Логистика вчера, сегодня и завтра - Морские вести России

Логистика вчера, сегодня и завтра

25.01.2024

Обзор отрасли

Логистика вчера, сегодня и завтра

Фото: vmtp.ru

В настоящее время в торговой системе России получили распространение технологии производства, сбыта, продаж, распределения поставок и выполнения торгово-транспортных операций, включающие услуги по доставке товаров (грузов) автомобильным транспортом необщего пользования, которые имеют в своей структуре крупные распределительные торгово-транспортно-логистические центры (ТТЛЦ) и собственные транспортные средства.

По мнению специалистов, создание системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами при доставке товаров (грузов) на транспорте общего пользования, в том числе в структуре международных транспортных коридоров (МТК), позволило бы оптимизировать производственно-транспортные связи, сократить торгово-транспортно-логистические издержки, ускорить оборот транспортных средств, повысить их производительность, в том числе с учетом возможности за счет попутной загрузки, обеспечить безопасность и сохранность перевозок, снизить конечную стоимость товарной продукции и привлечь новые потоки внешнеторговых грузов.

О.В. Евсеев, О.В. Мельникова, А.П. Кузнецов, В.В. Суетин, А.А. Дмитревский

Из истории термина

Существует целый ряд понятий термина «логистика», имеющего многовековую историю. Он известен еще с IV века до нашей эры и использовался древними греками и римлянами как название науки о вычислении.

Первым автором трудов по логистике считают французского военного теоретика ХIХ века, служившего Российской Империи, Г.В. Жомини, который дал определение логистики как «практического искусства движения войсками». Причем он утверждал, что логистика включает в себя не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких как планирование, управление и снабжение, определение мест дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.

В России в середине XIX века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения и пр. Также логистику можно рассматривать как начальные стадии механизма зарождения транспортно-экспедиционного предпринимательства в нашей стране для обеспечения поставок товарной продукции.

Транспортно-экспедиторское дело зародилось в России и других странах почти одновременно более двух столетий назад. Первые функции транспортного экспедитора выполняли, главным образом, извозчики и дорожные курьеры, которым поручалось доставлять почту, медикаменты или снаряжение для экспедиций. Логистика как наука и как инструмент бизнеса формировалась в начале 1950-х годов, прежде всего в США.

Транспортно-экспедиционная деятельность стала неотъемлемой и наиболее важной подсистемой в движении товаров (грузов) и связанным с ним обслуживанием многочисленных потребителей транспортно-экспедиционных услуг (собственников товаров, грузовладельцев) в условиях рыночной экономики.

В общем виде под логистикой понимается организация системы, включающей производство товара под заказ, его хранение, транспортировку (перевозку) и распределение продукции по потребителям. Иными словами, логистика – это наука о товародвижении в товарожизненном цикле от зарождения продукции до ее списания, утилизации или гибели. Процесс гибели продукции может замещаться процессами ее утилизации и переработки как для создания новой товарной продукции, так и для создания такой же продукции с более низким качеством.

Таким образом, анализируя протекающие в товарожизненном цикле логистические процессы товародвижения при производстве продукции, ее хранении, распределении на товарных складах производителя или потребителя, логистику можно отнести к снабженческо-сбытовым процессам, включая транспортировку продукции от склада изготовителя до склада потребителя.

Законодательное закрепление понятия «логистика»

Однако на всех видах транспорта необщего и общего пользования технологические процессы при приеме товара к перевозке и его перевозка осуществляются уже не с товаром, а с грузом на основе договора перевозки, заключаемого в соответствии со статьей 785 главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также с транспортными средствами, универсальными и специализированными контейнерами, укрупненными транспортными местами и транспортными пакетами.

Вместе с тем, на транспорте общего пользования терминально-логистические системы (ТЛС), включающие транспортно-логистические центры (ТЛЦ), выполняют функции по накоплению, сортировке, распределению и формированию товарной продукции на различные виды грузовых отправок перед перевозкой или функции по сортировке, распределению и выдаче грузов получателям.

На транспорте необщего пользования транспортно-логистические процессы товародвижения протекают по аналогичной, но изолированной части транспортно-логистической цепочки. Между тем транспортные средства, контейнеры, контрейлеры и транспортные пакеты или отдельные грузовые места передаются на транспорт общего пользования в соответствии с заключаемым договором между транспортными организациями на основании статьи 799 главы 40 ГК РФ.

Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Рабочей группой по комбинированным перевозкам (34-я сессия ЕЭК ООН 6-9 сентября 2000 года, пункт 10 повестки дня) был принят следующий глоссарий – терминология комбинированных перевозок для определения значения используемых в настоящее время терминов. Они предназначены для работы трех межправительственных организаций – Европейского сообщества, Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) и ЕЭК ООН.

Пункт 1.10 «Логистика» указанного документа дает ее определение как процесса организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле данного понятия. Эта цепь может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, переработку, упаковку и окончательное распределение продукции в местах потребления.

Следовательно, процесс организации цепи доставки и управления этой цепью на транспорте может относиться к компетенции транспортно-экспедиционных организаций в РФ, осуществляющих по своим обязанностям услуги, связанные с доставкой товаров (грузов).

Впрочем, отметим, что законодательно в главе 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ организация выполнения услуг по доставке грузов не предусматривается. Предусматривается организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, что ограничивает деятельность транспортно-экспедиционных компаний, являющихся стороной договора транспортной экспедиции, заключаемого с клиентом (грузоотправителем или грузополучателем).

Кроме того, имеется несколько определений логистики, что прежде всего зависит от того, на каком уровне рассматривается данная проблема (макроуровень, микроуровень), а также с каких позиций подходят к этому вопросу – с позиций изготовителя, транспортного экспедитора (перевозчика) или потребителя.

В наиболее общем виде под логистикой понимается организация системы и технологии, включающей производство и реализацию товара, в том числе операции по транспортировке, накоплению, сортировке товара, оформление доставки груза, его погрузку, перевозку к месту реализации, выгрузку, транспортное хранение и выдачу груза получателю.

В широком понимании, с точки зрения транспортных экспедиторов и перевозчиков, логистика – это организация доставки товара в сохранном количестве и качестве в гарантированные сроки от производителя до потребителя.

Минтрансом России в начале 1990-х годов было дано определение термина «логистика» как системы материальных и информационных элементов, потоков, обеспечивающих перемещение изделий (товаров) от места их производства до момента их окончательного потребления.

Теоретические принципы построения логистических систем были известны еще в прошлом веке, но широкое практическое применение логистика получила лишь во второй половине столетия. Логистика (наука о товародвижении) как одна из форм интеграции снабжения (производства, распределения, транспорта и потребления).

В СССР логистика развивалась под названием рохрематика – наука об изучении процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Эта наука рассматривала управление матери-альными потоками при помощи экономико-математического моделирования. Ее цель – сокращение общего времени прохождения материального потока (цикл) и общих затрат на упаковку, перемещение, хранение, распределение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

К единой системе управления логистикой

Развитие современной логистики стало возможным при определенном уровне развития информатизации и вычислительной техники в процессах снабжения, сбыта и транспортировки продукции.

Неотъемлемой частью для всех видов логистики является обязательное обеспечение их системами информационного обмена и контроля за товарным (грузовым) и транспортным потоками на всех стадиях от производства до потребления, включая сбор, накопление, передачу, обработку и систематизацию данных с последующей выдачей готовой информации потребителю.

Главным условием создания и эффективного функционирования логистической системы можно считать заинтересованность в ней всех участников: изготовителей, потребителей, транспортных экспедиторов, перевозчиков и контрольно-надзорных органов. Результатом же ее функционирования будет повышение эффективности производства, доставки и реализации товаров, качества транспортно-экспедиционных услуг и увеличение прибыли участников в основном за счет снижения производственных и транспортных издержек.

Отметим, что в настоящее время в торговой системе России получили распространение технологии производства, сбыта, продаж, распределения поставок и выполнения торгово-транспортных операций, включающие услуги по доставке товаров (грузов) автомобильным транспортом необщего пользования, которые имеют в своей структуре крупные распределительные торгово-транспортно-логистические центры (ТТЛЦ) и собственные транспортные средства.

По мнению специалистов, создание системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами при доставке товаров (грузов) на транспорте общего пользования, в том числе в структуре международных транспортных коридоров (МТК), позволило бы оптимизировать производственно-транспортные связи, сократить торгово-транспортно-логистические издержки, ускорить оборот транспортных средств, повысить их производительность, в том числе с учетом возможности за счет попутной загрузки, обеспечить безопасность и сохранность перевозок, снизить конечную стоимость товарной продукции и привлечь новые потоки внешнеторговых грузов.

В целях координации деятельности ассоциаций транспортного комплекса России по реализации государственной транспортной политики 26 марта 1997 года Министерством транспорта РФ издан Приказ №29 «О создании Совета представителей ассоциаций транспортного комплекса России при Минтрансе России». В состав образованного Совета вошли ведущие объединения страны (ассоциации и союзы) производителей продукции, торговых сетей и предпринимателей, транспортных экспедиторов, перевозчиков и контрольно-надзорных органов.

Однако отсутствие системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами влечет за собой множество проблем технологического, технического и административного характера. В этой связи необходимо в целевом порядке возложить соответствующие функции и обязанности на федеральные органы исполнительной власти – Минэкономразвития и Минпромторг, которые должны быть заинтересованы в создании такого планово-регулирующего органа с единой управляющей логистической структурой товародвижения от производства до сбыта готовой продукции. Также в целевом порядке необходимо возложить соответствующие обязанности и на Минтранс, который должен быть заинтересован в создании единой управляющей структуры в транспортно-логистической подсистеме страны на основе развития транспортно-экспедиционной деятельности.

Напомним, 14 июля 1990 года в структуре Минтранса РСФСР был образован Отдел развития транспортно-экспедиторской деятельности, а в последующем, 16 июня 1998 года, был создан Департамент координации транспортных систем и логистики. В функции и обязанности указанных структур Минтранса были включены и успешно решались вопросы развития транспортной экспедиции и транспортно-логистической инфраструктуры в России. К сожалению, Департамент через 5 лет был упразднен.

В Концепции Транспортной политики, одобренной постановлением Правительства РФ от 08.09.1997 г. №1143, были отмечены перспективные направления на основе развития транспортно-экспедиционного обслуживания как самостоятельного вида деятельности для осуществления перевозочного процесса. В целях подготовки квалифицированных специалистов для транспортно-экспедиционной деятельности Минтрансом была разработана и постановлением Минтруда от 22.02.1999 г. №3 утверждена квалификационная характеристика должности «транспортный экспедитор».

Кроме того, с начала 90-х годов прошлого века Минтрансом при участии других федеральных органов исполнительной власти, ассоциаций и союзов, заинтересованных организаций были разработаны проекты федеральных законов «О транспортно-экспедиционной деятельности в Российской Федерации», «О транспортно-экспедиционной деятельности Союзного государства Беларуси и России», «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», формировалась законодательная и инфраструктурная база для развития транспортной экспедиции в стране, велось строительство ТЛЦ на основе государственной инновационной программы «Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания «Терминал», направленной на развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики. Эта программа направлена на создание национальной системы транспортно-экспедиторского обслуживания, обеспечивающей на территории страны быстрое продвижение грузов от отправителей к получателям, включая экспортно-импортные грузы. В рамках программы должна быть создана сеть терминалов непосредственно самими транспортно-экспедиторскими предприятиями на транспорте общего пользования и различными ведомствами.

Более того, Федеральным законом от 30.06.2003 г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлен порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в РФ – порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Однако сегодня логистическая система, основу товародвижения которой составляет деятельность транспортно-экспедиторской организации, способной быть архитектором подсистемы доставки грузов от производителя до потребителя, до сих пор не имеет регулирующих ее функционирование и предоставляемые услуги нормативных правовых актов РФ.

Транспортная стратегия и инициативы АРЭ

В настоящее время Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ) ведет работу по внесению необходимых изменений в законодательство РФ, учитывающих современные правовые взаимоотношения в системе логистики и транспортной экспедиции.

Еще в 2001 году в целях совершенствования регламентации взаимоотношений между отправителями, получателями грузов и транспортными экспедиторами Минтрансом был подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в статьи 801-805 главы 41 ГК РФ. Полагаем, что внесение соответствующих изменений необходимо и в настоящий момент.

Безусловно, агрегирование – объединение ресурсов перспективного планирования доставки товаров (грузов) – возможно только в экономико-математических моделях устойчивых (стабильных) транспортно-логистических цепочек как внутри страны, так и в международной торговле, что применимо при создании современной платформы цифровизации транспортно-логистических процессов на должном технологическом и техническом уровне.

Во второй половине 90-х годов прошлого века Минтрансом с подключением ученых и специалистов НИИАТ выполнялась научно-исследовательская работа «АСУ «Транспортный экспедитор», включающая создание алгоритма управления материальными (грузовыми) и транспортными потоками на основе развития транспортно-экспедиционной деятельности в РФ. С начала 2000 года Департаментом координации транспортных систем и логистики Минтранса большая работа проводилась по скоординированному развитию транспортной инфраструктуры для соответствующих международных и межрегиональных транспортных связей. А в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021 г. №3744-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года» одной из задач является повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости).

Поэтому сегодня представляется целесообразным включить в систему логистики и ее подсистемы отраслевые принципы планирования в логистических цепочках выпуска готовой продукции, транспортировки и реализации.

Отметим, что по настоящее время на государственном и региональном уровнях проводится постоянная работа по реализации направлений социально-экономической и транспортной политики, развитию транспортно-логистического потенциала страны, актуализируются стратегии и государственные программы социально-экономического и транспортного развития в 85 регионах страны (в дальнейшем в 89 регионах) на основе стратегии пространственного развития. Стратегические направления в развитии транспортных систем федерального, регионального и муниципального уровней (в том числе в целях развития ТЛЦ) предусматриваются Транспортной стратегией РФ и другими программными документами стратегического плана.

Стратегии социально-экономи-ческого развития регионов разрабатываются на основе Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, разработанных Министерством экономического развития и утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 г. №132 (далее – Методические рекомендации).

Однако Методические рекомендации не определяют методы и рекомендации по развитию транспортных систем с учетом рационального развития логистики грузопотоков в регионах и транспортной экспедиции, от которых полностью зависит социально-экономическое развитие регионов на современном этапе. При этом распространение единого методологического подхода к долгосрочному программно-целевому планированию на региональный и местный уровни управления является одной из важнейших организационных задач формирования и реализации согласованной транспортной политики.

Безусловно, ряд масштабных вопросов, касающихся увязки объемов логистики и транспорта, в сегодняшних экономических обстоятельствах будет напрямую зависеть от демографической ситуации в регионах, внедрения нормативов потребления, наращивания производственного потенциала территорий субъектов РФ на основе планомерного и пропорционального развития, а также от необходимости обеспечения устойчивого планирования экспортных, импортных и транзитных перевозок.

В стратегическом плане регулирование транспортно-экспедиционной деятельности в подсистемах логитических систем в настоящее время приобретает особую важность в налаживании устойчивых и стабильных торгово-транспортных связей на новом уровне. При таких обстоятельствах Минэкономразвития, Минпромторгу и Минтрансу совместно с контрольно-надзорными органами и заинтересованными организациями – ассоциациями и союзами перевозчиков, экспедиторов, других участников транспортного процесса – целесообразно подготовить методические рекомендации по логистике, планированию поставок внутренних и внешних грузопотоков (экспортной, импортной и транзитной продукции), предусматривающие комплексные расчеты необходимых индикаторов по следующим параметрам: объем поставок, стоимость доставки грузопотока, грузооборот, мощность грузопотока, средняя дальность его маршрута, а также по критериям, определяющим перерабатывающие способности (мощности) по беспрепятственному приему и переработке грузопотока в пунктах погрузки, выгрузки, перевалки (морские и речные порты, аэропорты) как внутри страны, так и в иностранных государствах.

Приказом Минтранса России от 22.07.2022 г. №281 было утверждено Положение о Департаменте стратегического развития, в котором пунктом 2.1.2 предусматривается задача по развитию транспортно-логистических маршрутов и коридоров, а также участие в формировании связанных с их развитием мер для обеспечения эффективной логистики перевозок в интересах экономики РФ, а пунктом 2.1.3 предусматривается задача по обеспечению разработки, корректировки и мониторинга Транспортной стратегии РФ.

На наш взгляд, в процессе решения последней задачи должны предусматриваться и направления государственной транспортной политики по развитию логистики и транспортно-экспедиционной деятельности на федеральном и региональных уровнях, а также Минтрансом должны быть рассмотрены вопросы по актуализации законодательства РФ в области логистики перевозок и транспортной экспедиции. Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть в структуре Департамента стратегического развития Минтранса России подразделение (отдел) по координации транспортных систем и логистике с соответствующими функциями и обязанностями.

Морские порты №9 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ