На помощь сквозь волны и ветер - Морские вести России

На помощь сквозь волны и ветер

12.09.2024

Безопасность мореплавания

На помощь сквозь волны и ветер

Фото: Терпящее бедствие судно Lavant

В порту Искендерун (Турция) 3 апреля танкер «НС Африка» высадил на берег 19 моряков, спасенных у восточного побережья Йемена в Аденском заливе. О том, как проходила спасательная операция, рассказываем в новом материале.

По материалам «Вестника СКФ»

Чрезвычайное происшествие

23 июня. Аденский залив. 4 утра по местному времени. Дилип Кумар, капитан танкера Lavant (DWT 7680 тонн), следующего под флагом Коморских Островов из порта Шарджа (ОАЭ) в порт Босасо (Сомали), замечает, что дифферент судна резко увеличивается на нос. Для выяснения обстоятельств он поднимает тревогу и направляет команду во главе со старшим помощником на бак судна.

За бортом уже портится погода, волны 3-4 метра высотой и сильный ветер едва не уносят за собой нескольких членов экипажа. Чудом выстояв, моряки обнаруживают причину увеличившейся осадки носом. В борту судна появилась трещина, которая стала причиной затопления первых балластных танков, форпика и боцманской кладовой. Экипаж пытается запустить балластные насосы и откачать воду, чтобы избежать дальнейшего затопления, но система осушения отказывает. Морская вода из-за периодического погружения бака под воду срывает крышки с горловин грузовых танков и окончательно затапливает носовые грузовые танки.

Попытки развернуть судно в условиях сильного ветра и волнения оказываются безуспешными. Капитан связывается с компанией – владельцем судна и просит прислать на помощь океанский буксир. Пока технический менеджмент занимается решением проблемы, ситуация очень быстро превращается в критическую. Не дожидаясь момента, когда судно окончательно уйдет на морскую глубину, экипаж подает сигнал бедствия.

Mayday. Mayday. Mayday!

В этот день танкер «НС Африка» следовал в направлении Суэцкого канала, согласно рейсовому заданию. Погода не радовала: сила ветра по шкале Бофорта достигала семи баллов, волнение – до четырех метров. Вахтенные помощники напряженно следили за параметрами движения судна, когда вдруг в 12:05 тишину рабочей обстановки на капитанском мостике нарушило ожившее оборудование радиосвязи троекратным «Mayday, Mayday, Mayday!».

Получив сигнал тревоги, экипаж хорошо понимал, что спасательную операцию значительно осложнят погода и размеры судна: высота надводного борта танкера – 13,5 метра, что затруднит подъем людей из воды. В штормовых условиях такое мероприятие может оказаться рискованным для обоих судов.

Понимая, что медлить нельзя, капитан «НС Африка» Константин Пронченок объявил общесудовую тревогу по спасению терпящих бедствие. Судно сменило курс и проследовало в район, откуда поступали сигналы. Экипаж был готов действовать согласно штатному расписанию, а это значит, что работать предстояло быстро и без лишних вопросов. Связь с тонущим судном моряки поддерживали постоянно, по ходу следования корректировали курс, уточняли текущую обстановку.

Первоначально экипаж Lavantа планировал отойти от борта на спасательных шлюпках, однако из-за заклинивших механизмов отдачи спустить их на воду не удалось. Тогда было принято решение спасаться на надувных плотах, но и здесь подстерегала неудача: из двух имеющихся плотов раскрылся только один. У второго не сработал пусковой клапан, и он пошел ко дну. Ситуацию спасла вместимость оставшегося плота, рассчитанного на 25 мест. 19 человек, среди которых были представители Индии, Мьянмы, Бангладеш и Индонезии, погрузились на спасательное средство и, работая веслами, старались побыстрее отойти на безопасное расстояние от тонущего судна.

На борту «НС Африка» тем временем была развернута подготовка к подъему людей из воды: доставались дополнительные швартовые концы, линеметы и другое оборудование. Капитан занимался маневрированием, чтобы как можно ближе подобраться на огромном 250-метровом танкере к маленькому плоту с людьми.

Несмотря на сложные погодные условия, морякам удалось безопасно подойти вплотную к плоту и подать проводник с помощью линемета. Плот подтянули к борту и подали дополнительные концы, чтобы перетащить и удерживать его в районе трапа.

Спасение

– Пока мы поднимали людей из воды, каждый член экипажа испытывал колоссальное волнение. Мы старались прикрыть плот бортом от ветра и волн, став лагом к волне, но в этот момент нас самих начало ощутимо качать. Моряки достаточно быстро поднимались по трапу, видимо, морская выучка и желание оказаться на палубе придавали им дополнительные силы, – рассказывает капитан Константин Пронченок. Менее чем через час после спуска плота на воду, в 14:10 по местному времени все потерпевшие бедствие были подняты на борт.

– Какое-то время они пребывали в состоянии легкой дезориентации, сказывалось влияние сильного стресса от пережитого. Но при этом не уставали говорить слова благодарности, – продолжает капитан.

Второй помощник капитана Юрий Джанашвили осмотрел спасенных. К всеобщему облегчению, серьезных травм не обнаружили. Удостоверившись, что жизни и здоровью людей ничего не угрожает, экипаж танкера занялся обеспечением иностранных коллег самым необходимым: горячим питанием и водой, предметами одежды и личной гигиены, размещением по свободным каютам. Желающие смогли позвонить домой и поговорить с родственниками, сообщить, что с ними все в порядке. Ближе к вечеру моряки с потерпевшего бедствие судна уже освоились на новом месте. Адаптироваться им помогло дружелюбие принимающего экипажа.

– Общий язык был найден сразу. Наши моряки всегда славились доброжелательностью и готовностью прийти на выручку, – рассказывает капитан. – Находясь на борту, члены двух наших экипажей каждый день общались друг с другом. Все спасенные оказались приветливыми и вежливыми людьми, они пришли в себя и активно предлагали нам помощь в судовых делах и на камбузе, памятуя о золотом правиле морского товарищества «подставить плечо».

– Большая удача, что «НС Африка» оказался неподалеку, а спасательная операция прошла очень быстро. Мы не переставали благодарить российских моряков за второе рождение, ведь мы находились буквально на волоске от гибели, – выражает слова признательности капитан танкера Lavant Дилип Кумар.

Морские вести России №10 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.09.2024

Безопасность мореплавания

12.09.2024

Безопасность мореплавания

09.09.2024

Безопасность мореплавания