Анализ работы ТЛС России и Китая во взаимодействии
24.12.2024
Логистика

Фото: Порт Циндао cgtn.com
В статье анализируются перспективы развития транспортно-логистических систем (ТЛС) России и Китая, дана характеристика крупнейших портов двух стран, описаны направления сотрудничества. Особое внимание уделено особенностям развития международных транспортных коридоров (МТК), в том числе Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) – определены его границы и преимущества функционирования как для России, так и для Китая. Рассмотрен МТК «Север – Юг» с акцентом на Новороссийское ответвление и перспективы развития партнерства России и Турции. Предложено авторское видение развития деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и интеграции Севморпути и МТК «Север – Юг».
Н.О. Блудян, профессор «Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)», д.т.н.
А.А. Степанов, профессор «Государственного университета управления» (ГУУ), заведующий кафедрой «Управление транспортными комплексами», д.э.н.
Ю.Н. Линник и В.Ю.Линник, профессора кафедры «Экономика и управление в топливно-энергетическом комплексе» ГУУ, соответственно д.т.н. и д.э.н.
В современных санкционных условиях основными стратегическими партнерами России по торговому обороту являются Китай и Турция, взаимодействие с которыми в основном обеспечивается посредством морского транспорта. Одним из ключевых его достоинств является низкая стоимость перевозки, а также экологичность по сравнению с другими видами транспорта. В связи с этим большую роль в торговых отношениях между названными странами играют морские порты.
Ключевые порты ТЛС России
Ключевыми портами для России являются: на севере – Мурманск, с которого начинается Большой Северный морской путь; на востоке – Владивосток, через который идет МТК «Приморье-1»; на юге – Новороссийск, который находится на пересечении МТК, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Южной Америкой. Техническая характеристика данных портов представлена в таблице 1.
Табл. 1. Сравнение технических характеристик ключевых морских портов России
Характеристики / Название порта |
Владивосток |
Мурманск |
Новороссийск |
---|---|---|---|
Площадь территории морского порта |
225,71 га |
645,9 га |
279,62 га |
Площадь акватории морского порта |
131,06 кв. км |
53,7 кв. км |
344 кв. км |
Количество причалов |
65 |
111 |
87 |
Длина причального фронта |
12 915,75 м |
13 246,48 м |
16 286 м |
Пропускная способность грузовых терминалов всего: |
22 694,418 тыс. твг |
26 611,2 тыс. твг |
222 847 тыс. твг |
наливных |
3 282,49 тыс. твг |
2 810 тыс. твг |
165 124 тыс. твг |
сухих |
6 997,9 тыс. твг |
19 100,4 тыс. твг |
44 355 тыс. твг |
контейнерных |
951,169 тыс. TEU в год |
390,9 тыс. TEU в год |
1 114 тыс. TEU в год |
По данным Росморречфлота, наибольшую площадь занимает Мурманский порт (645,9 га), который в 2-2,5 раза превышает по площади порты Владивосток и Новороссийск. Однако самой высокой пропускной способностью грузовых терминалов обладает Новороссийск (222 847 тыс. тонн в год), что на порядок выше двух других рассматриваемых портов.
Кроме того, внимания заслуживает Архангельский порт. Несмотря на то что он не обладает круглогодичной навигацией, а глубины у причальных стенок существенно меньше – около 9,5 метра против 17-20 метров в Мурманске, расстояние между Архангельском и Москвой или Санкт-Петербургом гораздо меньше, нежели расстояние между Мурманском и столицами, а следовательно, перевозка является более выгодной и безопасной.
Помимо всего прочего, в отличие от Мурманска, Архангельский порт имеет возможности для расширения, а именно для строительства нового порта, который позволит принимать суда с осадкой 14,5 метра и дедвейтом 70-80 тыс. тонн, что увеличит мощности Архангельска в 2-2,5 раза, а также даст возможность интеграции его в международные контейнерные маршруты на базе Севморпути.
Преимущества Севморпути
Россия занимает первое место по протяженности побережья в Арктической зоне. Осваивая Арктику и развивая Северный морской путь, страна создает новый судоходный маршрут, являющийся самым коротким способом сообщения между Европой и Азией. В настоящее время Россия формирует Севморпуть, восстанавливая и развивая инфраструктуру – портовые объекты, ледоколы, в том числе нового поколения, торговый флот усиленного ледового класса – и популяризируя маршрут для международных компаний, занимающихся перевозкой грузов.
Учитывая глобальное таяние ледников, морской транспортный путь в Северном Ледовитом океане через 20-30 лет станет гораздо более пригодным для использования.
Сегодня Севморпуть может считаться хорошо развитым транспортным коридором, значительно сокращающим время доставки грузов из Азии в Европу, нежели через Суэцкий канал или Малаккский пролив. Россия стремится привлечь больше инвестиций и увеличить поток грузов по СМП путем развития современной инфраструктуры и повышения безопасности на маршруте.
Использование Северного морского пути для транспортировки грузов имеет ряд преимуществ:
• СМП является самым коротким путем между Азией и Европой, что позволяет экономить время, расходы на топливо, продукты питания и т.д. при транспортировке грузов;
• СМП является более безопасным транспортным коридором, нежели другие, так как проходит через территорию России;
• плата за проход судов по СМП на текущий день не взимается;
• суда не стоят в очередях на проход наиболее труднопроходимых участков;
• разрабатываются государственные проекты по развитию СМП;
• набирает популярность туризм на СМП, в связи с чем проводятся работы по благоустройству инфраструктуры.
По итогам 2022 года объем грузоперевозок по Севморпути составил 34,1 млн тонн, а в 2023 году он достиг 36,3 млн тонн. К 2030 году планируемый объем грузоперевозок должен вырасти примерно в 5 раз и составить 150 млн тонн грузов в год, а к 2035 году – вырасти еще больше, до 220 млн тонн (рис. 1).
Рис. 1. Рост объема грузоперевозок по Севморпути
Исходя из приведенных показателей, можно сделать вывод о том, что эксплуатация Севморпути в настоящее время увеличивается, позволяя увеличивать прибыль грузовладельцев и перевозчиков, уменьшая их расходы и время на доставку грузов. При этом арктический маршрут развивается, повышая его привлекательность, но требует постоянного вливания инвестиций для полноценного функционирования.
Рис. 2. Объем грузооборота морских портов России и Китая
Крупнейшие порты ТЛС Китая
Большой Севморпуть на территории России заканчивается портом Владивосток, откуда в обход Северной и Южной Кореи ведут морские пути в Северные и Южные порты Китая, в том числе самые крупные – Шанхай, Нинбо, Шэньчжень, Гуанчжоу, Тяньцзинь и другие.
В Китае имеется 273 порта, что в 4 раза больше, чем в России (67 портов). Развитость инфраструктуры морского транспорта в КНР связана:
– с развитием каботажа;
– с возможностью использования водного транспорта типа «река-море»;
– с большими объемами производства и потребления, а также международной торговли (табл. 2).
Табл. 2. Сравнение технических характеристик ключевых морских портов Китая
Характеристики / Название порта |
Шанхай |
Нинбо |
Шэньчжэнь |
---|---|---|---|
Площадь территории морского порта |
36190 га |
- |
1600 га |
Площадь акватории морского порта |
361 960 га |
11 250 га |
10 600 га |
Количество причалов |
125 |
309 |
140 |
Длина причального фронта |
40 000 м |
- |
- |
Пропускная способность грузовых терминалов всего: |
698,27 млн твг |
1200 млн твг |
60 млн твг |
контейнерных |
49,1 млн TEU в год |
33,35 млн TEU в год |
30,04 млн TEU в год |
Для России в развитии морского транспорта важно учитывать, помимо потребностей производства и потребления российской экономики, а также международной торговли, еще и транзитный потенциал.
Проведенный статистический анализ крупнейших портов России и Китая наглядно демонстрирует широкие потенциальные возможности Севморпути. Также развитию СМП способствует российско-китайское сотрудничество.
На данный момент основным коридором для китайских энергетических и генеральных грузов является Малаккский пролив. По оценкам экспертов, этим путем Китай перевозит порядка 80% грузов. Суть так называемой «малаккской дилеммы» заключается в нахождении Малаккского пролива под влиянием США и Запада. Севморпуть же дает Китаю оптимальную альтернативу для судоходства. Кроме того, арктический маршрут может стать частью концепции «Полярного Шелкового пути» в рамках китайской инициативы «Пояс и путь».
Для России увеличение объема судоходства по Севморпути является важной точкой роста и развития мощнос-тей флота, повышения квалификации персонала и увеличения доли специалистов, совершенствования навыков и технико-технологического фундамента для поисково-спасательных работ. Также развитие Севморпути позволит России сформировать портовую инфраструктуру по трассе СМП и создать новые экономические коридоры. Не случайно СМП сегодня является одним из ключевых направлений сотрудничества России с Китаем в области Арктического взаимодействия.
Турция также является ключевым торговым партнером России, взаимодействие с которым идет через порты Стамбул в Турции и Новороссийск в России. Вместе с тем, для Турции важно сотрудничество и с Китаем, в связи с чем она стремится вступить в ШОС. Китай, в свою очередь, видит в Турции полезного посредника на пути к ближневосточной нефти и растущим африканским рынкам. Притязания обеих стран могут быть реализованы с помощью СМП и прохождения транзитных грузов по территории России.
Выводы
До введения санкций порты Мурманск и Архангельск были нацелены на прием грузов из Европы и Северной Америки. Однако количество ввозимых грузов после 2022 года значительно сократилось. Введение санкций перекрыло внешние грузопотоки, прекратило морское сообщение между Санкт-Петербургом и Мурманском, но способствовало развитию железнодорожного грузового сообщения между этими городами.
Особую актуальность сейчас набирают мультимодальные перевозки, с помощью которых можно соединить МТК «Север – Юг», идущий по одному ответвлению от Турции до Новороссийска, по второму – от Ирана до Астрахани морским транспортом. Далее грузы железнодорожным и автомобильным видами транспорта идут до Санкт-Петербурга, Архангельска и Мурманска, в котором начинается Большой Севморпуть, заканчивающийся во Владивостоке. А оттуда путь грузов лежит в такие порты Китая, как Далянь, Наньша, Шэньчжень, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Шанхай, Нинбо и другие.
Данная схема позволит России стать крупной транзитной частью международной транспортно-логистической системы ШОС. После того как Турция станет постоянным членом ШОС, описанная схема сможет полноценно функционировать в обход Евросоюза.
Морские порты №8 (2024)