Инвестиции в угольные мощности обнулили провозные возможности железных дорог - Морские вести России

Инвестиции в угольные мощности обнулили провозные возможности железных дорог

27.12.2021

Логистика

Инвестиции в угольные мощности обнулили провозные возможности железных дорог

Фото: пресс-служба АО «Восточного Порта»

Спрос на уголь в этом году в Азии и Европе бьет рекорды. И хотя Россия на втором месте в мире после США по разведанным запасам угля, удовлетворить ажиотажный спрос на уголь на Евразийском континенте для нее оказалось сложной задачей из-за недостаточной пропускной способности железных дорог. Морские порты, чья загруженность во многом зависит от возможностей подходных путей, давно поднимали эту проблему: по сути, от того, как будут развиваться сухопутные дороги, будет зависеть и развитие морских портов. Возросшие в текущем году объемы отгрузки экспортного угля обострили проблему дисбаланса в развитии портов и железных дорог.

Любовь Квитень

Быстрое, но неравномерное восстановление экономики после прошлогодней рецессии, вызванной COVID, – серьезная нагрузка для современной энергетической системы. Взрыв спроса на энергорынке вызвал резкое повышение цен на природный газ, уголь и электроэнергию. Возобновляемые источники энергии и электромобили пока не могут балансировать всплески спроса, и поэтому в 2021 году использование угля и нефти растет. А вместе с ними растут и выбросы CO2. Так начинается доклад Международного энергетического агентства, опубликованный в октябре, в преддверии конференции ООН по климату, прошедшей с 31 октября по 12 ноября в Глазго (Великобритания).

В поисках нового энергобаланса: спрос и предложение

Страны Запада и Востока с начала XXI столетия последовательно объявляют о своих планах по достижению углеродной нейтральности, которые предполагают конкретные решения по снижению выбросов парниковых газов. Больше всего углерода выбрасывается в атмосферу при сжигании угля, поэтому его использование первым подпадает под сокращение.

Другое дело, что пока нет столь же доступных, эффективных и недорогих источников энергии. И даже ряд европейских стран, уже отказавшихся от угольной генерации, в период разразившегося энергетического кризиса вновь вынуждены обращаться к углю и расконсервировать свои угольные электростанции. Наряду с ростом спроса в Европе растет спрос на уголь и в Азии на фоне постковидного восстановления экономики.

Между тем поиск нового энергобаланса в рамках принятых соглашений по климату – это действительно глобальная проблема, которая напрямую влияет на экономические стратегии многих стран мира, в том числе и России как добывающей энергетической державы.

По данным Bloomberg, объем экспорта российского угля в ЕС в этом году вырастет на 27%, до 48 млн тонн, после сильного падения в 2020 году.

«В условиях стремительно растущих цен на газ европейская генерация переключалась с газа на уголь, – отмечает главный аналитик «Промсвязьбанка» Егор Жильников, поясняя причины возросшего спроса. – При этом основной тон на рынке угля все же задает Азия».

Основные потребители на азиатском рынке – Китай, Индия и Япония – в совокупности формируют более 60% мирового спроса на уголь, что связано с повышенным уровнем промышленного производства региона. Производство электричества в Китае и Индии зависит на 70% от сингаза, который получается за счет использования угля марки К в процессе химической реакции. Внутреннее предложение угля не покрывает существующего спроса электрогенерации, поскольку его запасы и в Китае, и в Индии минимальны. Поэтому развивающимся высокими темпами странам в большом количестве приходится импортировать уголь. При данной ситуации российский экспорт угля в Китай занимает более 20% рынка.

Таким образом, переориентация Россией поставок угля на Восток выглядит оправданной на длинной дистанции, тогда как удовлетворение пикового спроса в Европе – это всего лишь краткосрочная конъюнктура, которая иссякнет, как только заполнятся европейские газовые хранилища и восстановится работа ветрогенерации, разбалансированная по причине отсутствия ветров летом этого года.

«На фоне отказа Европы от использования угля в пользу альтернативных источников энергии происходит переориентация отечественных угольщиков с Запада на Восток. Тенденция сохраняется и в текущем году. Так, по данным ФТС России, за 8 месяцев 2021 года экспорт угля в Германию по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократился в 3,2 раза, до 4,4 млн тонн, в Польшу – на 24,9%, до 5,4 млн тонн. За этот же период экспорт угля в Китай вырос на 59,9%, до 34,4 млн тонн», – говорит эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Димов.

Таблица. Экспорт кузбасского угля в 2021-2025 годах

2021

2022

2023

2024

2025

Кемеровская область. Итого, млн т

222,97

222,6

224,41

226,10

222,77

в том числе Внутр. рынок – Кузбасс

44,57

44,55

44,53

44,51

44,49

Внутр. рынок – Запад

36,11

35,87

35,45

35,05

34,87

Внутр. рынок – Восток

3,41

3,41

3,41

2,91

2,41

Внутр. рынок. Итого

84,09

83,83

83,39

82,47

81,77

Экспорт – Запад

67,94

65,25

61,60

58,21

54,63

Экспорт – Юг

17,95

15,53

16,43

17,43

18,37

Экспорт – Восток

53,00

58,00

63,00

68,00

68,00

Экспорт – Запад + Юг

85,89

80,78

78,03

75,64

73,00

Экспорт. Итого

138,89

138,78

141,03

143,64

141,00

Источник: Минэкономразвития России.

Логистика на страже сверхприбылей

Пока цены на уголь держатся на высоком уровне, у России с ее вторым мес-том в мире по разведанным запасам угля есть шанс стать главным бенефициаром. В первую очередь в выигрыше останутся угледобытчики Кузбасса, потому что именно на них лежат основные поставки угля – около 60%, и с ними правительство заключило соглашения о повышении объемов вывоза угля по РЖД.

По данным Минэкономразвития, по итогам 2021 года продажи кузбасского угля на экспорт вырастут на 3,3%, до 138 млн тонн, в том числе в западном направлении – до 85,9 млн тонн.

По итогам девяти месяцев 2021 года перевозки угля на экспорт в западном направлении, включая порты и погранпереходы, выросли более чем на 12%, до 66 млн тонн. Это две третьих всего экспорта кузбасского угля по железной дороге.

Совместно с грузоотправителями и администрацией Кузбасса РЖД прорабатывают альтернативные маршруты доставки угольной продукции с использованием менее загруженных направлений. Экспортеры угля стараются наращивать поставки через северо-западные порты, но с середины июня они стали все чаще сталкиваться с нехваткой вагонов. По данным агентства Argus, некоторые компании поставляют уголь в Азию через терминал в Тамани, однако с учетом возросших ставок фрахта цены малопривлекательны для потребителей.

СМИ также приводят слова губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева о том, что поставщикам угля из этого региона приходят запросы продать его на экспорт даже по предоплате. По его словам, сейчас в Кузбассе на складах лежит 16 млн тонн уже добытого угля. Это около $3,5-4 млрд в денежном выражении, подсчитал он.

Железные дороги и морские порты

Удовлетворить высокий спрос на уголь на Западе и Востоке можно только при условии достаточных пропускных способностей российских железных дорог. Но, как известно, сегодня их критически не хватает. И получается, что сделать это можно, лишь отказавшись от перевозки других товаров.

Попытка решить проблему увеличения объемов экспортных отправок угля административными методами не увенчалась успехом, а породила ряд других проблем, приведших к логис-тическому коллапсу на Дальнем Востоке.

Дело в том, что в свое время основная угледобыча сформировала моногорода, жизнь которых напрямую зависит от сбыта угля. Большинство таких городов сосредоточено в Кузбассе. В этом году Правительство РФ заключило с угольщиками соглашение – государство договорится с РЖД пропустить больше угля по железным дорогам взамен на инвестиции угольщиков в диверсификацию экономик угольных моногородов, сообщает источник в правительстве.

В результате отправка угля на экспорт железнодорожным транспортом увеличилась. Объем погрузки на сети РЖД за 10 месяцев 2021 года вырос на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидерство по темпам роста осталось у каменного угля, погрузка которого выросла на 7%. Однако возникли проблемы с отправками других грузов.

Так, Ассоциация предприятий черной металлургии «Русская сталь» в октябре предупредила о риске остановки доменного производства металлургических компаний из-за задержек поставок сырья для собственных производственных нужд из-за трудностей с железнодорожными перевозками в направлении ключевых портов. Срок задержек в общей сложности составляет более 20% от нормативного времени, утверждают в «Русской стали».

Кроме того, в российских дальневос-точных портах возникли сложности с контейнерной логистикой. Контейнеропоток там растет из-за более низких ставок фрахта, чем на Северо-Западе, и грузы перетекают туда. Это привело к росту сроков обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки. Также увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центр России. Портовики стараются справиться с коллапсом, но не все зависит от них.

Стоит отметить, что вместе с ростом отправлений угля по железной дороге выросла его перевалка в морских портах – за 9 месяцев 2021 года российскими портами перевалено угля на 12,8% больше, чем за тот же период 2020 года.

«Увеличение отправок угля на фоне высоких мировых цен происходит во все порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока России. Основное увеличение отправок наблюдается в порты Юга. В направлении Дальнего Востока на фоне инфраструктурных ограничений погрузка за 9 месяцев выросла только на 2,8%. В целом по итогам трех кварталов 2021 года уголь стал основным драйвером роста объемов грузооборота в российских портах», – констатирует Г. Димов из ИПЕМ.

Продолжительная благоприятная конъюнктура спроса на уголь стимулирует российские угольные и стивидорные компании на инвестиции в развитие морских перегрузочных мощностей. Масштабные проекты по модернизации и строительству специализированных угольных терминалов реализуются не только на Дальнем Востоке.

«На Юге планируется увеличение перевалочных мощностей порта Тамань до 80 млн тонн. По итогам трех кварталов 2021 года доля угля в общем объеме перевалки порта превысила 60%. Увеличение портовых мощностей также будет происходить на Северо-Западе. Например, к 2024 году начнет осуществлять деятельность угольный терминал «Лавна» с планируемыми объемами перевалки в 18,6 млн тонн», – перечисляет Г. Димов.

Инвестировать в уголь осторожно

Некоторые эксперты считают, что после 2025 года высок риск падения спроса на уголь. По оценке МЭА, мировое энергопотребление к 2030 году вырастет на 21%, а угольная генерация сократится на 5,6%. В случае реализации энергоперехода мировое энергопотребление к 2030 году вырастет на 17%, а угольная генерация сократится на 50%. Так, ранее Германия запланировала вывод из эксплуатации угольной генерации к 2038 году, Испания в 2022 году закроет 7 из 15 угольных электростанций, а Япония до 2030 года закроет 100 из 140 электростанций, работающих на угле, а введет 14. Исключение – Китай, где энергопотребление к 2030 году вырастет на 30%, а угольная генерация – на 5,6%.

В целом сокращение угольной генерации объяснимо: растет ее стоимость из-за углеродного налога, альтернативные источники энергии становятся доступнее, сглаживание пиков возможно за счет использования атомной энергии и СПГ, которые будут активно применяться в электроэнергетике.

Таким образом, с одной стороны, строительство и модернизация угольных терминалов в российских портах помогут удовлетворить растущие потребнос-ти по сбыту угля и получить высокие прибыли. С другой стороны, пройдет совсем немного времени и инвесторам придется думать, как адаптировать эти терминалы под другие грузы.

«На текущем этапе высокий уровень цен на уголь и желание угольных предприятий реализовать максимальный объем продукции в имеющихся рыночных условиях вынудили российские порты подстроиться под существующие реалии. Однако конъюнктура мирового рынка угля может измениться, а российские порты, в частности порты Юга и Северо-Запада, – столкнуться с проблемой загрузки мощностей», – обращает внимание Г. Димов.

Пока же переход на низкоуглеродное развитие экономик в мире происходит медленно и постепенно, дороговизна и недоступность для многих стран альтернативных технологий получения «зеленой» энергии не дают возможности сократить потребление угля. Особенно ярко эта тенденция проявляется в Азии и Австралии, где социально-экономическое развитие предопределяет сохранение спроса на добычу и производство энергетичес-кого угля в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Таким образом, угольная отрасль в ближайшие десятилетия хоть и не будет отличаться положительным трендом развития, но все же будет уступать свою нишу рынка «зеленой энергетике» довольно медленно. Поэтому дать возможность угольщикам в предстоящие 10-20 лет вывезти экспортный уголь по железным дорогам в порты – можно сказать, стратегическая задача для государства.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ