторий портов нефтепродуктами.

Обеспокоены данной проблемой и сотрудники управления Росприроднадзора. Присутствовавший на конференции начальник Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Федор Литовка сосредоточил внимание участников и на других проблемных вопросах, таких как снятие твердых коммунальных отходов с судов, накопление отходов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, обязательность прохождения государственной экологической экспертизы на деятельность во внутренних морских водах, а также предотвращение загрязнения с затонувших судов и обязательность удаления затонувшего имущества.

Наука – морю

В этом году в конференции впервые приняли участие научные сотрудники Института биологии южных морей им. А. О. Ковалевского РАН. Заведующая лабораторией фиторесурсов института, заслуженный эколог России, к.б.н. Наталья Мильчакова ознакомила присутствующих с комплексным подходом к мониторингу состояния окружающей среды в порту Севастополь, осветила основные существующие проблемы и дала рекомендации по их эффективному решению. А ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии отдела радиационной и химической биологии института, к.б.н. Сергей Алемов рассказал о развитии методов гидробиологической очистки и санации морских вод.

Результаты научных исследований в области развития ихтеопланктона в Новороссийской бухте на конференции представила биолог 1-й категории Новороссийского учебного и научно-исследовательского морского биологического центра Наталья Студиград. А об особенностях развития диатомовых водорослей в планктоне проинформировала научный сотрудник Южного научного центра РАН Ольга Ясакова.

Основные тезисы выступлений докладчиков конференции были закреплены в итоговой резолюции, которая после оформления и внесения новых предложений будет разослана всем участникам.

Прививая экологическую культуру

ФГБУ «АМП Черного моря» уделяет большое внимание экологическому воспитанию и повышению уровня экологической культуры. В рамках Дня Черного моря по инициативе АМП на протяжении последней декады октября в Новороссийском учебном и научно-исследовательском морском биологическом центре и в Институте биологии южных морей им. А.О. Ковалевского состоялись мастер-классы для учащихся. Юные экологи узнали о возникновении Черного моря, о том, с какими проблемами море живет сегодня, научились определять соленость воды, рассматривали под микроскопом черноморских придонных животных, побывали на экскурсии в севастопольском аквариуме.

Фото. Мастер-класс для учащихся в Новороссийском биоцентре

А 29 октября на Суджукской косе состоялась экологическая акция по очистке береговой полосы. АМП впервые выступила организатором данного мероприятия, откликнулись очень многие – в акции приняли участие около ста человек. Это представители Общественной палаты города-героя Новороссийска во главе с председателем палаты Сергеем Цымбалом, курсанты Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф.Ушакова под руководством преподавателей университета Натальи Березенко и Яны Павловой и начальника Транспортного колледжа Сергея Белогурова, сотрудники ООО «Модультранс», учащиеся и преподаватели городских школ.

Фото. Участники экологической акции на Суджукской косе по очистке береговой полосы

В ходе уборки к акции присоединились отдыхающие в этот момент на берегу моря родители с детьми, воспользовавшись приготовленным инвентарем – перчатками и плотными мешками. Результат природоохранной акции – 47 мешков с мусором: пластиковой тарой, стеклянными бутылками и жестяными банками, старой обувью, ветошью, крышечками от бутылок и т.п.

Бесспорно, Черное море способно к самоочищению в силу постоянного водообмена. Однако то, что море выбросило на берег, напрямую связано с деятельностью человека, засоряет подход к воде, создает антисанитарную обстановку и неприглядную картину, а значит, должно быть удалено также человеком. Все участники акции были удовлетворены своей работой – общими усилиями берег Черного моря стал намного чище! Такие природоохранные акции ФГБУ «АМП Черного моря» планирует проводить ежегодно.

Экология в творчестве юных

Весьма успешно в этом году под эгидой АМП прошли и творческие конкурсы для юных друзей Черного моря. У жюри была непростая задача: на конкурс рисунков «Я люблю тебя, Черное море!» поступило 268 работ – в два раза больше, чем в прошлом году; на фотоконкурс «Черное море мое» было представлено 175 работ. География участников также расширилась и распространилась от Туапсе до Севастополя, возраст участников составил от 4 до 22 лет.

Торжественное чествование победителей конкурсов состоялось в очередную годовщину Международного дня Черного моря – 31 октября 2023 года. Сначала дипломанты конкурсов побывали в гостях у капитана порта Новороссийск Станислава Урюпина, посетили центр СУДС АЧФ ФГБУ «Росморпорт», экологическую лабораторию, а затем были награждены дипломами и ценными подарками. Торжественное мероприятие провел заместитель руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Олег Зуйков.

В конкурсе рисунков «Я люблю тебя, Черное море!» призовые места распределились следующим образом:

– в номинации «Я и море»:

1 место – Елисей Исаков, г. Новороссийск («Шторм»)

и Александра Чубко, г. Новороссийск («Наше родное Черное море»);

2 место – Ксения Воронежская, г. Новороссийск («Бушующее море») и Алиса Амелютина, г.Новороссийск («Я люблю тебя, Черное море!»);

3 место – Мира Бирюкова, г. Новороссийск («Мое любимое море») и Софья Шевченко, г.Новороссийск («Знакомство»);

– в номинации «Экология Черного моря»:

1 место – Марианна Стамбульян, г. Новороссийск («Береги Черное море!»)

и Полина Ассанова, г.Новороссийск («Экология Новороссийска»);

2 место – Артём Сиволапов, г. Новороссийск («Всё в наших руках»);

3 место – Кирилл Луцив, г. Севастополь («Берегите море с детства. Детство и море – одно»).

Победителями фотоконкурса «Черное море мое» стали:

– в номинации «Экология Черного моря»:

1 место – Ева Зубарева, г. Новороссийск («Не оставляйте следы»);

2 место – Елизавета Позднякова, г. Новороссийск («След человека»);

3 место – Тимур Аксенов, г. Новороссийск («Смыв нечистот в море»);

– в номинации «Морской пейзаж»:

1 место – Артём Гноевой, г. Новороссийск («Норд-Ост»);

2 место – Иван Кравченко, г. Новороссийск («Вид на бухту с Андреевского перевала»);

3 место – Мария Гогулан, г. Туапсе («Все оттенки сине-зеленого»);

*

– в номинации «Сокровища Черного моря»:

1 место – Данил Асатрян, г. Новороссийск («Подводный ландшафт»);

2 место – Савелий Борисюк, г. Новороссийск («Пернатые гости»);

3 место – Михаил Ковалев, г. Новороссийск («Артефакты со дна Цемесской бухты»);

– в номинации «Человек и море»:

1 место – Милена Сычева, г. Новороссийск («Художник»);

2 место – Алиса Швырид, г.Керчь («На волне»);

3 место – Арсений Кудрявец, г.Новороссийск («Трудовой десант на Волочаевском пляже»);

– в номинации «Мобильная фотография»:

1 место – Александр Бармин, г.Новороссийск («Закат»);

2 место – Таисия Иванова, г.Новороссийск («Морской пейзаж»);

3 место – Елизавета Пономарева, г.Новороссийск («Картина: Море. Песок. Дети!»).

Все участники конкурсов были отмечены благодарственным письмом и.о. руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Олега Борченинова. По завершении всех мероприятий можно с уверенностью сказать, что экология в портах Черного моря сегодня находится под надежной защитой и таковой останется впредь!

Фото. Награждение участников творческих конкурсов

Морские порты №9 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ