СУДС в странах Европы - Морские вести России

СУДС в странах Европы

10.02.2021

Безопасность мореплавания

СУДС в странах Европы

Фото: ods-geveltechniek.nl/Центр СУДС Роттердам

В завершение обзоров по системам управления движением судов (СУДС) в Восточной Азии и Северной Америке («МВР» № 6 и 7) вниманию специалистов предлагается обзор по СУДС в странах Европы, одном из трех мировых центров морской торговли.

Олег Причкин, главный специалист, ФГУП «Росморпорт»

Европейский союз

Европейский союз (ЕС) – экономическое и политическое объединение большинства (27) европейских государств, исключая несколько балканских стран, не имеющих выхода к морю. Особый статус во взаимоотношениях с ЕС имеют Норвегия, Исландия, Швейцария, Турция (кандидат в члены ЕС) и с недавнего времени Великобритания. Порты ЕС в 2018 г. переработали 3,6 млрд тонн грузов и обслужили 400 млн пассажиров. В водах ЕС одновременно перемещается свыше 17 000 судов, осуществляя в течение года порядка 2,2 млн судозаходов в основные порты.

В странах ЕС с развитой портовой инфраструктурой СУДС традиционно уделяется повышенное внимание, начиная от реализации первых проектов в конце 40-х – середине 50-х годов прошлого столетия. Страны ЕС внесли основной вклад в учреждение МАМС и в работу Комитета по VTS/СУДС в составе МАМС. В последние десятилетия ЕС обеспечил финансирование большого числа исследовательских и научно-практических проектов в сфере безопасности мореплавания, непосредственно связанных с СУДС. Первым таким проектом был COST 301 (середина 80-х годов), в котором выполнен анализ современных возможностей СУДС и намечены перспективы их развития с расширением зон действия и функционала. Развитием проекта COST 301 стали проекты TAIE, RTIS и APAS, выполняемые в конце 80-х и начале 90-х годов, в результате которых была выдвинута концепция VTMIS (Vessel Traffic Management and Information Services – Службы управления движением судов и информации).

Основные положения концепции VTMIS:

– потребности широкого круга пользователей среди государственных структур, морских служб, судоходного и портового бизнеса в информации о движении судов;

– необходимость получения информации о движении судов, особенно с опасными грузами, в зонах действия СУДС, в территориальном море и в исключительной экономической зоне;

– новые и перспективные возможности получения информации о движении судов в прибрежных водах с использованием автоматической идентификационной системы (АИС) и спутниковых систем мониторинга;

– необходимость и техническая возможность обмена информацией о движении судов между СУДС, службами портового контроля, национальными и региональными системами мониторинга и другими источниками.

Концепция VTMIS далее разрабатывалась в нескольких проектах (https://trimis.ec.europa.eu/project), выполняемых в 1995-2000 гг., в которых предусматривались показательно-внедренческие акции, демонстрирующие возможность реализации положений этой концепции. В конечном итоге концепция VTMIS нашла практическое воплощение в европейской Системе мониторинга и информации о движении судов (Vessel Traffic Monitoring and Information System), созданной в 2000-х годах на основе Директивы ЕС 2002/59. Этой директивой предписывается государствам – членам ЕС обеспечить мониторинг судоходства у своих побережий, используя различные средства, включая СУДС и сети береговых станций АИС. Информация о судоходстве, полученная на национальном уровне, интегрируется в общеевропейской информационной системе SafeSeaNet, где она дополняется информацией от Системы дальней идентификации и слежения (LRIT) и предоставляется для доступа множеству авторизованных пользователей в странах ЕС. Кроме того, дополнительным источником информации является спутниковая служба обнаружения разливов нефтепродуктов и судов-загрязнителей CleanSeaNet. Поддержание в действии информационной системы SafeSeaNet, службы CleanSeaNet и европейского центра LRIT возложено на Европейское агентство морской безопасности EMSA (www.emsa.europa.eu), учрежденное в 2002 г.

К 2008 г. во всех морских странах ЕС, включая малые, начали работу национальные VTMIS, объединенные в общеевропейскую VTMIS информационной системой SafeSeaNet. В последние годы в VTMIS/SafeSeaNet используется информация от спутниковой подсистемы АИС и спутниковых систем радиолокационного мониторинга, таких как COSMO-SkyMed. Часть стран ЕС, кроме того, обеспечила полное покрытие своих прибрежных вод береговыми РЛС.

Северная Европа

Финляндия. Суммарный грузооборот портов Финляндии превышает 110 млн тонн. Крупными портами страны являются Килпилахти (нефтяной порт вблизи Хельсинки, ранее именуемый Сколдвик), Хельсинки, Хамина-Котка, Наантали, Раума, Ханко. Начало деятельности СУДС в Финляндии положено созданием в порту Сколдвик в начале 70-х годов одной из первых в мире СУДС с компьютерной обработкой информации.

В настоящее время в стране действуют 6 СУДС, зоны действия которых включают акватории портов и терминалов с подходами к ним, прибрежные районы и основные судоходные пути. СУДС Котка, Хельсинки, Ханко, Архипелага (Аландских островов), Западного побережья и Ботнического залива охватывают все морское побережье страны, не подразделяясь на портовые и прибрежные, а являясь их комбинацией. Изрезанность морского побережья Финляндии и наличие многочисленных островов создают серьезные трудности для полного радиолокационного покрытия, несмотря на использование в этих целях 60 РЛС в составе СУДС и 10 РЛС военно-морских сил. Дополнительным источником информации о судах в водах Финляндии служит национальная сеть АИС из 40 базовых станций. На внутренних водных путях в районе Сайменских озер действует СУДС, использующая только АИС для контроля движения судов

С 2004 г. в Финском заливе действует система судовых сообщений GOFREP, одобренная ИМО, которую можно считать региональной (международной) СУДС. В работе GOFREP участвуют Финляндия (центр СУДС в Хельсинки), Эстония (центр СУДС Таллин) и Россия (центр СУДС Санкт-Петербург). Зона действия GOFREP охватывает схемы разделения движения судов, установленные в международных водах Финского залива, и частично территориальные воды участвующих государств.

С 2012 г. осуществлена реорганизация СУДС Финляндии с сокращением числа их центров с шести до трех. Образован региональный центр СУДС Финского залива в Хельсинки, который обеспечивает работу трех СУДС (Котка, Хельсинки, Ханко) и GOFREP. Второй региональный центр СУДС, созданный в Турку, также обеспечивает работу трех СУДС (Архипелага, Западного побережья, Ботнического залива). Центр СУДС Сайменских озер в Лаппеенранте остался самостоятельным. Всего на центрах СУДС Финляндии организовано 15 операторских рабочих станций, на которых работает 80 операторов.

С 1 января 2019 г. администрацией СУДС в Финляндии является государственная компания Vessel Traffic Services Finland, находящаяся в ведении Министерства транспорта и связи. Правовой основой для СУДС в Финляндии служит Закон о СУДС (Vessel Traffic Service Act), дополненный Правительственным декретом о СУДС (Government Decree on Vessel Traffic Service). В этих документах определяются функции СУДС, устанавливаются обязанности и полномочия СУДС и их администраций, устанавливаются требования к квалификации операторского состава и порядок взаимодействия с судами и смежными службами. СУДС используют в работе английский, финский и шведский языки. Суда длиной 24 м и более обязаны взаимодействовать с СУДС в соответствии с правилами, доступными для ознакомления в руководствах VTS Master’s Guide на сайте https://tmfg.fi/en/vts/masters-guide.

Швеция. Сильно изрезанное побережье Швеции требует хороших знаний местных условий плавания и обеспечивается протяженной лоцманской проводкой. Лоцманские станции Швеции начали применять береговые РЛС в 60-70-е годы для содействия встрече лоцманского катера с судном и дальнейшей помощи лоцману при пониженной видимости. Эти многочисленные береговые установки РЛС в ряде источников именовались как VTS (СУДС). Однако первая официальная СУДС в Швеции в порту Гётеборг начала работу в 1962 г., а остальные СУДС – уже в 80-90-е годы

В настоящее время в стране действует 9 СУДС: Лулео (северная часть Ботнического залива), Орегрунд (юго-западная часть Ботнического залива), Стокгольм (крупнейший пассажирский порт страны), Меларен (система озер к западу от Стокгольма), Ландсорт (фьорд, ведущий к порту Сёдертелье), Укселёсунд (залив Бровикен и порт на входе в залив), Гётеборг (крупнейший по грузообороту порт страны), Марстранд (южные подходы к порту Уддевалла), Люсечиль (западные подходы к порту Уддевалла).

Кроме того, в порту Мальмё действует центр учрежденной Швецией и Данией и одобренной ИМО системы судовых сообщений SOUNDREP в проливе Эресунн. Сведения о СУДС Швеции, включая карты-схемы зон действия, можно найти в Правилах для СУДС, которые доступны на сайте Морской администрации (http://www.sjofartsverket.se).

Швеция – одна из первых в мире стран, начавшая установку АИС на судах и создавшая национальную сеть базовых станций АИС, надежно покрывающую все побережье страны и обеспечивающую совместно с СУДС контроль судоходства в прибрежных водах.

Дания. В Дании действуют две СУДС в проливах Большой Бельт (Great Belt VTS) и Эресунн (Sound VTS). Ввиду международного характера проливов эти СУДС имеют особый юридический статус. Во-первых, здесь установлены одобренные ИМО схемы разделения движения судов с другими элементами маршрутизации. Во-вторых, в проливах также учреждены одобренные ИМО системы судовых сообщений BELTREP и SOUNDREP, действующие с 1997 г. и с 2011 г. соответственно. Эти меры дают основания для контроля и регулирования движения судов в этих акваториях посредством СУДС. «Руководство для плавания в водах Дании» (Navigation through Danish Waters) и «Руководство для СУДС в водах Дании» (Guidance on VTS in Danish waters) размещены на сайте Морской администрации Дании (www.dma.dk). Следует заметить, что одной из целей деятельности обеих датских СУДС является обеспечение безопасности (сохранности) автомобильно-железнодорожных переходов через проливы.

Норвегия. Прибрежная администрация Норвегии (Norwegian Coastal Administration – https://www.kystverket.no/en), входящая в структуру Министерства транспорта и связи, ответственна за функционирование морского транспорта и портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности мореплавания, включая деятельность лоцманских служб и СУДС. Правовой основой для норвежских СУДС служат Maritime Traffic Regulations, в которых кроме обычных для правил плавания положений определены пять действующих СУДС. Границы зон действия приведены со ссылкой на геоинформационный онлайн-сервис (https://a3.kystverket.no/sjotrafikkforskrift/?cat=21). В работе СУДС обязаны принимать участие суда длиной 24 м и более, а также суда, участвующие в буксировке и перевозящие опасные грузы. Суда должны получать разрешения при входе в зоны действия СУДС, нести постоянную радиовахту на каналах СУДС и выполнять указания СУДС в оговоренных обстоятельствах.

Первая в Норвегии СУДС Бревик начала работу в 1978 г. Зона действия охватывает морские подходы к индустриально-портовому району вблизи г. Порсгрунн, в 100 км к юго-западу от Осло. Основную часть трафика составляют суда, перевозящие сжиженный газ и другие продукты нефтехимии. Центр СУДС Феджи на одноименном острове вблизи входа в Согнефьорд, в 53 км к северо-западу от Бергена, создан в 1992 г. Зона действия включает нефтегазовые терминалы Стуре и Монгстад и порт Берген с подходами. Ежегодно СУДС обслуживает около 9000 судов, почти 20% от всех судозаходов в Норвегии. Центр СУДС Хортен (действует с 1999 г.) расположен в городке с тем же названием на берегу Осло-фьорда, вблизи которого проживает свыше 40% населения Норвегии. Зона действия этой СУДС охватывает практически всю акваторию Осло-фьорда с подходами, исключая акваторию порта Осло, где движение судов регулируется портовым центром. Центр СУДС Квитсёй на одноименном острове при входе в обширный изрезанный залив Бокнафьорд действует с 2003 г. В южной части залива расположен г. Ставангер – «нефтяная столица» Норвегии, где обосновались добывающие и сервисные нефтегазовые компании, осуществляющие свою деятельность в норвежском секторе Северного моря. В зоне действия СУДС находятся несколько портовых районов, включая газовый терминал Карстё.

Центр СУДС Вардё, расположенный на севере Варангер-фьорда, создан в 2007 г. Именно как центр СУДС он действует только в проливе острова Сёрёйа в 280 км к западу, где расположены терминалы СПГ Мелкойя и Хаммерфест. В границах 200-мильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Норвегии, в том числе вокруг архипелага Шпицберген и островов Ян-Майен и Медвежий, центр Вардё действует как многофункциональный центр безопасности мореплавания. В качестве технических средств мониторинга судоходной обстановки центр Вардё использует береговые РЛС Прибрежной администрации и Вооруженных сил Норвегии, национальную сеть АИС из 70 станций и систему дальней идентификации и слежения LRIT. С 2010 г. в Норвегии для мониторинга судоходства в ИЭЗ стала применяться спутниковая подсистема АИС, в которой задействованы собственные мини-спутники, а при центре Вардё установлена наземная станция приема сигналов АИС от спутников. Кроме того, начато экспериментальное использование радиолокационного мониторинга движения судов со спутников.

Великобритания. Морской транспорт традиционно имеет огромное значение для экономики Великобритании как островного государства. В стране насчитывается 116 торговых портов с общим грузооборотом 483 млн. т в 2018 г., в том числе 34 порта с грузооборотом свыше 2 млн. т. Крупнейшими портами страны являются Гримсби и Иммингем (55,6 млн т), Лондон (53,2), Саутгемптон (34,5), Ливерпуль (32,6), Милфорд-Хейвен (30,9), Тис и Хартлпул (28,8), Феликстоу (28,2), Форт (26,6), Дувр (24,9), Белфаст (18,9). Всего порты страны в 2018 г. посетило свыше 98 тыс. судов. Наибольшее число судозаходов (более 17 тыс.) приходится на порт Дувр благодаря паромным линиям, связывающим Дувр с портами на материке. Далее по количеству судозаходов следуют порты Гримсби и Иммингем (7200), Лондон (7000), Ливерпуль (6800), Белфаст (5500).

В портах Великобритании, несмотря на различные формы собственности, учреждены законодательно уполномоченные администрации портов (Statutory Harbour Authorities), на которые возложена, в частности, ответственность за безопасность плавания в портовых водах. Администрации портов обеспечивают работу капитанов портов, необходимое дноуглубление и наличие СНО, организуют работу лоцманских служб и СУДС. Таким образом, СУДС в портах Великобритании находятся в ведении местных администраций портов. Министерством транспорта Великобритании в помощь администрациям портов подготовлены Кодекс морской безопасности в портах (Port Marine Safety Code), а также Практическое руководство для морских операций в портах (Guideto Good Practiceon Port Marine Operations), где изложены организационные принципы и практические руководящие указания по обеспечению навигационной безопасности в портовых водах, включая создание и эксплуатацию СУДС. К требованиям этих документов, в частности, относятся наличие системы управления безопасностью в портах, а в рамках этой системы – разработка детальных эксплуатационных процедур СУДС и других служб, систематический контроль за их выполнением.

Компетентным правительственным органом Великобритании, ответственным за безопасность плавания в прибрежных водах, в том числе за деятельность СУДС, является Агентство мореплавания и береговой охраны (Maritime&Coastguard Agency – МСА). МСА в сфере деятельности СУДС издает организационно-распорядительные документы, контролирует администрации портов, осуществляет государственный надзор за соответствием СУДС установленным требованиям и профессиональной подготовкой персонала. По сведениям МСА (www.gov.uk/government/organisations/maritime-and-coastguard-agency), в Великобритании действует 23 СУДС, в том числе 21 СУДС в портах и две прибрежные СУДС, находящиеся непосредственно в ведении МСА. Информация о действующих в Великобритании СУДС размещается на сайтах администраций портов и в справочном издании Admiralty List of Radio Signals (ALRS v.6).

Зона действия СУДС Лондон включает эстуарий реки Темзы, переходящий в морской залив, речные фарватеры, ведущие к центру Лондона, и подразделяется на три сектора. В составе СУДС 14 радиолокационных постов и два центра. Основной центр в Грейвсенд (Port Control Centre) контролирует эстуарий Темзы и фарватеры в ее нижнем течении. Вспомогательный центр в Вулвич (Thames Barrier Navigation Centre) обеспечивает проход судов через приливные защитные сооружения на Темзе и по речным фарватерам выше по течению. Непосредственно к югу от эстуария Темзы в устье реки Медуэй расположен небольшой порт Медуэй, имеющий собственную СУДС. СУДС Гарвич Хейвен обслуживает порты Гарвич, Ипсвич и Филикстоу (крупнейший контейнерный порт страны) в эстуарии рек Стор и Оруэл (в 35 милях к северо-востоку от эстуария Темзы). Общие морские подходы к эстуариям рек Темза, Медуэй, Стор и Оруэл характеризуются мелководьем с довольно сложными проходами, наличием крупных ветрогенераторных парков и входят в зону действия прибрежной СУДС Санк (Sunk VTS) с центром в Дувре.

СУДС Хамбер обслуживает крупнейший в стране портовый узел (порты Гримсби и Иммингем, Халл и Гуль) в устье реки Хамбер. Зона действия СУДС Саутгемптон включает акваторию одноименного порта с подходами к нему в проливе Солент (у острова Уайт) и в радиусе 7 миль от исторической башни Наб в проливе Ла-Манш. В порту Портсмут, расположенном у восточного входа в пролив Солент, действует собственная СУДС, несмотря на то что подходы к этому порту контролирует СУДС Саутгемптон. Всего в 16 милях к западу от острова Уайт расположен небольшой порт Пул, также имеющий собственную СУДС. В районе острова Уайт прослеживается одна из особенностей СУДС в Великобритании – ввиду принадлежности портов разным собственникам и администрациям создание СУДС, общих для близко расположенных портов, существенно затруднено. В то же время имеется положительный пример СУДС Хамбер и других, обслуживающих несколько портов одной администрации.

Зона действия СУДС Форт и Тей (Forth and Tay Navigation Service) включает несколько портов в эстуариях рек Форт и Тей, в том числе порты Форт, Эдинбург и Данди. СУДС Тис и Хартпул обслуживает порты и терминалы в районе устья реки Тис, а СУДС Тайн – в устье реки Тайн. СУДС Абердин, Белфаст, Бристоль, Дувр, Ларн, Ливерпуль, Милфорд-Хейвен, Питерхед, Плимут обслуживают соответствующие порты. На Оркнейских островах, вблизи северного побережья Шотландии, действует СУДС Оркни. СУДС Саллом-Во обслуживает нефтегазовый терминал на Шетландских островах, входящий в добывающий комплекс на шельфе Великобритании в Северном море. Кроме того, на внешних территориях под юрисдикцией Великобритании действуют СУДС в портах Гибралтар и Сент-Хелиер (острова Гернси).

Особым статусом обладает СУДС в проливе Дувр (Channel Navigation Information Service – CNIS). Эта прибрежная СУДС совместно с французским центром на мысе Гри-Не, по существу, является службой информационного обеспечения и контроля судоходства в одном из наиболее сложных судоходных проливов мира, где установлены схемы разделения движения и система судовых сообщений CALDOVREP, одобренные ИМО. Контроль движения судов осуществляется посредством береговых РЛС, базовых станций АИС и судовых радиосообщений. Центр CNIS вблизи порта Дувр периодически информирует все суда об обстановке в проливе, в случае обнаружения нарушений правил плавания, угроз безопасности или иных неприятных ситуаций передает соответствующим судам предупреждения и передает информацию о нарушениях соответствующим властям. Национальная сеть АИС в составе 53 базовых станций на объектах MCA покрывает все побережье Великобритании. В дополнение к этой сети имеются станции АИС в составе локальных (портовых) СУДС.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность СУДС в Великобритании, – Закон о портах (Harbours Act 1964) и Правила мониторинга судоходства (Vessel Traffic Monitoring and Reporting Requirements 2004). В последнем документе определены полномочия СУДС и основные правила взаимодействия судов с СУДС. В частности, с СУДС обязаны взаимодействовать суда валовой вместимостью 300 и более, исключая военные и военно-вспомогательные, рыболовные и прогулочные длиной менее 45 м. Кроме того, в рамках своих полномочий МСА издает руководящие документы в сфере деятельности СУДС (MGN 401, MGN 434, MSN 1796 и другие), а администрации портов – местные портовые правила, включающие особенности работы СУДС

Многочисленность малых портов в Великобритании привела к необходимости отделить службы мониторинга и контроля судоходства в малых портах от полнофункциональных СУДС, действующих в значительных портах, где в них есть обоснованная потребность. В документе MGN 401 содержатся критерии различия СУДС (VTS) и так называемых Local Port Services (LPS) в малых портах, требования к оборудованию и персоналу обоих типов служб. Так, LPS могут не иметь радиолокационного контроля, используя АИС и видеонаблюдение. Персонал LPS в отличие от персонала СУДС не обязан соответствовать рекомендациям МАМС и Профессиональному стандарту для операторов СУДС Великобритании. СУДС в отличие от LPS должны проходить процедуру признания со стороны MCA и получить статус designated VTS, подтверждающий соответствие международным и национальным требованиям.

Западная Европа

Германия. Грузооборот портов Германии приближается к 300 млн тонн. Крупнейшие порты страны Гамбург, Бремерхафен, Вильгельмсхафен (главный нефтяной порт), Бремен, Куксхафен, Эмден расположены в эстуариях или в нижнем течении рек Эльба, Везер, Яде, Эмс. СУДС в Германии подчинены Администрации водных путей и судоходства (WSV) в структуре Федерального агентства мореплавания и океанографии (BSH). BSH через свой интернет-сайт (www.bsh.de) распространяет корректируемое официальное издание VTS Guide Germany, согласно которому в Германии установлено 23 зоны действия СУДС, но действует только 10 центров, часть из которых контролирует несколько зон действия.

На центр Варнемюнде замыкаются пять зон действия СУДС в восточной части балтийского побережья – Вольгаст, Засниц, Штральзунд, Кадетренден (в проливе между берегом Германии и датским островом Фалстрер) и, собственно, Варнемюнде. Центр Травемюнде контролирует пять зон действия СУДС в западной части балтийского побережья – Висмар, Траве, Фемарн-Бельт, Киль Трафик и Кильская бухта. Две последние зоны действия распространяются на подходы к Кильскому каналу и порт Киль. Отдельный центр Кильского канала контролирует и регулирует движение судов по каналу, включая прохождение шлюзов.

В проливе Фемарн между датским островом Лолланн и германским островом Фемарн действует СУДС, учрежденная двумя странами. Работа СУДС Фемарн-Белт организована на центре Травемюнде. Смена включает двух операторов немцев и двух операторов датчан, всего задействовано 26 операторов и 2 менеджера. Через пролив Фемарн проходит балтийский судопоток, использующий пролив Большой Бельт и Кильский канал (свыше 63 000 судов ежегодно). Кроме того, пролив пересекает автомобильно-железнодорожная паромная переправа. В 2019 г. начато строительство подводного тоннеля через пролив Фемарн, которое планируется завершить к 2027 г. Ввиду относительной мелководности пролива строительство ведется «открытым» способом, когда секции тоннеля доставляются к месту монтажа, а затем опускаются в подготовленный на дне котлован. Строительство, в котором занято до 100 плавучих единиц, создает дополнительные трудности для судоходства в проливе и увеличивает степень риска, что и послужило основанием для учреждения СУДС.

Центр СУДС Куксхафен обеспечивает зоны действия Куксхафен Эльба (эстуарий Эльбы с морскими подходами), Западное побережье (североморское побережье полуострова Ютландия до границы с Данией), Северное море (в границах исключительной экономической зоны Германии). Центр СУДС Брунсбюттель контролирует зону действия в нижнем течении реки Эльбы до границы зоны действия СУДС порта Гамбург, имеющей свой отдельный центр. Центр СУДС Бремерхафен контролирует зону действия, включающую эстуарий и нижнее течение реки Везер с портом Бремерхафен. Центр СУДС Бремен обеспечивает две зоны действия – по реке Везер до порта Бремен и по реке Хунте от ее впадения в Везер до порта Ольденбург. Центр СУДС Вильгельмсхафен контролирует три зоны действия – Гельголандская (Немецкая) бухта, где проходят пути интенсивного движения судов к портам в устьях рек Эльба, Везер и Яде, Северное побережье (район Восточно-Фризских островов), Яде (порт Вильгельмсхафен с подходами). Центр СУДС Эмден контролирует зону действия, включающую эстуарий реки Эмс, пограничный с Нидерландами, с морскими подходами и портом Эмден. Таким образом, все морское побережье Германии с основными портами покрывается зонами действия СУДС, где радиолокационный контроль дополняется национальной сетью АИС.

Порт Гамбург, третий по величине порт Европы, в 2019 г. обработал 136,6 млн тонн грузов, в том числе 42,8 млн тонн неконтейнерных и 9,3 млн TEUs. СУДС порта Гамбург организационно подразделяется на три СУДС и управляется из трех центров. Суда, следующие в Гамбург с западных направлений, сначала следуют по Гельголандской бухте и по эстуарию Эльбы под контролем центра Куксхафен, далее под контролем центра Брунсбюттель следуют по речным фарватерам Эльбы до границ порта Гамбург, входя в зону ответственности центра Гамбург. На этом пути протяженностью 78 миль движение судов контролируется посредством цепи из 14 РЛС. В 2018 г. СУДС порта Гамбург обеспечила 8044 судозахода крупных морских судов, в том числе 3496 контейнеровозов, включая суда вместимостью 18-20 тыс. TEUs.

Примечательно, что в СУДС Германии кроме каналов связи общего назначения, закрепленных за каждым центром, имеются особые каналы связи, которые закреплены за секторами, привязанными к береговым РЛС, и используются для оказания помощи в судовождении. Сменный персонал большинства центров СУДС состоит из старшего оператора с неограниченным дипломом капитана и его помощника с дипломом судоводителя. На центрах, где предусмотрена лоцманская проводка с берега, в состав смены включен оператор с сертификатом лоцмана.

Германия обладает хорошо развитой сетью внутренних водных путей, связывающей между собой основные судоходные реки и морские порты, расположенные в их эстуариях и нижнем течении. Как следствие, в таких районах на движение морских судов накладывается интенсивное движение речных судов, создавая дополнительную нагрузку на центры СУДС. Контроль и регулирование движения на внутренних водных путях (вне зон действия рассмотренных выше СУДС) обеспечивается речной информационной системой (РИС) с пятью отдельными центрами.

Следует остановиться на инновационных проектах технического развития СУДС Германии, реализуемых в последние годы Администрацией водных путей и судоходства (WSV). Основа этих проектов – принципиально новая информационно-телекоммуникационная инфраструктура для находящихся в ведении WSV СУДС и других береговых служб безопасности мореплавания. До недавнего времени организация информационных потоков в СУДС Германии носила локально-замкнутый характер с использованием разнообразных технических средств и методов. РЛС различных типов и другие технические средства подключались только к одному из центров СУДС. Обмен информацией был возможен только между двумя соседними центрами. Множество УКВ-радиостанций и каналов связи, принадлежащих разным центрам СУДС и другим береговым службам, создавали взаимные помехи и конфликты.

Новая система получила название Marine Traffic Technology System (MTTS). Ядро MTTS образуют три дата-центра (node-clusters), расположенных в разных городах и связанных высокоскоростными TCP/IP-каналами с кольцевой топологией. MTTS призвана обеспечить следующие основные задачи: эффективный обмен информацией между центрами СУДС с созданием единого информационного пространства и предоставлением информации вторичным пользователям; модернизация сети береговых РЛС с централизацией обработки радиолокационной информации; модернизация сети береговых ОВЧ-радиостанций с централизацией управления. Девять центров СУДС (кроме центра Гамбург, находящегося в ведении Администрации порта и не задействованного в проекте) подключаются к одному из трех дата-центров, на которых собирается, обрабатывается и распределяется информация. Доступ ко всему объему информации равноправен для всех центров СУДС и дублирован на двух других дата-центрах.

Все 47 береговых РЛС в СУДС Германии планируется заменить новыми станциями (некоторые РЛС служат почти 30 лет) и подключить непосредственно к дата-центрам. Аналогично к дата-центрам будут подключены станции АИС, телекамеры, метеостанции. В дата-центрах будет производиться обработка радиолокационной информации, объединение с информацией, получаемой от других РЛС и от сети станций АИС. В результате получается интегрированная картина расстановки и движения судов в портах и прибрежных водах, доступная для каждого центра СУДС и для любого авторизованного пользователя. При дата-центрах организуется 30 централизованных сервисов аналогично радиолокационному сервису. Примеры других сервисов – электронная картография (GIS), гидрометеорологическая информация, данные по судам, портам, причалам, фарватерам.

Система MTTS используется и для функционирования централизованной системы УКВ-радиосвязи, в которой задействовано свыше 150 базовых радиостанций. Основными пользователями системы УКВ-радиосвязи являются центры СУДС, государственные лоцманские службы, персонал доков и шлюзов, аварийно-спасательные подразделения. Технически каждый пользователь может получить доступ к любому каналу связи на любой базовой радиостанции. Однако установлены соответствующие правила, приоритеты и ограничения доступа к каналам и станциям. Реализация новаторского проекта сложной и территориально распределенной системы осуществляется поэтапно с необходимой осторожностью. Так, новые типы РЛС с новыми принципами маршрутизации и обработки информации будут вводиться параллельно действующим. Новые операторские консоли на центрах СУДС также некоторое время будут использоваться параллельно со старыми консолями. И только после длительных проверок и практических испытаний будет совершен окончательный переход на новую систему.

Нидерланды и Бельгия. Нидерланды обладают портами с суммарным грузооборотом более 600 млн тонн, наибольшим среди европейских стран. Порт Роттердам, крупнейший в Европе, в 2019 г. обработал 469 млн тонн грузов, включая 14,8 млн TEUs, являясь уникальным логистическим хабом, связывающим морские пути с внутренними водными и наземными транспортными коридорами Европы. Порт ежегодно принимает порядка 30 000 морских судов с максимальной осадкой до 24 м, включая супертанкеры и крупнейшие в мире контейнеровозы, и 100 000 судов внутреннего плавания. Среди других портов страны следует выделить Амстердам с грузооборотом свыше 90 млн тонн, четвертое место в Европе. Прочие порты имеют существенно меньший грузооборот.

СУДС порта Роттердам с начала своей работы в 1956 г. имела цепь из 7 РЛС, каждая из которых обслуживалась своими операторами, передававшими движущиеся суда друг другу. После реконструкции СУДС в конце 80-х годов количество РЛС увеличилось до 29, а управление движением судов велось из трех центров и двух субцентров во главе с Портовым координационным центром, осуществляющим общее планирование работы порта и СУДС. К 2012 г. осуществлена вторая реконструкция СУДС, в результате которой действующими остались два заново выстроенных центра – Хук-ван-Холланд (на месте первого в стране объекта СУДС) и Роттердам (на месте бывшего центра Ботлек), а также Портовый координационный центр. Центры оборудованы с возможностью резервирования работы друг друга. Протяженность зоны действия СУДС Роттердам, разделенной на 12 секторов, составляет 32 мили морских походов и 22 мили вдоль рукавов и каналов совместной дельты рек Маас и Рейн, где расположены терминалы порта. В состав технических средств СУДС входят 38 РЛС, три базовые станции АИС, 21 камера видеонаблюдения. Персонал СУДС включает 85 операторов и 14 супервизоров (начальников смен).

СУДС Эймёйден обслуживает одноименный порт с морскими подходами и западную часть канала длиной 27 км, ведущего из Северного моря к порту Амстердам. Движение судов по восточной части канала и по акватории порта Амстердам регулируется портовой администрацией. СУДС Схевенинген обслуживает одноименный морской порт в пригородах Гааги. Зона действия СУДС Ден-Хелдер включает акваторию одноименного порта и пролив между материком и островом Тексел, ведущий из Северного моря в залив Ваддензе. СУДС Терсхеллинг контролирует пролив между островами Терсхеллинг и Влиланд, ведущий в залив Ваддензе из Северного моря. В эстуарии реки Эмс, пограничном с Германией, действуют СУДС в портах Делфзейл и Эмсхавен, сотрудничая с центром СУДС в немецком порту Эмден.

В эстуарии реки Шельда, находящемся на территории Нидерландов и именуемом Западная Шельда, на морских подходах к нему и в нижнем течении реки на территории Бельгии на основе межправительственного соглашения между двумя странами действует СУДС Западной Шельды. В составе СУДС пять центров, которые действуют в закрепленных за ними секторах: центр в порту Зебрюгге (Бельгия) – в прибрежных секторах Ванделаар и Стинбанк, центры в голландских портах Флиссинген, Тернёзен и Хансверт – в секторах в акватории Западной Шельды, центр Зандвлиет (Бельгия) – в акватории порта Антверпен в нижнем течении Шельды. Контроль движения судов в зоне действия протяженностью 70 миль осуществляется посредством 21 РЛС и сетью 12 базовых станций АИС. СУДС преимущественно обслуживает суда, заходящие в порт Антверпен, второй по грузообороту порт Европы (235 млн тонн, 11,1 млн TEUs в 2018 г.). Порт принимает суда с максимальной длиной до 400 м, с осадкой до 12 м круглосуточно, более 12 м в приливные окна. Высокие приливы (в среднем 5,3 м, максимум до 7 м) обуславливают необходимость координации работы СУДС Западной Шельды со шлюзами и доками. В 2015 г. СУДС обеспечила 66 289 передвижений морских судов и 83 109 передвижений судов внутреннего плавания.

Франция. Грузооборот портов страны превышает 300 млн тонн. Крупными портами являются Марсель с нефтяным терминалом Фос (75,7 млн тонн), Гавр с нефтяным терминалом Антифер (68,5), Дюнкерк (46,6), Кале (37,5), Нант/Сен-Назер (27), Руан (22,5). Первая СУДС Франции начала действовать в 1951 г. в порту Гавр, в то время одном из основных портов Европы, обслуживающих трансатлантические лайнеры. В настоящее время СУДС действуют во всех указанных выше крупных портах, а также в Бордо и Сет, находятся в ведении соответствующих администраций портов, которые контролируются Департаментом по морским делам, подчиненным Министерству транспорта.

У атлантического побережья Франции проходят основные европейские судопотоки, обуславливающие повышенный риск навигационных аварий, в том числе с тяжелыми экологическими последствиями, таких как известные катастрофы танкеров TORREY CANYON, AMOCO CADIZ, ERICA. Это послужило причиной принятия в данном районе необходимых предупреждающих мер на международном и на национальном уровнях. В 1967 г. ИМО была введена одна из первых в мире схема разделения движения (СРД) в проливе Па-де-Кале (Дувр), движение судов по которой контролируется центром CNIS со стороны Великобритании и французским центром на мысе Гри-Не. В 80-е годы аналогичные СРД введены у островов Каскетс в проливе Ла-Манш и у острова Уэссан/Ушант у северо-западной оконечности полуострова Бретань. Эти СРД контролируются, соответственно, французскими центрами Жобур у мыса Ла-Аг и Корсан у одноименного мыса. В 1996-2000 гг. вокруг этих трех СРД введены одобренные ИМО системы судовых сообщений, что позволило придать контролирующим движение судов центрам статус прибрежных СУДС, действующих в международных водах. В зону ответственности центра Жобур также входит порт Шербур, а в зону ответственности центра Корсан – порт Брест.

Центры Гри-Не, Жобур и Корсан являются не только центрами СУДС, но и региональными координационными центрами поиска и спасения, получив на французском языке сокращенное наименование CROSS. Сменный персонал центров CROSS состоит из служащих военно-морских сил и включает дежурного офицера, двух операторов СУДС и двух операторов поиска и спасения. Основными техническими средствами центров служат средства морской радиосвязи с радиопеленгаторами и РЛС, дополненные в 2000-е годы базовыми станциями АИС. Изначально центры CROSS оборудовались РЛС THOMSON TRS 3405 с передатчиком с импульсной мощностью 200 кВт, параболической антенной с размером зеркала 9,5 м и шириной диаграммы направленности (ШДН) 0,25 градуса. В новом столетии эти отслужившие свое РЛС заменены на более современные с менее мощными передатчиками (25 кВт) и параболическими антеннами EASAT с размером зеркала 7,5 м, ШДН 0,35 градуса и усилением 46 дБ. Аналогичные центры CROSS оборудованы также на французском побережье Бискайского залива (Этель), на средиземноморском побережье (Ла-Гард) и на острове Корсика.

Информация о движении судов от центров CROSS и о судах в портах от портовых СУДС и властей аккумулируется в информационной системе TRAFIC 2000, находящейся в ведении Министерства транспорта, и доступна авторизованным пользователям. Обеспечен обмен информацией между TRAFIC 2000, европейской информационной системой SafeSeaNet и системой берегового наблюдения SPATIONAV Министерства обороны Франции. SPATIONAV создана в интересах национальной безопасности, противодействия контрабанде и нелегальной миграции и объединяет все возможные источники информации об обстановке на побережье страны. В частности, к системе подключены 59 береговых постов технического наблюдения военно-морских сил.

Южная Европа

Испания и Португалия. У побережья Пиренейского полуострова проходят пути интенсивного судоходства, связывающие северо-западную Европу со Средиземным морем. Здесь у мысов Финистерре (Испания), Рока и Сан-Винсенте (Португалия) установлены три одобренные ИМО СРД для транзитных судов, удаленные от берега на 10-35 миль для минимизации загрязнения побережья в случае аварий. Контроль движения по СРД осуществляется посредством систем судовых сообщений (ССС), также одобренных ИМО, что придает им статус прибрежных СУДС. Аналогичная комбинация СРД и ССС действует в Гибралтарском проливе на основе взаимодействия между центрами в Тарифе (Испания) и Танжере (Марокко).

Морской транспорт обеспечивает 80% импорта и 50% экспорта Испании. Общий грузооборот портов страны в 2018 г. превысил 515 млн тонн. Крупнейшими портами являются Альхесирас (109 млн тонн), Валенсия (81), Барселона (68), Бильбао (35,5), Картахена (34,5), Уэльва (33,8), Таррагона (33,3), Лас-Пальмас (22,8), Кастельон (20,7). В испанских портах базируется более 12 000 рыболовных и около 210 000 рекреационных судов.

Основу береговой системы обеспечения безопасности мореплавания в Испании составили морские спасательно-координационные центры МСКЦ в составе национального Агентства безопасности мореплавания (Spanish Maritime Safety Agency – SASEMAR). МСКЦ в 19 наиболее значимых портах подчинены главному МСКЦ в Мадриде. В распоряжении SASEMAR также имеются средства радиосвязи, сеть базовых станций АИС, береговые РЛС, спасательные суда и летательные аппараты, средства борьбы с загрязнениями. МСКЦ одновременно являются центрами СУДС, действующими в испанских портах и у мыса Финистерре. Операторы МСКЦ подготовлены и как операторы СУДС по одобренным МАМС программам, и как операторы службы поиска и спасения.

Общий грузооборот портов Португалии в 2018 г. составил 90 млн тонн. В портах Авейру, Лейшойнш, Лиссабон, Сетубал и Синиш действуют СУДС с типовой организацией и техническим оснащением. Планируется создание СУДС еще в четырех портах, замкнутых на центр СУДС Авейру. В Португалии действует централизованная прибрежная система контроля судоходства и обеспечения безопасности мореплавания с главным и резервным центрами, связанными с центрами СУДС в портах. Зона действия такой системы охватывает полосу протяженностью более 430 миль и шириной 30-50 миль, включающую одобренную ИМО ССС COPREP у юго-западного побережья страны, которая дополняется национальными ССС у северо-западного и южного побережий. Контроль судоходства в этой зоне, включающей СРД у мысов Рока и Сан-Винсенте, осуществляется посредством восьми радиотехнических постов.

Италия. Грузооборот портов Италии превышает 500 млн тонн. Крупнейшие по грузообороту порты – Триест (62,7 млн тонн), Генуя (54,3), Ливорно (36,6). Большое значение для экономики Италии имеют пассажирское и круизное судоходство, прибрежное рыболовство и морская рекреационно-туристическая деятельность, что обуславливает высокую интенсивность движения различных типов судов в портовых водах и у побережья страны.

Администрацией СУДС в Италии является Береговая охрана (БО), находящаяся в двойном подчинении. С одной стороны БО, персонал которой является военнослужащими, считается частью военно-морских сил. В то же время БО находится в оперативном подчинении Министерства инфраструктуры и транспорта, которое является компетентным органом страны в сфере безопасности мореплавания. На БО возложены функции контроля и управления судоходством в портовых и прибрежных водах, государственного портового контроля, включая деятельность капитанов портов, поиска и спасения, морской безопасности по Кодексу ISPS, защиты морской среды и контроля над морским рыболовством, а также пограничные функции – борьба с контрабандой и нелегальной миграцией. Согласно информации на сайте БО (https://www.guardiacostiera.gov.it/mezzi-e-tecnologie/manuali-centri-vts), в настоящее время в Италии действуют 12 СУДС с центрами: в Мессине (Мессинский пролив), Бари, Бриндизи, Генуе, Маддалене (пролив Бонифачо), Специи, Палермо, Савони, Таранто, Трапани, Триесте, Венеции. Часть этих центров действуют не только как центры СУДС в соответствующих портах, но также контролируют движение судов в 11 соседних, менее значимых портах.

На основе действующих центров СУДС в Италии создана национальная система контроля судоходства в прибрежных водах (VTMIS) с головным центром в штаб-квартире БО в Риме. В состав VTMIS входят более 35 технических постов, оборудованных РЛС и средствами радиосвязи; сеть АИС из 63 базовых станций; средства видеонаблюдения, в том числе инфракрасные, 40 резервированных серверов обработки информации, около 100 операторских консолей, на которых несут вахту более 400 операторов, подготовленных по стандартам МАМС. VTMIS взаимодействует с системой судовых сообщений Адриатического моря ADRIREP, созданной при участи Италии, Хорватии, Черногории и Словении и одобренной ИМО. VTMIS получает информацию от регионального сервера АИС Средиземного моря (MARES) и обменивается информацией с европейской информационной системой SafeSeaNet. Таким образом, центры VTMIS обладают полной информацией о судоходстве в водах Италии и за их границами, которая используется не только в целях безопасности мореплавания, но также в других целях.

Эффективный радиолокационный контроль побережья обеспечивается различными типами РЛС: традиционными импульсными РЛС и когерентными РЛС средней дальности действия; РЛС высокого разрешения Ка-диапазона (длины волн от 1,13 до 0,75 см) для портовых акваторий, РЛС большой дальности на объектах военно-морских сил. Береговой охраной Италии выполнена экспериментальная проверка расчетов дальности действия береговых РЛС по одобренной МАМС программе CARPET. Для проверки были использованы буксируемые на плотах биконические радиолокационные отражатели диаметром 0,5 м, высотой 0,45 м с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) 10 м2 и диаметром 0,8 м, высотой 0,73 м с ЭПР 40 м2. Проведенные эксперименты подтвердили приемлемую достоверность расчетов и позволили установить границы зон уверенного радиолокационного обнаружения малых целей.

Министерством науки и образования совместно с Министерством обороны реализован проект спутниковой системы мониторинга (COSMO-SkyMed). Четыре среднеразмерных спутника выведены в 2007-2008 гг. на солнечно-синхронные околополярные орбиты и оборудованы радиолокатором с синтезированной апертурой. От каждого спутника за сутки может быть получено до 450 снимков земной поверхности с разрешением от 1 до 100 м на площади размером от 10 до 200 км. Полученные данные используются как в военных, так и в гражданских целях, в том числе для мониторинга судоходства и экологического контроля в Средиземном море.

Греция. В Греции насчитывается более 100 средних и малых портов и гаваней с суммарным грузооборотом, приближающимся к 180 млн тонн. В водах Греции оперирует большое количество местных рыболовных, круизных, туристических и рекреационных судов. Географическое положение Греции предопределяет наличие угроз контрабанды и незаконной миграции. Ввиду сильной изрезанности побережья и наличия более 3000 островов и островков Греция обладает береговой линией протяженностью 16 000 км. Эти обстоятельства делают задачу контроля судоходства у берегов страны не только актуальной, но и весьма сложной.

В начале 2000-х годов созданы первые СУДС с центрами в портах Пирей, Патры (с субцентром Антирио), Керкира (остров Корфу, с субцентром Игуменица), Рафина (с субцентром Лаврион), в составе которых 13 радиотехнических постов, оборудованных РЛС и АИС. Эти СУДС легли в основу интегрированной национальной системы контроля судоходства в прибрежных водах (VTMIS) с центром в порту Пирей. В последующие годы осуществляется расширение VTMIS за счет создания 9 новых СУДС с 24 радиотехническими постами: СУДС Неаполис у юго-восточной оконечности Пелопонесского полуострова, СУДС Ханья и СУДС Сития у западной и восточной оконечностей острова Крит, шесть СУДС на островах у восточного побережья Эгейского моря вдоль морской границы с Турцией.

Турция. Грузооборот портов Турции в 2019 г. составил 484 млн тонн. Крупнейшие порты страны – Измит (72,4 млн тонн) в восточной части Мраморного моря, Ботас (62,7) и Искендерун (57,5) в северо-восточной части Средиземного моря, Алиага (53,3) на побережье Эгейского моря, Стамбул – основной пассажирский и круизный порт. Первые в стране СУДС в проливах Босфор и Дарданеллы вступили в действие в 2003 г. в составе двух центров в Стамбуле и Чанаккале и 13 радиотехнических постов по берегам проливов. К 2008 г. введены в действие дополнительные радиотехнические посты в Мраморном море и сеть станций АИС, что позволило расширить зоны действия СУДС на весь транзитный путь из Черного моря в Эгейское море, по которому ежегодно проходят до 50 000 судов.

В последующие годы создаются СУДС, обслуживающие крупнейшие торговые порты страны. СУДС Коджаэли в восточной части Мраморного моря, зона действия которой включает подходы к порту Измит и стыкуется на западе с зоной действия СУДС пролива Босфор. СУДС Измир на побережье Эгейского моря с зоной действия, включающей порты Алиага и Измир с подходами, граничащей с зоной действия СУДС пролива Дарданеллы на севере и с зоной действия греческих СУДС на западе. СУДС Мерсин с зоной действия в заливах Мерсин и Искендерун, включающей порты Ботас, Искендерун и Мерсин с подходами. В столице страны Анкаре создан национальный центр системы контроля и управления движением судов в прибрежных водах, информационно связанный с центрами СУДС.

Морские вести России №17 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

09.04.2024

Безопасность мореплавания

19.03.2024

Безопасность мореплавания

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания