Лесная логистика с господдержкой - Морские вести России

Лесная логистика с господдержкой

16.01.2024

Грузовая база

Лесная логистика с господдержкой

Фото: Перевалка лесных грузов в порту Астрахань/ФГБУ «АМП Каспийского моря»

Введенные Россией ограничения экспорта необработанной древесины с 1 января 2022 года совпали с эмбарго ЕС и отказом недружественных стран от продукции российского лесоперерабатывающего комплекса (ЛПК). Это резко сократило вывоз круглого леса из страны и создало необходимость переориентации грузопотоков продукции ЛПК с запада на восток.

Субсидирование перевозок лесопродукции предприятий, расположенных на Северо-Западе, и другие меры государства, направленные на поддержку отечественного ЛПК, в 2023 году позволили замедлить темпы падения показателей в отрасли по сравнению с 2022 годом. Однако о полном восстановлении отрасли пока говорить рано. Трансформация грузопотоков в сторону новых рынков создает дополнительные сложности, которые еще предстоит преодолеть.

Татьяна Дмитриева

 

Лесозаготовка: замедление падения объемов

 

По данным Рослесинфорга, в 2022 году объем лесозаготовки в России сократился на 13,5%, или на 30,4 млн м3, по сравнению с показателем 2021 года и составил 194,6 млн м3, что сопоставимо с уровнем 2013-2014 годов (рис. 1). Причины отрицательной динамики связаны с введенным Правительством РФ с 1 января 2022 года запретом на экспорт необработанной древесины, а также проблемами со сбытом лесопродукции, обусловленными введением санкций со стороны стран Запада.

 

Рис. 1. Динамика производства и экспорта круглого леса, 2010-2023 гг.

* – по производству – оценочные данные, по экспорту – н.д. Источник: Рослесхоз, Рослесинфорг

 

Из общего объема лесозаготовки в 2022 году 37,1%, или 72,1 млн м3, пришлось на 20 крупнейших заготовителей древесины (в 2021 г. – 33,7%). Крупнейшим лесозаготовителем стала Группа «Илим» с показателем 12,6 млн м3 (+2,6% г/г), второе место заняла Segezha Group – 12,1 млн м3 (-16% г/г).

В число регионов – лидеров по заготовке древесины в 2022 году вошли: Иркутская область – 27,9 млн м3 (-14,5%), Красноярский край – 19,6 млн м3 (-20,6%), Вологодская область – 14,6 млн м3 (-20%), Архангельская область – 14,1 млн м3 (-12,5%) и Республика Коми – 9,1 млн м3 (-5,8%).

По итогам января-августа 2023 года было отмечено замедление падения объемов лесозаготовки: сокращение составило 7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а показатель – 112,9 млн м3. При этом в авгус-те 2023 года производство выросло на 5% по отношению к июлю. Эксперты Рослесинфорга в связи с этим прогнозируют сокращение разрыва между показателями и указывают на возможность выйти на объем заготовки древесины по итогам года около 200 млн м3, что будет на 2,8% выше уровня 2022 года.

Восстановлению показателя, по мнению экспертов отрасли, способствует рост спроса на сырье со стороны крупных холдингов, который стимулируется в том числе реализацией программ по деревянному строительству, переходу на древесное топливо, а также на волокнистые материалы для пищевой промышленности. За 9 месяцев 2023 года в России зафиксирован прирост по выпуску мебели (+27%) и по отдельным видам ДСП (+20%). Объемы деревянного домостроения за указанный период выросли на 16,3% – до 185 тыс. м2.

В то же время процесс роста внутреннего потребления древесного сырья сталкивается со сложностями, связанными с обеспечением перерабатывающей промышленности необходимым оборудованием, запчастями, расходными материалами, химией и импортозамещением в этих сферах.

 

Экспорт: разворот на восток

 

Кроме запрета на вывоз из России необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лис-твенных пород, также были установлены повышенные ставки на экспорт некоторых видов пиломатериалов (для хвойных пород древесины – 200 евро за м3, для ценных лиственных пород – от 250 до 370 евро за м3). Данная мера была призвана увеличить объем экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, а также исключить возможность перетоков одних товарных групп в другие (в частности, чтобы не допустить вывоза необработанной древесины под видом пиломатериалов).

В результате по итогам 2022 года экспорт необработанного леса сократился на 70%, до 3,8 млн м3 (рис. 1). В то же время экспорт пиломатериалов снизился на 20,8%, до 23,3 млн м3. На это снижение повлияло вступившее в силу в июле 2022 года эмбарго ЕС на импорт почти всей продукции российского ЛПК.

К концу ноября 2023 года экспорт пиломатериалов и необработанной древесины достиг 22,4 млн м3. По прогнозам Рослесхоза, по итогам года отрасль выйдет на показатель 25 млн м3, отставание с прошлым годом составит 7%.

Основным экспортным партнером России стал Китай, куда было отправлено около 14 млн м3 пиломатериалов и кругляка. При этом по пиломатериалам произошел прирост объемов на 3%, объем поставок необработанной древесины сократился на четверть. На втором месте Узбекистан – больше 2 млн м3 с приростом примерно 5%, замыкает тройку Казахстан с показателем 1,1 млн м3 с приростом 21%. По Казахстану отмечен прирост в поставке круглого леса на 46%, до 251 тыс. м3, тогда как объем поставок пиломатериалов вырос на 15%, до 883 тыс. м3. Также в десятку основных направлений вошли Азербайджан, Таджикис-тан, Киргизия, Иран, Сингапур, Гонконг и ОАЭ.

По данным Рослесинфорга, в 2023 году российская древесина и пиломатериалы направлялись по более чем 50 направлениям, при этом по половине из них был зафиксирован прирост поставок. Наибольшая положительная динамика приходится на Турцию – в 2,3 раза, до 280 тыс. м3, ОАЭ – на 64%, до 490 тыс. м3, Гонконг – на 43%, до 600 тыс. м3, Киргизию – на 40%, до 418 тыс. м3, Южную Корею – на 27%, до 314,4 тыс. м3, Казахстан – на 21%, до 1,1 млн м3, а также Иран – на 17%, до 426 тыс. м3.

Помимо названных стран, в 2023 году выделились отдельные направления экспорта, по которым объем поставок вырос в разы, но не достигает внушительных объемов. Например, Таиланд – в 2,2 раза, Малайзия – в 10 раз, Ливан – в 18 раз, Израиль – в 1,5 раза, Индия – в 2,4 раза, Монголия – в 3 раза.

В 2023 году были полностью прекращены поставки леса в Европу, в частности в Финляндию, которая в этом году замыкала тройку импортеров, и в Эстонию. Это связано с введением эмбарго со стороны ЕС. Кроме того, от российской продукции отказались и другие недружественные страны, которые не вводили официальных ограничений. Ушедший рынок был компенсирован странами Азии. По данным Рослесинфорга, в 2023 году на них пришлось 92% поставок, тогда как в 2022 показатель не превышал 80%.

 

Логистика с господдержкой

 

Поскольку основные ожидания на восстановление экспорта продукции ЛПК связаны с выходом на новые рынки и увеличением спроса на лесопродукцию со стороны основного импортера – Китая, возникает вопрос об их эффективной транспортировке через Восточный полигон, пропускная способность которого ограничена.

По данным ОАО «РЖД», погрузка лесных грузов на сети РЖД в январе-октябре сократилась на 16,8%, до 22,5 млн тонн, в том числе внутренние перевозки сократились на 13%, а перевозки на экспорт – на 15%.

В феврале 2023 года Президентом РФ было дано поручение правительству совместно с ОАО «РЖД» пересмотреть вопрос допуска лесных грузов к транспортировке. Были внесены изменения во Временные правила определения очередности перевозок, согласно которым при определенных условиях лесопродукция могла получить приоритет в погрузке на лимитирующих направлениях. Однако после этого российские экспортеры пиломатериалов столкнулись с проблемами: заявки ГУ-12 согласовывались в первую очередь крупным предприятиям, имеющим полный производственный цикл – от заготовки до обработки древесины, тогда как малые и средние предприятия оставались не у дел.

В результате приоритетных грузоотправителей начал определять Минпромторг, основываясь на данных от региональных властей, что несколько улучшило ситуацию, но привело к возникновению проблем с вывозом круглого леса таких пород, как осина и береза, которые в отличие от хвойных и других ценных пород деревьев разрешены к поставкам за рубеж. Ведь согласно Временным правилам приоритет в перевозке на экспорт получает продукция деревопереработки, а кругляк к отправке перевозчик фактичес-ки не принимает.

Из-за этого произошло затоваривание лесных площадок в Сибири и на Дальнем Востоке, а отдельные предприятия даже остановили заготовку из-за отсутствия возможности сбыта. По мнению экспертов отрасли, для исправления ситуации необходимо внести необработанную древесину во Временные правила определения очередности перевозок.

В 2023 году государство субсидировало доставку продукции ЛПК Северо-Запада в Китай по сухопутным маршрутам через Восточный полигон. Также был реализован новый вид государственной поддержки, обеспечивающий снижение издержек при перевозке продукции лесной промышленности морским транспортом и ее перевалке в портах Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей. Такие меры, с одной стороны, улучшили ситуацию с экспортом продукции Северо-Запада, с другой – создали проблемы при реализации продукции предприятий Дальнего Востока из-за созданной конкуренции.

Еще одна проблема развития российского экспорта лесопродукции в новых геоэкономических условиях связана с обеспечением транзита через Казахстан. Напомним, что в феврале 2023 года из-за законодательных коллизий был остановлен железнодорожный транзит пиломатериалов через Казахстан в Китай. Транзит был возобновлен, однако проблемы, связанные с циклично возникающими пиками внутренних и экспортных перевозок этой страны, продолжают негативно сказываться на нем.

Наконец, поставки лесоматериалов на новые рынки осложняются особенностями их внутреннего регулирования. К примеру, в Турции в 2023 году были увеличены ввозные пошлины, а в Индии – введен новый стандарт при получении сертификата на ввозимую продукцию, который затрудняет экспорт российской продукции. Эти вопросы могут быть решены на уровне межправительственных групп.

 

Перевалка через порты

 

По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), за 9 месяцев 2023 года перевалка лесных грузов через морские порты РФ составила 1,8 млн тонн, что почти на четверть меньше, чем за аналогичный период 2022 года. Падение оказалось еще более глубоким, чем за 9 месяцев 2022-го, когда оно составило 20%.

Наиболее заметное снижение было отмечено в портах Арктики – почти на 66%, на 65% просела перевалка в портах Балтийского бассейна и на 40% – в портах Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). Порты Дальнего Востока перевалили лишь на 10% меньше лесных грузов по сравнению с 9 месяцами 2022 года, а единственным бассейном, где перевалка в 2023 году выросла (+4,6%), оказался Каспийский (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика перевалки лесных грузов через порты России за 9 месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичными периодами 2022 и 2021 гг.

Источник: Статистика АСОП

 

В Арктике более чем в 3 раза упали объемы перевалки лесных грузов в порту Архангельск, в 1,5 раза – в порту Онега.

В Балтийском бассейне доля лесных грузов в 2023 году составляла менее 1% от общего грузооборота, половина из них переваливалась в Большом порту Санкт-Петербург, где объемы перевалки сократились за указанный период в 1,5 раза, со 167,6 тыс. до 104,9 тыс. тонн.

Среди портов АЧБ максимально потерял лесные грузы порт Ростов-на-Дону (в 4,8 раза), порт Новороссийск сократил перевалку в 1,7 раза – с 265 тыс. до 149 тыс. тонн.

100% лесных грузов в Каспийском бассейне уходит на экспорт через порт Астрахань, где объем их перевалки за 9 месяцев 2023 года вырос на 4%.

Наконец, в Дальневосточном бассейне заметнее всего сократилась перевалка лесных грузов в порту Корсаков (в 6,5 раза), тогда как порты Ванино и Находка обеспечивали стабильную перевалку лесных грузов.

Интересно и обратить внимание на изменение показателей 2023 года по сравнению с 2021 годом: в портах Арк-тики, Балтийского и Дальневосточного бассейна показатель планомерно снижался, в АЧБ – несколько вырос, в Каспийском остался относительно стабильным. В результате такой разнонаправленной динамики изменились и доли отдельных бассейнов: доля Арктического бассейна, АЧБ и Балтики в общем объеме перевалки через порты России в 2023 году по сравнению с 2021 годом сократилась с 33,5% до 22,2%, а Каспийского и Дальневосточного в сумме выросла с 66,5% до 77,8%.

 

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ