Укреплять связи с Минтрансом
21.11.2019
Морские порты
В начале сентября в г. Туапсе Краснодарского края состоялся очередной выездной совет директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на котором были рассмотрены вопросы текущей деятельности Ассоциации. Председатели рабочих комитетов отчитались о проделанной работе за период, прошедший с момента общего годового собрания АСОП, утвердившего план работы на год.
В ходе совета были обсуждены наиболее актуальные вопросы развития законодательной базы портовой отрасли, правоприменительной практики, усиления взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти. В работе совета принял участие заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Борис Французов, который отметил единство понимания руководства ведомства и портового сообщества основных проблем отрасли. От принимающей стороны управляющий директор ПАО «Туапсинский морской торговый порт» Андрей Ярославцев поделился планами развития стивидорной компании.
Владимир Михайлов
Открывая заседание выездного совета директоров, исполнительный директор АСОП Серик Жусупов отметил, что в рамках взаимодействия с Минтрансом России Ассоциацией рассматривается большое количество вопросов как тех, которые поднимаются портовым сообществом и после проработки предлагаются для рассмотрения Минтрансу, так и тех, что инициированы ведомством.
Серьезную озабоченность портового сообщества, по словам С. Жусупова, вызвали инициативы министерства по внесению изменений в Закон о морских портах, в частности в отношении перевалки угля, инвестиционной деятельности, портовых сборов и других. Эти вопросы Ассоциация планирует обсудить дополнительно с тем, чтобы донести позицию портовиков до всех заинтересованных ведомств и правительства.
«В рамках своей деятельности Ассоциация и ее комитеты стремятся отслеживать все инициативы, которые идут на законодательном уровне, на уровне правоприменительной практики и так или иначе касаются портовой отрасли. И ряд комитетов у нас работает достаточно эффективно по различным направлениям, о чем свидетельствует не только большое количество принятых документов, учитывающих наши предложения и поправки, но и качество этих документов, позволяющих эффективно использовать их на практике», – подчеркнул исполнительный директор АСОП. Для подробного отчета о проделанной работе он предоставил слово председателям рабочих комитетов.
От регуляторных инициатив к «регуляторной гильотине»
С момента проведения годовой конференции АСОП в марте текущего года Комитет по экономике и социальным вопросам Ассоциации работал как по традиционным направлениям, так и по появившимся новым. Об этом сообщил председатель Комитета Александр Алексеенко.
Прежде всего он коснулся главной для портовиков темы – дерегулирования тарифов на оказание услуг в морских портах. Этот вопрос решается не один год и достаточно непросто, причем на смену одним оппонентам Ассоциации приходят другие. В последние два года с инициативами по дерегулированию тарифов выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Одной из последних инициатив Службы, нашедших отражение в проекте постановления правительства, стало предложение о прекращении тарифного регулирования одновременно с введением для стивидоров инвестиционного портового сбора.
«Такой сбор действительно существует с 2016 года, когда в Закон о морских портах были внесены соответствующие поправки. Но, как и любой портовый сбор, он относится к сборам с судовладельцев. Естественно, Ассоциация на всех уровнях возражала против применения его к стивидорным компаниям, –пояснил А. Алексеенко. – Первыми нас услышали в Минтрансе России. В конечном итоге идея ФАС, которую Служба продвигала весь прошлый год, была отклонена. Службой был подготовлен новый вариант проекта правительственного постановления, в котором инвестиционный сбор уже не фигурировал».
Однако у Ассоциации появился другой оппонент в лице федерального органа исполнительной власти, который усомнился в целесообразности отмены государственного регулирования тарифов в морских портах, – это Министерство экономического развития. До сих пор оно остается таким оппонентом, всеми своими действиями способствуя непринятию одобренного ранее текста постановления.
В итоге на уровне аппарата правительства сложилось следующее представление: во-первых, отмена госрегулирования тарифов должна коснуться не всех стивидоров, а только тех, у которых будет признано наличие конкуренции, при этом функцию госрегулирования предлагается передать на местный уровень, территориальным органам власти; во-вторых, ФАС должна провести анализ состояния конкурентной среды в морских портах с тем, чтобы показать, что конкуренция действительно есть.
«С нашей точки зрения, этого делать совершенно не нужно, потому что в 2017 году уже было проведено два исследования по вопросу конкуренции: одно проведено Аналитическим центром при Правительстве РФ, другое – Высшей школой экономики, – и оба подтвердили наличие конкуренции в морских портах», – сказал председатель Комитета АСОП. По его словам, портовикам сейчас остается только ждать и следить за тем, как будет развиваться ситуация, поскольку все разумные аргументы уже прозвучали.
Более подробно А. Алексеенко рассказал о другом направлении деятельности Ассоциации, которое касается мероприятий под названием «регуляторная гильотина», запланированных правительством в соответствии с поручением президента РФ.
«По нашему мнению, это реформа надзорной деятельности. В ее рамках все надзорные органы (они перечислены в распоряжении правительства) должны подготовить новую структуру правового регулирования в надзорной деятельности, чем они сейчас и занимаются. Кроме того, уже есть поручение председателя правительства – до 15 ноября 2019 года подготовить предложения об отмене актов советского периода, в целом по стране это примерно около 20 тыс. актов», – сообщил председатель Комитета АСОП.
Что конкретно должны сделать надзорные органы: 1) провести анализ действующего законодательства и обязательных требований в надзорной деятельности; 2) сформулировать ключевые риски по основным направлениям деятельности, исходя из современных требований (поскольку много требований действует еще с советского периода), – в сфере транспорта, в частности в портовой отрасли, подконтрольной Ространснадзору, это такие направления, как надзор за безопасностью ГТС, соблюдение техрегламентов, лицензионная деятельность и транспортная безопасность; 3) федеральные органы исполнительной власти должны сформулировать укрупненный перечень обязательных требований и решить, какие нормативные акты должны сохраниться, но уже в новом виде, а какие отменить (все старые нормативные акты будут действовать до 1 января 2021 года).
Кроме названного перечня видов надзорной деятельности АСОП определила для себя сферу интересов, которая несколько шире, – это в том числе трудовые отношения, природоохранная деятельность и промышленная безопасность.
Как отметил А.Алексеенко, новая структура правового регулирования станет предметом широкого общественного обсуждения и в настоящее время уже созданы рабочие группы по отраслям. АСОП тоже является участником такой же группы на уровне Минтранса, будут созданы рабочие группы при правительстве, в том числе и группа по водному транспорту. В настоящее время разработан проект положения о рабочей группе, направлены предложения по кандидатурам, идет ее формирование. Минтрансом подготовлен проект постановления правительства об отмене действующих отраслевых нормативных актов, в котором насчитывается порядка 570 документов, в том числе касающихся морских портов.
Завершая выступление и оценивая перспективы реформы под названием «регуляторная гильотина», председатель Комитета АСОП сказал: «Мы надеемся, что результат от этих действий все-таки будет положительным, и административный прессинг на бизнес будет ослаблен: имеется в виду и уменьшение количества проверок, и другие методы проверок, и дублирование действий проверяющих органов, и многое другое».
Технологии в решении экологических проблем
В апреле этого года в АСОП произошло объединение двух комитетов – по механизации и по экологии – в Комитет по технологии, механизации и природоохранной деятельности. Теперь деятельность Комитета направлена на продвижение инноваций в области техники и экологии и отслеживание изменений, происходящих в законодательстве. Об этом сообщил председатель Комитета Дмитрий Тарасов.
За март-август 2019 года Комитетом было проведено пять заседаний, четыре из них выездные. Д.Тарасов рассказал о наиболее значимых. Первое – крупное совещание в Мурманске на базе ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), которое было приурочено к двухлетней работе Ассоциации, связанной с проблемой пыления при перегрузке угля и выходом в свет Научно-технического справочника «Наилучшие доступные технологии» (НТС НДТ). На примере ММТП представителям стивидорного бизнеса, властей, контролирующих органов и общественности были представлены уже внедренные экологические технологии.
По словам председателя Комитета АСОП, работа данных технологий была оценена положительно, поскольку они имеют все элементы, содержащиеся в справочнике НДТ. Более того, эти элементы заложены в программы развития таких портов, как Мурманский и Туапсинский, отдельными инвестиционными пакетами, где все они перечислены во внедряемых проектах.
Второе совещание прошло в Находке и было посвящено двум вопросам – санитарно-защитной зоны и технического регулирования. В отношении первого вопроса есть множество нерешенных проблем и пробелов в законодательстве, что негативно сказывается на деятельности стивидорных компаний и чем сейчас плотно занимается Комитет.
«Недавно в правительстве состоялось совещание на тему внесения изменений в Земельный и Градостроительный кодексы по вопросу предоставления земельных участков под строительство объектов с повышенным физическим и химическим воздействием на экологию. Под действие этих документов подпадают наши терминалы, так как они относятся ко второй категории», – пояснил Д.Тарасов.
По другому вопросу – о техническом регулировании – председатель Комитета сообщил, что усилиями Ассоциации принято два документа в области технического регулирования: утвержден первый в портовой отрасли профессиональный стандарт докера-механизатора и вступили в силу Правила охраны труда в морских и речных портах. Всего в области техрегулирования за отчетный период Комитетом было рассмотрено 12 нормативно-правовых актов и внесено 68 поправок и предложений в эти акты.
Сегодня перед Комитетом стоит важная задача, которая сформирована и будет реализовываться совместно с Минтрансом, – пересмотр нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации морских портов (это не в рамках «регуляторной гильотины»). Принято решение о создании соответствующей рабочей группы, от Ассоциации в нее войдет 7 человек, трое из которых представители научно-исследовательских и проектных институтов.
«Основная цель работы в данном направлении – поддержать «регуляторную гильотину» нижним пакетом документов, что позволит реконструировать существующие порты и проектировать новые, отвечающие современным требованиям и чаяниям наших инвесторов», – заключил Д.Тарасов.
Взаимодействие с Минтрансом
За предыдущие годы АСОП наладила тесное взаимодействие с Минтрансом России по всем отраслевым законодательным инициативам, и, как известно, министерство и Ассоциация в течение года совместно работают по перечню законотворческих инициатив. Такая практика дает хорошие результаты, считает председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов.
Однако, по его словам, в этом процессе недавно появились некоторые лакуны. Так получилось, что в этом году две инициативы Минтранса не вошли в план законопроектной работы, потому что были инициированы несколькими годами раньше, но по разным причинам были приостановлены. А новые редакции этих документов, появившиеся в текущем году, были разработаны уже без участия Ассоциации. Это проекты законов «Об искусственных земельных территориях» и «О внесении изменений в федеральный закон о морских портах…».
Как отметил Д.Морозов, если законопроект об искусственных земельных территориях, направленный на упрощение процедур принятия решения о создании искусственных земельных участков в рамках инвестиционных проектов, вызвал горячую поддержку АСОП после того, как был обнаружен вне процесса взаимодействия с Минтрансом, и поправки АСОП носили чисто технический характер, то со вторым законопроектом не все получилось гладко.
«Касательно законопроекта о внесении изменений в закон о морских портах хотелось бы подробней доложить и попросить Минтранс о более плотном взаимодействии по изменениям в части «Декларации о намерениях инвестирования» и «Соглашении об инвестировании», – сказал председатель Комитета АСОП.
В 2018 году вице-премьер Трутнев поручил Минтрансу разработать законопроект, который четко определял бы возможность изъятия земельных участков у тех инвесторов, которые не реализуют или задерживают реализацию инвестиционных проектов по отношению к взятым на себя обязательствам в рамках таких соглашений. В прошлом году подготовленный на основании этого поручения законопроект получил отрицательное заключение Минэкономразвития. В этом году он появился вновь. И, как показал сделанный АСОП анализ, содержит существенные риски, связанные с порядком реализации инвестиционных проектов.
По словам Д.Морозова, выявлено три риска, но все они существенные: первый – это распространение необходимости разработки декларации о намерениях и заключения соглашения абсолютно на все инвестиционные процессы, связанные с инфраструктурой морского порта; второй риск содержат предложенные новеллы, касающиеся получения инвесторами прав на земли и вступающие в противоречие с действующим порядком, установленным водным и земельным законодательствами; и третий риск связан с описанием состава и порядка расторжения инвестиционных соглашений – при отсутствии новшеств и отличий положений законопроекта от положений гражданского законодательства общие формулировки таковы, что позволяют очень широко трактовать основания, по которым могут расторгаться заключенные соглашения. При этом риски недобросовестного толкования таких оснований существенно возрастают.
«Поэтому мы направляем в Минтранс наши предложения по дальнейшей судьбе этого законопроекта и просим о встрече по согласованию наших позиций», – сказал в завершение своего выступления Д.Морозов.
В основе – законотворчество
Отчет о проделанной работе Комитетом по коммерческо-правовым вопросам АСОП озвучил (по поручению председателя Комитета Павла Полякова) директор по взаимодействию с государственными органами Представительства АСОП в г.Москве Дмитрий Бухаров.
На протяжении отчетного периода Комитетом проводилась работа, направленная на совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в морских пунктах пропуска (МПП), по реформированию контрольно-надзорной деятельности в рамках мероприятий «регуляторной гильотины», по реализации Плана трансформации делового климата и по многим другим направлениям законотворческой деятельности.
По данным направлениям деятельности Комитет активно взаимодействовал с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными подразделениями, с региональными властями, участвуя на уровне экспертов в работе различных экспертных, консультативных и общественных советов при ФТС России, Евразийской экономической комиссии, Государственной Думе, ТПП РФ, РСПП и т.д.
В результате за отчетный период было реализовано планомерное внедрение электронных судовых дел, доработка штатных программных средств и модернизация КПС «Портал «Морской порт» ФТС, сформирована Целевая модель взаимодействия государственных контролирующих органов в МПП, реализованы мероприятия по повышению эффективности предварительного декларирования товаров в МПП при прохождении через госграницу и многое другое.
Также Комитетом продолжалась работа в рамках Комиссии по совершенствованию таможенного администрирования в МПП под председательством руководителя ФТС России В.И.Булавина – эта площадка позволяет в оперативном режиме рассматривать возникающие проблемы и принимать меры по их решению. Велась работа по формированию системы электронного взаимодействия с таможенными органами в МПП, в том числе в части обеспечения операторами морских терминалов предварительного информирования об объеме и количестве операций для минимизации рисков ФТС, об объеме и типе грузов, следующих в МПП железнодорожным транспортом, а также в части создания так называемого «единого окна» в МПП.
За отчетный период Комитетом в тесном взаимодействии с другими комитетами Ассоциации было подготовлено большое количество предложений в проекты федеральных законов о прямых смешанных комбинированных перевозках грузов, о перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ, о таможенном регулировании, о железнодорожном транспорте, в Устав железнодорожного транспорта и т.д.
При участии Комитета был рассмотрен целый ряд подзаконных нормативных актов – это проект постановления Правительства РФ об утверждении правил установления инвестиционных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, проекты приказов Минтранса об утверждении единой формы перевозочного документа, об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, обновленная версия проекта приказа Минтранса об утверждении типовых форм договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту и другие.
В рамках реализации мероприятий «регуляторной гильотины» при участии Комитета АСОП были подготовлены предложения по новой структуре нормативно-правового регулирования в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе об отмене лицензирования на перевалку опасных грузов на железнодорожных путях, которые располагаются на территории морских портов, так как на сегодняшний день портовики вынуждены получать две лицензии на перевалку опасных грузов – в морском порту и на железнодорожном транспорте. Данная инициатива была поддержана на заседании рабочей группы Ространснадзора по «регуляторной гильотине» в сфере железнодорожного транспорта.
Кроме того, на заседании рабочей группы железнодорожники подняли вопрос о том, что отменять всю нормативную базу в сфере железнодорожного транспорта, содержащую обязательные требования, без соответствующих обоснований нецелесообразно, поскольку на железной дороге все процессы достаточно организованы. В связи с этим Госжелдорнадзором сейчас готовится обращение в Правительство РФ с тем, чтобы вывести из-под «регуляторной гильотины» те нормативные акты, пересмотр которых, по мнению железнодорожников, не требуется.
Также докладчиком была отмечена важность работы Комитета в рабочей группе Минэкономразвития по поднятию позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business – в настоящее время готовятся обосновывающие материалы по динамике изменений, происходящих в нашей стране, для защиты России на сессии Всемирного банка.
Сегодня на основании сложившейся правоприменительной практики Комитетом АСОП совместно с ФТС и с привлечением представителей стивидорных компаний проводится работа по подготовке разъяснений и методических рекомендаций по применению положений приказа ФТС России от 18.03.2019 г. №444, регламентирующего порядок взаимодействия с таможенными органами.
Подводя итог
Принимавший участие в обсуждении вынесенных на совет директоров Ассоциации актуальных вопросов заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Борис Французов сообщил, что проблематика по тем нормативным актам, о которых шла речь, в большей степени Минтрансу известна и у ведомства есть желание и дальше обсуждать проблемы бизнеса.
Завершая заседание совета директоров, исполнительный директор АСОП С.Жусупов сказал: «Все то, над чем мы сегодня работаем, является следствием правоприменительной практики. Это либо предложения по внесению изменений в действующие нормативные акты, либо разработка новых, и в этой части мы всегда рассчитываем на поддержку Минтранса. Надеюсь, что по всем актуальным вопросам, которые стоят перед портовой отраслью, мы сможем продолжить нашу совместную эффективную работу и немного расширить формат взаимодействия».
Морские порты №7 (2019)