Больше чем просто связь - Морские вести России

Больше чем просто связь

03.02.2021

Безопасность мореплавания

Новая глобальная широкополосная спутниковая сеть Inmarsat Global Xpress скоро в России

Фото: ФГУП «Морсвязьспутник»

В 2019 году компания Inmarsat Global Limited отметила 40-летний юбилей со дня своего основания. Созданная Международной морской организацией (ИМО) в 1979 году с целью обеспечения морских судов надежной связью, в первую очередь для повышения безопасности мореплавания, система Inmarsat до сих пор не имеет аналогов в мире и в России за счет уникального набора предоставляемых услуг.

Андрей Куропятников, генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник»

На протяжении 40-летней истории компания Inmarsat, зачастую опережая ожидания конечных пользователей, постоянно совершенствовала свою сеть и внедряла новейшие технологии в области спутниковой связи.

Космическая группировка

Разработанная в интересах подвижных абонентов на море, суше и в воздухе, сегодня космическая группировка Inmarsat, которая состоит из 13 геостационарных спутников, предоставляет услуги практически на всех видах транспорта и в подавляющем большинстве сфер экономики.

Inmarsat – это единственная телекоммуникационная компания в мире, которая на данный момент владеет и управляет созвездием космических аппаратов с полезной нагрузкой в различных частотных диапазонах, включая L-диапазон (сеть BGAN – Broadband Global Area Network), Ka-диапазон (сеть GX – Global Xpress), а также S-диапазон (сеть EAN – European Aviation Network). Это дает компании возможность предоставлять конечным пользователям широкий спектр услуг и приложений.

На сегодняшний день на орбиту выведено уже пять поколений геостационарных спутников Inmarsat. На базе самых современных космических аппаратов 5-го поколения с полезной нагрузкой в Ка-диапазоне компания создала глобальную спутниковую сеть сверхскоростного широкополосного доступа Global Xpress (GX), обеспечивающую бесшовную и резервируемую услугу подвижной спутниковой связи от единого провайдера.

Собственно спутниковая группировка сети GX сегодня состоит из пяти космических аппаратов. Ввод в коммерческую эксплуатацию первых трех спутников (GX1–GX3) сети Global Xpress был завершен к концу 2015 года, тем самым открыв эру предоставления глобальных услуг GX. Четвертый спутник Inmarsat GX (GX4) был запущен в мае 2017 года для обеспечения дополнительной мощности и покрытия сети. Пятый спутник Inmarsat GX (GX5) со сверхпропускной способностью (V-HTS) был выведен на орбиту в ноябре 2019 года для удовлетворения растущего спроса на услуги подвижной спутниковой связи в авиации и на море в регионе Европы и Ближнего Востока.

Осуществив в январе 2020 года ввод космического аппарата GX5 в коммерческую эксплуатацию, компания Inmarsat в течение ближайших четырех лет планирует инвестировать в запуск еще семи спутников с полезной нагрузкой в Ka-диапазоне.

Услуга GX уникальна не только за счет архитектуры космического и наземного сегментов, позволяющих обеспечить бесшовное переключение подвижного терминала при движении из одного луча в другой, перераспределение ресурсов полезной нагрузки как в отдельном луче, так и в пределах всей сети в реальном режиме времени, но и возможностью эффективной интеграции с платформами разработчиков пользовательских приложений.

Уникальные возможности

В современном быстро развивающемся мире Inmarsat GX открывает уникальные возможности для развития инновационных технологий и решений, включая безэкипажное управление судном и связь стандарта 5G в морской отрасли, внедрение беспилотных летательных аппаратов в авиации. В век всеобщей цифровизации GX становится неотъемлемой частью экосистемы для сбора и анализа больших данных (Big Data) и Интернета вещей (IoT), ключевых технологий для создания облачных сервисов, приложений, цифровых платформ и искусственного интеллекта.

В сети GX возможна работа только одобренных компанией Inmarsat пользовательских терминалов с диаметром антенных систем от 0,3 до 1,8 м, специально разработанных для отдельных видов транспорта: морского, наземного и авиационного. При этом столь компактные размеры терминалов позволяют пользователям получить высокоскоростную передачу данных, голосовую связь, доступ в Интернет и к различным приложениям на скорости до 50 Мбит/с.

При этом каждый тип пользовательских терминалов разрабатывался с учетом задач и потребностей своей области применения.

Так, для установки на морские / речные суда используется терминал Fleet Xpress (FX), представляющий собой терминал GX Ка-диапазона частот, который полностью резервируется терминалом FleetBroadband (FBB), использующим L-диапазон частот. Это дает уникальное сочетание высокой скорости, доступной в Ка-диапазоне, с непревзойденной надежностью хорошо узнаваемой услуги связи в L-диапазоне частот на базе 4-го поколения спутников Inmarsat (I4). При этом на 99-й сессии Комитета по безопасности мореплавания (ИМО) в мае 2018 года была принята резолюция о признании морских спутниковых служб компании Inmarsat для использования в целях обеспечения безопасности мореплавания и Глобальной морской связи при бедствии (ГМССБ). Данная услуга на платформе терминалов FBB и Fleet One имеет значительный потенциал как в мире, так и в России.

Для авиации разработаны антенные системы с возможностью установки либо на фюзеляже, либо на хвостовой части воздушного судна. Наземные терминалы отличает легкость использования и развертывания, сравнимая с терминалами BGAN сети I4.

В настоящее время Inmarsat предоставляет услуги Global Xpress во многих странах мира, и терминалы GX уже установлены более чем на 700 воздушных судах и более 8000 морских судах. Спрос на установку пользовательских терминалов GX постоянно растет. На данный момент заключены контракты на поставку и оказание услуг GX c более чем 1700 компаниями.

Несмотря на то что ввод в коммерческую эксплуатацию первых трех спутников сети GX1–GX3 был завершен в конце 2015 года, на территории Российской Федерации сеть Inmarsat GX в эксплуатацию до сих пор не введена, и на сегодняшний день необходимые требования для работы этой сети пока не выполняются. Однако сейчас появление услуги Inmarsat GX на российском рынке актуально и востребовано, за первые 5 лет эксплуатации полностью сформирована экосистема сети GX, сеть стала глобальной, повысились стабильность и качество услуги GX, устранены «детские» недочеты в работе сети.

Арктический вектор

Отдельно необходимо отметить, что сегодня сформирована потребность в оказании услуг GX в Арктике, что подтверждается планами компании Inmarsat в партнерстве со Space Norway и ее дочерней компанией Space Norway HEOSAT осуществить в 2022 году запуск двух спутников GX10A и GX10B на высокоэллиптическую орбиту. Соответствующее соглашение на строительство спутников уже подписано с компанией Northrop Grumman Innovation Systems. Такое расширение спутниковой группировки GX подразумевает покрытие Арктической зоны выше 65° северной широты, включая Северный морской путь. Высокопроизводительные космические аппараты GX10A и GX10B будут обеспечивать непрерывный охват региона и перераспределение лучей в реальном режиме времени в зависимости от потребности в связи. Спутники GX10 будут интегрированы в сеть Inmarsat и полностью совместимы с существующими и будущими пользовательскими терминалами GX, что в конечном итоге скажется на качественном развитии инфраструктуры связи Арктического региона.

А ближайший запуск компания Inmarsat планирует осуществить уже в 2021 году. К запуску готовятся так называемые «гибридные» спутники сети GX (GX I6), которые совместят в себе два диапазона частот – L-диапазон и Ka-диапазон. Спутники GX I6 будут использовать оба диапазона в интересах безопасности мореплавания и воздушного движения.

Процесс допуска любой сети спутниковой связи, находящейся под юрисдикцией иностранных государств, к работе на территории РФ подразумевает целый ряд мероприятий, направленных на соблюдение требований российского законодательства, включая координацию частотных присвоений для радиоэлектронных средств на космических аппаратах с российскими сетями спутниковой связи, получение различных разрешений, а также создание российского сегмента сети спутниковой связи.

С целью выполнения всех требований российского законодательства к сети Inmarsat GX на территории РФ компания Inmarsat Global Limited и ФГУП «Морсвязьспутник» решили объединить усилия и подписали соответствующие соглашения в 2019-2020 гг. для создания на территории РФ национального сегмента сети подвижной спутниковой связи «Инмарсат GX», работающей в Ка-диапазоне.

ФГУП «Морсвязьспутник» является партнером компании Inmarsat по оказанию услуг подвижной спутниковой радиосвязи на протяжении более 40 лет, с момента создания компании Inmarsat, и предоставляет услуги подвижной спутниковой связи Inmarsat как на территории России, так и за ее пределами. В соответствии с требованиями национальных нормативно-правовых актов создан и успешно эксплуатируется российский сегмент сети подвижной спутниковой радиосвязи с использованием космических аппаратов «Инмарсат-4» поколения в частотном L-диапазоне, включая станцию сопряжения BGAN «Марсат-4». Данная станция сопряжения работает через спутники L-диапазона 4-го поколения Inmarsat (I4) и будет в дальнейшем модернизирована для работы через спутники GX I6.

Сейчас, когда сформирована ресурсная и нормативная база для выполнения всех требований национального законодательства к сети подвижной спутниковой связи «Инмарсат GX» на территории РФ, компания Inmarsat и ФГУП «Морсвязьспутник» ведут работы по созданию инфраструктуры российского сегмента системы «Инмарсат GX» на основании подписанных соглашений. Это позволит уже в 2021 году начать оказывать услуги «Инмарсат GX» на территории РФ.

Новая сеть подвижной спутниковой связи «Инмарсат GX» обеспечит не только глобальное покрытие, включающее Арктическую зону, но и непревзойденную по своей скорости, надежности и качеству инновационную услугу подвижной спутниковой связи, доступную практически в любой точке земного шара.

ФГУП «Морсвязьспутник»
Web: www.marsat.ru
E-mail: marsat@marsat.ru

Морской флот №5 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

09.04.2024

Безопасность мореплавания

19.03.2024

Безопасность мореплавания

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания