Хабаровский край готовит транспортную инфраструктуру для увеличения экспорта - Морские вести России

Хабаровский край готовит транспортную инфраструктуру для увеличения экспорта

03.07.2022

Хабаровский край готовит транспортную инфраструктуру для увеличения экспорта

Транспортный комплекс Хабаровского края включает в себя все виды транспорта – авиа-, авто-, железнодорожный, морской, речной, трубопроводный, – которые достаточно развиты и играют ключевую роль в экономике региона. Морская отрасль представлена пятью портами – Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Крупнейшим из них является порт Ванино, на его долю приходится около 70% всего грузооборота края. Порт постоянно расширяется, а скоро здесь еще появятся новые экспортные терминалы – угольный и глиноземный, и объемы внешнеторговых перевозок грузов вырастут в разы.

Пока же транспортная отрасль региона постепенно адаптируется к работе в условиях санкций. Об этом, а также о перспективах развития транспортного комплекса в интервью журналу «Морские порты» рассказал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

«МП»: Михаил Владимирович, Хабаровский край занимает важное место в транспортной системе страны с точки зрения внешнеторговых перевозок. Каким видам транспорта сегодня нужно уделить повышенное внимание с учетом сложившейся политико-экономической ситуации и переориентации внешнеторговых грузопотоков с запада на восток?

– Транспортная отрасль, действительно, одна из важнейших в экономике края. Ее доля в структуре ВРП – около 15%. В сфере транспорта занято почти 3 тысячи организаций и примерно столько же индивидуальных предпринимателей – всего около 62 тысяч человек.

У нас представлены все виды транспорта, но по уровню развития инфраструктуры лидируют железнодорожный, трубопроводный и морские порты.

По территории края проходят Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали (БАМ и Транссиб) общей протяженностью свыше 2000 км, магистральный трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан-2» и газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Функционируют 5 морских портов, крупнейший из которых порт Ванино, он занимает восьмое место в России по объему переработки грузов.

Правительство Хабаровского края уделяет внимание не только развитию каждого вида транспорта, но и интеграции между ними. Это особенно актуально в современных условиях.

«МП»: Каковы показатели транспортной отрасли края за прошлый год, в том числе по внешнеторговым перевозкам, и за первый квартал текущего года?

– По итогам 2021 года грузооборот транспортного комплекса края составил 215,1 млрд тонно-километров. По данному показателю лидируют отрасли железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Объем переработки грузов в морских и речных портах края превысил 50 млн тонн – тоже есть небольшой плюс к 2020 году. При этом 70% всех грузов в морских портах – это уголь. За ним с большим отрывом идут нефть и нефтепродукты.

В 2021 году предприятия транспорта пополнили краевой бюджет почти на 14 млрд рублей. Это примерно 13% всех налоговых доходов.

По итогам I квартала этого года грузооборот составил почти 55 млрд тонно-километров. При этом железнодорожный транспорт достиг рекордных показателей – его грузооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 33 млрд тонно-километров.

Немного сократилась переработка грузов портами, до 11,7 млн тонн. Но здесь причина не в санкциях, а в снижении объемов у одной из стивидорных компаний. Некоторые проб-лемы с выгрузкой угля возникли еще в январе-феврале, также сказался запрет на экспорт круглого леса.

Однако на общую картину это не повлияло. Поступления в краевой бюджет при этом выросли почти на 13% и составили 3,2 млрд рублей.

«МП»: Каковы Ваши прогнозы с учетом того, что экономические санкции со стороны коллективного Запада будут только нарастать?

– Существенных рисков мы не видим, наоборот, ожидаем роста показателей на 4-5% ежегодно и реализацию ключевых инвестиционных проектов по плану. Можно сказать, что отрасль в сложившихся условиях чувствует себя стабильно.

«МП»: Какая обстановка складывается сегодня на основных маршрутах перевозок массовых внешнеторговых и транзитных грузов на железной дороге и автомагистралях, таких как уголь, металлы, руда, удобрения, лесопродукция, контейнеры и т.д.? В чем заключаются основные проблемы? Где в срочном порядке нужно расшивать узкие места?

– Есть инфраструктурные ограничения на участке ДВЖД Комсомольск-на-Амуре – Ванино. Загрузка там достигает 86% – сказывается недостаточное путевое развитие.

Но работы ведутся. Реализуется инвестпроект по модернизации БАМа и Транссиба, который увеличит провозную мощность. Благодаря этому, планируется обеспечить перевозку возрастающих объемов грузов в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань.

Проект модернизации железнодорожных путей масштабный. Здесь и расширение инфраструктуры, и увеличение пропускной и провозной способностей магистралей, развитие сортировочных, пред- и припортовых станций, пограничных переходов и множества других пунктов. Провозная способность БАМа на участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино уже выросла с 8 млн до 43 млн тонн грузов.

Сейчас продолжается реконструкция станций и разъездов, строительство вторых путей и двухпутных вставок на перегонах. Все это должно привести к поэтапному увеличению провозной способности. Например, на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино ожидаем роста порядка 15 млн тонн уже в 2023 году. В грузах это примерно 50 млн тонн.

До 2024 года у нас запланированы электрификация линии Волочаевка-2 – Комсомольск-Сорти-ровочный – Ванино, строительство вторых путей на участке Комсомольск-Сортировочный – Ванино, реконструкция станций Хабаровск-2 и Комсомольск-Сортировочный, строительство 12 разъездов, вторых путей на 35 перегонах и 14 двухпутных вставок.

Уже готовится детальный план III этапа развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона до 2030 года. В него войдут прокладка второго пути на участке Комсомольск-Сортировочный – Пивань с мостовым переходом через Амур и строительство второго Кузнецовского тоннеля.

Наконец, ДВЖД готовит предложения по второму пути на всем протяжении БАМа, в том числе на участке Тында – Комсомольск-на-Амуре, и по обеспечению движения тяжеловесных поездов и инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25-27 тонн на ось.

«МП»: Как сегодня развиваются порты Хабаровского края, в частности наиболее крупные и ориентированные на внешнеторговые грузопотоки – Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри? Готовы ли они к ожидаемому увеличению грузопотоков?

– По итогам 2021 года грузооборот порта Ванино вырос на 5,5% и составил 35,3 млн тонн. Большей частью это экспортный уголь, основные потребители которого – Китай, Тайвань, Южная Корея и Япония. К 2024 году планируется довести показатели грузооборота порта до 60 млн тонн. Тут потребуется координация с ДВЖД, у железной дороги пока есть проблемы с пропускной способностью, особенно летом.

За четыре месяца этого года ситуация поменялась незначительно. В экспортных отправках лидирует Китай – на него приходится почти 40%. На треть вырос экспорт в Южную Корею. Также увеличился экспорт в Малайзию, Сингапур, Гонконг, Индию. Появились новые направления: Индонезия, Израиль, Египет, Хорватия, Нидерланды. Однако почти вдвое сократились поставки в Тайвань, Японию, Канаду, Шри-Ланку.

Порт Советская Гавань специализируется на перегрузке навалочных, генеральных, лесных и нефтеналивных грузов, включая грузы северного завоза. Также в порту развита перевалка морепродуктов для внутрироссийского рынка. Объемы переработки угля в 2021 году снизились – в порту проходила масштабная реконструкция. Зато почти на треть выросли показатели по нефтепродуктам. Грузооборот по итогам года в целом снизился на 38% и составил 525 тысяч тонн.

В порту Де-Кастри велись работы по проекту «Сахалин-1», правда, основной инвестор – компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» – в этом году заявил об уходе из России, и дальнейшая судьба проекта пока неизвестна. Та же ситуация и с отгрузками нефтепродуктов, которые осуществляла компания.

С 2018 года через Де-Кастри идет перегрузка оборудования для строительства в Амурской области газоперерабатывающего завода (Амурского ГПЗ) и газохимического комплекса (Амурского ГХК). Грузы направляются из морского порта Де-Кастри через морской порт Николаевск-на-Амуре и далее по реке Амур в г.Свободный на стройплощадки объектов. В этом году ООО «Нижегородская логистическая компания» подтвердила приход двух судов для Амурского ГПЗ.

«МП»: Каковы сегодня перспективы малых замерзающих портов Охотск и Николаевск-на-Амуре? В сентябре прошлого года Инвестиционным советом при правительстве края было принято решение о расширении границ ТОР «Николаевск» для модернизации Охотского торгового порта. Как реализуется проект, каковы его перспективы? Каков будет вклад в экономику региона?

– Грузооборот Охотска стабильно растет. В прошлом году в порту переработано более 250 тысяч тонн груза, это практически вдвое больше, чем в 2020-м. В этом году планируется увеличение по золотосодержащей руде. Кроме того, в рамках федеральной программы реконструкции малых северных аэропортов Охотский район получит большой объем строительных материалов, которые будем доставлять морем.

В рамках расширения границ ТОР «Николаевск» начинается модернизация Охотского торгового порта, которая оценивается в 170 млн рублей, инвестором выступает ООО «Николаевский морской торговый порт». Планируем, что, благодаря модернизации и восстановлению портовой инфраструктуры, грузооборот порта вырастет на 140 тысяч тонн, появятся новые рабочие места, а поступления в краевой бюджет превысят 300 млн рублей.

Николаевск-на-Амуре специализируется на обработке генеральных грузов, контейнеров, леса, навалочных грузов и перевозках пассажиров в пригородном сообщении. В навигацию 2021 года грузооборот порта уменьшился на 45%, до 42,7 тысячи тонн. Было зарегистрировано более 2 тысяч судозаходов, более половины совершил паром, доставляющий грузы и пассажиров по Амуру. В прошлом году паром перевез 5 тысяч человек.

Также порт наравне с Де-Кастри участвует в доставке оборудования для Амурского ГПЗ и Амурского ГХК.

«МП»: Ранее высказывались опасения сокращения судозаходов в порты Хабаровского края. Эти опасения подтверждаются?

– По итогам 2021 года было зарегис-трировано около 5 тысяч заходов судов, этот показатель вырос на 11% к показателю 2020-го. В Николаевске-на-Амуре и Охотске увеличились заходы маломерных судов почти вдвое. В остальных морских портах произошел незначительный спад. В Ванино количество судозаходов составило более 1600, из них заходов судов заграничного плавания почти 660.

За четыре месяца этого года количество судозаходов в морские порты края выросло на 5%. Снижение было только в Советской Гавани. Показатели по грузам практически не изменились.

«МП»: Высвободить мощности БАМа может частная железнодорожная ветка от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на берегу Охотского моря, проект которой, по сообщениям СМИ, прорабатывается. Расскажите подробней, что это за проект, почему возник и какое участие в его реализации принимает край?

– Действительно, Тихоокеанская железная дорога от Эльгинского мес-торождения угля в Республике Саха (Якутия) до побережья Охотского моря – один из важных проектов для Хабаровского края. Застройщиком объекта выступает ООО «Порт Эльга». Суммарные затраты – почти 100 млрд рублей. Из них сама дорога – около 40 млрд, по 30 млрд будет направлено на приобретение подвижного состава и строительство порта у п. Чумикан.

Протяженность путей составит около 500 км. Рассчитываем доставлять по ним до 30 млн тонн угля в год. Такая же мощность предполагается и у морского порта. Планируется, что территория терминала войдет в границы морского порта Ванино.

«МП»: Сколько всего инфраструктурных портовых проектов сегодня реализуется в крае? Какие из них наиболее важные для региона? После запуска терминала «ВаниноТрансУголь» планируется построить новые экспортные угольные терминалы?

– Развитие портов Ванино и Советская Гавань – часть государственной политики по развитию внешнеторговых связей со странами АТР. Портовых проектов в крае реализуется очень много, остановлюсь на основных.

В сентябре 2020 года уже введена в эксплуатацию I очередь транспортно-перегрузочного комплекса АО «ВаниноТрансУголь» мощностью 12 млн тонн угля в год. Идет подготовка к строительству II очереди терминала.

Ведется реализация III этапа строительства терминала АО «Дальтрансуголь», предполагающего увеличение мощности перевалки до 40 млн тонн угля в год. Там же в Ванино проведены проектно-изыскательские работы ООО «Прайм» для приема угля из железнодорожных вагонов, накопления и промежуточного хранения с последующей отгрузкой на морские суда для отправки на экспорт в объеме до 16 млн тонн в год.

В Ванинском районе появится новый глубоководный морской угольный терминал, а также будут созданы условия для развития как объектов промышленно-производственного, инновационно-технического назна-чения с применением наилучших доступных технологий в области экологии производства и природопользования, так и объектов сервисного, рекреационного назначения. Инвестором выступает ООО «НПП «Экологические морские технологии». Мощность терминала составит 10 млн тонн угля в год.

Идет работа по строительству глиноземного терминала в бухте Ванина мощностью 1,5 млн тонн в год с перспективой увеличения до 3 млн тонн. Намечено строительство терминала по перевалке экспортного зерна мощностью 2 млн тонн.

В Советской Гавани ООО «Компания Ремсталь» строит транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Планируемый годовой грузооборот – 1 млн тонн в год.

«МП»: Какие преференции получают проекты? Все ли из них подпадают под режим ТОР или Свободного порта Владивосток? Охотно ли идут в портовую сферу инвесторы? По-вашему мнению, не сдерживает ли их новое законодательство об инвестициях?

– С 2016 года на Ванинский, а с 2018-го и на Советско-Гаванский районы распространяется режим Свободного порта Владивосток. Резиденты пользуются налоговыми льготами, упрощенными таможенными и визовыми процедурами, целым рядом других преференций.

На начало мая 2022 года с резидентами СПВ в Хабаровском крае заключено 27 соглашений на 172,6 млрд руб-лей инвестиций. По этим проектам предполагается создать более 6 тысяч рабочих мест. Фактически уже вложено около 47 млрд рублей, создано почти 2,5 тысячи рабочих мест. Если посчитать, то в среднем на 1 проект приходится более 6 млрд рублей.

Мы находимся в постоянном контакте и с инвесторами, и с Минвос-токразвития для улучшения условий СПВ. Так, с 2021 года снижен объем вложений с 5 млн до 500 тысяч рублей. Это позволило открыть ворота для малого и среднего бизнеса в Свободный порт.

«МП»: В Хабаровском крае сформирована программа новой кооперации с Китайской Народной Республикой. Что включает эта программа?

– Процитирую Президента России Владимира Владимировича Путина: «Китай является нашим самым крупным торгово-экономическим партнером в страновом измерении – свыше 100 миллиардов долларов. Я уже не говорю про крупные проекты, связанные с нефтью, с газом, с авиацией, с машиностроением, с атомной энергетикой».

Сегодня торгово-экономические отношения с дружественными странами, к которым относится КНР, – безусловный приоритет. Правительством края уже направлена в Минвостокразвития России программа кооперации с Китаем.

Сначала были изучены возможности сотрудничества и перспективные направления, список которых впечатляет. Здесь агропромышленный комплекс, судо- и авиастроение, фармацевтическое производство, здравоохранение, пищевая промышленность и множество других. Уверен, санкции только помогут Хабаровскому краю в развитии.

«МП»: Какие мероприятия предусмотрены программой, как будет развиваться транспортное сообщение? Например, сейчас обсуждается открытие грузо-пассажирского перехода в Китай, который затронет развитие острова Большой Уссурийский. Этот проект вошел в программу новой кооперации с Китаем, какова его судьба?

– Остров Большой Уссурийский – это перекресток транспортных коридоров Дальнего Востока и Северо-Востока Китая. Он связан с Транссибом и БАМом, с федеральными трассами, имеет огромный транзитный потенциал.

Первоочередная задача здесь – выстроить транспортно-логистические коридоры с КНР. Наша команда активизировала работу по созданию пункта пропуска на Большом Уссурийском. Сейчас идет согласование документов на уровне руководства наших стран. Еще в начале февраля состоялись переговоры глав РФ и КНР, где остров был обозначен как платформа для дружественного сотрудничества, экономического процветания, а также для основы нового логистического направления инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза.

Мы уже подготовили земельный участок площадью 43 га для строительства пункта пропуска на острове. Разрабатывается документация на строительство автодороги, в Минтранс России направлено обоснование изменения классификации пункта пропуска на грузо-пассажирский. Задача амбициозная: к 2026 году выйти на показатели 700 тысяч человек и 700 тысяч тонн грузов в год, а к 2031 году их удвоить. Особый акцент будем делать на резидентов ТОР, занятых в производстве стройматериалов, сельском хозяйстве и нефтепереработке. Такие же оценки и у китайской стороны.

Ожидаем, что с запуском этого пункта пропуска увеличится приток частных инвестиций и до 30% снизятся транспортно-логистические издержки экспортеров. Таким образом, мы и оптимизируем транспортно-логистические затраты компаний, и загрузим Транссиб в обратном направлении.

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ