Государство в борьбе с угольной пылью - Морские вести России

Государство в борьбе с угольной пылью

23.06.2023

Обзор отрасли

Государство в борьбе с угольной пылью

Фото: Система орошения в Восточном порту/ пресс-служба АО «Восточный порт»

Правительство РФ хочет наделить арендодателя правом расторгать со стивидорными компаниями договоры аренды федерального имущества в морских портах (причалов) в случае неоднократных нарушений природоохранного законодательства, связанных с перевалкой угля. Основным арендодателем, на балансе которого находятся практически все причалы в морских портах России, является ФГУП «Росморпорт». Мера правительства может затронуть до 70 компаний – примерно столько стивидоров, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), занимается перевалкой угля. Разбираемся, зачем нужна эта инициатива сегодня и как она отразится на портовой отрасли.

Анастасия Иванова

Нарушение и наказание

В марте правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, согласно которому договоры аренды федерального имущества, заключенные со стивидорными компаниями, могут быть расторгнуты досрочно в случае неоднократного обнаружения нарушений природоохранного законодательства, связанных с перевалкой угля в морских портах. Соответствующие изменения предлагается внести в статью 31 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По законопроекту, арендодатель сможет разорвать договор аренды в случае, если стивидорная компания повторно в течение одного года не выполнила предписание контрольно-надзорных органов об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды или обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при перевалке угля в морском порту. Для этого арендодателю нужно будет обратиться в суд в течение года с момента вступления в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности арендатора.

Сейчас даже в случае нарушений природоохранного законодательства арендодатель не может расторгнуть договор аренды со стивидором досрочно, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Именно поэтому законом необходимо уточнить основание, которое позволит арендодателю это делать, считают законодатели.

Срок вступления законопроекта в силу неясен: в тексте говорится, что это 1 сентября 2025 года, в пояснительной записке – 1 сентября 2023 года.

Законопроект устанавливает основания для расторжения договоров аренды только тех объектов инфраструктуры морского порта, которые являются недвижимостью и находятся в государственной собственности, обращает внимание руководитель проектов КА Pen&Paper Артем Копылов.

«Из системного анализа норм земельного законодательства, Кодекса торгового мореплавания РФ и судебной практики можно сделать вывод, что морской порт является объектом федерального транспорта, а территория морского порта в силу закона всегда относится к федеральной собственности, – говорит А.Копылов. – Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежности земель порта Российской Федерации».

Таким образом, законопроект затронет все стивидорные компании, которые занимаются погрузкой и разгрузкой угля в морских портах, утверждает эксперт.

Разработкой законопроекта в правительстве занимался Минтранс. В пресс-службе министерства коррес-понденту «МП» заявили, что вся информация о предполагаемом регулировании содержится в пояснительной записке и предоставить дополнительную информацию ведомство не может.

Сейчас законопроект направлен в Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. До 10 мая Комитет будет принимать отзывы, предложения и замечания, а затем Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении, следует из данных на странице законопроекта.

Зачем нужен законопроект

Угольная пыль содержит вредные химические вещества, которые могут загрязнять воду, почву и воздух. Для человека она опасна тем, что может вызывать различные заболевания дыхательной системы, например пневмокониоз и бронхит. Необходимость принятия законопроекта связана с неблагоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановкой на припортовых территориях, сложившейся из-за загрязнения угольной пылью при перевалке, дроблении и сортировке угля, объясняется в пояснительной записке к законопроекту.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин рассказал «МП», что законодательная инициатива продиктована необходимостью обеспечить благополучие граждан и биосферы.

«Не все стивидорные компании при перевалке, дроблении и сортировке выполняют предписания контрольно-надзорных органов и решения судебных инстанций, – говорит депутат. – Сейчас руководство страны прилагает все усилия, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно, идет на послабления, разрабатывает меры поддержки и снижения контроля. Но никакие «сложные времена» не должны ставить под удар благополучие граждан и сохранность биосферы».

Перед законодателями стоит сложная задача – создать эффективный инструмент, который безошибочно отделит добросовестных предпринимателей от тех, кто ради прибыли готов на любые нарушения, продолжает В.Дерябкин. «Представители отрасли утверждают, что предписания контролирующих органов выполняются, ситуация с экологией улучшилась, а обращения жителей по данному вопросу практически прекратились. А мы видим, что по 8 стивидорным компаниям за три года вынесено 65 предписаний, из которых исполнено менее половины – 27», – объясняет он.

Федеральные и региональные влас-ти ведут борьбу с угольной пылью в портовых городах уже несколько лет. Она началась после того, как в июне 2017 года на угольную пыль во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным пожаловался школьник из Находки Андрей Боль. Президент пообещал разобраться в ситуации и в 2018 году дал поручение правительству разработать меры по улучшению экологии в Находке.

В том же 2018 году Александр Костенко, занимавший на тот момент пост первого вице-губернатора Приморского края, призвал ФГУП «Росморпорт» использовать все свои возможности, вплоть до расторжения договоров аренды причалов, чтобы заставить угольных стивидоров в Находке соблюдать экологические нормы. Тогда же главный государственный санитарный врач Анна Попова выпустила постановление о новых нормативах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в городах и селах. А власти Приморья заключили с 9 стивидорными компаниями в Находке соглашения, по которым стивидоры обязались направить более 1,5 млрд рублей в течение ближайших трех лет на строительство ограждений, установку систем пылеподавления (водяных и снеговых пушек), очистку ливневых вод на территориях угольных складов, применение пылеулавливающих реагентов, регулярную очистку территорий складов и проезжей части от угольной пыли и т.д.

В результате этих мер, а также штрафов и другого административного воздействия на стивидоров концентрация угольной пыли в Находке в 2018 году снизилась, отчитывалась А. Попова, не называя конкретных цифр (ее слова приводила Федерация профсоюзов Приморского края).

Но мероприятия по борьбе с угольной пылью на этом не закончились. В 2019 году Росстандарт разработал информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям, рекомендующий стивидорным компаниям применение инновационных технологий и оборудования для сокращения выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля. А правительство обязало операторов морских терминалов применять эти технологии.

Кроме того, в 2022 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который устанавливает штрафы для стивидорных компаний за нарушение норм экологического законодательства и норм санитарно-эпидемиологического благополучия в размере до 200 тыс. рублей, за повторное нарушение – до 600 тыс. рублей, либо деятельность компании могут приостановить на срок до 90 суток. Закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

Какие нарушения допускают стивидоры

Те нормативные акты, которые были приняты за последние шесть лет, привели к существенному улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации в Находке и других населенных пунктах, утверждают в Ассоциации морских торговых портов (АСОП). «Стивидорными компаниями был проведен ряд мер для снижения негативного воздействия на окружающую среду в морских портах перегрузки угля и налажена плановая работа взаимодействия непосредственно с Минтрансом России в рамках решения данного вопроса», – говорится в документах АСОП.

Чтобы оценить, насколько масштабна проблема нарушений экологического законодательства и норм санитарно-эпидемиологического благополучия населения стивидорными компаниями при перевалке угля, «МП» попросили Роспотребнадзор и Росприроднадзор предоставить соответствующую статистику за несколько лет.

В Росприроднадзоре на запрос редакции не ответили. Представитель Роспотребнадзора лишь подтвердил, что стивидорные компании нарушали санитарно-эпидемиологические нормы в 2022 году, но не привел конкретных цифр. По данным ведомства, чаще всего нарушители не проводили в полном объеме мероприятия по пылеподавлению и не устанавливали размер санитарно-защитной зоны в соответствии с действующими нормативными актами. Кроме того, нарушители не проводили корректировку проекта санитарно-защитной зоны с учетом всех источников выбросов загрязняющих веществ и не предоставляли в уполномоченный орган заявления об изменении санитарно-защитной зоны, говорится в ответе Роспотребнадзора.

Нарушения стивидорных компаний при перевалке пылящих грузов в морских портах выявляла и прокуратура. Только на Дальнем Востоке в 2022 году транспортные прокуроры выявили более 170 подобных нарушений, сообщала Дальневосточная транспортная прокуратура в своем telegram-канале. Нарушители эксплуатировали неучтенные источники негативного воздействия на окружающую среду, не соблюдали экологические требования при хранении и перегрузке угля, игнорировали правила охраны водных объектов от загрязнения и т.д.

Например, в октябре 2022 года Дальневосточная транспортная прокуратура в целях устранения нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования через суд обязала стивидорную компанию «ДВ Порт» оборудовать причалы очистными сооружениями, писали СМИ. А Находкинская транспортная прокуратура в ноябре прошлого года установила, что стивидорные компании «Лесной терминал», «Находкинский судоремонтный завод», «Дальневосточный судомеханический завод», «Находкинская база активного морского рыболовства» и «Рыболовецкий колхоз «Приморец» осуществляют перевалку грузов в морском порту Находка без положительного заключения государственной экологической экспертизы и документации, обосновывающей допустимое негативное воздействие на окружающую среду.

В отношении этих предприятий прокуратура возбудила дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (невыполнение требований законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы).

Тройной судебный фильтр

В АСОП опасаются, что законопроект правительства приведет к чрезмерному регулированию стивидорных компаний и создаст условия для злоупотреблений и необоснованных расторжений договоров по усмотрению арендодателя и оказания давления на арендатора. Потому он является избыточным, считают в Ассоциации.

«В законопроекте не говорится, какие именно нормы и законы должны нарушить стивидорные компании, чтобы арендодатель мог разорвать с ними договор аренды досрочно, – говорит председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности АСОП Дмитрий Тарасов. – К тому же нет привязки к нарушениям, связанным непосредственно с перегрузкой угля. Поэтому арендодатель сможет приступить к процедуре расторжения договора при любом нарушении арендатора, даже самом несерьезном». Лишившись возможности работать, стивидорная компания будет вынуждена сокращать рабочие места, что создаст в обществе социальную напряженность, считают в АСОП.

Сейчас основания, порядок изменения и расторжения договоров в целом и договоров аренды в частности и так прописаны в Гражданском кодексе, поэтому дополнительные меры не нужны, указывают в АСОП.

Руководитель проектов КА Pen&Paper Артем Копылов согласен с этой позицией. «Основания для досрочного расторжения договоров аренды в судебном порядке могут быть внесены в типовые формы договоров аренды, заключаемых портовыми операторами в отношении недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, – говорит он. – Установление в договорах аренды федерального имущества подобных особых оснований расторжения по инициативе арендодателя достаточно распространено».

В отличие от АСОП, А.Копылов не ждет, что законопроект приведет к существенным негативным последствиям. «В предложенной редакции законопроект предусматривает механизм уже тройного «судебного фильтра» для досрочного расторжения договора аренды со стивидором. На первом этапе должно быть принято решение суда об административном приостановлении деятельности арендатора, устанавливающее повторное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды или санитарно-эпидемиологических требований. На втором этапе указанное решение суда по делу об административном правонарушении должно вступить в законную силу, то есть пройти этап обжалования, если организация не согласна с фактом повторного нарушения и с решением о приостановлении ее деятельности. Наконец, на третьем этапе именно суд будет рассматривать требование арендодателя о расторжении договора аренды с учетом всех обстоятельств дела, в том числе оценивая существенность нарушения, и при наличии активной и аргументированной позиции стивидора договор аренды будет расторгнут лишь в крайнем случае», – говорит эксперт.

В то же время, по утверждению Д. Тарасова, деятельность стивидоров в основном соответствует существующим экологическим и санитарным нормам, которые в России намного жестче, чем общепринятые мировые. «Стивидоры – это прежде всего ответственные природопользователи, последовательно компенсирующие причиненный ущерб и предотвращающие его в рамках правового поля», – резюмирует представитель АСОП.

Морские порты №3 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ