В обход России из Китая в Европу - Морские вести России

В обход России из Китая в Европу

28.11.2024

Логистика

Особенности логистических услуг на Транскаспийском маршруте

Фото: trcont.com

Концепция панъевропейских кори­доров (Pan-European corridors) впервые была представлена Европейским союзом (ЕС) в 1990-х годах в рамках его усилий по созданию единого европейского рынка и поощрению региональной интеграции.

В. Николаев, доцент кафедры «Таможенное администрирование», Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, к.э.н.

Для сообщения Европы и Азии интерес тогда представляли международные транспортные коридоры (МТК): МТК №2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород), МТК «Восток – Запад», МТК №9 (Финляндия – Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск/Астрахань).

Эти коридоры представляют собой систему транспортных маршрутов, соединяющих восточные и западные регионы, а также страны Европы с Азией. Они включают автодороги, железные дороги, водные пути и другие инфраструктурные объекты, направленные на обеспечение эффективного передвижения людей и грузов.

Среди них основной – МТК «Восток – Запад» (рис. 1), включающий Транссибирскую магистраль, интегрированную с железными дорогами Казахстана, Монголии, Китая и С. Кореей.

Рис. 1. Железнодорожные транспортные коридоры.

Источник: Транспортные коридоры России, карта – 90 фото URL: https://triptonkosti.ru

Этот коридор обеспечивал 90% транзитных грузов из Китая в ЕС через Казахстан, Россию и Белоруссию. Транспортно-логистические услуги здесь были скоординированы с транспортно-логистическими центрами Беларуси и России, обеспечивающими автодоставку контейнеров по Евросоюзу. В результате возникла зависимость европейских стран от транспортных услуг представителей России и Белоруссии.

Транскаспийский маршрут

Идеей альтернативного транспортного коридора по суше в обход России стал Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) (рис. 2).

Рис. 2. Ретроспектива создания ТМТМ.
*

ТМТМ – один из перспективных транспортных коридоров, связывающих Китай с Европой, проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее через Черное море в Европу. Маршрут предоставляет возможность более быстрой доставки грузов по сравнению с Суэцким каналом, а также обойти транспортный коридор через Россию.

Рис. 3. Транскаспийский международный транспортный маршрут.

Источник: TITR – Trans-Caspian International Transport Route

Инфраструктура ТМТМ: 7 железных дорог, 10 морских портов и терминалов, 2 судоходные компании. При этом логистические операторы проявляют живой интерес к сотрудничеству и поддерживают маршрут в целях содействия его развитию. Логистические операторы ТМТМ, табл. 1.

Таблица 1.

Оператор

Страна

Функции

ADY Container

Азербайджан

Контейнерные ж/д платформы, перевозки

ACSC Logistics

Азербайджан

Морские грузоперевозки

Alliance Logistics

Азербайджан

Услуги экспедирования морским и ж/д транспортом

GR Logistics & Terminals

Грузия

Контейнерный терминал. Ж/д перевозки

KTZ Express

Казахстан

Ж/д контейнерные и морские перевозки

Статистика транспортно-логистических услуг перевозки контейнеров представлена на рис. 4.

Рис. 4. Объем контейнерных перевозок по ТМТМ.

При этом статистика демонстрирует увеличение контейнерных перевозок, но, исходя из геополитической картины, можно предположить, что их рост испытывает резкие скачки, которые наблюдаются в общей картине перевозок всех грузов по ТМТМ (рис. 5).

Рис. 5. Объем перевозок по ТМТМ, тыс. тонн

Так, увеличение объема грузоперевозок по ТМТМ в 2022 году в 2,5 раза – до 1,48 млн тонн стало значительным показателем роста в сравнении с предыдущими периодами. Также и контейнерные перевозки достигли 33,6 тыс. TEU, что на 33% больше, чем в предыдущем году. В 2023 году объем перевозки грузов вырос в 1,86 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 2,8 млн тонн.

Конечно, с перевозками по Транссибу эти объемы никак не сравнятся и составляют пока около 1% от его грузопотока, но в то же время налицо возникающая конкуренция в случае активного развития ТМТП, как и рынка логистических услуг.

Что касаемо МТК «Север – Юг», то тут уверенно следует утверждать, что коридор ТМТМ и был задуман прежде всего как его конкурент. В том числе это связано с геополитической обстановкой вокруг Ирана и наложенными на него санкциями, что также увеличивает различные риски при доставке грузов. С другой стороны, транспортная инфраструктура Ирана пока не является конкурентоспособной и не позволяет поставить на поток перевалку и перевозку грузов в транзитном сообщении.

Слабые места конкурента

В действительности ТМТМ, соединяющий Китай и Европу через Каспийское море в обход России, имеет некоторые ограничения, которые делают его менее конкурентоспособным по сравнению с другими транспортными маршрутами.

Один из главных недостатков, что он пересекает большее количество национальных границ, а это приводит к увеличению времени доставки и росту административных барьеров. В свою очередь, это вызывает усложнение логистики и рост стоимости транспортировки грузов. В результате логистические услуги на ТМТМ уже превышают стоимость услуг на Транссибе.

Тем не менее не стоит расслабляться – наличие ТМТМ представляет потенциал для транзитной доставки грузов между Китаем и Европой без России, особенно определенных категорий грузов или в случае специфических требований клиентов, в том числе срочной доставки или разнообразия маршрутов доставки.

Кому же выгодно развитие ТМТМ? Думается, прежде всего Казахстану, поскольку он не имеет выхода к Мировому океану, что усложняет логистические потоки, а ТМТМ дает прямой выход в Европу. Пользуясь всеми возможными путями, Казахстан уже поставляет 70% экспортируемой нефти в страны ЕС и занимает третье место среди стран, не входящих в ОПЕК, по поставкам сырья в Евросоюз. Доля казахстанской нефти достигла почти 6% от общего импорта нефти ЕС. Он также обеспечивает 21% урана для Европы. По сути, Казахстан существенно выручает европейцев в период санкций и контрсанкций между ЕС и РФ, а его нефть является альтернативой российской, которая поставляется в обход России.

Чем привлекает маршрут? При протяженности около 11 000 км текущая пропускная способность составляет 6 млн тонн в год, а к 2025 году планируется достичь 10 млн тонн, что уже составляет прямую конкуренцию МТК «Север – Юг».

Кроме того, ТМТМ позволяет избежать потенциальных ограничений, связанных с прохождением грузов через Россию, например административных процедур, таможенных формальностей или геополитических рисков.

Турция, Азербайджан и Казахстан одинаково заинтересованы в этом маршруте по своим причинам. Для Азербайджана это возможность усилить транзитную роль и стать крупнейшим транспортным узлом, предоставляющим логистические услуги. Турция продолжает распространять влияние на Азербайджан и Среднюю Азию. А для Казахстана это дополнительные инвестиции, развитие транзитного потенциала и, конечно же, окно в Европу, хоть и через Азербайджан и Турцию, а, возможно, главное – независимость транспортировки грузов от России.

Также TМTМ способствует увеличению объемов поставок между тремя странами: например, большие объемы казахстанского зерна будут поставляться в Азербайджан и Турцию, а азербайджанские и турецкие фрукты и овощи – в Казахстан.

Но есть и проблемы. Например, неустойчивые погодные условия в портах Казахстана и Азербайджана являются значительным вызовом для ТМТМ. Ведь зачастую суда могут вынужденно простаивать на рейде в ожидании захода в порт 2-3 суток.

Отсутствие четкого графика портовых отправок затрудняет планирование и организацию транспортировки грузов на маршруте. Это приводит к неэффективному использованию логистических ресурсов. Более того, отсутствие предсказуемости делает сложным прогнозирование времени доставки грузов и планирование поставок для бизнеса.

В ряду проблем следует назвать и недостаточную инфраструктурную проработанность портов каспийских морских портов Актау и Курык, как и транзит через три страны и прохождение тройного таможенного контроля, что сказывается на времени доставки грузов.

Для России интеграция ТМТМ с Трансъевропейской транспортной сетью (TEN-T) определена рисками прежде всего как потеря одного из рычагов влияния на Казахстан в виде логистической составляющей, а также хоть и незначительной, но потери части транзитных грузов.

Со своей стороны, Россия предоставляет конкурентные преимущества рынком логистических услуг на Транссибирской магистрали. Например, магистраль технически позволяет переработать до 100 млн тонн грузов в год, в том числе международного транзита в контейнерах на уровне 200-300 тыс. TEU.

И еще. На Транссибе отлажена система перевозок и предоставления логистических услуг, стоимость транзита на 30% ниже, чем на ТМТМ, обеспечиваются минимальные сроки доставки грузов.

Морские вести России №14 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ