Против бедствий в Черном море - Морские вести России

Против бедствий в Черном море

15.07.2024

Безопасность мореплавания

Против бедствий в Черном море

Рис. Поисково-спасательный район МСКЦ «Новороссийск» ФГБУ «АМП Черного моря»

В соответствии с Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года в России была создана система поиска и спасания людей и судов на море. Эта система основана на взаимодействии спасательных служб разных министерств и ведомств, иностранных государств, судовладельцев, администраций морских портов, капитанов судов в районе аварии на море при координирующей роли Минтранса России.

В систему входит и Морской спасательно-координационный центр «Новороссийск» (МСКЦ), предназначенный для организации эффективного поиска и спасания, координации проведения операций по поиску и спасанию людей и судов на Черном море. Сегодня зона его ответственности охватывает район от мыса Тарханкут на западном побережье Крымского полуострова до границы с Республикой Абхазия равноудаленно от берегов Турции.

А.Ф. Кухоль, начальник МСКЦ «Новороссийск» ФГБУ «АМП Черного моря»

Страницы истории

В 1988 году, еще в период СССР, во исполнение постановления Совмина и приказа Минморфлота в Москве был создан Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ), 5 морских спасательно-координационных центров (МСКЦ) и 11 морских спасательных подцентров (МСПЦ) по всему побережью Советского Союза.

На Черном море МСКЦ создали в Одессе и два подчиненных ему МСПЦ – в Новороссийске и Батуми. Все созданные МСКЦ и МСПЦ были образованы на базе соответствующих пароходств по территориальному признаку. МСПЦ «Новороссийск» создали на базе Новороссийского морского пароходства.

После распада СССР претерпела изменения и структура спасания на море, в результате чего МСПЦ «Новороссийск» был преобразован в МСКЦ, а затем в 1996 году передан из состава Новороссийского морского пароходства в состав Морской администрации порта Новороссийск, с 28.04.1997 года он начал нести круглосуточную радиовахту.

В настоящее время МСКЦ «Новороссийск» является структурным подразделением ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря». С целью обеспечения выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года были определены основные задачи МСКЦ:

– организация и координация действий спасательных служб и организаций как федеральных органов исполнительной власти, так и других форм собственности, в том числе иностранных государств, при поиске и спасании людей на море;

– несение круглосуточного дежурства, принятие оповещений о бедствиях, поступающих из поисково-спасательного района, организация связи с лицами, терпящими бедствие, с поисково-спасательными средствами, взаимодействующими организациями, а также с другими МСКЦ и Оперативным штабом Росморречфлота по ЧС;

– руководство поисково-спасательными операциями в закрепленном за МСКЦ поисково-спасательном районе.

За 27 лет работы МСКЦ «Новороссийск» было проведено 173 поисково-спасательных операции, спасено 673 человека, из них 220 иностранцев, проведена медицинская эвакуация 15 заболевших членов экипажей судов, оказана помощь в сопровождении 366 судам. Всего принято 1756 сигналов бедствия, проведено 30 бассейновых учений по поиску и спасанию людей и 1866 учений по связи с судами.

За это время МСКЦ «Новороссийск» неоднократно награждался грамотами и благодарностями разных ведомств и организаций – Минтранса России, Управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, МЧС России, Администрации Краснодарского края и др.

Опасная работа

Несмотря на повышение интенсивности судоходства в последние годы в зоне ответственности МСКЦ, число происшествий на море, связанных со спасанием людей и судов, не растет и остается стабильным. Так, в 2022 году произошло всего 2 аварийных инцидента с судами, была проведена 1 поисково-спасательная операция, спасено 7 человек. В 2023 году произошло 3 аварийных инцидента с судами, также проведена 1 поисково-спасательная операция, спасено 11 человек. За I квартал 2024 года проведена 1 медицинская эвакуация.

И хотя за последние 2 года крупномасштабных спасательных операций в зоне ответственности МСКЦ не проводилось, специалисты центра хорошо помнят крупные трагические аварии на Черном море, в которых им пришлось участвовать.

В 2019 году 21 января была получена информация о взрыве и пожаре на танкерах-химовозах Maestro и Candy под флагом Танзании, стоящих на якоре на юге Керченского пролива. Из-за сильного пожара члены экипажей прыгали в воду, лишь некоторые из них были в спасательных жилетах.

Координатором поисково-спасательной операции являлся МСКЦ «Новороссийск», а координатором на месте было назначено многофункциональное спасательное судно (МФСС) «Спасатель Демидов» (Азово-Черноморский филиал ФГБУ «Морспасслужба»). В операции принимали участие: т/х «Яков Бунин», т/х «Дмитрий Покровский», т/х «Юлий Макаренков», т/х «Смольный», т/к «Константин Животовский», т/х «Бритиш», т/х «Русич-1», т/х «Святитель Алексий», МБ «Меркурий», МБ «Залив», спасательное судно «Николай Муру», корабль «Вельбот-353». Операция длилась два дня. В результате было спасено 12 человек, суда остались на плаву.

В 2022 году тоже в январе в Черном море произошел пожар на судне Almuntazah под флагом Коморских островов. Ситуация осложнялась тем, что на борту судна находилось 700 тонн мазута. Тушение пожара проводилось силами Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» – судами «Спасатель Демидов» и «Меркурий». В ходе операции было спасено 7 членов экипажа, граждан РФ.

Оснащенность и мастерство

МСКЦ «Новороссийск» оснащен радиооборудованием Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ) морских районов А1 и А2. Основная задача функционирования ГМССБ заключается в том, чтобы поисково-спасательные организации и суда, находящиеся в районе бедствия, в возможно короткий срок были оповещены о том или ином терпящим бедствие судне для того, чтобы с минимальными затратами времени принять участие в поисково-спасательной операции.

В настоящее время МСКЦ укомплектован высококвалифицированными специалистами, имеющими высшее морское образование, дипломы капитанов дальнего плавания и практический опыт работы на морских судах. Они отвечают требованиям Международной морской организации к владению английским языком, имеют дипломы операторов ГМССБ и специалистов в соответствии с требованиями Международного авиационного и морского наставления по поиску и спасанию на море.

Согласно требованиям международных конвенций радио-операторы и капитаны-координаторы МСКЦ осуществляют круглосуточное несение вахты в морских районах А1 и А2. В МСКЦ установлена региональная информационная система наблюдения за судоходством в Азово-Черноморском бассейне, которая обеспечивает информирование о нахождении судов в бедствии. Также имеется доступ к всемирной системе мониторинга судов «Виктория», которая позволяет находить суда в Мировом океане.

МСКЦ «Новороссийск» постоянно взаимодействует с МСКЦ причерноморских стран. До недавнего времени регулярно проводились ежегодные международные конференции по поиску и спасанию людей и судов. На встречах страны-участницы обменивались опытом работы и информацией о количестве принятых сигналов бедствия и спасенных, обсуждались новые методы подхода к организации и проведению поисково-спасательных операций.

Однако с 2014 года международные встречи поисково-спасательных служб причерноморских стран не проводятся. Тем не менее, МСКЦ «Новороссийск» не снижает своей готовности прийти на помощь и профессионализма, постоянно проводит учения и повышение квалификации специалистов и не против делиться опытом с дружественными странами.

Фото. Рабочие места дежурных МСКЦ «Новороссийск»/ФГБУ «АМП Черного моря»

Морские порты №4 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

16.01.2025

Безопасность мореплавания

26.12.2024

Безопасность мореплавания

18.12.2024

Безопасность мореплавания

11.10.2024

Безопасность мореплавания