Международные спасательные учения на Каспии
27.11.2018
Безопасность мореплавания
Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на наличие современной техники, технических средств, которыми оснащаются суда и нефтяные платформы. Каспийское море в этом смысле – не исключение. Спасательным службам, следовательно, необходимо быть готовыми к любым испытаниям и неожиданностям.
В августе 2018 года в Астрахани прошли международные комплексные учения по ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения «Каспий-2018», результаты дают понимание перспектив развития аварийно-спасательного дела.
Магомед Абдулатипов, руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря»
Учения «Каспий-2018» состоялись 8 августа в северной части Каспийского моря. Целью этого мероприятия стала отработка действий при ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения. Организатором учений являлось Федеральное агентство морского и речного транспорта. Координацию и организацию действий сил участников учений осуществлял Морской спасательный координационный центр (МСКЦ) ФГБУ «АМП Каспийского моря».
Замысел учений
От прикаспийских государств участвовали органы управления и силы республик Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. В учениях было задействовано около 30 судов и кораблей гражданского и военно-морского флота, ФСБ России и 3 вертолета. Подтвердили участие в учениях 37 организаций России и стран-участниц.
В районе учений на штабном судне т/х «Енисей» находились 22 представителя от Российской Федерации и прикаспийских государств в качестве наблюдателей (экспертов) за ходом учений.
Непосредственно отработку эпизодов учений проводили: от Российской Федерации – мвс «Стольный град Ярославль», сб «ПТР-50 Антарес» (Каспийский филиал ФГБУ «Морспасслужба»; лоцманское судно «Енисей» (Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт»); т/х «ВФ Танкер 14» (ООО «ВФ Танкер»); ПЖК-638, РВК-946 (СПАСР Каспийской флотилии); ПСК-583, ПСК-550, ПСК-238 (ПУ ФСБ России); 3 вертолета Ми-8 (от Росавиации, МЧС и МО России); от Республики Казахстан – т/х «Есиль» АО «НМСК Казмортрансфлот». Кроме этого, участвующими в учениях прикаспийскими государствами в целях отработки вопросов взаимодействия были приведены в готовность к наращиванию сил 4 транспортных судна в местах их постоянной дислокации.
По замыслу учений, в результате столкновения танкера с сухогрузным судном последнее получило пробоину, экипаж покинул его на спасательных плотах. МСКЦ получил донесение от капитана танкера о столкновении. Была объявлена аварийная стадия «Бедствие».
Учения проводились в 2 этапа: 1-й этап – поиск и спасание людей, терпящих бедствие в море, оказание помощи аварийному судну; 2-й этап – ликвидация разлива нефтепродуктов с аварийного судна.
Ход учений
Ранним утром, в 4.30, в акватории Северного Каспия, недалеко от входа в Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК), МСКЦ получил сигнал бедствия. По легенде, из-за столкновения сухогрузное судно получило пробоину в машинном отделении и грузовом трюме ниже ватерлинии и стало тонуть с креном на левый борт. Экипаж приступил к эвакуации на спасательные плоты.
Астраханский спасательный центр направил аварийную радиограмму в адрес судов: «Следовать для оказания помощи людям, терпящим бедствие». Первыми откликнулись суда и корабли Каспийской флотилии, Пограничного управления ФСБ России и судно под флагом Республики Казахстан. С Приволжского аэродрома прибыл вертолет-разведчик.
Российские морские пограничники первыми прибыли в район, где находилось «терпящее бедствие судно», на скоростных катерах типа «Мангуст». Далее, по замыслу учений, ситуация осложнилась.
В машинном отделении полузатопленного танкера возник пожар. Весь экипаж срочно пересадили на плоты. Морские пограничники на своих катерах приступили к оказанию помощи людям, находящимся на плотах. Военные моряки начали борьбу с возгоранием на танкере.
Вертолет Ми-8 из аэропорта Астрахань поднял с воды человека – члена экипажа танкера, который каким-то образом не попал в спасательный плот.
После ликвидации возгорания на танкере водолазная группа спасателей приступила к заводке пластыря на пробоину в его корпусе. Работа под водой велась на глубине 7-8 метров. При слабой видимости пробоину удалось закрыть, что позволило приступить к откачке воды из поврежденного отсека.
Итоги учений
По результатам международных комплексных учений было определено:
- план проведения выполнен полностью, поставленные цели и задачи учений решены с хорошими показателями. Результаты подготовки и проведения учений получили высокую оценку наблюдателей из республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;
- отработаны совместные действия участников учений в соответствии с Планом взаимодействия спасательных служб, подразделений, сил и средств при оказании помощи людям, морским и воздушным судам, терпящим бедствие на Каспийском море;
- отработана организация взаимодействия со спасательными службами республик Азербайджан, Туркменистан и Казахстан;
- руководители аварийно-спаса-тельных формирований практически отработали умения в управлении подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий морских аварий;
- проверены и оценены возможности сил и средств ликвидации последствий морских аварий;
- практически отработаны оперативной службой, капитанами (командирами) морских судов вопросы при проведении поиска и спасания людей на море в соответствии с положениями Руководства МАМПС;
- структура, содержание и реальность плана действий при спасании людей с судна, терпящего бедствие на море, разработаны в соответствии с нормативными документами и применимы на практике;
- система оповещения взаимодействующих организаций при возникновении морских аварий, приведении в готовность сил и средств поиска и спасания людей на море в целом отлажена, работает надежно.
Вместе с тем, ход и результаты проведения учений вскрыли ряд проблем и недостатков, разрешение которых повысит эффективность проведения аварийных и спасательных работ на Каспийском море.
Единственный центр спасения на Каспии
Основными задачами МСКЦ Астрахань ФГБУ «АМП Каспийского моря» в закрепленном за ним поисково-спасательном районе являются организация и координация действий спасательных служб министерств и ведомств Российской Федерации и соответствующих служб иностранных государств при поиске и спасании людей, морских и воздушных судов, терпящих бедствие на море в зоне ответственности РФ.
Астраханский спасательно-координационный центр (СКЦ) был создан 22 ноября 1994 года при Северо-Каспийском морском пароходстве в соответствии с приказом Минтранса России от 18.08.94 г. №70. В 1996 году в связи с возложением на морские администрации портов (МАПы) функций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, созданные в морских бассейнах МСКЦ и морские спасательно-координационные подцентры (МСПЦ) были введены в структуры соответствующих МАПов.
В настоящее время МСКЦ является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря». Кадровый состав астраханского центра представлен семью специалистами, включая начальника МСКЦ, старшего капитана-координатора и пятерых капитанов-координаторов.
Начальник МСКЦ Астрахань Завьялов Владимир Гаврилович работает с момента основания центра, с ноября 1994 года. Он вспоминает, что работа центра начиналась с одного телефонного аппарата, карандаша, ручки и журнала событий. А сегодня центр – это организация, оснащенная всеми необходимыми средствами связи и системами мониторинга. Центр имеет возможность не только «слышать», но и «видеть» все суда в акватории Каспийского моря.
Средства связи центра входят в единую систему Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), поэтому его специалисты могут связываться с любым судном, которому требуется помощь, в любое время суток. Основой успеха поисково-спасательной операции становится минимально короткое время, в которое она спланирована и осуществляется.
Являясь единственной организацией, обеспечивающей спасание в акватории Каспия, МСКЦ неоднократно проводил работы по поиску и спасанию людей далеко за пределами своей зоны ответственности.
Табл. 1. Мероприятия, проведенные МСКЦ Астрахань за весь период работы с момента образования, с 22.11.1994 г. по 26.09.2018 г.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Всего |
---|---|---|
1 |
Поисково-спасательные операции |
168 |
2 |
Поисково-спасательные операции |
605 |
3 |
Проведено медицинских консультаций в море |
768 |
4 |
Эвакуировано больных по медицинским показателям |
645 |
5 |
Поиск судов по заявкам судовладельцев |
72 |
6 |
Участие в оказании помощи судам |
115 |
7 |
Проведено учений: - бассейновых - по связи - международных |
70 146 17 |
Необходимость международной кооперации служб спасения на КаспииВ период новой российской истории на Каспии произошло несколько трагедий, причинами которых стали различные факторы.
Табл. 2. Статистика гибели судов на Каспии
Безопасность мореплавания, поиск и спасание людей на море, защита и сохранение морской среды – это комплекс конкретных мероприятий, связанных с особенностями водной стихии. В сентябре текущего года в казахстанском городе Актау президентами прикаспийских государств была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В этом документе прописаны все необходимые вопросы, связанные с обеспечением безопасности мореплавания, в том числе и вопросы охраны человеческой жизни на море. МСКЦ ФГБУ «АМП Каспийского моря» уверенно выполняет возложенные на него обязанности благодаря тому, что соответствующие отечественные и иностранные службы по обеспечению безопасности мореплавания, судовладельцы, военные и морские организации с пониманием относятся к необходимости кооперации в этом важном вопросе. |
Морские порты №7 (2018)