Операторский удел - Морские вести России

Операторский удел

17.10.2019

Логистика

Операторский удел

Объемы перевозок грузов в танк-контейнерах растут на 20% в год, одновременно идет активное развитие операторского бизнеса. Сегодня в этом сегменте работает порядка 20 компаний, на 6 из которых приходится более 70% рынка. Операторы танк-контейнеров представлены как отдельными компаниями, так и подразделениями вагоностроительных и железнодорожных холдингов, транспортных и химических предприятий. Оперируя собственным или арендованным парком, они стремятся увеличить его под отдельные проекты, по возможности сами участвуют в разработке новых типов танк-контейнеров, расширяют модальность и географию перевозок, оснащают парк фитинговыми платформами.

Несмотря на технические и организационные сложности, связанные с эксплуатацией танк-контейнеров, перспективы роста грузовой базы, обусловленные развитием химической и нефтехимической отраслей, а также продолжающимся списанием вагонов-цистерн, позволяют прогнозировать дальнейший рост парка танк-контейнеров, числа компаний-операторов и усиление конкуренции между ними.

Галина Музлова

Рост объемов и конкуренции

К началу 2019 года мировой парк танк-контейнеров насчитывал 604,7 тыс. единиц, что на 10,8% больше, чем в начале 2018 года. На данный сегмент приходится всего 1% мирового контейнерного парка, но растет он гораздо быстрее традиционного парка контейнеров.

В России на тот же период времени насчитывалось более 21,7 тыс. танк-контейнеров, то есть около 3,5% от мирового парка. При этом среднегодовой рост перевозок химических грузов в танк-контейнерах в период с 2015 по 2018 годы составлял порядка 20% в год – вдвое больше по сравнению со среднемировыми темпами роста. Основная динамика наблюдалась в перевозках каустиков, серной кислоты и олеума, а также жидких минеральных удобрений. Для сравнения: динамика роста перевозок в вагонах-цистернах за этот же период составила всего 6% и произошла за счет химических удобрений, то есть транспортировка основных химических грузов максимально быстро росла именно в танк-контейнерах.

Драйверами роста российских перевозок грузов в танк-контейнерах стали развитие химической и нефтехимической промышленности, продолжающееся списание нефтебензиновых и нефтехимических цистерн, а также общая тенденция к контейнеризации перевозимых грузов. В связи с этим, как отмечают эксперты Argus Media, большинство компаний-операторов видят в растущем сегменте альтернативу традиционным железнодорожным перевозкам нефтехимической продукции и сжиженного газа в цистернах.

Одной из особенностей мирового рынка танк-контейнерных перевозок является территориальный разрыв между производителями и собственниками танк-контейнеров, с одной стороны, и лизинговыми компаниями и операторами – с другой. Производство танк-контейнеров сосредоточено в Китае (доля лидера – китайской компании CIMC составляет 54%), за пределами Китая есть еще один крупный производитель в ЮАР. Лизинговые компании и операторы представлены компаниями развитых стран.

Как отмечают эксперты Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) АО «Газпромбанк», на мировом рынке предоставления транспортных услуг наблюдается постепенное смещение в сторону компаний-операторов, что связано с глобальной тенденцией перехода услуг транспорта на аутсорсинг. По данным ITCO (International Tank Container Organisation), по состоянию на 1 января 2019 года собственный и арендованный парк операторов увеличился до 381,7 тыс. танк-контейнеров, или 63% всего парка.

В настоящее время мировой рынок операторов отличается довольно высокой концентрацией: на нем работает свыше 200 операторов, но на 10 крупнейших компаний приходится почти 60% совокупного операторского парка или 40% мирового парка. По итогам 2018 года топ-3 операторов составили Stolt Tank Containers, Hoyer Group и Newport/Sinochem.

Еще одна характерная тенденция мирового танк-контейнерного рынка заключается в росте спроса на лизинговые механизмы при расширении парка танк-контейнеров. По данным ITCO, совокупный парк танк-контейнеров лизинговых компаний в 2018 году насчитывал 285 тыс. единиц (47% мирового парка). Лизинговый рынок еще более концентрирован по сравнению с операторским – на долю десяти крупнейших лизинговых компаний приходится свыше 80% мирового парка.

Похожими характеристиками отличается и российский рынок, где сегодня работает порядка 20 операторов танк-контейнеров (включая интермодальное сообщение). «Рынок динамичный, развивается быстро, ситуация меняется буквально каждый квартал, и одновременно с этим растет конкуренция», – говорит руководитель отдела наливных грузов Freight Masters Group (FMG) Shipping and Forwarding Андрей Бабилич. Тенденцию к росту конкуренции на рынке танк-контейнерных перевозок наливных химических грузов подтверждают генеральный директор АО «Химинвесттранс» Евгений Игошин и первый заместитель генерального директора ООО «Спецтрансгарант» Андрей Шугин.

«Число операторов постепенно растет, как и парк танк-контейнеров. Сегодня на этом рынке шесть крупнейших операторов, занимающих более 70% рынка. Но появляются все новые игроки. На протяжении нескольких лет грузовая база этого сегмента неизменно растет, однако растет и количество контейнеров на сети. Поэтому, с нашей точки зрения, на сегодняшний день парк танк-контейнеров сбалансирован», – считает Е. Игошин.

«Танк-контейнерные перевозки продолжают развиваться, однако темп роста замедлился до 10-15% в год, конкурентов стало больше. Ситуация сегодня такова, что серьезные игроки, которые могли зайти на этот рынок, уже сделали это и заняли свою нишу. Поэтому появления новых крупных игроков мы не ожидаем, но, возможно, будут появляться небольшие операторы танк-контейнеров. Дальше борьба за клиентов и объемы будет разворачиваться в сфере качества и уровня предоставляемого сервиса», – отмечает А.Шугин.

В числе особенностей российских танк-контейнерных перевозок игроки рынка называют сезонность. «В весенне-летний период перевозки «проседают», на что указывает статистика. Так, в марте 2018 года объем перевозок по сети в танк-контейнерах составил 386 тыс. тонн, к июлю он уменьшился до 340 тыс. тонн, а в августе вновь вырос до 397 тыс. тонн. В текущем году ситуация аналогичная: в марте перевозки достигли 426 тыс. тонн, в июле снизились до 381 тыс. тонн, по итогам августа мы ожидаем роста», – говорит А.Шугин.

По его словам, с середины весны многие производства останавливаются для проведения профилактических работ, большая часть которых заканчивается лишь осенью. ООО «Спецтрансгарант» использует период сезонного спада для проведения массового техобслуживания своего парка танк-контейнеров.

Основные игроки

На первом месте по числу танк-контейнеров и объему перевозок находится ООО «Спецтрансгарант» (рис. 1). Парк оператора насчитывает 5300 танк-контейнеров, включая газовые и химические танк-контейнеры. Парк платформ составляет 2,6 тыс. вагонов. До конца текущего года оператор планирует дополнительно привлечь до 200 химических танк-контейнеров и порядка 150 40-футовых фитинговых платформ. Таким образом, к концу 2019 года численность парка танк-контейнеров ООО «Спецтрансгарант» приблизится к 5500 единиц, а парк платформ ― к 2750 единиц.

Рис. 1. Основные операторы танк-контейнеров в России в 2019 г.

Источник: ITCO, данные компаний.

«Широкая линейка используемых танк-контейнеров позволяет нам заходить практически в любой проект, в том числе проекты по перевозке специализированных номенклатур, – отмечает первый заместитель гендиректора компании А. Шугин. – Танк-контейнеры, используемые для транспортировки узкой линейки грузов, являются дорогостоящими по сравнению с универсальными и предназначены для особо агрессивной химии. В этом году «Спецтрансгарант» также приобрел партию гуммированных танк-контейнеров для долгосрочного проекта».

Что касается расширения парка собственных платформ, то, по мнению руководства компании, такое решение было принято исходя из наблюдаемого дефицита моделей платформ, допущенных к использованию при перевозках танк-контейнеров, а также сложностей с арендой и высоких арендных ставок.

В первые годы деятельности «Спецтрансгарант» осуществлял в основном внутрироссийские перевозки грузов в танк-контейнерах. Сначала это были железнодорожные перевозки по России, затем к ним добавилось мультимодальное направление, перевозки автомобильным и речным транспортом. Потом компания перешла к международным мультимодальным перевозкам и активно работает в этом направлении последние два года, заявляя о данном виде перевозок как приоритете на ближайшие 3-5 лет.

«Мы можем задействовать любой вид транспорта в наших проектах в зависимости от маршрута доставки. Внутрироссийские перевозки осуществляются преимущественно по железной дороге, а также с применением железной дороги и автотранспорта, – поясняет А. Шугин. – В международных перевозках мы, как правило, комбинируем несколько видов транспорта. При этом собственные активы «Спецтрансгаранта» – это платформы и танк-контейнеры, собственного автопарка у нас нет и приобретать его мы не планируем».

В силу особенностей маршрутов, большая часть перевозок «Спецтрансгаранта» приходится на железную дорогу, а доставка автотранспортом осуществляется на первой и последней миле.

«Поскольку автотранспорт задействован на коротких плечах или в мультимодальных схемах в различных регионах России и мира, нам выгоднее привлекать автотранспорт под конкретные перевозки. Фитинговые платформы, напротив, выгоднее иметь собственные, а не привлекать на рынке, – объясняет А.Шугин.

По его словам, «Спецтрансгарант» за 2018 год увеличил долю собственных платформ до 54%, и планирует наращивать ее в дальнейшем. По мнению руководства «Спецтрансгаранта», это снижает степень привязки к ставкам аренды на вагоны-платформы, а значит, гарантирует компании большую стабильность и финансовую безопасность.

Второе место среди российских операторов танк-контейнеров занимает АО «Инфотек-Балтика М», созданное в 2007 году экс-главой Росморречфлота Виктором Олерским и его партнерами по бизнесу и в 2014 году проданное структурам одного из железнодорожных операторов. Парк компании составляет около 5300 собственных танк-контейнеров стандарта ISO 22K2, 22K4, типов UN Т11 и UN T14 и более 2300 фитинговых платформ.

Компания осуществляет импортно-экспортные перевозки более 70 видов наливных грузов в танк-контейнерах между Россией, Китаем, Индией, странами Европы, СНГ, Ближнего Востока и другими. Оператор работает с такими грузовладельцами, как «Роснефть», «Газпром», «СИБУР Холдинг», «Фосагро», «Еврохим», «Уралхим» и т.д.

В составе парка оператора есть экспериментальные танк-контейнеры, количество которых увеличивается в том числе благодаря участию компании в их разработке. К примеру, в рамках соглашения, подписанного между ООО «Уралхим-Транс» и АО «Инфотек-Балтика М» в октябре 2018 года, будет производиться разработка опытных образцов танк-контейнеров, предназначенных для перевозки крепкой азотной кислоты.

На третьем месте среди российских операторов находится ООО «Синтез Рейл», входящее в транспортную группу Globaltrans – одного из лидеров рынка грузовых железнодорожных перевозок в России и СНГ – и созданное в 2014 году специально для перевозок нефтехимической продукции в танк-контейнерах. В 2015 году компанией были заключены сервисные контракты с крупнейшими российскими промышленными холдингами, в последующие годы компания увеличивала объемы перевозок и расширяла их географию.

Суммарное число танк-контейнеров компании на конец 2018 года насчитывало 2040 единиц, в том числе 1880 танк-контейнеров Т11, Т14, 40 танк-контейнеров для перевозок соляной кислоты и 120 специализированных крупнотоннажных танк-контейнеров. Также в распоряжении компании имеется 960 фитинговых платформ.

Следом за «Синтез Рейлом» по количеству танк-контейнеров идет АО «Химинвесттранс», управляющее парком порядка 1500 единиц, большая часть которого собственная. Также в управлении компании находится более 1000 фитинговых платформ.

В основном компания перевозит опасные грузы 2, 3, 6, 8, 9-го классов опасности. Большинство направлений грузоперевозок приходится на внутренние перевозки, экспорт составляет менее трети направлений. Грузополучателями выступают химические производства.

В настоящий момент «Химинвесттранс» рассматривает возможность приобретения парка специализированных контейнеров off shore для расширения пакета оказываемых услуг для ключевых клиентов. В дальнейшем компания намерена развивать внутренние и внешние направления перевозок, повышать качество своих услуг.

В апреле 2017 года на базе вагоностроительного холдинга НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) был создан транспортный оператор – компания Unicon 1520 с целью укрепления компетенций холдинга в операторском бизнесе. По мнению руководства компании, такой путь развития позволяет более полно реализовать потенциал использования того или иного типа вагонов, в том числе фитинговых платформ и танк-контейнеров. Как сообщили в ОВК, парк в управлении Unicon 1520 на конец июня 2019 года составил 1100 танк-контейнеров, 585 вагонов-платформ и 78 вагонов-цистерн.

Изначально концепция создания компании не предусматривала капитальных вложений, поэтому танк-контейнеры и платформы для их перевозки арендовались. В результате работы компании удалось выйти на несколько стратегических клиентов, таких как «Фосагро» и «Уралхим», и начать перевозки по новым маршрутам, которые раньше не обслуживались танк-контейнерами.

В 2018 году Unicon 1520 заключил два контракта с ПАО «Куйбышевазот» на перевозку 600 тыс. тонн олеума, для этого в Китае было заказано 350 танк-контейнеров. Также в прошлом году было заключено несколько договоров на перевозку грузов в 2021-2023 годах, в том числе с компанией Avestra Chemical, которая планирует организовать перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Китай. Кроме того, Unicon 1520 ведет активную проектную работу с компаниями, которые собираются построить новые мощности по производству метанола в России общим объемом 3 млн тонн в год с последующим экспортом данной продукции в Юго-Восточную Азию.

Среди других игроков рынка можно отметить ЗАО «Рейл Фрахт Ложистик», ООО «Танк Ярд», ООО «Форвард Транс Сервис», ООО «Спецтрансконтейнер» (подразделение «Трансконтейнера»), ООО «Нефтехимическая транспортная компания», осуществляющая перевозки химической продукции в рамках «СИБУР Холдинга», и другие.

Одним из участников рынка выступает также «Еврохим» – крупный производитель минудобрений. На начало 2019 года парк компании насчитывал собственных 488 танк-контейнеров, до конца года компания планирует закупить еще порядка 50 единиц.

Проблемы и перспективы

По мнению участников рынка, к основным проблемам эксплуатации танк-контейнеров в России можно отнести недостаток информационных технологий и консолидированной информации, а также сложности с железной дорогой, в частности с предоставлением подвижного состава, с транзитным временем и т.д. Также эксперты обращают внимание на относительно высокую стоимость услуг операторов танк-контейнеров, работающих на российском рынке.

«Названные проблемы существенно затрудняют развитие рынка, они отражаются как на логистике поставок, так и на самом товарообороте, что в конечном счете снижает конкурентоспособность российских товаров на внешнем рынке», – считает Андрей Бабилич из FMG Shipping and Forwarding.

«Поскольку основная доля перевозок в танк-контейнерах АО «Химинвесттранс» приходится на железную дорогу, то главной проблемой для нас все еще остается неоформленная должным образом нормативная база перевозок грузов в специализированных контейнерах», – говорит генеральный директор «Химинвесттранса» Е.Игошин.

Также, по его мнению, для улучшения работы рынка следует продолжать работу по усилению контроля за соблюдением перевозчиками таможенного законодательства в части нахождения танк-контейнеров на территории РФ. Кроме того, Е.Игошин обращает внимание на тот факт, что большинство перевозимых грузов в танк-контейнерах в России относится к категории опасных, в связи с чем есть необходимость в лицензировании операторов данного сегмента для обеспечения безопасности грузоперевозок в танк-контейнерах.

Очевидно, что дальнейшее развитие этого рынка будет зависеть, в том числе, и от решения названных проблем. При этом участники рынка ожидают, что темпы роста хоть и останутся на высоком уровне, но немного замедлятся по сравнению с предыдущим периодом. Так, компания Unicon 1520 ожидает, что рост грузовой базы для танк-контейнеров в России в 2019 году будет в пределах 15-18%. Одним из стимулов контейнеризации грузовой базы в ближайшие годы будут крупные списания вагонов-цистерн для перевозки химических грузов.

Морские порты №6 (2019)

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021