Снижение добычи и переориентация экспорта нефти
26.04.2022
Грузовая база
Фото: ПАО «Совкомфлот»
В отличие от 2020 года, когда объем нефтедобычи в России сократился, по итогам 2021 года наблюдался пусть небольшой, но все же рост показателя – на 2,2%, до 524,1 млн тонн. Экспорт нефти сократился на 3,2%, до 225 млн тонн.
Начиная с конца февраля отрасль оказалась под влиянием геополитических и санкционных рисков, обусловленных событиями на Украине: введения эмбарго на импорт российской нефти со стороны США, Канады и Великобритании, выхода западных компаний из российских добывающих проектов и др. Пока с учетом подскочивших до максимумов 2014 года цен на нефть российская отрасль оказалась в благополучном положении, но в дальнейшем эксперты не исключают снижения объемов добычи и экспорта российской нефти и прогнозируют перераспределение экспортных грузопотоков с европейского на азиатское направление.
Галина Музлова
«Никогда такого не было, и вот опять...»
В течение 2009-2019 годов в России наблюдался постоянный рост объемов добычи нефти, и практически каждый год страна обновляла очередной «постсоветский максимум». За указанный период показатель вырос более чем на 70 млн тонн (рис. 1). Небольшие снижения добычи в годовом выражении были отмечены в 2008 и 2017 годах, в 2019 году российская отрасль поставила рекорд годовой и среднесуточной добычи (560,2 млн тонн и 11,25 млн барр./сут соответственно), после чего в 2020 году добыча сократилась на 8,6%, до 512,7 млн тонн, а среднесуточная – до 10,27 млн барр./сут.
Рис. 1. Динамика добычи нефти в России, 2009-2021 гг., млн тонн
Источник: Минэнерго России, ЦДУ ТЭК
В 2021 году нефтяная промышленность, как и другие отрасли российской экономики, восстанавливалась от последствий пандемии и «привыкала» ориентироваться не только на рыночные факторы, но и на эпидемиологическую обстановку. В отличие от провального 2020 года, в прошлом году наблюдался небольшой, но все же рост добычи – на 2,2%, до 524,1 млн тонн. Среднесуточные показатели выросли до 10,52 млн барр./сут.
Добычу увеличили «Лукойл» (+3,1%), «Сургутнефтегаз» (+1,3%), «Татнефть» (+7%), «Башнефть» (+6,5%), «РуссНефть» (+4,4%), сократили – «Славнефть» (-19,2%) и «Роснефть» (-5,1%), объем добычи нефти «НОВАТЭКа» и «Газпромнефти» остался на уровне предыдущего года.
Экспорт сырой нефти в 2021 году снизился на 3,2% к 2020 году и составил чуть более 225 млн тонн (рис. 2). Это соответствовало 42,9% от объема добычи (в 2020 г. – 46,5%). Свыше 95% экспорта было отправлено в страны дальнего зарубежья, остальная часть, или 10,7 млн тонн, – в ближнее зарубежье, что почти на 1/5 меньше по сравнению с предыдущим годом.
Рис. 2. Объем экспорта нефти и доходов от экспорта нефти из России в 2009-2021гг.
Источник: ФТС России
Сокращение объема экспорта нефти объясняется в первую очередь участием России в соглашении ОПЕК+, которое действует с мая 2020 года и направлено на сокращение общемировой добычи нефти и газового конденсата. Впрочем, в 2021 году наблюдалось смягчение международных требований в части объемов нефтедобычи. Так, в июле ОПЕК+ приняла решение об ускоренном возвращении стран-участниц на рынок нефти. Если до этого страны ОПЕК+ должны были держать сокращения в 5,8 млн барр./сут вплоть до мая 2022 года, а потом отказаться от них, то принятое решение открыло возможность для наращивания добычи до сентября 2022 года, а если потребуется, то и до конца 2022 года.
В связи с этим эксперты оптимис-тично прогнозировали, что в мае 2022 года Россия может вернуться на уровень нефтедобычи, предшествовавший пандемии, а в сентябре – достичь нового исторического максимума в 11 млн барр./сут и даже превысить его.
Экспорт нефти в денежном выражении по итогам 2021 года вырос на 51,8% по сравнению с 2020 годом, составив $110,12 млрд, что было достигнуто за счет ценового ралли и улучшения экономической конъюнктуры.
На внутренний рынок России в прошлом году поступило почти 288 млн тонн нефти, что на 4,2% больше, чем в предыдущем, объем ее переработки вырос на 3,9%.
Таким образом, 2021 год оказался в целом благоприятным для нефтяной отрасли России, и 2022 год также обещал сохранение благоприятной конъюнктуры в этом секторе и сулил рост показателей. Так, по прогнозам Минэнерго, к апрелю-маю 2022 года добыча должна была восстановиться до допандемийного уровня, а по итогам 2022 года выйти на уровень 540-560 млн тонн. Определенные надежды на возобновление роста показывал и экспорт – только за два месяца текущего года объем экспорта российской нефти увеличился на 8%.
Однако после начала военной спецоперации на Украине 24 февраля Запад ввел против России жесткие экономические санкции, в их числе оказался полный запрет на импорт российских энергоносителей со стороны США.
Эмбарго и его последствия
8 марта 2022 года США ввели полный запрет на импорт российской нефти, а также других энергоносителей, включая сжиженный природный газ (СПГ), уголь, нефтепродукты (кроме ядерного топлива). Подписанный американским президентом указ также запрещает осуществлять новые инвестиции в российский энергетический сектор, финансирование иностранных компаний, вкладывающих деньги в добычу энергоносителей в России. Ранее, 28 февраля, от закупок российской нефти отказалась Канада.
В Европе отказаться от российской нефти решила только Великобритания. Эта страна намерена сокращать импорт постепенно и до конца года свести его к нулю, заместив российское сырье нефтью из США и стран Ближнего Востока.
Чтобы понять, о прекращении каких объемов поставок в названные страны идет речь, обратимся к структуре экспорта российской нефти в 2021 году (рис. 3). Крупнейшим ее покупателем начиная с 2017 года выступает Китай, на который в прошлом году пришлось более 30% экспортного объема. На втором месте были Нидерланды, на третьем – Германия, далее идут Белоруссия и Республика Корея.
Рис. 3. Структура экспорта нефти из России в 2021 г.
Источник: Федеральная таможенная служба РФ
США занимали восьмое место в структуре российского экспорта, закупив у России, по данным ФТС, 7,4 млн тонн нефти на сумму $3,7 млрд (по данным американской статистики, этот объем был больше и составлял 9 млн тонн, что связано с особенностями учета нефти в разных странах). По данным Управления энергетической информации США, на российскую нефть в 2021 году пришлось около 3% всех поставок сырой нефти в США.
Канада сама является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире, доля импортируемой из России нефти до 2019 года была незначительной, а в 2020-2021 годах нефть из России Канада вовсе не ввозила и импортировала только нефтепродукты. Таким образом, заявление Канады о прекращении импорта сырой нефти из России носит скорее символический характер.
По данным таможенной службы Великобритании (HMRC), страна в 2021 году получила 2,7 млн тонн нефти из России, что соответствует 8% спроса этой страны.
Таким образом, под ударом в результате эмбарго оказались около 10 млн тонн, или 4,5%, экспорта российской нефти. Эксперты считают, что это приведет к перераспределению потоков поставок между странами без снижения общего объема, напоминая, что именно так развивались события после ввода санкций со стороны США против Ирана и Венесуэлы.
К примеру, экспортеры Ближнего Востока будут увеличивать поставки в США за счет снижения отгрузок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, где их заместит российская нефть. При таком сценарии развития событий введенные США и Великобританией санкции не должны сократить объема российского нефтяного экспорта в 2022 году.
Как ни парадоксально, но в наибольшей степени от введенных санкций пострадают виновники запрета – США. Эксперты обращают внимание на то, что российская нефть, несмотря на небольшие объемы импорта, очень важна для американского рынка, поскольку относится к числу тяжелых сортов, на переработку которой ориентировано большинство американских НПЗ. В США растет добыча легкой сланцевой нефти, а поставщиком тяжелой нефти до 2019 года была Венесуэла, запрет на поставки для которой позволил российским компаниям за два года увеличить экспорт нефти на американский рынок в полтора раза (с 5 млн до 7,4 млн тонн).
Введение эмбарго на российскую нефть уже вызвало стремительный рост цен на бензин в США – с $800 до $1200 за тонну в считанные дни. Страна вынуждена искать альтернативных экспортеров, чтобы предотвратить дальнейший рост цен на нефтепродукты.
Без Shell и BP
Ввод санкций в отношении России вызвал выход западных компаний из российских добывающих проектов.
Первой прекратить работу в России приняла решение британская компания BP, объявив о выходе из капитала «Роснефти» (19,75% акций). Российское подразделение BP участвовало в разработке Харампурского нефтегазоконденсатного месторождения с запасами 80 млн тонн нефти.
Также об уходе с российского рынка заявили норвежская Equinor, участвовавшая в ряде совместных нефтегазовых проектов с российскими компаниями, и англо-голландская Shell, которая принимала участие в проекте «Сахалин-2» по добыче нефти и газа с шельфа Охотского моря. Эта доля, скорее всего, будет выкуплена инвес-торами из стран АТР, полагают аналитики.
Прекращает работу в России американская Exxon Mobil, участвовавшая в добывающем проекте «Сахалин-1» с долей 27,5%. Отказываются от работы в России итальянская Eni и швейцарская Glencore, о прекращении инвес-тиций в новые проекты также заявила французская Total.
По мнению экспертов, выход западных компаний из российских проектов не приведет к закрытию последних, поскольку большинство уже находится на стадии выработки продукции. Вместе с тем, необходимость выкупа доли этих компаний может внести корректировки в планы и сроки реализации проектов.
Впрочем, более серьезной проблемой для российской нефтедобычи может стать не уход западных компаний, а запрет на поставки технологического оборудования для проектов. Это потребует замещения западных технологий отечественными или китайскими, а также может вызвать рост финансовых затрат на бурение скважин.
Рост цен компенсирует снижение объемов
Одним из факторов риска для мировой экономики в условиях геополитического кризиса, связанного с ситуацией на Украине, стало резкое подорожание нефти: 9 марта 2022 года стоимость нефти сорта Brent превысила $120 за баррель, обновив максимум 2014 года.
В этих условиях продажи российских объемов нефти сорта Urals даже с дисконтом по отношению к Brent благоприятствуют финансовым поступлениям в бюджет. Однако, согласно прогнозу аналитиков Rystad Energy, длительное (в течение нес-кольких месяцев) сохранение цен на высоком уровне может привести к появлению чрезмерного количества новых добывающих проектов. Одновременно возникнет риск остановки многих производств и резкого роста транспортных расходов, что чревато снижением производства и потреб-ления из-за растущих цен.
В свою очередь, избыточное предложение грозит последующим резким удешевлением нефти и обвалом рынков ценных бумаг. Иными словами, выигравших в данной ситуации на мировом рынке нефти в среднесрочной перспективе не будет, считают эксперты.
Наибольшие риски российского экспорта сегодня связаны с возможным сокращением поставок в страны ЕС, куда в 2021 году было отправлено 108,1 млн тонн российской нефти (47% экспорта из РФ). Страны ЕС по состоянию на середину марта 2022 года воздерживались от намерения ввести эмбарго, что обусловлено высокой зависимостью экономики от российской нефти (27% общего объема импорта), но заявляли о шагах, направленных на уменьшение зависимости от российских энергоносителей.
Эти шаги, по мнению экспертов, повлекут за собой постепенную переориентацию торговых потоков нефти из Европы в Азию – в первую очередь в Китай и Индию, которая рассматривается российскими компаниями как один из самых перспективных рынков для наращивания поставок.
Вместе с тем, неизбежное сокращение поставок российской нефти в «переходный период» переориентации грузопотоков может вызвать необходимость ее резервации в неф-техранилищах. В случае их переполненности, прогнозируют эксперты, Россия может сократить объем добычи нефти по итогам 2022 года.
Морские поры №2 (2022)