Тенденции развития морских портов в текущих реалиях - Морские вести России

Тенденции развития морских портов в текущих реалиях

09.07.2024

Обзор отрасли

Тенденции развития морских портов в текущих реалиях

Фото: «Морские вести России»

В начале апреля в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся IX ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованный журналом «Морские порты» при поддержке Минтранса России, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт» и Ассоциации морских торговых портов (АСОП). В двухдневной программе форума состоялись дискуссии и сессии на темы развития морских портов России в текущих условиях, государственного регулирования деятельности портовой отрасли и другие, прошла конференция «Smart port: эффективность, безопасность, экологичность».

В форуме приняли участие более 200 делегатов, представителей государственной власти и заинтересованных ведомств, морского бизнеса и смежников, научных и общественных организаций отрасли; с докладами выступили 40 спикеров. Генеральным партнером форума стала FAMSUN Group, тематическим партнером – группа компаний «Интеллектика».

Владимир Михайлов

Тенденция к росту

Форум открыла пленарная дискуссия «Развитие морских портов России в текущих условиях. Проекты нового строительства и модернизации. Финансирование и риски. Актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли».

В приветственном слове к участникам форума заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай отметил, что инфраструктура морских портов России, как показала практика последних лет, достаточна для обес-печения потребностей экономики страны во внешней торговле морем – имеется достаточный запас мощности российских портов.

В прошлом году грузооборот морских терминалов вырос на 5% по сравнению с 2022 годом и составил 883,8 млн тонн. В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» был обеспечен прирост производственных портовых мощностей в объеме 68,2 млн тонн.

«Минтрансом России проводится большая работа, направленная на выработку предложений по формированию государственной политики в морских портах РФ, привлечению грузопотоков в российские морские порты, развитию международного транспортного коридора «Север – Юг», транспортно-логистических коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях, расширению морского сообщения с Турцией, Ираном, наращиванию контейнерных перевозок с Китаем. Министерство и дальше готово сотрудничать с операторами морских терминалов в выстраивании логистики движения грузов и повышении эффективности движения судов через морские порты России», – подчеркнул А. Пошивай.

Выступивший с приветствием первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев отметил, что в прошлом году производственные мощности морских портов России достигли 1,36 млрд тонн. Однако в настоящее время сдерживающим фактором для дальнейшего развития портов становится пропускная способность железных дорог.

«Раньше грузы ехали на Запад, а сейчас на Восток. Портовики адаптируются к этому, инвестируют в строительство, используют новые технологии. Очень хочется, чтобы наша железная дорога за ними поспевала. Президент РФ Владимир Путин дал поручение начать III этап модернизации Восточного полигона железных дорог, целью которого является увеличение пропускной способности до 270 млн тонн к 2032 году. Это позволит обеспечить полную загрузку портов. Сибирь, а в частности Кузбасс, мой родной регион, очень нуждаются в возможности стабильного вывоза угля», – сказал депутат.

Развитие портовой отрасли является одним из приоритетов Комитета Госдумы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Из 34 имеющих отношение к транспорту законов, принятых в 2023 году, 10 касались морских перегрузочных терминалов. В настоящее время идет формирование нового национального проекта по развитию транспортной инфраструктуры, и в нем особое внимание будет уделено роли портов, сообщил П. Федяев.

В приветственном слове к участникам форума исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов отметил, что в течение двух последних лет произошли кардинальные изменения транспортной логистики и, как следствие, значительное перераспределение внешнеторговых грузов и транзитных потоков. Все это происходило на фоне отказа крупнейших иностранных судовладельцев от заходов в российские порты, ограничений по страхованию морских перевозок российских грузов, прекращения поставок импортного перегрузочного оборудования из недружественных стран.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства, портовикам совместно с железнодорожниками, судовладельцами, экспедиторскими компаниями и грузовладельцами удалось не только устоять под напором внешнего воздействия, но и нарастить производственные мощности морских терминалов и объем перевалки грузов по итогам 2023 года, подчеркнул руководитель АСОП.

«Текущая ситуация как никогда требует от нас сплоченности и эффективного взаимодействия с региональными и федеральными органами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями, объединяющими представителей смежных видов транспорта. Уверен, что в результате наших совместных действий необходимые решения будут найдены, а поставленные цели достигнуты», – подчеркнул С. Жусупов.

О перспективах развития портовой инфраструктуры России на ближайшие годы рассказал начальник Управления морских портов и развития инфраструктуры Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Алексей Петров. По его словам, производственные мощности морских портов РФ с 2024 по 2026 год вырастут более чем на 150 млн тонн. В текущем году планируется осуществить прирост на 56,29 млн тонн. Параллельно идет восстановление портов Херсон, Мариуполь, Бердянск. С 2025 года развитие портовых мощностей будет происходить в рамках мероприятий нового национального проекта «Транспорт».

Как отметил представитель Росморречфлота, морские порты пользуются большой популярностью у российских инвесторов, о чем свидетельствуют высокие темпы наращивания производственных мощностей. Однако сегодня сдерживающим фактором для дальнейшего роста становится дефицит пропускной способности железных дорог. Поэтому особое значение приобретает синхронизация темпов развития инфраструктуры.

«Морская инфраструктура растет более быстрыми темпами, чем железнодорожная. Наша задача – это развитие синхронизировать, чтобы не создавать большого количества избыточных мощностей. Для этого существует механизм инвестиционных деклараций. Есть порядок, который предусматривает согласование с ОАО «РЖД» реализацию любого инвестиционного портового проекта», – заявил А. Петров.

О развитии портовой инфраструктуры на трассе Северного морского пути рассказала Гюлли Шибзухова, заместитель директора по строительству и эксплуатации – руководитель представительства в г.Москве ФГУП «Гидрографическое предприятие». Исключительными объектами предприятия являются формируемая акватория терминалов и средства навигационного оборудования.

Как сообщил докладчик, в 2022 году «Гидрографическое предприятие» успешно и в срок завершило работы по созданию объектов федеральной собственности терминала СПГ и СГК «Утренний». В 2023 году на объект было благополучно доставлено основание гравитационного типа, предприятие выполнило работы по его установке, на 2024 год запланирован идентичный объем работ на втором таком основании, которое на сегодня находится на стадии подготовки к транспортировке. Также в прошлом году предприятие, помимо основных функций, активно осуществляло сопровождение выполняемого инвесторами проектирования, контрактации объемов работ, получения исходно-разрешительной документации, и на период 2024-2028 годов предприятие имеет 13 госконтрактов и планы по реализации ряда инвестиционных проектов.

В настоящее время, по словам Г. Шибзуховой, «Гидрографическое предприятие» на основе ГЧП участвует в проекте по освоению Сырадасайского угольного месторождения – осуществляет работы по созданию акватории грузового терминала «Енисей» в порту Диксон и канала на выход груженых судов (завершение – 2024 г.). В акватории Енисейского залива предприятие участвует в реализации проекта «Восток Ойл» по строительству нефтяного терминала «Порт «Бухта Север», выполняя функции госзаказчика по созданию акватории, трех строительных причалов, двух нефтеналивных причалов, береговых СНО (завершение – 2024 г.).

Одним из крупнейших является проект по строительству морского терминала на мысе Наглейнын в порту Певек, который предполагает создание грузового терминала, дамбы, формирование операционной акватории и подходного канала, реализуется совместно с ГДК «Баимская». Вторым подобъектом терминала на мысе Наглейнын в рамках деятельности «Росатома» является создание инфраструктуры для размещения модернизированного плавучего энергоблока (МПЭП): четыре МПЭП будут доставлены в Чаунскую губу и поставлены к построенной инфраструктуре для обеспечения электроэнергией Баимского ГОКа (завершение – 2023-2025 гг.).

Содействовать развитию зерновых терминалов России готов крупнейший в Азии производитель и поставщик комплексных решений в области обработки и хранения зерна, производства кормов, переработки масличных культур и промышленной автоматизации FAMSUN Group. Об этом сообщил исполнительный директор по элеваторному оборудованию «FAMSUN Россия» Михаил Макеев.

Группа компаний разрабатывает национальные стандарты для стальных силосных башен в КНР и обладает более чем 40-летним опытом по их проектированию и строительству. Практически каждый второй силос в Китае произведен FAMSUN. Помимо силосов и систем кондиционирования и сушки, холдинг поставляет технику для транспортировки: нории, цепные и ленточные конвейеры, уборочные машины и разбрасыватели.

В России FAMSUN Group успешно реализован проект строительства первого этапа Забайкальского зернового терминала – смонтировано 16 силосных башен вместимостью 5 тыс. тонн каждая и 32 силоса для загрузки, проложены две железнодорожные разгрузочные линии.

«Группа компаний FAMSUN имеет пять производственных площадок. Одна из них расположена в Китае рядом с российской границей, что упрощает поставки. Мы создали довольно крупный склад, активно комплектуем команду по всем направлениям, планируем в ближайшее время локализовать производство в РФ», – рассказал М. Макеев.

Гибкость и адаптивность новой логистики

Особый интерес участников форума вызвала сессия «Портоориентированная логистика». В 2023 году объем экспорта через международные транспортные коридоры России достиг 647 млн тонн. Исходя из текущего спроса на внешнеэкономические перевозки, к 2030 году он может вырасти до 728 млн тонн, а к 2035 году – до 836 млн тонн. Такой прог-ноз представила Татьяна Горовая, первый заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок», председатель Общественного совета Министерства транспорта РФ.

По словам эксперта, важным приоритетом для развития портовых мощностей является смещение основных направлений перевозок с Запада на Восток. Значительными перспективами экспортного роста также обладает международный транспортный коридор «Север – Юг». Однако росту его показателей в настоящее время препятствует дефицит мощностей, в том числе для перевалки зерна.

Существенный рост объемов вывоза прогнозируется для древесины и целлюлозно-бумажных изделий, металлов, минеральных продуктов, относящихся к контейнеризируемым грузам. Наибольшими перспективами по экспорту обладает уголь, однако его экспорт ограничивается главным образом пропускной способностью подвозной инфраструктуры, отметила Т. Горовая.

Тему проблем и перспектив доставки угля в морские порты РФ продолжила Анна Горнова, координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов. По ее словам, уголь составляет 30% всей грузовой базы РЖД. На Дальнем Востоке это 65-70%. Однако сегодня производственные мощности дальневосточных портов примерно в два раза превышают пропускную способность железной дороги.

«Чтобы максимально разгрузить Восточное направление из-за нехватки провозных мощностей перевозчики направляют уголь через западные порты потребителям Азии, Африки, Ближнего Востока и Атлантики. Среди перспективных направлений развития российского угольного экспорта – Мурманский транспортный узел с терминалом «Лавна» и южные порты, в частности, один из эффективных маршрутов пролегает через порт Тамань», – отметил эксперт. Она подчеркнула, что бесконечно наращивать только портовые мощности – не выход.

«Проблема Восточного полигона железных дорог показала необходимость увязки всех видов транспорта в единую систему в новом нацпроекте по развитию транспортной инфраструктуры. В реалиях нестабильности современного мира необходимы гибкость, адаптивность и межведомственное взаимодействие», – сказала А.Горнова.

На сессии также выступили: Ирина Лаврухина, руководитель направления логистики инвестиционного департамента АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» с докладом «Государственные меры поддержки инвестиционных проектов в сфере логистики на Дальнем Востоке и в Арктике»; Александр Кузнецов, д.т.н., профессор ГУМРФ. им адмирала С.О. Макарова с докладом «Координация развития портовой инфраструктуры и флота коридора «Север – Юг»; Николай Остарков, ведущий эксперт-аналитик ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» («Востокгосплан») с докладом «Портоориентированность в развитии судостроительных кластеров» и другие.

Умные решения для портов

В рамках форума состоялась IV ежегодная конференция «Smart Port: эффективность, безопасность, экологичность», посвященная цифровизации, внедрению прорывных технологий и реализации всего спектра «умных» цифровых услуг в морских терминалах. Эксперты обсудили, какие решения применимы в российских портах и заслуживают инвестиций, а также обзоры решений для цифровой трансформации и устойчивого развития портового бизнеса.

Об основных направлениях цифрового развития ФГУП «Росморпорт» рассказала заместитель начальника Управления цифрового развития предприятия – начальник Отдела развития и эксплуатации цифровых и мониторинговых систем Анна Стригунова. По ее словам, основной тенденцией, определяющей деятельность «Росморпорта» в области цифровизации за последние два года, по-прежнему остается импортозамещение программного обеспечения (ПО), особенно на объектах критической информационной инфраструктуры.

«ФГУП «Росморпорт» возглавляет Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт», в рамках которого реализует особо значимые проекты по внедрению отечественного программного обеспечения, – отметила А.Стригунова. – Мы впервые в России успешно внедрили полностью отечественную систему обработки, отображения и регистрации информации системы управления движением судов (СУДС), причем замещено не только программное обеспечение, но и компьютерное и серверное оборудование».

В настоящее время «Росморпортом» ведется работа по переводу на российский софт всех СУДС, находящихся в ведении предприятия, в целях достижения технологической независимости и исключения угроз от иностранного ПО при обеспечении безопасности мореплавания. Также в прошлом году в рамках ИЦК были завершены мероприятия по техническому проектированию информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД). Ее планируют внедрить в Астраханском и Северо-Западном бассейновом филиалах «Росморпорта». Параллельно ведется создание экосистемы, которая объединит все цифровые сервисы для внешних и внутренних клиентов.

«Предприятие прорабатывает ряд задач, связанных с использованием искусственного интеллекта для оптимизации деятельности лоцманов, диспетчеров и операторов СУДС, помощи контрагентам при заказе услуг на портале оказания услуг. Мы видим потенциал существующих решений по распознаванию речи и текста и включили соответствующие мероприятия в план предприятия по цифровизации на среднесрочную перспективу», – добавила А. Стригунова.

Директор по развитию бизнеса Группы компаний «Интеллектика» Юрий Оганянц представил участникам форума экосистему MOORiNET.

Экосистема объединяет в единое пространство измерительные и сканирующие комплексы, комплексы видеонаблюдения и машинного зрения, датчики мониторинга состояния гидротехнических сооружений, позволяя диспетчеру и лоцману осуществлять оперативный мониторинг процессов швартовки и контролировать причаливание буквально до сантиметра. По словам докладчика, экосистема способна выводить информацию в реальном времени на любой удобный экран практически с любым пользовательским интерфейсом.

«MOORiNET управляет огромным массивом цифровых данных, значительно увеличивая безопасность мореплавания в акваториях портов и на подходах к ним, одновременно приближая всех нас к автономному судовождению», – сообщил Ю. Оганянц.

Директор дирекции «Цифровая Арк-тика» компании «Гринатом» Павел Христенко рассказал о разработке Единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) Северного морского пути (СМП). Система должна стать ключевым элементом единой цифровой экосистемы на арктической магистрали и объединить ранее разрозненные сервисы: локальные сервисы мониторинга ледовой обстановки; разно-образные сервисы метеоконтроля; логистические, аварийно-спасательные, навигационно-гидрографические и прочие сервисы.

Источниками информации станут бортовые автоматизированные измерительные комплексы, беспилотники ледовой разведки и космические спутники. Система позволит обслуживать до 1500 уникальных пользователей, которые смогут получать интересующие их консолидированные данные через цифровые сервисы и маркетплейс. Программное обеспечение будет полностью отечественным.

«Запуск ЕПЦС призван обеспечить повышение безопасности и предсказуемости движения судов, улучшение качества обслуживания и мониторинга судоходства на Северном морском пути», – пояснил П. Христенко.

Технологии, инновации, кадры

Второй день работы форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» имел научно-прикладной характер. Его открыла конференция для портовых инженеров, проектировщиков, поставщиков и подрядных организаций «Проектирование, строительство и эксплуатация портовой гидротехнической и береговой инфраструктуры: материалы, технологии, оборудование».

Эксперты обсудили инновационные решения для повышения эффективности и безопасности эксплуатации акваторий портов и гидротехнических сооружений (ГТС), в частности:

– организацию процесса выбора информационных систем на примере сред общих данных;

– актуальные проблемы проектирования портовых ГТС и цифровые методы создания контейнерных терминалов;

– оптимизацию проектов по защите ГТС с помощью шпунта Ларсена и использование комплексов от коррозии портовой и энергетической инфраструктуры в районах Крайнего Севера;

– проектирование и строительство некапитальных зданий береговой инфраструктуры;

– инновационные разработки для берегоукрепления;

– импортозамещение морских отбойных устройств, систем наружного освещения и приводной техники;

– применение оборудования для ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Тематическая сессия «Инновации в обработке грузов» была посвящена презентации техники и технологий для увеличения скорости и качества обработки грузов, снижения себестоимости перегрузочных работ. Между участниками разгорелась дискуссия об особенностях применения системы удаленного управления крановой техникой в портах. Эксперты отметили, что технология может полностью изменить организацию перевалки на терминалах, однако потребует доработки действующих регламентов безопасности и законодательных актов.

Руководитель направления элеваторного оборудования FAMSUN Group Террелл Ли представил интеллектуальную систему управления зернохранилищем. Она способна помочь владельцам с операционным управлением и менеджментом контрактов, показать уровень зерна в силосе, его температуру и влажность, характеристики воздуха внутри хранилища и снаружи, предупредить об опасностях и предоставить бизнес-отчеты по всем процедурам. Это единая платформа для обмена информацией внутри предприятия.

Включенная в нее система цифрового двойника способна визуализировать состояние зерна, операции в хранилище, энергопотребление; информацию об обслуживании оборудования, проверках безопасности, движении транспорта. Программное обеспечение вкупе с датчиками позволяет без вмешательства человека проводить процессы взвешивания автомобилей, считывания пропус-ков, распознавания номерных знаков, управлять шлагбаумами и светофорами. Все это дает возможность значительно повысить эффективность работы терминалов без привлечения дополнительного персонала, отметил Т. Ли.

В ходе сессии также выступили: Сергей Ливинский, руководитель направления коммерциализации технологий ООО «Газпромнефть-Снабжение» с докладом «Система удаленного управления крановой техникой. Особенности применения в портах и терминалах»; Денис Сергеев, заместитель директора по коммерческим вопросам НПО «Аконит» с докладом «Специфика поставки оборудования по ЕРС-контрактам: как работает НПО «Аконит» с российскими компаниями»; Рашит Абдрахманов, руководитель проекта компании «РИАТ» с докладом «Современная и эффективная пылеуборка, сбор просыпей угля с помощью автомобильных вакуумных погрузчиков»; Алексей Овян, генеральный директор компании «Вирсайн Инновации» с докладом «VR-тренажеры управления кранами и погрузчиками».

О применении цифровых технологий при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования портов и транспортных терминалов рассказал профессор кафедры технологии, эксплуатации и автоматизации портов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Игорь Зуб.

Директор Института водного транспорта, заведующий кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации портов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Юрий Ежов подчеркнул важность развития профессиональных узкоспециализированных стандартов для работников портов в соответствии с современными реалиями. В частности, он отметил необходимость разработки в России профессионального стандарта «Механик по эксплуатации подъемно-транспортного оборудования портов и терминалов».

«Профессиональные стандарты нужны для подготовки специалистов, которые будут обладать нужными отрасли компетенциями, чтобы после обучения люди приходили в порты и уже владели знаниями, умениями и навыками, необходимыми на рынке в настоящий момент», – заявил Ю. Ежов.

По итогам форума участники отметили актуальность и значимость вынесенных на обсуждение вопросов, а также выразили организаторам большую благодарность за профессионально подготовленное и проведенное мероприятие, интерес к которому и престиж которого растут год от года. Организованная в рамках форума выставочная экспозиция тоже была отмечена участниками: за время существования форума она была самой крупной.

Морские порты №4 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ