Новое пассажирское судостроение - Морские вести России

Новое пассажирское судостроение

01.10.2021

Обзор отрасли

Новое пассажирское судостроение

Сегодня гражданские заказы отечественных судостроителей уверенно пододвигают военные, объемы которых постепенно сокращаются. Строится современный рыболовецкий флот, государство и судовладельцы занялись обновлением пассажирских судов. В эту работу включаются все больше предприятий на карте страны. 

Например, Татарстан, где Судостроительная корпорация «Ак Барс» представила сразу несколько новинок. Подробнее о них нам рассказал генеральный директор холдинга «Ак Барс» Ренат Мистахов.

- Ренат Искандерович, расскажите о «Метеоре-2020». В каком состоянии он находится сейчас?

- Хочу сразу сказать, что «Метеор-2020» - это инновационный проект. Судно гораздо шире своих предшественников, у него лучше мореходность. Наша команда провела большую работу, чтобы «Метеор-2020» стал комфортабельным и безопасным.

2186abf75b0f98de4003d3d387c69f59.jpg

По этой причине салон судна сделан нераздельным, общим в отличие от «Метеоров», что сейчас работают – с салоном в носу, в середине и корме. Так мы достигли просторности из-за трехрядного салона – по бортам расположены три или четыре ряда сидений, предусмотрены багажные полки.

Мы считаем, что «Метеор» имеет хорошее будущее. Сейчас проектом заинтересовался Санкт-Петербург. Наша команда переговорила со всеми основными перевозчиками на рынке, основное количество «Метеоров» работает на Неве.

На Международной выставке «НЕВА-2021» представили новую модификацию для Петербурга - с осадкой и высотой, которые позволяют проходить под мостами.

На Неве упор делается на судах, которые работают «один день». Пассажирскому флоту нужны подходящие параметры для посадки и высадки пассажиров, без большого количества багажных полок, поскольку люди перемещаются налегке.

Другая модификация сделана для Ханты-Мансийского округа. Она направлена на работу с дальностью до 700 км, имеет осадку в два метра, более мореходная, автономная, с возможностью размещения экипажа.

- Есть ли уже точное представление о том, когда первое судно будет построено и сдано в эксплуатацию?

- Мы планируем провести спуск в мае-июне 2022 года и приступить к испытаниям. Сдача тоже намечена на следующий год. Сегодня полным ходом идет формирование корпуса с надстройкой.

Замечу, что на судне будет реализовано необычное крыло – оно шире, длиннее. Подобное решение реализовывается для того, чтобы «Метеор-2020» был более устойчив.

- В последнее время за Зеленодольским СЗ им. Горького наблюдается работа в любопытных направлениях. Например, строительство «Чайки», пассажирского теплохода проекта 03622. Расскажите о нем.

- В прошлом году мы сдали пассажирское судно «Чайка» с двигателями, работающими на сжиженном природном газе, которое сейчас работает в Казани. Судно себя хорошо зарекомендовало, в части возможности захода в узкие места на реках. У «Чайки» хорошие мореходные качества.

4d48ee454a1eb7c4.jpg

«Чайка» - инновационный проект, не имеющий аналогов в речном пассажирском флоте России. Судно было построено в рекордные сроки – всего за 8 месяцев – по проекту АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» на производственных мощностях АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». Весь период строительства данного теплохода пришелся на знаковый для Республики Татарстан 2020 год – год 100-летия ТАССР. Пассажировместимость теплохода – до 176 человек. «Чайка» имеет современный дизайн экстерьера и интерьера, отвечает последним требованиям безопасности перевозок на речном транспорте.

Для увеличения потребительской привлекательности и расширения рынка сбыта продукции гражданского назначения на базе пассажирского судна проекта «Чайка» мы ведем работу по созданию судов, работающих на других видах топлива: дизельном, водородном, комбинированном и электрической тяге.

- Расскажите подробнее про новинку, круизное судно проекта 17400.

- Судно предназначено для круизных рейсов по рекам и прибрежным зонам морей, проведения деловых переговоров, конференций, презентаций, корпоративных мероприятий, юбилейных торжеств и активного отдыха на воде.

information_items_4320.jpg

Длина судна - в пределах 100 метров, а ширина – 16,6 метров - то есть совсем не широким. Согласно проекту, скорость круизного судна составит до 24 км/ч, что для данного класса довольно быстро. Это станет одним из конкурентных преимуществ на фоне существующих речных проектов.

Особый акцент сделан на комфорте. На нижней палубе будет устроен экипаж, ресторанные комплексы расположат в носовой части судна. Люксовые каюты разместят на непроходной палубе, в каждой будет свой балкон. Иллюминаторы будут уходить к потолку, благодаря чему будет открываться хороший обзор на пейзажи. Балконы в каютах будут оснащены панорамным остеклением - можно будет лежать на кровати и любоваться видами. А если вдруг надоест, можно будет закрыть шторку и посмотреть телевизор. Палуба эконом-класса будет приспособлена под прогулки пассажиров. Самая верхняя палуба, тентовая отводится под отдых - здесь будут выставлены шезлонги, столики, бар и два джакузи. На судне будет фитнес-зал, детская комната, кинозал.

Проект прорабатывался в тесном контакте с речными перевозчиками, исходя из их потребностей, в том числе потенциальной стоимости и возможности окупаемости в пределах 10 лет. В судне учтена скорость, способность прохода в узких местах на реках. Например, судно способно ходить на Соловецкие острова.

Это будет судно класса «РО» с выходом на класс «М», чтобы летом можно было его использовать, к примеру, на Волге или Каме, где сейчас работает устаревший флот. Зимой же - на море, там, где можно перевозить туристов небольшими группами. Большие лайнеры в холодный период имеют проблемы в накоплении пассажиров, поэтому потенциальные заказчики попросили разработать вопрос перевозок небольшого количества людей.

- Вы сказали, что на «НЕВЕ» презентовали новый «Метеор» для местных перевозчиков. В этом направлении продолжится работа с КБ «Си Тех»?

-Да, по этому проекту мы продолжаем работу с конструкторами «Си Тех», которые постоянно предлагают свои новые разработки, и мы с удовольствием готовы реализовывать подобные проекты.

Сейчас небольшие бюро тоже заинтересованы в работе, предлагают перспективные проекты. Если помните, в свое время, «Агат Дизайн Бюро» выходили с проектами А-145 и А-45, которые строил Зеленодольский завод имени Горького. Ведь это самые современные пассажирские глиссирующие суда за последние 10 лет.

a145_1.jpg

Благодаря работе с подобными бюро по интересным проектам, у нас выходит очень красивый «букет» реализованных судов: глиссер, крыло, суда на разных видах тяги. Сейчас продвигаем тему круизного судна. А мы ведь еще строим специализированный флот, буксиры, лоцмейстерские суда.

- В связи с такими интересными проектами вопрос: как завод загружен на сегодняшний день?

- Наше ведущее предприятие - Зеленодольский завод имени Горького, к сожалению, не загружено на 100%. Загрузка завода находится на уровне примерно 40-50%. У нас есть свободные мощности для работы. Именно поэтому мы занимаемся сразу многими направлениями: строим и буксиры, и лоцмейстерские суда, пассажирский флот и военные корабли.

Если анализировать рост производства за последние десять лет, то он вырос в семь раз. Это позволило произвести модернизацию производственных мощностей. Капитализация составила почти шесть миллиардов рублей. Мы заменили станочный парк. Поэтому наши мощности нужно загружать. Причем именно серийными заказами. Это позволит строить суда и корабли существенно дешевле.

- Сколько единиц должна насчитывать приемлемая серия для вашего предприятия?

-Хорошей серией уже можно считать заказ на 10 единиц судов или кораблей. Такое количество позволит минимизировать стоимость. В среднем мы сдаем по восемь кораблей. В этом году, например, наш завод планирует сдать именно столько. В 2022 году - девять единиц разного назначения. Мы готовы и дальше держать такую марку. Причем мы открыты не только для судостроения, но и для машиностроения.


В свою очередь, в Нижегородской области ЦКБ по СПК им. Алексеева возрождает суда на подводных крыльях и запускает новые проекты.

Подробности нам рассказал член правления предприятия Сергей Королев.

- Сергей Алексеевич, сегодня «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» реализует огромную программу по строительству «Валдаев». Расскажите о ней.

- В текущий момент наше предприятие передало заказчикам девять судов «Валдай 45Р». Два судна работают в ХМАО, пять - в Нижнем Новгороде, два - в Якутии на реке Лена и три судна на подводных крыльях в ближайшее время будут работать в Чебоксарах.

valday_3_0.jpg

Кстати, из Чебоксар суда будут ходить в разные направления: и к Нижнему Новгороду, и к Казани. Сегодня на различных стадиях постройки находятся еще пять «Валдаев», которые также будут переданы заказчикам в рамках оговоренных сроков.

Добавлю, что программа строительства СПК «Валдай 45Р» в 2022 году останется не менее насыщенной, чем в 2021-м, потому потребность в скоростных пассажирских судах есть у различных регионов России.

- Какие регионы заинтересованы в «Валдаях» на перспективу?

- Наша компания находится в постоянном контакте практически со всеми регионами РФ: начиная от Калининграда и заканчивая Хабаровском.

Этап, когда мы искали первого заказчика, показывая проект судна, давно пройден: положительные отзывы о «Валдаях» в различных регионах привлекают к нам новых потенциальных заказчиков.

Например, когда «Валдай 45Р» стал ходить по Волге в сторону Кинешмы – интерес к судну проявила Ивановская область. А на Волге стоят множество больших городов: Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и другие. Можно сказать, что все крупные города, стоящие на реках– наши потенциальные заказчики. И Санкт-Петербург также в их числе, так как водные перевозки – визитная карточка города.

Вопрос только в том, какие именно суда привлекут регионы: «Валдай 45Р» на 45 пассажиров или более вместительный и комфортный «Метеор 120Р» на 120 пассажиров.

Интерес проявляют и зарубежные заказчики: из Азии, Венгрии, Румынии, Словакии. Переговоры с ними уже велись, однако на ситуацию оказала влияние пандемия.

- Чем новый «Метеор 120Р» уникален?

- Это современное, экономичное, эргономичное, надежное пассажирское судно, отвечающее всем мировым требованиям скоростного судостроения. Оно комфортабельное, безопасное для пассажиров. В его проектировании и строительстве видна преемственность школы Ростислава Евгеньевича Алексеева.

icon.jpg

Уникальностью нашего «Метеора» будет интегрированная мостиковая система, снижающая нагрузки на экипаж во время длительных переходов (дальность хода судна – до 600 км). По сути, это «умный корабль»: в нем представлены многие системы и технологии, делающие рейсы на судне комфортными, безопасными и выгодными с экономической точки зрения.

- Есть ли потребность на рынке?

- Безусловно, есть. Важно понимать, что одно дело потребность на рынке, другое – транспортная безопасность, которая в настоящее время движется в сторону ужесточения всех возможных требований. Первый «Валдай 45Р», который был построен, не имел ни одной видеокамеры, хотя по желанию заказчика оборудование можно было установить. Уже сейчас мы живем в то время, когда наличие определенных камер необходимо.

Сейчас мы прорабатываем идею установки видеокамеры, чтобы пассажиры могли посмотреть, как работает подводное крыло, режет волну, куда движется судно и т.д.

- В августе состоялся спуск на воду «Метеора 120Р». Какие работы планируется осуществить на судне после?

- После спуска головного «Метеора 120Р» на воду и проведения необходимых завершающих работ, судно приняло участие в Гала-шоу «Нижний 800» и в Параде судов на подводных крыльях, также приуроченном к юбилею Нижнего Новгорода.

После «Метеор 120Р» отправился к месту своей постоянной эксплуатации – в Ханты-Мансийский автономный округ.

- То есть, передача судна планируется в 2021 году?

-Да, «Метеор 120Р» уже передан оператору.

- Понятны ли дальнейшие перспективы строительства «Метеоров»?

- Перспективы более чем понятны, потому что в настоящее время идет подготовка контрактов с будущими заказчиками по тем же регионам, что уже работают с «Валдаями».

- С пассажирским флотом разобрались. Вы также активно продвигаете на рынок проект плавучей поликлиники. На какой стадии развития он находится сейчас?

- Проектом плавполиклиники очень заинтересованы в регионах России. В настоящий момент идет проработка по постановке судов в труднодоступные регионы РФ: ЯНАО, ХМАО, Хабаровск и т.д. Проще говоря, все населенные пункты, не имеющие альтернатив водному транспорту.

35a30ac6-1862-4517-8d22-13edd2402e08.jpg

Это речное судно, предназначенное для проведения медисследований, диспансеризации, оказания первичной и узкоспециализированной медицинской помощи для жителей труднодоступных районов, а также при ликвидации техногенных катастроф и ЧС.

Согласно проекту, на судне будет расположена регистратура, кабинеты врачей общей практики, мобильный лабораторно-диагностический центр, аппарат УЗИ, рентген-кабинет и другие необходимые для плавучей поликлиники кабинеты.

- Если сложить все проекты и перспективные планы, остается резюмировать: какая же производственная программа у предприятия?

-У ЦКБ по СПК достаточно насыщенная производственная программа. В год мы можем производить от трех до четырех «Метеоров» и от пяти до семи «Валдаев», но всегда готовы нарастить объемы производства в соответствии с потребностями рынка.

Фото и иллюстрации: Sea Tech, Максим Платонов / realnoevremya.ru/, zdship.ru/, myseldon.com, пресс-служба правительства Нижегородской области, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ