Эволюция кадров - Морские вести России

Эволюция кадров

27.02.2019

Из истории флота

Становление системы подготовки кадров для морского транспорта России до 1917 г.

История развития торгового флота в нашей стране многократно описывалась и хорошо известна, но представляет определенный интерес эволюционный процесс решения проблем кадровой обеспеченности. В терминологической связке «флот и кадры» обычно ассоциация возникает преимущественно с моряками, с теми, кто непосредственно находится на судне. Это вполне естественно, но в неменьшей степени интересна и параллель развития флота и системы становления педагогической школы в морском образовании.

И.И. Костылев, Ю.Л. Дьяченко, ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Организация морских учебных заведений

В 1693 г. в устье Северной Двины у г. Архангельска (остров Соломбала) была заложена государственная верфь и Адмиралтейство. 20 мая 1694 г. при участии Петра I был спущен на воду двухпалубный парусный корабль «Св. Павел», построенный на этой верфи. Через три месяца корабль вошел в строй и на нем впервые в истории был поднят флаг российских торговых судов. Свой первый рейс «Св. Павел» совершил в Голландию с грузом поташа, смолы и пеньки. Всего в последние годы XVII века в Архангельске было построено семь кораблей, предназначенных для коммерческих целей. Так было положено начало создания коммерческого морского флота России. Однако мер правительства России, направленных на развитие торгового мореплавания, было недостаточно. В начале XVIII века торговля по-прежнему велась на судах иностранных купцов, преимущественно английских. Строительство российских судов возводилось в ранг одной из государственных задач и требовало разработки нормативной базы. В 1763 г. в России было упорядочено право поднятия российского флага на коммерческих судах.

В начале XIX в. Россия добилась определенных успехов в экономике. В первую очередь это было связано с повышением товарности сельского хозяйства и укрепления связей с европейскими странами. В три раза увеличился внешнеторговый оборот страныи. В его структуре преобладала морская торговля. Продолжило развиваться коммерческое судостроение и частное предпринимательство в коммерческом судоходстве.

В мае 1833 г. было утверждено положение «О Черноморском обществе пароходств» – первое акционерное пароходное общество в России. Но несмотря на правительственные субсидии, это общество через некоторое время разорилось.

15 августа 1856 г. был утвержден Устав Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) с главным управлением в Санкт-Петербурге и непосредственным управлением в Одессе. Правительство России приобрело акций РОПиТа на сумму 2 млн рублей и разрешило обществу в течение 5 лет покупать за границей суда без пошлины.

В 1858 г. в России были организованы Российская Балтийская компания для содержания сообщений в порты Европы (до Средиземного моря включительно) и Рижское пароходное общество (Балтийское и Немецкое моря).

В 1870 г. было учреждено Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства для обеспечения судоходства в Белом море. В мае 1875 г. был утвержден устав Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства.

В 1878 г. был учрежден Комитет по устройству Добровольного флота. 23 мая 1879 г. в зале Морского музея состоялось первое заседание учредителей общества «Добровольный флот» и было избрано главное правление общества.

Таким образом, предпринятые правительством России в конце XIX – начале XX в. меры привели к заметному росту российского коммерческого флота и доли его участия в морской торговле страны. Однако и эти успехи были недостаточны для удовлетворения экономических потребностей России.

Школа геодезистов

С развитием коммерческого флота правительство России столкнулось и с проблемой подготовки кадров для него. Первым учебным заведением России, готовящим штурманов для торгового флота, была Иркутская школа геодезистов. Эта школа была открыта в 1753 г. и просуществовала до 1799 г. Выпускники занимались геодезической съемкой береговой черты на Дальнем Востоке и ходили штурманами на торговых судах по Байкалу и Охотскому морю.

В 1768 г. для подготовки специалистов торгового флота было разрешено помещать на купеческие суда русских матросов, где они обучались бы мореходному делу. При получении ими положительных характеристик от хозяев судов и успешной сдачи экзамена по адмиралтейству им выдавались аттестаты на звание шкипера, штурмана или боцмана. Специалисты, получившие указанные выше звания, и их семьи освобождались от податного сословия.

23 (12) марта 1781 г. Высочайшим указом в городе Холмогоры открылась мореходная школа. Выбор Холмогор был определен наличием в городе пустого казенного строения. Финансирование мореходной школы осуществлялось на основании Устава купеческого водоходства, принятого 25 июня 1775 г. В 1786 г. мореходную школу перевели в Архангельск. Для размещения школы было выделено здание, принадлежавшее архангельской казенной палате. В каменном доме оборудовали четыре общих класса и один класс для преподавания навигации. В двух флигелях расположились директор мореходной школы и учителя, а третий отдали под жилье ученикам.

22 сентября 1786 г. в помещении мореходной школы Архангельска было открыто главное народное училище, в результате чего мореходная школа потеряла свою самостоятельность. В главном народном училище был оставлен только мореходный класс. В 1804 г. мореходный класс при главном народном училище г. Архангельска был закрыт.

В 1786 г. в Санкт-Петербурге было учреждено городское Водоходное училище. Городское Водоходное училище находилось на содержании Приказа общественного призрения. Данное учебное заведение было учреждено, «чтобы все желающие жители Санкт-Петербурга и жители уездных городов губернии могли обучать своих детей наукам, «водоходству потребных». Обучение было бесплатным, но учебниками, бумагой, перьями и другими прочими «надобностями» учащиеся должны были обеспечивать себя сами. Жители других городов России могли отдавать своих детей в данное училище, но обучение при этом для них было платным.

Городское Водоходное училище просуществовало до 1797 г.

В 1804 г. для подготовки шкиперов торгового флота было решено прикомандировать к Кронштадтскому штурманскому училищу 20 человек. С 1813 г. 12 человек прикомандировывались к Николаевскому штурманскому училищу. В год на обучение данных лиц тратилось 11 379 рублей. Однако такое обучение не дало желаемых результатов и в 1823 г. было отменено.

В 1805 г. в Риге было образовано навигационное училище из обыкновенной школы. Училище проработало 15 лет и было преобразовано в уездное.

В 1806 г. при Санкт-Петербургской верфи было учреждено мореплавательное училище с судостроительным отделением. На обучение отпускалось 2911 рублей в год. В двадцатых годах училище прекратило свое существование.

26 июля 1829 г. было Высочайше утверждено положение о Санкт-Петербургском училище торгового мореплавания. Целью училища торгового мореплавания было «доставить образованных штурманов и шкиперов на частные корабли, а равно приготовить строителей коммерческих мореходных судов». В училище обучалось 32 воспитанника. К обучению допускались пансионеры и вольноопределяющиеся. Начиная с 1839 г. правительство обязало всех русских судовладельцев принимать на свои суда по одному ученику с назначением ему приличного жалования. Ни одно судно не получало разрешения на выход из порта без такого ученика. В 1848 г. училище торгового мореплавания было передано в ведение Морского министерства, переименовано в роту торгового мореплавания и переведено в Кронштадт.

В 1834 г. в Херсоне было учреждено училище торгового мореплавания, аналогичное Санкт-Петербургскому. В Херсонском училище торгового мореплавания было 24 ученика.

В октябре 1841 г. были утверждены Положение и Штаты шкиперских учебных курсов, открываемых в Архангельске и Кеми. Курсы были открыты во второй половине февраля 1842 г. и размещались в «доме Воскресенского Онежского монастыря» в центре Архангельска. С августа 1843 г. курсы переехали в Соломбалу и размещались там до момента упразднения их в 1902 г. В течение первого учебного года занятия в Архангельске посещали 4 человека, а в Кеми – 11.

Матросское училище

В 1839 г. шкипер Фосс основал в Риге матросское училище. В 1844 г. оно перешло в ведение Рижского биржевого комитета. Программа преподавания была утверждена в 1849 г. министром народного просвещения, а Устав – Рижским биржевым комитетом в 1850 г. Курс обучения в училище был 2-годичным. Ежегодно учащиеся должны были платить 12 рублей за обучение, для несостоятельных учеников обучение было бесплатным.

Для производства экзаменов на чин штурмана Рижским магистратом утверждалась специальная комиссия. В 1854 г. лицам, получившим звание штурмана или шкипера в этой специальной комиссии, стали предоставляться такие же права, как и окончившим курс училища торгового мореплавания. С 1879 г. в училище были открыты классы для кочегаров и машинистов.

В 1861 г. было Высочайше разрешено открыть в Либаве при прогимназии (позднее преобразованной в гимназию) особый навигационный курс для лиц, желающих посвятить себя торговому мореплаванию. Инициатива открытия этого курса исходила от Либавского торгового комитета. Правила приема на этот курс и учебный план разрабатывались Либавским торговым комитетом. После окончания навигационного курса требовалось сдать экзамен специальной комиссии, состав которой утверждало высшее начальство. Успешно прошедшие испытания в этой комиссии получали аттестаты на звание штурманских кандидатов 1-го или 2-го класса. Штурманский кандидат 1-го класса приравнивался к выпускнику Рижского навигационного училища и имел право получить звание действительного штурмана после совершения им трех морских компаний. Штурманский кандидат 2-го класса не освобождался от подушного налога и имел право по прошествии года держать экзамен на штурманского кандидата 1-го класса. В 1867 г. данный навигационный курс при Либавской гимназии был упразднен, так как не дал заметных результатов.

В 1864 году в г. Гайнаже (Лифляндская губерния) был открыт морской класс.

В начале шестидесятых годов XIX века в России существовали мореходные учебные заведения: Кронштадтская рота торгового мореплавания, Херсонское училище торгового мореплавания, Архангельские шкиперские курсы, Кемские шкиперские курсы, Либавский навигационный курс, Рижское навигационное училище, Гайнажский морской класс. Последние два учебных заведения были частными. Так выглядело мореходное образование в России в то время.

Начали сначала

Окончившие мореходные учебные заведения испытывали следующие трудности при устройстве на работу.

В 1856 г. был Высочайше утвержден Комитет для изыскания средств к развитию русского торгового флота. Проанализировав вышеуказанные недостатки мореходного образования и положения дел с русским торговым мореходством, изучив отзывы Новороссийского, Бессарабского, Лифляндского, Эстляндского, Курляндского губернаторов, представивших мнения биржевого купечества, различных торговых обществ, судовладельцев и купцов, комитет пришел к убеждению о необходимости закрыть существовавшие в то время мореходные учебные заведения торгового мореплавания из-за их непригодности и открыть мореходные учебные заведения на совершенно новых основаниях.

В 1864 г. при Министерстве финансов была учреждена особая комиссия, в которую вошли представители Морского министерства, Министерства народного просвещения. В комиссии были сформулированы три основные задачи, которые комиссия должна была решить:

1. Какой должна быть система мореходного образования в России и объем преподавания в новых учебных заведениях.

2. Порядок учреждения этих учебных заведений и содержания.

3. Порядок производства испытаний на звание штурмана и шкипера, состоящий в тесной связи с учрежденной новой системой мореходного образования.

Результатами работы комиссии явились проекты «Правил для производства испытаний на звание шкипера и штурмана» и «Положения о мореходных классах». Данные проекты были представлены министром финансов в Государственный совет 23 января 1867 г. 27 июня 1867 г. данные проекты были Высочайше утверждены. Началась новая эпоха мореходного образования в России.

В результате деятельности мореходных учебных заведений были выявлены недостатки как «Положения о мореходных классах», так и «Правил производства испытаний на звание шкипера и штурмана». К ним относились:

• В учреждении мореходных классов и в их последующем финансировании могли принимать участие различные общества, а подчас и отдельные лица. Правительство заботливо относилось к ходатайствам и разрешало открывать мореходные классы обществам и частным лицам без достаточной проверки возможности обеспечения преподавателями в данной местности и финансирования открытых мореходных классов. Это влекло закрытие части мореходных классов через короткое время или задержку начала обучения с момента учреждения мореходных классов.

• Мореходным классам была предоставлена возможность развиваться совершенно самостоятельно в зависимости от понимания данного вопроса ближайшими руководителями (членами комитета, избираемыми из того общества, которое ходатайствовало об открытии мореходных классов). Не было четко прописано ни количество членов комитета, ни требования к образованности выбранных членов комитета.

• В отношении к преподавательскому составу мореходных классов не были прописаны образовательные требования к ним. Не было упомянуто о том, кто имел право занимать должность начальника мореходных классов.

• Программа испытаний на звание шкипера и штурмана, утвержденная министром финансов в 1867 г., была написана так, что преподаватели различных классов понимали ее по-разному.

• Хотя в «Положении о мореходных классах» была записано, что в мореходные классы принимались лица, желавшие посвятить себя мореходству, имевшие практический опыт плавания на судах и умевшие читать и писать, подчас в мореходные классы принимались лица безграмотные и не совершившие ни одного плавания.

• В мореходные классы поступали лица не по призванию, а только лишь для получения отсрочки от выполнения воинской повинности.

С переходом в 1881 г. мореходных классов в ведение Министерства народного просвещения выявленные недостатки вышеуказанных документов стали анализироваться. В 1884 г. Министерство народного просвещения приступило к пересмотру «Положения о мореходных классах» и «Правил производства испытаний на звание шкипера и штурмана». Были разработаны проекты «Положения об училищах судоходства» и «Правил испытания на звание штурмана и шкипера». 6 декабря 1889 г. эти проекты были внесены на рассмотрение Государственным советом, но Государственный совет вернул документы на доработку из-за несогласия управляющего Морским министерством с некоторыми положениями этих документов.

В 1893 г. в Министерстве народного просвещения было открыто отделение для заведования промышленными училищами, а также и мореходными классами. Руководителем этого отделения был назначен И.А. Анопов, который возглавил комиссию, созданную в министерстве, для пересмотра проектов вышеуказанных документов. В результате работы этой комиссии и учитывая постановление первого съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (Санкт-Петербург, 1889-1890 гг.), была составлена новая редакция «Положения об училищах судоходства» и «Правил для производства испытаний на звание штурмана и шкипера». Данные документы не были утверждены в связи с передачей мореходных классов в ведение Министерства финансов. Однако в России в конце XIX века были открыты мореходные учебные заведения нового образца. В Одессе было открыто училище торгового мореплавания (1898 г.) и в Архангельске – торгово-мореходное училище (1899 г.).

На начало XX века в России было 41 мореходное учебное заведение. В них функционировало 63 класса с 160 преподавателями и 1360 учениками. Годовой бюджет составлял 104 400 рублей, из которых правительство выдавало 56 688 рублей. Таким образом, на один класс приходилось в среднем 2,5 преподавателя, 21 ученик и бюджет составлял 1657 рублей. На обучение одного ученика затрачивалось 76 рублей в год. Эти средние цифры дают приближенную картину положения с мореходными учебными заведениями. Так количество преподавателей в мореходных учебных заведениях колебалось от 1 до 9, учеников – от 9 до 62. На общее содержание учебного заведения тратилось в год от 1100 рублей до 7471 рубля. За последние 10 лет во всех мореходных классах окончили курс 2756 человек, то есть примерно 276 человек в год. Из этих 276 человек звание шкипера дальнего плавания получили 34 человека, штурмана дальнего или шкипера каботажного плавания – 108 человек, штурмана каботажного плавания – 139 человек.

За 22 года существования в России мореходных классов в них прошли обучение 25 308 человек, из которых окончили курс со званием шкипера, штурмана дальнего плавания, штурмана каботажного плавания 5670 человек. Мореходные учебные заведения имели учебные суда: шхуну-барк «Архангел Михаил» (Таганрогские мореходные классы), шхуну-барк «Святой Ипполит» (Таганрогские мореходные классы), клипер «Великая княжна Мария Николаевна» (Одесские классы торгового мореплавания), парусно-паровое судно «Великая княгиня Ксения Александровна» (Бакинские мореходные классы).

6 (19) мая 1902 года император Николай II утвердил «Положение о мореходных учебных заведениях». Целью новых учебных заведений являлось предоставление теоретических и практических знаний лицам, пожелавшим посвятить свою жизнь морской службе на судах торгового флота.

В соответствии с данным положением в России могли быть образованы следующие мореходные учебные заведения:

• Мореходные училища дальнего плавания и малого плавания.

• Мореходные школы – трехклассные и двухклассные.

• Приготовительные мореходные школы.

• Курсы мореходных знаний.

Мореходные учебные заведения состояли в ведении Министерства финансов по отделу торгового мореплавания. Открытие мореходных школ предоставлялось Министерству народного просвещения. Каждое мореходное учебное заведение имело свой устав, утвержденный министром финансов. Устав составлялся на основании «Положения о мореходных учебных заведениях» и учитывал местные условия. В уставе указывались: устройство, порядок управления, объем преподавания и распределения уроков в учебном заведении. Вопросы, которые касались преподавания специальных морских предметов, подлежали согласованию с управляющим Морским министерством, а по общеобразовательным предметам – с министром народного просвещения. Училище дальнего плавания разделялось на три класса, с годовым курсом в классе. Каждый годовой курс имел продолжительность шесть учебных месяцев. Первые два класса училища по объему учебного курса и правам лиц, окончивших в них курс, соответствовали училищу малого плавания.

При мореходных учебных заведениях для учащихся могли быть открыты с разрешения министра финансов пансионы и общежития, которые должны были содержаться полностью или частично за счет платы пансионеров или на пожертвования для этого определенной суммы. Размер платы за обучение, а также за содержание пансионеров в тех заведениях, при которых имелось общежитие, определялось Попечительским комитетом, а в случаях, когда учебное заведение содержалось исключительно на средства казны, Педагогическому совету предоставлялось право освобождать беднейших учеников от взноса означенной платы.

Первые училища дальнего плавания

В России в соответствии с «Положением о мореходных учебных заведениях» (1902 г.) они были открыты с 1 июля 1902 г. в городах Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Баку и в местечке Магнусоф.

25 февраля 1904 г. СПб училище дальнего плавания и Нарвская 3-классная мореходная школа получили имя императора Петра I, Владивостокское училище дальнего плавания получило наименование «Александровское», а Бакинское училище дальнего плавания с присоединенной морской школой и Херсонское училище малого плавания получили имя императора Александра II.

На 1 января 1907 г. торговый флот России имел в своем составе 874 парохода общей чистой вместимостью 418 200 регистровых тонн и 2514 парусных судов чистой вместимостью 259 900 регистровых тонн.

В 1911 г. в России было 7096 судоводителей, из которых имели дипломы, т.е. окончили мореходные учебные заведения и набрали плавательный ценз, 4943 (70%) человека, судоводителей, не имевших диплом по различным причинам, было 2162 (30%) человека.

Нижне-Новгородским отделением Технического общества были собраны материалы об образованности 628 лиц, обслуживающих машины на 146 пароходах крупных компаний на Волге. В результате выявлено, что из 628 служащих:

– машинистов 146 человек,

– помощников машинистов – 175 человек,

– масленщиков – 307 человек.

Из машинистов 55 человек нигде не учились, 62 человека окончили начальную школу, 10 человек – уездное училище, 8 человек – Череповецкое техническое училище и 1 – речное училище.

Из помощников машинистов 72 человека были без образования, 80 человек окончили начальную школу, 4 – уездное училище, 2 – речное училище и 10 – Череповецкое и другие технические училища.

Из масленщиков 155 человек были без образования. 138 человек окончили начальную школу, 5 – уездное училище, один окончил Кулибинское ремесленное училище и 3 – Череповецкое и другие технические училища.

Таким образом, около 50% обслуживающего персонала были без всякого образования и 10% были совсем не грамотными. (Доклад В.В. Гутовского «О персоналии служащих машинного отделения на пароходах». Прочитан 13 января 1901 г. «Русское судоходство» № 1, СПб., 1901, стр. 289-290).

Продолжение следует.

По данным, опубликованным Департаментом торговли и мануфактур, в списке судов на 1 января 1896 г. значилось (за исключением Дальнего Востока) 522 парохода. Из этих 522 пароходов на Белом море было 28, на Балтийском море – 85, на Черном и Азовском морях – 228, на Каспийском море – 181.

В 1903 году отдел торгового мореплавания Министерства финансов разработал проект «Положения о механиках на мореходных судах торгового флота». «Положение о механиках на мореходных судах торгового флота» было утверждено Государственным советом 10 (23 по новому стилю) июня 1903 года. В соответствии с Положением на торговом флоте устанавливались звания судовых механиков 1, 2 и 3-го разрядов:

• Механики 1-го разряда имели право обслуживать машины мощностью более 1000 л.с. и плавать на пассажирских пароходах.

• Механики 2-го разряда имели право обслуживать машины мощностью от 100 до 1000 л.с.

• Механики 3-го разряда имели право обслуживать машины мощностью менее 100 л.с.

Должности механиков на мореходных судах могли занимать только лица, имевшие диплом. Звания судовых механиков 3-го и 2-го разрядов присваивались только после сдачи экзаменов правительственной комиссии и при наличии определенного плавательного ценза.

13 (26) июня 1905 года император Николай II утвердил «Положение об учебных заведениях для подготовки судовых механиков торгового флота». Учебное заведение для подготовки судовых механиков торгового флота имело целью давать теоретическое и практическое образование лицам, которые хотели посвятить себя службе по механической специальности на судах торгового флота. Учебные заведения для подготовки судовых механиков торгового флота в России имелись следующих разрядов:

• училища судовых механиков торгового флота;

• школы судовых механиков торгового флота;

• курсы по механической специальности торгового флота.

Учебные заведения для подготовки судовых механиков торгового флота состояли в ведении главноуправляющего торговым мореплаванием и портами по отделу торгового мореплавания.

Учебные заведения для подготовки судовых механиков торгового флота учреждались в виде самостоятельных учебных заведений, или в соединении с учебным заведением той же специальности другого разряда, или в соединении с Училищем дальнего плавания (образованного по Положению от 06.05.1902).

Училище судовых механиков торгового флота давало теоретическую подготовку судовым механикам второго разряда. Училище состояло из 4 классов, из которых первый – подготовительный, остальные – специальные. Курс обучения в училище состоял из теоретического и практического курсов. Теоретический курс читался все 4 года обучения, по 8 месяцев в году. В школах теоретический курс имел продолжительность 3 года (по 6 месяцев в каждый год).

На 01.01.1911 в учебных заведениях, готовивших судовых механиков, обучался (по всем годам обучения) 1791 человек. За период с 1905 по 1911 год число лиц, имеющих те или иные права на управление судовыми машинами торгового флота, составляло 2758 человек.

С 16 по 23 декабря 1912 г. в Санкт-Петербурге под председательством начальника отдела торгового мореплавания Министерства торговли и промышленности работало особое совещание по реформе мореходного образования. В совещании принимали участие чиновники Министерства торговли и промышленности, начальники портов, начальники мореходных учебных заведений, представители пароходств, представители биржевых комитетов Риги, Виндавы и другие заинтересованные лица. На совещании основным вопросом стоял проект нового положения о мореходных учебных заведениях для подготовки судоводителей торгового флота. Помимо основного вопроса на совещании обсуждали пересмотр некоторых статей закона о судоводителях и судовых механиках торгового флота и вопрос об организации среднего судостроительного образования в России.

По основному вопросу были предложены следующие типы мореходных учебных заведений:

• Мореходные училища, которые готовили бы судоводителей дальнего плавания из числа лиц, имеющих свидетельства об образовании в объеме не ниже городского училища (по Положению 1872 г.) и плавательный ценз, равный 6 месяцам. Училища должны были быть четырехклассными.

• Мореходные школы, которые готовили бы судоводителей дальнего плавания из лиц, имевших свидетельство об образовании в объеме не ниже курса начального народного училища или церковно-приходской школы и плавательный ценз, равный 12 месяцам (пятиклассные мореходные школы). Четырехклассные мореходные школы готовили бы судоводителей малого плавания из лиц, имеющих объем знаний 4 классов пятиклассной мореходной школы. Трехклассные мореходные школы соответствовали бы первым трем классам пятиклассной мореходной школы и предназначались для подготовки детей моряков к дальнейшему обучению в четырехклассных или пятиклассных мореходных школах или в самостоятельных классах дальнего плавания и к прохождению специальных предметов на курсах мореходных знаний.

• Курсы мореходных знаний должны были готовить судоводителей парусных судов от 20 до 100 регистровых тонн полной вместимости.

Помимо вышеперечисленных учебных заведений предлагалось открыть еще морские промысловые классы.

Преподавание в вышеперечисленных учебных заведениях должно было быть таковым, чтобы окончивший курс учебного заведения и выдержавший испытания мог немедленно занимать судоводительскую должность.

По данным, опубликованным Департаментом торговли и мануфактур, в списке судов на 1 января 1896 г. значилось (за исключением Дальнего Востока) 522 парохода. Из этих 522 пароходов на Белом море было 28, на Балтийском море – 85, на Черном и Азовском морях – 228, на Каспийском море – 181.

Механики

В 1903 году отдел торгового мореплавания Министерства финансов разработал проект «Положения о механиках на мореходных судах торгового флота», которое было утверждено Государственным советом 10 (23 по новому стилю) июня 1903 года. В соответствии с Положением на торговом флоте устанавливались звания судовых механиков 1, 2 и 3-го разрядов:

• Механики 1-го разряда имели право обслуживать машины мощностью более 1000 л.с. на пассажирских пароходах.

• Механики 2-го разряда имели право обслуживать машины мощностью от 100 до 1000 л.с.

• Механики 3-го разряда имели право обслуживать машины мощностью менее 100 л.с.

Должности механиков на мореходных судах могли занимать только лица, имевшие диплом. Звания судовых механиков 3-го и 2-го разрядов присваивались только после сдачи экзаменов правительственной комиссии и при наличии определенного плавательного ценза.

13 (26) июня 1905 года император Николай II утвердил «Положение об учебных заведениях для подготовки судовых механиков торгового флота». Учебное заведение для подготовки судовых механиков торгового флота имело целью давать теоретическое и практическое образование лицам, которые хотели посвятить себя службе по механической специальности на судах торгового флота. В России имелись следующие разряды учебных заведений для подготовки судовых механиков торгового флота:

• училища судовых механиков;

• школы судовых механиков;

• курсы по механической специальности.

Учебные заведения для подготовки судовых механиков состояли в ведении главноуправляющего торговым мореплаванием и портами по отделу торгового мореплавания.

Учебные заведения для подготовки судовых механиков торгового флота учреждались в виде самостоятельных учебных заведений, или в соединении с учебным заведением той же специальности другого разряда, или в соединении с Училищем дальнего плавания (образованного по Положению от 06.05.1902).

Училище судовых механиков торгового флота давало теоретическую подготовку судовым механикам второго разряда. Училище состояло из 4 классов, из которых первый – подготовительный, остальные – специальные. Курс обучения в училище состоял из теоретического и практического курсов. Теоретический курс читался все 4 года обучения, по 8 месяцев в году. В школах теоретический курс имел продолжительность 3 года (по 6 месяцев в каждый год).

На 01.01.1911 в учебных заведениях, готовивших судовых механиков, обучался (по всем годам обучения) 1791 человек. За период с 1905 по 1911 год число лиц, имеющих те или иные права на управление судовыми машинами торгового флота, составляло 2758 человек.

Мореходные учебные заведения

С 16 по 23 декабря 1912 г. в Санкт-Петербурге под председательством начальника отдела торгового мореплавания Министерства торговли и промышленности работало особое совещание по реформе мореходного образования. В совещании принимали участие чиновники Министерства торговли и промышленности, начальники портов, начальники мореходных учебных заведений, представители пароходств, представители биржевых комитетов Риги, Виндавы и другие заинтересованные лица. На совещании основным вопросом стоял проект нового положения о мореходных учебных заведениях для подготовки судоводителей торгового флота. Помимо основного вопроса на совещании обсуждали пересмотр некоторых статей закона о судоводителях и судовых механиках торгового флота и вопрос об организации среднего судостроительного образования в России.

По основному вопросу были предложены типы мореходных учебных заведений:

• Мореходные училища, которые готовили бы судоводителей дальнего плавания из числа лиц, имеющих свидетельства об образовании в объеме не ниже городского училища (по Положению 1872 г.) и плавательный ценз, равный 6 месяцам. Училища должны были быть четырехклассными.

• Мореходные школы, которые готовили бы судоводителей дальнего плавания из лиц, имевших свидетельство об образовании в объеме не ниже курса начального народного училища или церковно-приходской школы и плавательный ценз, равный 12 месяцам (пятиклассные мореходные школы). Четырехклассные мореходные школы готовили бы судоводителей малого плавания из лиц, имеющих объем знаний 4 классов пятиклассной мореходной школы. Трехклассные мореходные школы соответствовали бы первым трем классам пятиклассной мореходной школы и предназначались для подготовки детей моряков к дальнейшему обучению в четырехклассных или пятиклассных мореходных школах или в самостоятельных классах дальнего плавания и к прохождению специальных предметов на курсах мореходных знаний.

• Курсы мореходных знаний должны были готовить судоводителей парусных судов от 20 до 100 регистровых тонн полной вместимости.

Помимо учебных заведений предлагалось открыть еще морские промысловые классы.

Преподавание в учебных заведениях должно было быть таковым, чтобы окончивший курс учебного заведения и выдержавший испытания мог немедленно занимать судоводительскую должность.

Организация педагогической школы.

Без истории развития торгового морского судоходства очень трудно перейти к истории создания системы мореходного образования в России и, конечно, к изложению основной темы – как осуществлялась подготовка к преподавательской деятельности выпускников училищ дальнего плавания в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания императора Петра I.

До 1867 г. не были прописаны требования к образовательному цензу, к методам преподавания и правам преподавателей мореходных учебных заведений России. Так в «Плане для заведения Водоходного училища в Санкт-Петербургской губернии» об учителях говорилось: «Как все к предполагаемой здесь навигации принадлежащие предметы, собранные в одной классической книге, могут быть преподаваемы постепенно одним ученикам, то по сему и полагается для оной науки один только Учитель; буде же таковой сыскан не будет, который бы все в оной заключающиеся предметы один преподавал, то число Учителей умножить, на током же основании полагается один Учитель для Немецкого и Английского языков, и один для Бухгалтерства на Итальянский образец».

В «Положении о мореходных классах» 1867 г. также не были прописаны четко требования к преподавателям. В результате чего наряду с офицерами военного флота преподавателями в мореходных классах становились и «полуобразованные шкипера и штурмана, преимущественно уже в преклонном возрасте, учившиеся в крайне отдаленное время, иногда хорошие практики, но не способные к передаче своих скудных знаний будущим шкиперам и штурманам. Некоторые из таких преподавателей, как оказалось впоследствии, не только не могли передавать свои знания ученикам, но и по своим нравственным качествам едва ли могли бы быть допускаемы в учебные заведения». Как положительное следует отметить, что в «Положении о мореходных классах» впервые был сформулирован статус преподавателя мореходного класса: «Учителя при мореходных классах первого разряда сравниваются в правах по классу, должности, разряду, мундиру и пенсии с учителями уездных училищ, а учителя при мореходных классах 2-го и 3-го разрядов – с учителями средних учебных заведений». Кроме того, в штатных расписаниях мореходных классов было прописано денежное содержание штатного преподавателя за проведенные уроки.

Так как мореходные классы открывались в разных местах России – и в крупных городах, и в деревнях, – то и проблемы с преподавателями в каждом мореходном классе стояли более или менее остро. Очень трудно сравнивать возможности по привлечению преподавателей в Одессе, Риге, Санкт-Петербурге с Кемью, Балтийским портом, Магнусгофом, Аксаем. Например, преподавателями в мореходных классах при Санкт-Петербургском речном яхт-клубе были преподаватели Морского кадетского корпуса, высших учебных заведений города, гимназий.

В «Положении о мореходных учебных заведениях ведомства Министерства финансов» от 6 мая 1902 г. были более подробно описаны требования к начальникам учебных заведений, штатным преподавателям этих учебных заведений и их права. В ст. 31 Положения сказано: «Штатные преподаватели в мореходных учебных заведениях считаются на государственной службе и, по представлению начальников означенных заведений, утверждаются в должностях товарищем министра финансов, заведующим делами торговли и промышленности». Начальник и штатные преподаватели училища дальнего плавания приравнивались относительно служебных преимуществ к соответствующим должностям средних общеобразовательных учебных заведений. По выслуге четырех лет они утверждались в чинах, отвечающих классам их должностей, но могли быть произведены в эти чины и ранее этого срока на основании правил, установленных для гражданской службы. Штатные преподаватели в училище дальнего плавания, окончившие курс высшего учебного заведения, соответствовали по должности VIII классу служащих на гражданской службе. Штатные преподаватели в училище дальнего плавания, окончившие курс среднего учебного заведения, соответствовали по должности IX классу служащих на гражданской службе. Штатные преподаватели в училище дальнего плавания, имевшие право преподавать в городских училищах, соответствовали по должности X классу служащих на гражданской службе.

Требования к преподавателям

Много места в Положении отведено требованиям к образованию преподавателей различных предметов. Преподавателями по предметам морской специальности могли быть только лица:

• окончившие Морской кадетский корпус или Морское инженерное училище;

• окончившие Архангельское торгово-мореходное училище, любое училище дальнего плавания, судоводительское отделение Одесского училища торгового мореплавания;

• состоявшие не менее 5 лет преподавателями этих предметов в мореходных классах высшего разряда или в шкиперских курсах;

• если они получат от отдела торгового мореплавания свидетельство на право преподавать в мореходных учебных заведениях.

Преподавателями предметов коммерческой специальности могли быть лица, имевшие право занимать должность преподавателя в коммерческих учебных заведениях Министерства финансов.

Преподавателями математики могли быть лица, окончившие курс математических наук в высших учебных заведениях; Морской кадетский корпус; Морское инженерное училище, судоводительское отделение Одесского училища торгового мореплавания или мореходное отделение Архангельского торгово-мореходного училища.

Впервые в «Положении о мореходных учебных заведениях ведомства Министерства финансов» была указана обязательная учебная нагрузка для преподавателя. Так начальник училища мог преподавать не более 12 уроков в неделю. Штатные преподаватели обязаны были проводить не менее 12 уроков в неделю. За эти часы преподаватели получали денежное содержание в год, исходя из окладов 840 руб., 960 руб., 1080 руб., 1200 руб. Самый низкий оклад (840 руб. в год) назначался при определении на службу, следующий (960 руб. в год) – по прошествии пяти лет работы в данном учебном заведении. Последующее повышение денежного содержания должно было происходить не ранее пяти лет службы. Высшие оклады (1200 руб. в год) полагались по два на учебное заведение. За дополнительные уроки начальник училища получал вознаграждение в размере 60 руб. в год, а штатные преподаватели – в размере 60 руб. за годовой час, за исключением преподавателей, которым разрешено преподавать в городских училищах. Этим преподавателям полагалось вознаграждение в размере 50 руб. за годовой час, такие же суммы вознаграждения назначались и приглашенным преподавателям – 60 руб. за годовой час, как и штатным преподавателям, и 50 руб. за годовой час преподавателям, которым разрешено преподавать в городских училищах час. Пенсии начальнику училища и штатным преподавателям назначались по учебной части исходя из окладов: 1000 руб. – начальнику училища, 720 руб. – штатным преподавателям, окончившим высшие учебные заведения, 600 руб. – штатным преподавателям, окончившим средние учебные заведения, 480 руб. – штатным преподавателям, имеющим право преподавать в городских училищах.

Следующим этапом развития мореходного образования в России стало образование учебных заведений для подготовки судовых механиков торгового флота. Впервые в этих учебных заведениях была введена должность инспектора, который являлся помощником начальника училища по учебно-воспитательной части. Обязанности инспектора в училище исполнял один из штатных преподавателей.

Требования к образованию штатных преподавателей были аналогичными, как и в училищах дальнего плавания. Дополнительно штатными преподавателями могли быть назначены лица, окончившие курс Николаевской морской академии по механическому отделению, окончившие курс Морского инженерного училища по механическому отделению или окончившие какое-либо высшее техническое учебное заведение и имевшие практику в судовом деле.

В «Положении о мореходных учебных заведениях ведомства Министерства финансов» от 6 мая 1902 г. было указано, что «преподавателями по предметам морской специальности могли быть только лица, окончившие Морской кадетский корпус, Морское инженерное училище; лица, окончившие Архангельское торгово-мореходное училище, любое училище дальнего плавания, судоводительское отделение Одесского училища торгового мореплавания; лица, состоявшие не менее 5 лет преподавателями этих предметов в мореходных классах высшего разряда или в шкиперских курсах; лица, если они получат от отдела торгового мореплавания свидетельство на право преподавать в мореходных учебных заведениях» (выделено автором).

Об окончивших «любое училище дальнего плавания» говорить было еще рано – первый выпуск училища должен был состояться только в 1905 г. А вот рассмотреть вопрос о «лицах, если они получат от отдела торгового мореплавания свидетельство на право преподавать в мореходных учебных заведениях» следует подробнее.

24 июля 1903 г. были утверждены «Временные правила для производства испытания и выдачи свидетельства на право преподавания предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях Главного управления торгового мореплавания и портов на 1903 г.».

Для получения свидетельства на право преподавать в мореходных учебных заведениях необходимо было выдержать испытание в испытательной комиссии, которая образовывалась при учебной части отдела торгового мореплавания в Санкт-Петербурге. Председатель и члены испытательной комиссии назначались главноуправляющим торговым мореплаванием и портами. Обязательными членами испытательной комиссии состояли инспектора мореходных учебных заведений.

К испытанию допускались лица не моложе 21 года и имевшие образовательный ценз в объеме не ниже курса городского училища (по Положению 1872 г.) или выдержавшие соответствующие испытания.

Испытательная комиссия собиралась раз в году (осенью). Желающие подвергнуться испытанию на право преподавать в мореходных учебных заведениях должны были представить к 1 сентября в испытательную комиссию следующие документы:

• прошение на простой бумаге о допущении их к испытаниям с обозначением одного или нескольких предметов, избираемых ими для преподавания и разряда учебного заведения, в котором они желают преподавать;

• свидетельство о рождении и крещении; аттестат или свидетельство об окончании курса в учебном заведении и автобиографические сведения.

Кандидаты должны были выдержать экзамены по следующим предметам морской специальности: навигация; морская астрономия; морская практика; устройство и теория корабля; метеорология в применении к учению о погоде; океанография; узаконения, относящиеся к торговому мореплаванию.

Испытание на право преподавания предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях состояло из письменного экзамена, устного экзамена, педагогической подготовки в мореходном учебном заведении.

На письменном экзамене кандидат отвечал в письменном виде в присутствии испытательной комиссии на заданную тему, которая объявлялась председателем испытательной комиссии.

На устном экзамене кандидат отвечал испытательной комиссии на вопросы билета, который он вынимал по жребию. Члены испытательной комиссии имели право задавать кандидату и другие вопросы в пределах экзаменационной программы. Достоинство ответов на экзаменационные вопросы определялось испытательной комиссией отметками «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Программа подготовки к испытанию на право преподавания предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях Главного управления торгового мореплавания и портов составлялась преподавателями Санкт-Петербургского училища дальнего плавания. Среди авторов были К.Н. Оглоблинский, Ю.М. Шокальский, А.П. Шершов, С.А. Советов, И.М. Дандич.

Учебная часть отдела торгового мореплавания после рассмотрения заключения испытательной комиссии о произведенных испытаниях выдавала с утверждением главноуправляющим торговым мореплаванием и портами свидетельство на право преподавания предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях.

Если испытуемый не являлся на экзамен в назначенный срок или прерывал экзамен без уважительной причины, то он лишался права продолжать экзамен и мог возобновить его не ранее как в следующую сессию испытательной комиссии. Кандидаты, которые не выдержали испытания, могли ходатайствовать о допущении их к повторному испытанию, но не ранее следующей сессии испытательной комиссии, т.е. осени следующего года. Кандидаты, не выдержавшие вторичное испытание, к дальнейшим испытаниям не допускались.

Подбор и подготовка

На одном из заседаний Педагогического совета Санкт-Петербургского училища дальнего плавания в 1903 г. рассматривалась идея оставлять двух-трех выпускников училища, кандидатуры которых обсуждались бы Педагогическим советом училища для подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях России. Все преподаватели училища высказались за полезность такого начинания. По результатам обсуждения в 1904 г. Педагогический совет училища обратился в отдел торгового мореплавания с предложением о прикомандировании к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания двух-трех выпускников училищ дальнего плавания для подготовки их к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях России. Также было предложено выплачивать каждому прикомандированному годовое довольствие в размере 500 руб., обосновывая это предложение тем, что во время прикомандирования данное лицо будет лишено возможности зарабатывать средства к существованию.

В мае 1905 г. в Главном управлении торгового мореплавания и портов рассмотрели результаты работы испытательных комиссий за два года. Было указано, что деятельность этих комиссий не дала надлежащих результатов ввиду слабой подготовки тех лиц, которые держали испытания в этой комиссии. Было также указано, что окончившие училища дальнего плавания в 1905 г. (первый выпуск) «еще недостаточно умелые в деле преподавания, требующие несколько иной – специально-педагогической подготовки». Главноуправляющий торговым мореплаванием и портами на основании обсуждения в учебном отделе предложений Педагогического совета Санкт-Петербургского училища дальнего плавания о подготовке окончивших курс мореходного учебного заведения к преподавательскому званию высказал мнение, что наиболее подготовленным к цели подготовки к преподавательской деятельности «следует признать Санкт-Петербургское училище дальнего плавания ввиду следующих соображений: Педагогический совет этого училища вследствие нахождения его в столице будет всегда значительно выше и компетентнее, чем в провинциальных городах, что и подтверждается настоящей деятельностью училища; в столице находятся различные учреждения по всем отраслям мореходных знаний, как, например, компасная мастерская, Главное управление гидрографии, Николаевская главная физическая обсерватория, Новое Адмиралтейство, Балтийский завод и т.п. учреждения, где прикомандированные для подготовки к преподавательской деятельности могли бы по советам и указаниям преподавателей училища пополнять свои знания. Наконец, отдел торгового мореплавания в лице инспекторов мореходных учебных заведений может иметь возможность наблюдения за подготовкой таких преподавателей и в зависимости от достигнутых ими результатов назначить их штатными преподавателями в те учебные заведения, где существует в том надобность».

Касаясь программы подготовки к преподавательской деятельности, Педагогический совет Санкт-Петербургского училища дальнего плавания предложил давать знания прикомандированным более высокого уровня, чем учащимся училищ дальнего плавания, и остановился на программах, утвержденных 22 июня 1904 г. для производства испытаний лицам, желающим получить право преподавать в мореходных учебных заведениях.

Педагогический совет училища разработал определенный порядок подготовки прикомандированных лиц к педагогической деятельности. Срок подготовки был определен два года. Двухлетняя подготовка прикомандированных лиц к преподавательской деятельности состояла из подготовки в стенах училища (четыре этапа) и двух учебных плаваний на судах. Два года подготовки было решено разбить на четыре этапа, согласовав их продолжительность и сроки с периодами обучения учащихся в училище. Курс подготовки складывался из теоретической и практической подготовки. Принцип обучения прикомандированного лица, предписанный «порядком», должен был быть следующим: «Присутствуя на уроках преподавателя не как ученик, а как наблюдающий за способами преподавания, помогая иногда преподавателю в классе по проверке задач и при практических занятиях, заменяя преподавателя в некоторых случаях, например, во время его отсутствия, давая пробные уроки на заданную тему в присутствии преподавателя, с указанием последнего на те промахи, которые были сделаны во время урока, такой прикомандированный кандидат на преподавателя, несомненно, приобретает необходимый ему опыт в преподавании и умении обращаться с целым классом учеников, что, конечно, имеет большое значение в последующей деятельности каждого преподавателя». Преподавателям, которые занимались подготовкой прикомандированных, предлагалось повысить оплату труда по отношению к оплате труда преподавателей в училищах дальнего плавания.

13 июня 1905 г. последовало Высочайшее утверждение мнения Государственного совета о прикомандировании к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания императора Петра I шести лиц для подготовки к преподавательской деятельности.

23 июня 1905 г. были утверждены «Правила подготовки преподавателей предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях при Санкт-Петербургском училище дальнего плавания».

В соответствии с этими правилами к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания прикомандировывалось не более шести выпускников училищ дальнего плавания. Отбор прикомандированных осуществлялся учебным отделением отдела торгового мореплавания по предложению начальников училищ дальнего плавания (или приравненных к ним мореходных учебных заведений). Начальник учебного заведения мог предложить в учебное отделение одного-двух кандидатов. Учебное отделение высылало в адрес Санкт-Петербургского училища дальнего плавания список лиц, которые прикомандировывались к училищу. В первый год обучения прикомандированный получал денежное содержание в размере 40 руб. в месяц, а во второй год – 60 руб.

В правилах указывалось, что прикомандированные лица после окончания теоретической и практической подготовки к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания должны были прослужить по требованию отдела торгового мореплавания не менее четырех лет преподавателями в тех мореходных учебных заведениях, куда они будут назначены. По выслуге четырех лет они имели право на зачисление им в действительную государственную службу времени подготовки к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания, но не более двух лет.

В октябре 1905 г. Педагогический совет училища внес дополнение в утвержденные ранее правила. Суть дополнения сводилась к тому, что прикомандированным лицам рекомендовалось избирать не более четырех предметов, по которым они желали бы готовиться к преподавательской деятельности. Избранные предметы нельзя было менять в течение всего курса подготовки.

Курс теоретической подготовки прикомандированных лиц состоял из:

• изучения предметов морской специальности по установленным программам под руководством и наблюдением преподавателей этих предметов;

• посещения казенных и частных учебных и морских технических учреждений, связанных с той специальностью, которую изучает прикомандированный; выполнения различных работ по указаниям преподавателей в этих учреждениях.

Курс практической подготовки прикомандированных лиц состоял из:

• изучения способов преподавания учебных предметов преподавателем путем наблюдения за методами преподавания во время посещения занятий учащихся;

• помощи преподавателям во время демонстрации учебных пособий и при проверке ученических работ;

• оказания помощи ученикам и наблюдения за ними во время практических занятий учащихся;

• самостоятельного преподавания уроков на тему по выбору преподавателя;

• замены преподавателя в случае его отсутствия.

Во время плавательной практики учащихся училища дальнего плавания прикомандированные назначались начальником училища руководителями плавательной практики групп учащихся на судах. В обязанности руководителя плавательной практики входило обеспечение выполнения программы плавательной практики, утвержденной начальником Санкт-Петербургского училища дальнего плавания.

Ранее уже указывалось, что весь период обучения прикомандированных был разбит на четыре этапа, которые были увязаны с учебным процессом в училище.

Четыре этапа

На первом этапе подготовки в стенах училища (октябрь-декабрь первого года подготовки) прикомандированные лица занимались исключительно математикой и пароходной механикой для укрепления их знаний по этим дисциплинам. Для этой цели преподавателями училища организовывались с прикомандированными лицами занятия в соответствии с утвержденными программами.

На втором этапе (январь-май первого года подготовки) для прикомандированных лиц организовывались занятия по математике и специальным предметам (навигации, астрономии, морской практики, законоведению и др.). Занятия проводили преподаватели училища по утвержденным программам. Прикомандированным лицам поручалась проверка решения задач у учащихся. В течение недели каждый прикомандированный должен был проверить по одной работе учеников.

На третьем этапе (октябрь-декабрь второго года подготовки) прикомандированные лица занимались специальными предметами (навигацией, астрономией, морской практикой, законоведением и др.). Для этой цели им организовывались занятия с преподавателями училища по утвержденным программам. Кроме этого, прикомандированные были обязаны посещать занятия преподавателей для ознакомления со способами преподавания. Прикомандированным лицам также поручалось проверять и исправлять задачи учеников 1-го класса по специальным предметам – не более одной работы в 2 недели.

На четвертом этапе (январь-май второго года подготовки) прикомандированные давали пробные уроки (темы назначались преподавателями училища) в присутствии преподавателей училища. По окончании пробных уроков присутствовавшие на уроках преподаватели училища объясняли прикомандированным лицам промахи и недостатки, выявленные при проведении уроков. Прикомандированным лицам поручалась проверка и исправление работ учеников 2-го класса. Преподаватели училища сами проверяли задачи учеников и результаты работы (проверка и исправление работ учеников 2-го класса) прикомандированных лиц. В итоге преподаватели училища указывали прикомандированным лицам их промахи и просчеты. В конце четвертого этапа подготовки прикомандированным лицам поручалось исправление задач учеников 3-го класса, причем оценка работы ученика 3-го класса производилась преподавателем училища в присутствии прикомандированного лица, проверявшего и исправлявшего данную работу ученика.

Для изучения методики проведения экзаменов прикомандированные лица были обязаны присутствовать на приемных, переводных и выпускных экзаменах по предметам обучения в училище.

Первыми экзаменами, на которых должны были присутствовать прикомандированные, были переводные и выпускные экзамены в конце второго этапа подготовки прикомандированных лиц (конец апреля – начало мая). На этих экзаменах они присутствовали как наблюдатели и непосредственно к производству экзаменов не допускались. В начале третьего этапа подготовки (конец сентября – начало октября) в училище проводились приемные экзамены вновь принимаемых учеников по общеобразовательным предметам. На этом этапе прикомандированные допускались к непосредственному приему экзаменов под наблюдением преподавателей, но выставлять оценки они права не имели.

В конце четвертого этапа подготовки (апрель) прикомандированные допускались к производству переводных экзаменов из 1-го во 2-й класс и к испытаниям учеников всех классов в умении пользоваться мореходными инструментами. Прикомандированные лица по результату экзамена имели право выставлять отметку экзаменующемуся, которую утверждал преподаватель вместе с назначенным на экзамен ассистентом.

Для получения навыка преподавания прикомандированные лица прикреплялись первоначально к группе учеников, а затем и к целому классу. Каждому прикомандированному лицу поручалось помогать отстающим ученикам во внеклассное время. Во время третьего этапа подготовки прикомандированные лица иногда допускались заменять отсутствующего преподавателя училища на занятие с предшествующим инструктажем и объяснениями преподавателем училища.

Для получения навыка общения с учениками прикомандированным лицам поручалось наблюдение за каким-либо классом, с учениками которого им рекомендовалось хорошо ознакомиться.

За время подготовки к преподавательской деятельности прикомандированные знакомились с ведением всей учебной части в училище, с канцелярской и бухгалтерской деятельностью училища дальнего плавания. Такое ознакомление с внутренней жизнью училища и притом под наблюдением и руководством опытного начальника училища и преподавателей училища способствовало правильной и однообразной постановке мореходного образования во всех учебных заведениях Главного управления торгового мореплавания и портов.

В 1906 г. начальник Санкт-Петербургского училища дальнего плавания утвердил «Инструкцию для прикомандированного лица, отправляемого руководителем плавательной практики учащихся на судно». В данной инструкции указывалось, что прикомандированному лицу поручается и доверяется надзор за поведением и обучением учеников вверенной ему группы. В инструкции указывались права и обязанности прикомандированного лица при подготовке выделенной группы учеников к плаванию, во время плавания. Указывались документы, которые должно было вести прикомандированное лицо во время руководства выделенной группой учеников на судне.

Заключительный этап

Заключительным этапом подготовки к преподавательской деятельности являлась проверка степени подготовленности прикомандированных лиц к преподавательской деятельности. Для этой проверки организовывалась особая комиссия, состоящая из членов учебной части отдела торгового мореплавания и преподавателей – специалистов Санкт-Петербургского училища дальнего плавания. Для проверки степени подготовленности к преподавательской деятельности каждый прикомандированный должен был провести два пробных урока: один по общеобразовательному предмету, второй – по специальному предмету. Уроки проводились в присутствии членов особой комиссии. Темы уроков выбирались комиссией и сообщались прикомандированным лицам за два дня до урока. После каждого урока организовывался коллоквиум, во время которого члены комиссии делали замечания по проведению данного урока, по разработке материала урока, по форме изложения материала.

После положительного отзыва особой комиссии учебная часть отдела торгового мореплавания выдавала с утверждением главноуправляющим торговым мореплаванием и портами свидетельство на право преподавания предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях.

В сентябре 1909 г. учебной частью отдела торгового мореплавания была создана комиссия по вопросу подготовки к преподавательской деятельности прикомандированных к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания. Председателем комиссии был назначен генерал-майор А.М. Дандич, а членами – генерал-майор Г.И. Шульгин, генерал-майор Ю.М. Шокальский, действительный статский советник В.Л. Иванов, контр-адмирал в отставке А.П. Андреев, действительный статский советник Л.А. Гавришев, полковник К.Н. Оглоблинский, полковник С.В. Мешков, статский советник М.Н. Гердзей, надворный советник В.В. Виноградов. Секретарем комиссии был С.И. Кузнецов. Комиссия работала 18, 19, 21 и 25 сентября 1909 г. Комиссия рассмотрела следующие вопросы:

1. Какова общая постановка занятий с прикомандированными лицами в Санкт-Петербургское училище дальнего плавания?

2. Какими она обладает качествами?

3. Какие изменения должны быть внесены на будущее время?

На заседании комиссии с докладом выступил начальник Санкт-Петербургского училища дальнего плавания, действительный статский советник В.Л. Иванов.

В ходе обсуждения доклада В.Л. Иванова, выступлений участников особой комиссии, которые участвовали в выпускных испытаниях прикомандированных к училищу, генерал-майора Г.И. Шульгина, действительного статского советника Л.А. Гавришева, комиссия констатировала, что «задача, возложенная на Санкт-Петербургское училище дальнего плавания, согласно требованиям закона, была выполнена прекрасно и преподаватели дали прикомандированным более, чем от них требовалось». Комиссия признала желательным продолжение дела подготовки преподавателей путем прикомандирования окончивших курс училища дальнего плавания к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания. Комиссия указала и некоторые недостатки этой организации. Главным недостатком комиссия посчитала то, что у прикомандированных лиц отсутствовали систематические знания по тем учебным предметам, которые они избрали своей специальностью. Для устранения этого недостатка было предложено внести в организацию подготовки прикомандированных лиц к преподавательской деятельности как улучшение качества занятий с ними, так и более точно регламентировать обязанности, возложенные на прикомандированных лиц, и их права после окончания подготовки.

Правила приема

На заседании 19 сентября комиссия выработала правила приема лиц в Санкт-Петербургское училище дальнего плавания для подготовки к преподавательской деятельности. Было установлено четыре рода требований, которым должен удовлетворять кандидат в прикомандирование к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания. Кандидатами могли быть:

• Получившие медали за успешное окончание училища дальнего плавания.

• Совершившие определенное число месяцев плавания.

• Определенного возраста.

• Имевшие преподавательский опыт.

Комиссия предложила ввести коэффициенты на основе вышеизложенных требований. Так для получившего большую золотую медаль за успешное окончание училища вводился коэффициент, равный 2. Для получившего большую серебряную медаль за успешное окончание училища вводился коэффициент, равный 1. Кандидат, имевший плавательный ценз от 18 до 24 месяцев, получал коэффициент, равный 1, а более 24 месяцев – 2. Кандидат, имевший возраст более 22 лет, получал коэффициент, равный 1. Кандидат, имевший опыт преподавательской работы более 2 лет, получал коэффициент, равный 1. Комиссия предложила отбор кандидатов осуществлять путем подсчета коэффициентов. Предпочтение следовало отдавать лицам, получившим наибольшую сумму коэффициентов и хороший отзыв начальника того училища дальнего плавания, которое окончил кандидат.

Комиссия признала справедливым назначить вознаграждение преподавателям за 1 час лекций по общеобразовательным предметам не менее 100 руб., а по специальным предметам – 150 руб.

Комиссия признала необходимым изучение прикомандированными лицами общеобразовательных предметов в течение первого года подготовки (два первых этапа), а специальных предметов – в течение первых трех этапов. На каждый предмет должно было отводиться следующее время:

Итого в неделю предусматривалось 15,5 часов занятий.

В конце заседания комиссия выработала перечень обязанностей прикомандированных к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания лиц для подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях.

По результатам работы комиссии и предложений Педагогического совета Санкт-Петербургского училища дальнего плавания были предложены на утверждение в учебный комитет по мореходному образованию отдела торгового мореплавания «Правила для прикомандирования к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания императора Петра I для подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях по судоводительской части». Данные правила были утверждены министром торговли и промышленности в 1910 г.

Желающие пройти данную подготовку должны были окончить полный курс училища дальнего плавания и подать прошение в отдел торгового мореплавания с приложением следующих документов: метрического свидетельства; аттестата об окончании училища дальнего плавания; диплома или свидетельства от испытательной комиссии о выдерживании экзамена на звание штурмана дальнего плавания; книжки о плавании или свидетельства о плавании; свидетельства о благонадежности. Срок подачи прошения был установлен до 1 августа. Отдел торгового мореплавания запрашивал отзывы о подавших прошения у начальников тех училищ дальнего плавания, которые окончили подаваемые прошение.

На основании вышеперечисленных документов в отделе торгового мореплавания составлялся список всех кандидатов, подавших прошение, с указанием имени, отчества и фамилии; возраста; в каком училище дальнего плавания окончил курс; награжден или нет медалью и какой при окончании курса; имеет ли звание штурман дальнего плавания (с указанием номера диплома или свидетельства, выданных испытательной комиссией); числа месяцев плавания; стажа преподавательской деятельности; свидетельства о благонадежности; выводов из отзыва начальника училища дальнего плавания, в котором кандидат прошел полный курс обучения. Выбор лиц, прикомандированных к Санкт-Петербургскому училищу дальнего плавания, производился на основании указанного выше списка учебным комитетом по мореходному образованию Министерства торговли и промышленности. При рассмотрении кандидатов предпочтение отдавалось лицам, награжденным большими медалями (золотыми или серебряными) по окончании курса обучения в училище дальнего плавания, имеющим не менее 22 лет от роду, совершившим плавание на морских судах продолжительностью не менее 18 месяцев и обладающим педагогической практикой. Выбранные учебным комитетом лица утверждались в отделе торгового мореплавания не позднее 1 октября, и список утвержденных прикомандированных лиц высылался в адрес начальника Санкт-Петербургского училища дальнего плавания.

Каждый прикомандированный для подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях получал на свое содержание в год 600 руб. (по 50 руб. в месяц начиная с 1 октября года прикомандирования).

Каждый прикомандированный имел право выбрать, по каким специальным предметам он будет готовиться. Этими специальными предметами были: мореходная астрономия; навигация с девиацией и лоцией; морская практика; устройство и теория корабля; физическая география; океанография и метеорология; законоведение. Прикомандированный сам выбирал для специального изучения не более 4 специальных учебных предметов, причем законоведение являлось обязательным предметом для всех прикомандированных.

Теория и практика

Подготовка прикомандированных лиц состояла из теоретической и практической подготовки.

Для теоретической подготовки прикомандированные обязаны были посещать особо установленные для них лекции по тем из специальных учебных предметов, которые они выбрали для изучения. Прикомандированные должны были посещать все установленные для них лекции по общеобразовательным предметам: алгебре, тригонометрии, физике и теоретической механике. Каждый прикомандированный должен был обязательно написать по одному сочинению на заданную ему в конце 2-го этапа тему по каждому выбранному им специальному предмету. Сочинения должны быть представлены преподавателям в конце 3-го этапа подготовки. Преподаватели должны были просмотреть эти сочинения и сдать в учебный комитет по мореходному образованию в канун 4-го этапа подготовки.

Каждый прикомандированный должен был в течение первых 3 этапов подготовки посетить еженедельно не менее пяти уроков преподавателей, а всего на каждом этапе подготовки – не менее десяти уроков по каждому из выбранных им для изучения специальных предметов.

Правилами было установлено, что каждый прикомандированный должен был на первом этапе подготовки проверить правильность решения домашних заданий по математическим предметам учениками – не более одной работы в две недели. Во втором и третьем этапах подготовки каждый прикомандированный обязан проверить выполнение заданий учениками по специальным предметам из расчета не более двух работ в каждом этапе.

При отсутствии преподавателя прикомандированный должен был заменить его, но не более двух раз каждого преподавателя в год и только по специальным предметам и математическим предметам.

Каждый прикомандированный, присутствуя на приемных экзаменах и экзаменах на первом году подготовки, мог наблюдать за способами производства экзаменов. На втором году – на переводных и выпускных экзаменах прикомандированный помогал преподавателям в производстве экзаменов, но самостоятельно ставить оценку за ответы ученика не имел права.

На четвертом этапе подготовки каждый прикомандированный обязан был дать пробные уроки – 1 час по общеобразовательным предметам и 3 часа по выбранным им специальным предметам. Подготовка к проведению урока проходит под руководством преподавателя того предмета, по которому прикомандированный будет проводить пробный урок. После окончания урока преподаватель производил разбор проведенного урока как по форме проведения, так и по существу.

Ежедневно один из прикомандированных назначался дежурным по училищу. Тем самым он являлся в этот день помощником инспектора училища во всех его обязанностях. Таким образом прикомандированные знакомились с работой учебной части училища.

Во втором году подготовки каждый прикомандированный должен был в течение месяца в свободное от занятий время заниматься в канцелярии училища, тем самым он знакомился с ведением хозяйственной и бухгалтерской деятельности в училище.

Каждый прикомандированный имел право отсутствовать в училище, если в расписании на этот день нет обязательных для посещения лекций. Однако отсутствовать в училище могли не более двух прикомандированных одновременно. Для соблюдения этого порядка велся специальный график.

Прикомандированным запрещалось давать платные уроки как ученикам училища, так и кандидатам, готовящимся к поступлению в училище. Лица, не выполняющие требования данных правил, исключались из числа прикомандированных.

Окончательная оценка знаний прикомандированных лиц производилась особой комиссией в том же составе, но по возвращении прикомандированных лиц из летнего плавания, совершаемого учениками училища после весеннего полугодия.

На основании протоколов особой комиссии лицам, выдержавшим испытание, отделом торгового мореходства выдавалось свидетельство утвержденного образца на право преподавания тех или иных предметов морской специальности в мореходных учебных заведениях по судоводительской части. Получивший указанное свидетельство обязан был прослужить по назначению отделом торгового мореплавания в должности штатного преподавателя мореходного учебного заведения срок, превышающий как минимум двойной срок времени подготовки к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания. По выслуге четырех лет они имели право на зачисление им в действительную государственную службу времени подготовки к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания, но не более двух лет.

Заключение

Так была организована и развивалась система подготовки к преподавательской деятельности в мореходных учебных заведениях в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания. Она была похожа на систему подготовки к преподаванию в университетах, когда наиболее одаренным выпускникам предлагалось остаться на кафедре для подготовки к преподавательской деятельности. Однако педагогический коллектив Санкт-Петербургского училища дальнего плавания, столкнувшись с трудностями организации и проведения такой подготовки, с честью вышел из трудного положения. В подтверждение этого ниже приводятся некоторые биографические сведения прошедших такую подготовку лиц в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания.

Осенью 1905 г. в Санкт-Петербургское училище дальнего плавания прибыла первая группа прикомандированных лиц – окончившие курс в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания в 1905 г. В.В. Бутелев, А.К. Забега, А.Ф. Сальников; окончивший Бакинское училище дальнего плавания Н.Ф. Баянов; окончивший Архангельское торгово-мореходное училище Н.В. Вишняков и окончивший Магнусгофское училище дальнего плавания Э.Ф. Нейман, которые в 1907 г. окончили подготовку к преподавательской деятельности и получили свидетельства о праве преподавать морские специальные предметы в мореходных учебных заведениях. С 1907 по 1909 год прошли подготовку М.Ф. Гротин, В.Ф. Кузнецов, Д.Г. Мирандов, С.А. Молчанов, Э.М. Рыдалевский. В этой группе начал подготовку П.Г. Саулит, который был уволен в 1908 г. за неблагонадежность. С 1909 по 1911 год прошли подготовку К.В. Будников, А.В. Гостев, И.Ф. Львов, Н.И. Панин, И.А. Хабалов.

Как сложилась судьба этих выпускников? Вот некоторые данные:

Н.В. Вешняков окончил Архангельское торгово-мореходное училище. Проходил подготовку к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания в 1905-1907 гг. После окончания подготовки преподавал в Архангельском торгово-мореходном училище, Архангельском техникуме водного транспорта, руководил Архангельским торгово-мореходным училищем, Архангельским техникумом водного транспорта.

Э.М. Рыдалевский окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания. Прошел подготовку к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания в 1907-1909 гг. В 1915 г. сдал экзамен на прапорщика по морской части, служил в Морской бригаде Северо-Западного фронта Морской крепости Императора Петра Великого, в 1916 г. перешел в распоряжение начальника дивизии подводных лодок Балтийского флота. Подпоручик по адмиралтейству (с 1916 г.). В 1916-1918 гг. Рыдалевский служил вахтенным начальником подводной лодки «Пескарь» с откомандированием на подводную лодку «Вепрь», штурманом подводной лодки «Вепрь». В 1918 г. окончил офицерский класс учебного отряда подводного плавания (последний выпуск). В 1918 г. Э.М. Рыдалевский становится флагманским штурманом дивизии подводных лодок Балтийского моря. 22 июля 1918 г. Э.М. Рыдалевский назначается командиром подводной лодки «Ягуар» Отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота (командует с 22.07.1918 по 01.01.1919). В 1920 г. Э.М. Рыдалевский служил на Черном море минным офицером на подводной лодке «Утка», в 7-й роте Севастопольского флотского экипажа.

А.В. Гостев после окончания подготовки к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания в 1909-1911 гг. служил штатным преподавателем в Архангельском торгово-мореходном училище, Архангельском техникуме водного транспорта. Возглавлял судоводительское отделение, учебную часть в Архангельском техникуме водного транспорта.

Н.И. Панин прошел подготовку к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания в 1909-1911 гг. Преподавал в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания, Петроградском техникуме водных путей сообщения, Ленинградском морском техникуме. Руководил судоводительским отделением в Ленинградском морском техникуме.

И.А. Хабалов окончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания в 1906 г. В 1909-1911 гг. прошел подготовку к преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском училище дальнего плавания. После окончания подготовки до 1913 г. служил штатным преподавателем в мореходной школе с. Устье (Ораниенбаумского уезда), а в 1913-1925 гг. преподавал морскую астрономию, физику и математику в Училище дальнего плавания – техникуме водных путей сообщения (Ростов-на-Дону). С 1925 г. И.А. Хабалов преподавал в Ленинградском морском техникуме. В 1925-1934 гг. возглавлял судоводительское отделение ЛМТ, в 1930-1932 гг. одновременно возглавлял судомеханическое и эксплуатационное отделения.

Морские вести России №№17, 18 (2018), 1, 2 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
НТЦ Редуктор
ЭКОС Групп
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

30.04.2025

Из истории флота

28.02.2025

Из истории флота

03.02.2025

Из истории флота