Лихтеризация: предложения и проблемы
15.11.2024
Логистика
Ознакомился со статьей Н.Ф. Чернякова в газете «Морские вести России» №10 за 2023 год «Лихтеризация – доступная и быстрая доставка грузов». Сама идея доставки грузов в удаленные и труднодоступные места является не новой, но остается актуальной и интересной. Автор предлагает свое решение этого вопроса: лихтер дооборудовать гидравлическим автономным перегружателем контейнеров завального за борт типа.
А. Туваев, капитан, доцент
Другими словами, в лихтер грузятся контейнеры с грузом, и он доставляется к необорудованному берегу, где при помощи лихтерного перегружателя контейнеров производится выгрузка контейнеров на береговые средства транспортировки. Привлечение каких-либо береговых перегрузочных средств и причальной линии не требуется.
С точки зрения капитана
Как правило, новые идеи разбиваются о реалии жизни. Посмотрим на весь этот процесс с позиций капитана с опытом выгрузки судна на необорудованный берег. В данной статье не делается анализ всего цикла доставки груза, т.е. работы лихтеровоза, района плавания, буксиров и т.п. Рассматривается только предложение «дооборудование лихтера перегружателем».
Габариты лихтера типа ЛЭШ составляют 18,75 х 9,5 х 4,3 (м). По тексту встречаются 20- и 40-футовые контейнеры. 20-футовый контейнер имеет размеры 6,06 х 2,44 х 2,59 м, 40-футовый в два раза длиннее. (Из-за большой парусности и неудобства работы с длинномером 40-футовые контейнеры в статье не рассматриваются.) В лихтере разместится 10-12 шт. 20-футовых контейнеров. Малотоннажные контейнеры 3 и 5 тонн автор статьи не упоминает.
На переходе лихтеровоза в точку назначения существует вероятность встречи со штормовой погодой, и подвижка контейнеров внутри лихтера не исключается. Поэтому необходимо выполнять требования кодекса РКГ* и «Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом»**. (Выполнение требований руководящих документов усложнит вопрос перевозки контейнеров в лихтере, и в первую очередь конструктивно для лихтера и необходимостью наличия специальных средств крепления.)
В контейнеры будут грузиться различные грузы, а потому и вес контейнеров будет разным. Как только лихтер будет спущен на воду, появится какой-то крен. Если на контейнеровозах крен убирается балластировкой и предусмотрена специальная автоматическая система выравнивания крена, то в лихтерах ничего подобного нет. Надо быть готовым работать с лихтером, имеющим крен.
Из текста статьи следует, что гидравлический перегружатель контейнеров завального за борт лихтера типа и хранящегося внутри лихтера, т.е. надо понимать, что такое устройство должно быть в каждом лихтере и выгрузка контейнеров должна производиться в торцевой части лихтера. Требования к устройству автором определены – устройство должно быть простым, легким и удобным для работы. Тем не менее перегружатель надо приспособить к лихтеру (разместить, закрепить, запустить).
Перегружатель – это грузовое устройство, и к нему потребуется относиться соответственно – регулярно проверять и предъявлять Регистру. Установка дополнительного оборудования – гидроцилиндров, рельсов, маслопроводов и т.п., также повлекут усложнение конструкции лихтера.
Лихтер должен упираться в берег торцевой (узкой) частью, что не совсем удобно. Удержание его в таком положении возможно при использовании якорного устройства или швартовных концов для компенсации влияния действующего волнового влияния (наката) и течения, которые в различных местах выгрузки в зависимости от рельефа берега, грунта и глубин будут действовать по-разному или при помощи обеспечивающего буксира.
Пока лихтеры на борту судна, за них и отвечает судно (капитан, судовладелец). Кто будет эксплуатировать это устройство? Как капитан, я бы не разрешил эксплуатировать устройство незнакомым специалистам. Имущество, за которое отвечает судно, должно и эксплуатироваться судовыми специалистами или специально приписанной к лихтерам командой.
Нельзя сбрасывать со счетов и погодные условия. Лихтеровоз с лихтерами имеет большую парусность. Так, капитан атомного лихтеровоза «Севморпуть» В.П. Смирнов при ожидании ухудшения погодных условий каждый час поднимался на мостик к младшему помощнику и уточнял состояние ветра, не считая того, что регулярно посматривал в окно за водной поверхностью с одной целью – вовремя дать команду на приостановку работ. Безопасность – прежде всего!
При каких же условиях реально использовать перегружатель? Обязательно будут ограничения. Полагаю, море где-то 2-3 балла, и ветер около 8-10 м/с. Площадь боковой поверхности 20-футового лихтера около 15 м2 по шкале Бофорта при ветре 8 м/с, сила давления ветра составляет около 4 кг/м2. Давление ветра на боковую поверхность лихтера составит порядка 60 кг.
Лихтер, имеющий начальный крен от неодинаковой загрузки контейнеров, и сила давления ветра при подъеме контейнера вызовут его отклонение от вертикали. Для исключения трения контейнера с другими, как и бортом лихтера, потребуется страховка. Два человека, стоящих на оттяжках, могут выполнять эту функцию – гасить непроизвольное раскачивание контейнера и отклонения его от вертикали при грузовых операциях.
В итоге команда минимум из трех человек (крановщик/оператор и два обеспечивающих) должна участвовать в грузовых операциях. Поскольку неизвестно, сколько надо будет выгрузить лихтеров в одном месте, для бригады из трех человек нужно продумать помещение/укрытие, где они смогут при необходимости находиться некоторое время.
С учетом вышеприведенных расчетов и на примере АЛВ «Севморпуть», где могут находиться 74 лихтера, полагаю, что оборудование лихтеров таким перегружателем финансово будет весьма затратно для владельца, что и будет решающей точкой для отклонения этого предложения.
Размышления на заданную тему
Сможем ли мы разрешить те трудности, которые описаны с целью применения перегружателя? Пожалуй, вряд ли, но поразмышлять на эту тему можно.
Итак, практика выгрузки на необорудованный берег в Якутии (губа Буор-Хая) судна-снабженца «Омолой» была следующей: отдавали якорь, носом наезжали на береговую линию, заводили длинные швартовы на ближайшие подходящие объекты (бревна, валуны). Трактор нагребал условный причал вдоль борта. Затем практически к борту подъезжал грузовик, на который судовым краном выгружали снабжение.
Перенесем этот опыт на нашу тему. Чтобы избежать расходов по количеству перегружателей и освидетельствований грузового устройства каждого лихтера, проще один лихтер оборудовать как судно-снабженец со всем необходимым (помещение для бригады, удобство крепления, швартовные концы, якорь и т.д.). Этот лихтер мог бы быть использован как причал понтонного типа. Сначала выгружается он и обустраивается на месте. Со стороны берега организовывать насыпной причал, со стороны моря к нему будет возможность швартовать другие лихтеры и одним устройством (перегружателем) выполнять разгрузку/перегрузку контейнеров на береговое транспортное средство. Рассматриваемый перегружатель не подойдет, здесь скорее применим простой судовой кран нужной грузоподъемности.
Х Х Х
Тем не менее статью считаю интересной с позиций новаторского решения. С инженерной точки зрения все рассчитано и продумано, другие факторы не учитывались, а реалии пока не позволят внедрить это в жизнь.
Хотя, если в качестве эксперимента сделать хотя бы один экземпляр и посмотреть в работе, было бы несомненно полезно. Может, и открылось бы что-то новое, пока ускользающее из поля зрения.
* Кодекс РКГ – Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. (Резолюция А 714 (17).
** Приказ Федеральной службы морского флота России от 22 октября 1996 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие «Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом».
2.1.4. Каждое судно, подаваемое под перевозку контейнеров, должно быть оборудовано одобренной в установленном порядке системой крепления контейнеров и/или иметь необходимое количество съемных средств крепления, в том числе для разовой перевозки…
2.1.5. В соответствии с требованиями правила 5.6 главы VI Конвенции СОЛАС-74 судно должно быть обеспечено «Наставлением по креплению контейнеров», одобренным администрацией флага судна или организацией, действующей по ее поручению. Для судов под флагом Российской Федерации «Наставление по креплению грузов» должно быть одобрено Федеральной службой морского флота России или Российским морским регистром судоходства, действующим по ее поручению.
Морские вести России №14 (2024)