Трансокеанская контейнерная линия БРИКС против доллара - Морские вести России

Трансокеанская контейнерная линия БРИКС против доллара

20.09.2022

Логистика

Трансокеанская контейнерная линия БРИКС против доллара

Совместная контейнерная линия стран БРИКС может стать каркасом транспортной логистики экономического и политического содружества этого сообщества наиболее крупных развивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки.

Виталий Збаращенко, замминистра морского флота СССР, начальник Главфлота в период 1982-1988 гг.

И более того, проект может также быть ощутимым экономическим инструментом, способствующим созданию предпосылок для активного развития внешнеторговых связей стран на основе независимой от доллара новой валютной системы взаимных расчетов в рамках формируемых фондов развития и инвестиций с учетом финансового потенциала создаваемого совместного банка БРИКС в Шанхае.

Глобальная связь

Суть глобальной транспортной связи стран сообщества БРИКС состоит в формировании трансокеанской контейнерной линии на базе современных крупнотоннажных контейнеровозов вместимостью не менее 5 тыс. TEU (DWT 80-90 тыс. тонн, скорость 21-23 узла) между портами Бразилии (Рио-де-Жанейро), Южной Африки (Кейптаун), Индии (Мумбай = Бомбей), Китая (Гонконг, Шанхай) и России (Восточный, Петропавловск-Камчатский).

Аналогично достижениям на наиболее интенсивном маршруте контейнерных перевозок из стран Юго-Восточной Азии в Европу через Суэцкий канал, где за счет внедрения магистрально-фидерной технологии и использования контейнеровозов дедвейтом около 250 тыс. тонн, вместимостью до 24 тыс. ящиков 20-футового эквивалента, до эпохи пандемии были достигнуты самые низкие показатели себестоимости транспортной продукции. Стоимость перевозки одного 40-футового контейнера от Шанхая до Гамбурга была на уровне $1300-1500.

Следует понимать, что объединение торгово-промышленных потенциалов стран БРИКС создает предпосылки для организации перевозок грузов между ними и соседними странами с целью создания мощной транспортной системы контейнерных линий с минимальной себестоимостью перевозок грузов. В первую очередь за счет внедрения на перевозках крупнотоннажных контейнеровозов и развитой системы фидерного обслуживания и кросс-трейдинга (взаимной передачи попутных грузов с МТК «Север – Юг» в Мумбае и Арктической контейнерной линии в Петропавловске).

Естественно, в портах захода таких судов должны быть хорошо механизированные глубоководные контейнерные терминалы, позволяющие производить обслуживание флота в минимально короткие сроки.

Создание глобальной транспортной структуры, формирующей надежную и необременительную для экономики стран БРИКС логистику взаимного товародвижения, позволит внести существенный вклад в развитие национальных экономик стран БРИКС и заложит основы для активного сотрудничества.

Примерная схема движения судов контейнерной линии БРИКС (порты и расстояния):

Буэнос-Айрес – 1142 мили – Рио-де-Жанейро – 3270 – Кейптаун – 1492 – Бейра – 3250 – Мумбай – 2445 – Сингапур – 1460 – Гонконг – 824 – Шанхай – 990 – Восточный – 1270 – Петропавловск-Камчатский = всего 16 143 мили.

При средней скорости 21 узел, или 504 мили в сутки, на ходу 32 суток в один конец. Круговой рейс 84 суток (12 недель), в том числе на ходу 64 суток, на стоянках 20 суток. Для обеспечения еженедельной частоты линейного сервиса на линии должны работать 12 контейнеровозов при контейнерном парке около 150 тыс. ящиков в 20-футовом эквиваленте. Стоимость магистрального флота и контейнерного парка составит около $1,5 млрд.

Этапы внедрения

Кроме магистральных контейнеровозов из основных портов захода должны работать фидерные контейнеровозы вместимостью 500-1000 TEU для обслуживания прилегающих регионов и формирования достаточной грузовой базы линии. В порту Мумбай – взаимный кросс-трейд (фидер) с МТК «Север – Юг» и в Петропавловске-Камчатском – взаимный кросс-трейд с Арктической контейнерной линией.

Таким образом, формирование банка и фонда валютных резервов БРИКС позволяет создать собственную транспортную структуру, связывающую все страны сообщества, и вести независимую деятельность от политических и финансовых институтов коллективного Запада.

Организацию работы контейнерной линии БРИКС в зависимости от развития грузовой базы и возможного расширения участников (Аргентина, Иран, Саудовская Аравия) целесообразно внедрять поэтапно, начиная с двухнедельной частоты линейного сервиса. Для этого достаточно держать на линии не 12, а только 6 магистральных контейнеровозов и заканчивать восточную границу линейного сервиса в порту Восточный.

Корпоративная структура судоходной компании, владеющей магистральным и фидерным флотом и частично контейнерными терминалами, должна быть создана с участием всех стран – членов БРИКС с возможным привлечением национального частного капитала на уровне до 49% акционерного капитала.

В свою очередь, необходимое судостроение может быть реализовано в Китае, а подготовка кадров плавсостава – в профильных морских университетах России с организацией плавательной практики курсантов на борту контейнеровозов линии.

Анализ потенциальной грузовой базы БРИКС, разработка проекта линии и экономического обоснования проекта могут быть выполнены нашей Международной академией транспорта с привлечением отечественных специалистов и соответствующих НИИ Китая, Индии, Бразилии и Аргентины в рамках планов по финансированию исследовательских работ фонда валютных резервов БРИКС.

Кроме линейного судоходства совместные транспортные предприятия стран сообщества БРИКС с участием двух и более из них могут быть созданы на базе собственных нефтяных, угольных и рудных грузов с участием крупнотоннажного флота танкеров, балкеров и нефтерудовозов.

Морские вести России №11 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты