Портовики просят обсудить денежно-кредитную политику ЦБ в Госдуме
05.05.2025
Транспортная политика

Фото пресс-службы Госдумы
Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила председателю Госдумы Вячеславу Володину и главе Правительства РФ Михаилу Мишустину письма с просьбой организовать в нижней палате парламента обсуждение текущей финансово-кредитной политики Центрального банка России (ЦБ) с привлечением Минтранса, представителей транспортной отрасли и их общественных объединений.
Главе ЦБ Эльвире Набиуллиной АСОП направила обращение с просьбой учитывать возможные негативные последствия принятии решений по ключевой ставке и иным мерам по борьбе с инфляцией для портовой и других отраслей транспорта. Копии писем есть у «Морских портов».
Сергей Алексеев
Существуют риски срыва задач нацпроекта
По мнению Ассоциации, практически запретительная базовая ставка Центробанка не позволяет участникам отрасли использовать заемные средства для реализации инвестиционных проектов. В то же время санкции и имеющиеся в законодательстве ограничения на формирование доходной части портовых проектов в иностранной валюте создают существенные препятствия для кредитования за пределами РФ.
В текущей ситуации существует риск срыва задач национального проекта «Эффективная транспортная система», который предусматривает увеличение к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза, а также дальнейшее увеличение мощностей морских портов с 2024 по 2030 год до 1,611 млрд т.
Соответствующая потребность в инвестициях в порты оценивается в 580 млрд рублей частных компаний и 119 млрд рублей из федерального бюджета.
«Кроме того, участники отрасли заявили о еще 33 проектах, не вошедших в состав национального проекта, планируемых к реализации в портах в период до 2030 года и предполагающих частные инвестиции на общую сумму свыше 300 млрд рублей», – отметили в АСОП.
Однако по итогам прошлого года второй раз за всю новейшую историю портов России (первый раз в 2022 году) произошло снижение грузооборота российских портов к уровню предыдущего года (на 2,3%, до 886,3 млн т).
Причинами этого послужили недостаточные темпы развития железных дорог в направлении портов и сложности в реализации инвестпроектов. Не последнюю роль в этом сыграли текущие параметры механизмов финансирования и заимствования, а также стоимость кредитных средств.
«Кроме того, указанный национальный проект сформирован Правительством РФ со значительным дефицитом федерального финансирования, а принятый Закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» 419-ФЗ от 30.11.2024 г. этот дефицит увеличил. Таким образом, с учетом перечисленных выше обстоятельств, практически единственным финансовым инструментом не только дальнейшего развития, но и обеспечения текущей деятельности отрасли является использование собственных средств предприятий отрасли», – акцентируется в обращениях АСОП.
Ответ Центробанка
Заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики – начальник Управления комплексных аналитических работ ЦБ Дарья Короткова в ответном письме (копия имеется у «МП») объяснила суть инвестиций в условиях высоких ставок.
Так, основой частных инвестиций в России, как и в других странах, является собственный капитал, который вкладывают акционеры, принимая на себя риски бизнес-проекта, изменения рыночной конъюнктуры.
Полагаться только на заёмное финансирование и допускать ускорение роста кредитной нагрузки, не пропорциональное динамике доходов предприятий, чревато существенными сложностями с обслуживанием долга.
В условиях высоких процентных ставок в качестве альтернативы банковским кредитам компании могут активнее привлекать долевое финансирование. Приведение своей структуры капитала (соотношения собственных и заемных средств) к более сбалансированной и устойчивой к конъюнктуре финансового рынка является необходимым условием качественного развития экономики в дальнейшем. Развитию именно долевого финансирования в России будет уделено особое внимание в предстоящие годы.
Задавшись вопросом, почему же было необходимо повышение ключевой ставки, Д. Короткова пояснила, что в 2023 – 2024 гг – это необходимая мера, направленная на возвращение инфляции к цели (4%). Причина высокого темпа роста цен в том, что расширение спроса значительно опередило прирост производственных возможностей.
Для быстрого наращивания предложения в России не хватает рабочей силы, оборудования и технологий. Чтобы эти ограничения стали менее острыми, нужно время. Если спрос при этом продолжит расти так же быстро, то инфляция будет ускоряться. Следствием высокой инфляции будет, в том числе удорожание инвестиционных проектов и рост издержек компании.
Экономика постепенно реагирует на ужесточение денежно-кредитной политики. Но пока инфляционное давление все еще остается высоким. В декабре (2024г.) годовая инфляция составила 9,5%. Поэтому сейчас необходимо продолжить проведение жесткой денежно-кредитной политики, чтобы сдержать избыточный спрос, поддержать более высокую норму сбережений.
По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
По мере устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий можно будет постепенно перейти к снижению ключевой ставки, сохраняя необходимую степень жесткости денежно-кредитных условий для поддержания дезинфляционного процесса.
Ценовая стабильность необходима как населению, так и бизнесу. Она способствует повышению доступности заемного финансирования внутри страны, что имеет особое значение в условиях ограничения внешнего финансирования. Только в условиях низкой инфляции могут формироваться умеренные долгосрочные рыночные процентные ставки.
Проведение ответственной денежно-кредитной политики, которая будет поддерживать инфляцию на низком уровне, в конечном счете, позволит обеспечить умеренный уровень долгосрочных ставок для всех отраслей экономики, повысит доступность финансирования для бизнеса и граждан.
Замдиректора также добавила, откуда ЦБ черпает информацию. Оказалось, для принятия решений в области денежно-кредитной политики Банк России использует широкий круг источников, в том числе регулярные опросы предприятий нефинансового сектора. Эти опросы проводятся ЦБ на ежемесячной основе по выборке, включающей более 15 тысяч предприятий, (как крупных и средних, так и малых) из различных секторов экономики – промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, торговли, сферы услуг во всех субъектах Федерации.
При этом данные мониторинга носят опережающий характер по отношению к данным официальной статистики, а также содержат экспертные оценки руководителей предприятий относительно не только текущих, но и ожидаемых изменений в основных сферах деятельности. Такая информация особенно актуальна в период адаптации бизнеса к меняющимся внешним и внутренним экономическим условиям.
Морские порты №1 (2025)