ВГК модернизирует порт Шахтерск, чтобы переваливать до 20 млн тонн угля в год - Морские вести России

ВГК модернизирует порт Шахтерск, чтобы переваливать до 20 млн тонн угля в год

25.04.2021

ВГК модернизирует порт Шахтерск, чтобы переваливать до 20 млн тонн угля в год

По итогам 2020 года ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК), входящая в десятку крупнейших российских экспортеров угля, отгрузила на экспорт 11 млн тонн своей продукции, добываемой на Солнцевском разрезе в Сахалинской области. Основным транспортным активом компании, через который ведется перегрузка угля на морской транспорт, является ООО «Угольный морской порт Шахтерск». Реализуя в порту крупный инвестиционный проект по строительству самого большого транспортера от места добычи до морского порта протяженностью 23 км и внедряя передовые технологии перевалки угля, ВГК планирует в ближайшем будущем выйти на объем отгрузки угля в 20 млн тонн в год.

О подробностях работы порта, технологиях перевалки и перспективных планах развития стивидорной компании в интервью журналу «Морские порты» рассказывает исполнительный директор ООО «Угольный морской порт Шахтерск» Анатолий Балакин.

«МП»: Анатолий Валерьевич, закончился непростой для всех год, осложненный мировым экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавируса, падением нефтяных цен и торговыми войнами. Как в этих условиях сработала ваша компания – «Угольный морской порт Шахтерск», какими будут производственные показатели по итогам 2020 года в сравнении с предыдущим? Изменились или нет направления отгрузок вашего угля, страны-получатели?

– Действительно, 2020 год был непростой. И не только для бизнеса. Бесспорно, мы ощутили влияние на рынок сбыта из-за пандемии, но нам удалось сохранить ключевых покупателей благодаря существующим договорным отношениям и закончить год с показателем по отгрузке в 11 млн тонн.

Также в 2020 году расширился флот, что позволило нам нарастить объемы отгрузки. К работе приступили новые баржи и буксиры.

Если говорить о цифрах, то показатель 2019 года мы превысили уже к концу октября 2020 года. Рекордной для порта цифры в 10 млн нам удалось достичь к 28 ноября. В будущем «Восточная горнорудная компания» (ВГК) планирует выйти на объемы отгрузки в 20 млн тонн угля в год.

Сохраняя позиции одного из ключевых поставщиков энергетического угля в страны АТР, а это в первую очередь Южная Корея и Китай, мы рассматриваем Индию и Юго-Восточную Азию. Уверенные позиции компании подтверждают данные по грузообороту Ассоциации морских торговых портов. Согласно рейтингу ТАСС, по итогам третьего квартала 2020 года «Угольный морской порт Шахтерск» (УМПШ) поднялся с 9-го на 8-е место, стабильно находясь в десятке лидеров.

«МП»: Как была организована работа УМПШ в условиях санитарных ограничений, связанных с COVID-19, болели ли работники, приостанавливалась ли работа порта, какая система противодействия была выстроена в целом?

– Несмотря на пандемию коронавируса, нам удалось войти в плановый режим погрузочно-разгрузочных работ практически с момента открытия навигации. Первую партию угля отгрузили на судно из Китая. И уже на тот период на нашем объекте был введен алгоритм действий, препятствующих распространению коронавирусной инфекции.

Он остается актуальным и на сегодняшний день. Данный план был разработан, согласован и претворяется в жизнь в партнерстве с правительством Сахалинской области, муниципальными органами власти, а также Роспотребнадзором и другими структурами надзорных и контролирующих органов.

К примеру, первыми на судно, планируемое встать под погрузку, поднимаются работники Роспотребнадзора. Они проводят осмотр экипажа, делают тесты. И только после получения всех результатов судно может встать под погрузку.

Работники в порту проходят обязательный пред– и послесменный осмотр. В случае обнаружения признаков ОРВИ у сотрудников берется экспресс-тест для анализа. На время ожидания результатов сотрудник изолируется и не допускается к работе. Забор биоматериала для проведения теста осуществляется на месте медицинскими сотрудниками компании, прошедшими соответствующую подготовку. На ежедневной основе проводятся бесконтактные замеры температуры. Обязательным является ношение масок.

С целью сокращения физических контактов совещания и встречи переведены в онлайн-формат, командировки сведены к минимуму, а бумажный документооборот максимально переведен в электронный формат. Выработанная ВГК и оперативно внедренная стратегия по предотвращению распространения коронавирусной инфекции позволила сохранить здоровье работников порта и обеспечить безостановочную работу.

Если говорить про текущую ситуацию, ВГК одной из первых в Сахалинской области подключилась к прививочной кампании от коронавирусной инфекции в рамках стартовавшей в России массовой вакцинации. Сотрудники, желающие сделать прививку, вакцинируются от COVID-19 отечественными препаратами в поликлинике города Углегорска.

Для удобства сотрудников у нас формируются группы желающих пройти вакцинацию от коронавирусной инфекции. Сотрудникам достаточно обратиться в специализированные службы компании, чтобы записаться на прививку. После этого определяется дата и время, что позволяет работникам быстро и без очереди посетить процедурный кабинет для введения первой и последующей вакцин.

«МП»: УМПШ специализируется исключительно на перевалке угля. Опишите в общих чертах, как на сегодня устроена технологическая схема приема и отгрузки угля на суда? Претерпела ли она за последние годы кардинальные изменения?

– Мы применяем рейдовый метод погрузки угля, и он доказывает свою эффективность. Рейдовый способ оправдан с учетом особенностей прибрежной зоны и отсутствия глубоководных портов.

Мы начинали с обработки судов грузовместимостью 5 тысяч тонн. В апреле 2019 года обработали первое судно типа Capesize вместимостью 160 тысяч тонн. На сегодняшний день у нас нет никаких ограничений по загрузке судов.

«МП»: Каковы возможности и характеристики терминала: по складированию угля, перевалке и приему судов? Как решаются вопросы работы терминала в зимний период?

– За последние несколько лет мы значительно увеличили производительность берегового судопогрузочного комплекса порта: удлинили сеть ленточных конвейеров, установили на причале четыре судопогрузочные машины. Кроме того, увеличили мощности складских площадей: с 1 млн тонн в 2015 году до 3,3 млн тонн на 2020 год.

Сегодня береговое оборудование порта перегружает до 10 тысяч тонн угля в час. Годовая мощность составляет около 12 млн тонн. Со следующего года приступаем к модернизации порта.

Мы реализуем крупный инвестиционный проект, создав современный порт, оснащенный стакер-реклаймерами. Это позволит нам выйти на объем отгрузки угля в 20 млн тонн в год.

Порт работает на протяжении всего периода навигации. Межнавигационный период в среднем длится от 8 до 9 месяцев. В зимний период, когда навигация не осуществляется, происходит накопление угля для следующей навигации.

«МП»: Какие транспортные средства и в каком количестве используются для доставки угля с Солнцевского разреза в порт, каков парк механизации стивидорной компании, вспомогательный и технологический флот? Насколько изменилось количество перегрузочной техники и единиц флота за последнее время, позволившее достичь высоких показателей в отгрузке угля на экспорт?

– Сейчас процесс доставки угля с разреза в порт осуществляется с помощью большегрузных машин. В среднем за смену на линию выходит около 100 единиц техники, каждая из которых перевозит до 150 тонн угля.

За морскую транспортировку у нас отвечает ООО «Роктри ВГК Стивидор», созданное совместно с сингапурской компанией Rocktree. В рамках совместного проекта мы ввели в эксплуатацию новый флот. На сегодняшний день технологический флот стивидорной компании насчитывает шесть единиц. Это четыре самоходные баржи общим дедвейтом 30 тысяч тонн и два перегружателя Emco, а также уникальный для России морской перегружатель Genova с мощностью перегрузки 4 тысячи тонн угля. Вспомогательный флот насчитывает два буксира.

С целью увеличения производительности рейда и уменьшения себестоимости перевалки мы приобретаем новые суда, замещаем старые меньшего дедвейта максимально большими. В настоящее время в состав флота входят четыре баржи дедвейтом по 7 тысяч тонн каждая, три баржи дедвейтом по 600 тонн каждая, два судна дедвейтом 1,7 тысячи тонн и семь буксиров для обеспечения работы порта во внешней и внутренней гавани, а также на рейде.

«МП»: Соответствует ли в настоящее время технология перевалки угля УМПШ новому понятию в законодательстве «закрытая перевалка»? На всех ли этапах отгрузки в порту применяются методы экологической защиты окружающей среды, предписанные справочником Наилучших доступных технологий (НДТ), недавно вступившим в действие? Какие это методы и технические средства? Что еще предстоит сделать с точки зрения защиты экологии?

– На сегодняшний день УМПШ применяется ряд технологий, технических способов и методов, входящих в перечень понятий закрытой перевалки угля, утвержденный приказом Минтранса России от 04.09.2020 г. №353.

К примеру, при открытом штабелировании угля на складе применяется пылеподавление орошением «для предотвращения пыления». Складирование угля производится на площадках с изолированной и дренированной поверхностью. При работе конвейерных линий используются локальные ветрозащитные устройства, а при работе перегружателя – метод аспирации воздушных масс, позволяющий удалять мелкие частицы и взвеси, загрязняющие воздух.

Для исключения возникновения пыления на твердом покрытии территории порта и при использовании в производственных целях ковша погрузчика применяется пылеподавление орошением «для поглощения и осаждения пыли».

В рамках проекта модернизации порта планируется целый комплекс дополнительных экологических мер. К примеру, сейчас мы приступили к проектированию локальных очистных сооружений. Это позволит решить проблему очистки сточных вод, образующихся на причальных сооружениях.

«МП»: Как продвигается строительство закрытого транспортера по доставке угля от разреза к порту протяженностью 23 км? Когда планируется завершение строительства? Как увеличится объем перевалки угля УМПШ после ввода транспортера в эксплуатацию? Потребует ли это расширения портовой инфраструктуры и что в этом плане уже делается?

– Прежде всего, хочу отметить, что в 2020 году ВГК приступила к объединению своих ключевых активов в единый производственный комплекс. Масштабные проекты реализуются на «Солнцевском угольном разрезе» и в «Угольном морском порту Шахтерск».

Основной этап строительства конвейера начался во второй половине 2020 года. Строящийся объект представляет собой комплекс магистральных конвейеров, включая перегрузочные узлы и эстакаду, состоящую из трех отрезков. Магистраль размещена в технологическом коридоре, имеющем в своем составе сервисную автодорогу, линии энергоснабжения и связи, освещение и защитные экраны.

Трасса выбрана с учетом рельефа местности и технологических особенностей эксплуатации конвейерных систем. По проекту предусмотрены наземные и надземные секции эстакады в зависимости от необходимости пересечения водных преград и автодорог. При этом максимальная высота надземных отрезков будет достигать 24 метров.

Начали с возведения фундамента. Параллельно с этим приступили к производству устройства дорожного основания для технологической автомобильной дороги, которая предназначена для строительства и обслуживания конвейерной галереи. Перед началом ведения работ по устройству фундаментов опор магистрального конвейера была оформлена вся проектная документация и получены соответствующие разрешения на строительство и выбор подрядных организаций для выполнения строительно-монтажных работ. В рамках подготовительного этапа была осуществлена разработка грунта, выполнена расчистка трассы от насаждений и проведены работы по устройству временных дорог.

На данный момент мы уже получили практически четверть от всего комплекта оборудования. Секции угольного конвейера монтируются на специально оборудованной площадке. Собранные конструкции проверяются службой контроля качества и доставляются к месту монтажа.

В ходе строительства используются последние на сегодняшний день современные технологии. Скорость транспортировки угля по магистральному конвейеру составит 5,5 метра в секунду. Возводимый объект позволит осуществлять доставку угля наиболее экологичным, признанным во всем мире способом. По всей длине конвейера установлены укрытия, а на перегрузочных узлах предусмотрены системы обеспыливания. Установка пылеулавливающих систем на узлах перегрузки позволит достичь эффективности пылегазоочистки не менее чем на 95%. Таким образом, после запуска конвейера пыление и шумовое воздействие существенно снизятся. Завершение строительства запланировано на 2022 год.

Параллельно с работами по строительству конвейера будет реализован крупный инвестиционный проект по модернизации порта с применением новых технологий, в том числе с использованием стакеров-реклаймеров. По мере возведения объектов стивидорная компания будет вводить новые профессии, такие как докер-механизатор (машинист стакер-реклаймера, оператор транспортно-конвейерной системы), водитель мобильной установки пылеподавления, слесарь по ремонту и обслуживанию пересыпных станций, оператор ЦПУ.

Морские порты №1 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ