От матроса до министра - Морские вести России

От матроса до министра

27.04.2023

Из истории флота

От матроса до министра

В Российском университете транспорта 21 ноября прошла конференция, посвященная 120-летию со дня рождения Виктора Георгиевича Бакаева. Выпускник отделения морских сообщений водного факультета Московского института инженеров транспорта (ныне РУТ-МИИТ), он всю жизнь работал на благо отечественного морского торгового флота, его становления и развития. С 1954 по 1970 год Виктор Бакаев занимал должность министра морского флота СССР.

Сергей Бакаев, заместитель директора Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций

«Виктор Бакаев» в «Новошипе»

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор университета Александр Климов. Он отметил важность развития отрасли водного транспорта – морского и речного – для экономики России в современных условиях.

В конференции принял участие Юрий Цветков, заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот». Говоря о значительной роли В.Г. Бакаева в развитии отечественного морского торгового флота, он особенно отметил, что в 1967 году министром был подписан приказ «О выделении Управления нефтеналивного флота из состава Черноморского пароходства и создании на его базе Новороссийского морского пароходства».

Сегодня очевидна историческая роль данного решения в сохранении мировых позиций России как морской державы. ПАО «Новошип» является крупнейшей российской судоходной компанией, входящей в группу «Сов­комфлот». Он напомнил, что в составе флота компании с 2013 года успешно трудится танкер «Виктор Бакаев».

Директор музея университета Екатерина Куликова рассказала об истории возникновения в 1896 году и дальнейших этапах реформирования Императорского Московского инженерного училища в теперешний Российский университет транспорта. В том числе она отметила появление в 1924 году водного факультета Московского института путей сообщения и ликвидацию его в дальнейшем, а также то, что жизнь вновь соединила их вместе. В 2019 году в структуре Российского университета транспорта образована Академия водного транспорта, возрождающая лучшие традиции факультета.

Участникам конференции была представлена иллюстрированная презентация основных этапов жизненного и профессионального пути В.Г. Бакаева «От матроса до министра».

Биография довольно типична для многих специалистов того времени, той далекой, но и весьма поучительной эпохи возрождения и становления не только отечественного морского флота, но и всей экономики страны. Она во многом сходна с биографиями выдающихся руководителей, создавших в советский период мощную отечественную промышленность, энергетику, транспорт, вплоть до нашего времени составляющих реальную базу отечественной экономики.

В их числе легендарные министры СССР: путей сообщения – Борис Бещев, судостроительной промышленности – Борис Бутома, нарком, а затем министр речного флота Зосима Шашков и многие, многие другие.

Рабочий, красноармеец, инженер

Так каким же был, как жил и как работал Виктор Бакаев, человек своего времени, сумевший в жизни подняться на вершину горы, сделавший свое имя легендарным и по праву заняв свое место в строю великих организаторов производства?

Он родился 21 ноября 1902 года в Бежице, пригороде Брянска, в потомственной рабочей семье, его дед и отец трудились на брянском заводе «Арсенал». Одиннадцатилетним мальчишкой начал трудовую жизнь учеником в мастерских морского порта Бердянска, куда семья была сослана после революционных событий 1905 года. Так и получилось, что, будучи трех лет от роду, попал в ссылку вместе с родителями.

Вот как впоследствии он вспоминал это время: «Я очищал, или «рашкал», обросшие ракушками и водорослями днища, грел на ножном горне заклепки для котельщиков. Работал с 6 часов утра до 6 часов вечера, зарабатывая 15 копеек в день».

А сам мечтал о море, и было бы странно, если бы было иначе с мальчишкой, жившим и работавшим на берегу теплого и загадочного моря. И вскоре мечта сбылась – на парусной фелюге он впервые вышел в море, а затем, уже на портовом катере, получил первую мореходную книжку и специальность матроса.

В 1915 году Виктор вместе с семьей вернулся из Бердянска в родные места, на Брянщину, где продолжил «династию», став рабочим «Арсенала». В 1919 году от заводского станка ушел в составе Брянского рабочего полка Красной армии на Гражданскую войну.

После демобилизации в 1920 году он по зову души вернулся к морской профессии. А в 1922 году матроса Бердянского морского порта Виктора Бакаева по комсомольской путевке направили на учебу на рабочий факультет Московского института инженеров путей сообщения.

И в январе 1930 года, окончив отделение морских сообщений водного факультета МИИТ, молодой инженер приступил к работе в отделе развития портов Центрального управления морского транспорта (ЦУМОР) Народного комиссариата путей сообщения, а вскоре и возглавил отдел. Затем был командирован на Дальний Восток с заданием организовать работу морских портов региона.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В. Бакаев занимался обеспечением морских перевозок в Черноморском и Каспийском бассейнах, был уполномоченным Государственного комитета обороны по выгрузке военных грузов в Мурманском морском порту, а в 1945 году был назначен заместителем народного комиссара морского флота СССР и направлен на Дальний Восток для организации транспортного обеспечения частей Красной армии, участвовавших в войне с Японией.

В 1946 году, уже в ранге заместителя министра морского флота СССР, был назначен начальником Главдальфлота и вновь направлен на Дальний Восток, где занимался восстановлением дальневосточных портов и созданием Сахалинского морского пароходства. Затем вернулся в Москву и в 1948 году стал первым заместителем министра.

Министр морского флота

В 1954 году назначен министром морского флота СССР. Пройдя трудный путь от матроса до руководителя отрасли, В.Г. Бакаев приобрел значительный опыт практической работы в портовом хозяйстве, организации движения флота и развитии морских перевозок.

Одновременно он накопил богатый научный потенциал, защитив в 1939 году кандидатскую, а в 1952-м и докторскую диссертацию. Им подготовлен ряд фундаментальных учебников и научных публикаций. Он стал деканом факультета в Ленинградском институте инженеров водного транспорта (ныне Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова) и доцентом Военно-транспортной академии РККА, был одним из основателей и первым руководителем профильной кафедры во Владивостокском высшем мореходном училище (ныне Морской государственный университет) имени адмирала Г.И. Невельского.

Грамотно и последовательно применяя исследовательский подход, используя результаты научной работы в процессе управления отраслью, он сумел вывести морской флот страны в число передовых в стране.

После ухода на пенсию в 1970 году Виктор Георгиевич продолжал творческую работу в Институте истории естествознания и техники АН СССР, написал ряд важных материалов по истории отечественного мореплавания и кораблестроения, организации работы морского транспорта.

Ветеран морского флота Виталий Збаращенко, прошедший славный трудовой путь от штурмана на судах Северного морского пароходства до заместителя министра морского флота, отметил, что на посту министра В.Г. Бакаев внес выдающийся вклад в создание и развитие потенциала отечественного морского торгового флота.

Он напомнил, что одним из важнейших достижений того периода было превращение убыточного морского флота в полноценную, рентабельно работающую отрасль народного хозяйства страны, что позволило вывести ее в число передовых. Осуществлено значительное пополнение флота новыми судами, укреплена материально-техническая база, внедрены новейшие технологии эксплуатации флота и береговой инфраструктуры. Он отметил, что в складывающейся сегодня ситуации в морской отрасли необходимо также эффективно решать те же давно назревшие проблемы.

По его мнению, эффективная работа на посту министра морского флота в значительной степени определялась тем, что В.Г. Бакаев, будучи одновременно практиком и ученым с большим опытом научно-педагогической работы, обладал широким кругозором, успешно применял научные подходы к процессу управления отраслью, придавал первостепенное значение воспитанию моряков высокой квалификации.

В свою очередь, Евгений Казанцев, вице-президент Союза транспортников России, ветеран отрасли, начавший свой путь штурманом речного теплохода и ставший первым заместителем министра транспорта РФ, также затронул назревшие в отрасли проблемы, связанные с необходимостью проведения структурных и организационных мероприятий по улучшению работы водного транспорта. По его словам, эти проблемы необходимо решать в комплексе, учитывая те задачи, которые ставит государство, интересы грузоотправителей и перевозчиков в различных видах транспорта.

Владимир Мальцев, председатель Общероссийского движения поддержки флота, отметил роль В.Г. Бакаева в годы войны на Каспийском море и на Дальнем Востоке, где он занимался обеспечением морских перевозок военных грузов, эвакуацией оборудования, нефтяных запасов. Он высоко оценил работу В.Г. Бакаева уполномоченным Государственного комитета обороны по выгрузке военных и других грузов, поступавших морскими конвоями по ленд-лизу, в Мурманском морском порту. А затем и в 1945 году, когда он был назначен заместителем народного комиссара морского флота СССР и направлен на Дальний Восток для организации транспортного обеспечения частей Красной армии, участвовавших в войне с милитаристской Японией. Он также обратил внимание, что в 60-е годы морской торговый флот страны был способен выполнить самые сложные оперативные задачи, например, такие как перевозка значительных количеств личного состава и сложнейшей военной техники на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года.

В.Г. Бакаев – непосредственный участник, один из разработчиков и руководителей тогда сверхсекретной, а теперь уже известной своим кодовым названием операции «Анадырь».

В конференции приняли участие курсанты Академии водного транспорта РУТ, которые рассказали о вкладе В.Г. Бакаева в развитие Северного морского пути и создание положившего начало новой эпохи его освоения атомохода «Ленин».

Подводя итоги конференции, инициатор проведения и организатор конференции – директор Академии водного транспорта РУТ Алексей Володин дал высокую оценку деятельности В.Г. Бакаева, доктора технических наук, автора многих публикаций, среди которых широко признанные фундаментальные учебники по основам эксплуатации морского флота, одного из наиболее эффективных организаторов и руководителей отрасли. Он отметил важное воспитательное значение обращения к истории и вкладу выдающихся людей отечественного морского и речного флота в его становление и развитие.

Заключение

Завершилась конференция посещением экспозиции, посвященной В.Г. Бакаеву в музее РУТ (МИИТ). Посетители выставки смогли познакомиться с фотографиями, документами, книгами и личными вещами, иллюстрирующими страницы его жизни и деятельности, характеризующими особенности эпохи развития морского транспорта в период 40-60-х годов XX века.

Все участники получили памятное издание «Судьба матроса», подготовленное к знаменательной дате.

Внимание к проблемам российского морского торгового флота, проявляемое руководством страны, начавшийся процесс возрождения гражданского судостроения, пополнения флота новыми судами, совершенствования портовой инфраструктуры морского транспорта свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии одной из важнейших составляющих транспортной отрасли отечественной экономики.

Абсолютно современный взгляд В.Г. Бакаева на роль и значение отечественного морского торгового флота вполне созвучен этим тенденциям и соответствовал жизненной позиции, которая была ему свойственна.

*

Морские вести России №18 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ